Научная статья на тему 'Глобализация биоэтики в период пандемии COVID-19'

Глобализация биоэтики в период пандемии COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
172
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Биоэтика / глобализация / этические принципы / глобальная биоэтика / моральный универсализм. / Bioethics / globalization / ethical principles / global bioethics / moral universalism.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Наргиза Ортикова

В статье выяснены основные подходы и тренды глобальной биоэтики. Рассматриваются методологические и теоритические аспекты реализации принципов биоэтики и биополитики. Делается вывод о глобальной биоэтике и перспективах дальнейшего расширения и теоретического обоснования биоэтики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The globalization of bioethics during the COVID-19 pandemic

The article clarifies the main approaches and trends in global bioethics. The methodological and theoretical aspects of the implementation of the principles of bioethics and biopolitics are considered. A conclusion is made about global bioethics and the prospects for further expansion and theoretical substantiation of bioethics.

Текст научной работы на тему «Глобализация биоэтики в период пандемии COVID-19»

Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations

Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index

The globalization of bioethics during the COVID-19 pandemic Nargiza ORTIKOVA 1

Samarkand State Medical Institute, Samarkand, Uzbekistan

article info

abstract

Article history:

Received September 2020 Received in revised form 15 September 2020 Accepted 25 September 2020

Available online 1 October 2020

Keywords:

Bioethics, globalization, ethical principles, global bioethics, moral universalism.

COVID -19

rno6a.n.namyBH

The article clarifies the main approaches and trends in global bioethics. The methodological and theoretical aspects of the implementation of the principles of bioethics and biopolitics are considered. A conclusion is made about global bioethics and the prospects for further expansion and theoretical substantiation of bioethics.

2181-1415/© 2020 in Science LLC.

This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

пандемияси даврида биоэтиканинг

аннотация

Калит сузлар:

Биоэтика глобаллашув, ахло;ий тамойиллар, глобал биоэтика, ахло;ий универсализм.

Ма;олада глобал биоэтиканинг асосий ёндашувлари ва тенденциялари аникланган. Биоэтика ва биополитика тамойилларини амалга оширишнинг услубий ва назарий жих,атлари куриб чи;илган. Глобал биоэтика ва биоэтикани янада кенгайтириш ва назарий асослаш исти;боллари тугрисида хулоса ;илинади.

1 Assistant Applicant, Samarkand State Medical Institute, Samarkand, Uzbekistan e-mail: giza1003@mail.ru

Глобализация биоэтики в период пандемии COVID-19 _ аннотация_

Ключевые слова:

Биоэтика, глобализация, этические принципы, глобальная биоэтика, моральный универсализм.

В статье выяснены основные подходы и тренды глобальной биоэтики. Рассматриваются методологические и теоритические аспекты реализации принципов биоэтики и биополитики. Делается вывод о глобальной биоэтике и перспективах дальнейшего расширения и теоретического обоснования биоэтики.

Биоэтика (биомедицинская этика) - это медицинские знания и проблемы, которые возникают на пересечении медицинской практики и человеческих ценностей. Принимаемые Всемирной медицинской ассоциацией, созданной в сороковых годах 20 века, нормативные документы, регулируют с этической точки зрения отношения в медицинской практике между врачом и пациентом, медициной и государством, медициной и населением страны.

Достижения человечества в обеспечении основных прав человека, в том числе право на жизнь и здоровье, комфортное существование в социуме, затрагивает основы человеческого бытия, его мироощущение.

ГЛОБАЛЬНАЯ БИОЭТИКА

Является областью знания, возникшей на пересечении философии, литературы, природоохранного знания и биомедицины.

В.Р.Поттер, отец биоэтики, призывает обратить внимание, что человечество не должно ограничиваться сферой человеческих отношений и здравоохранения, а обращать внимание на всю биосферу, регулировать и контролировать вмешательства человека в разнообразные проявления жизни.

В глобальной биоэтике идет речь и о правах пациента, и о правах гражданина, о ценности и неприкосновенности каждой личности, о ценности природы, которая нас окружает, о медицинских и социальных правах населения. Глобальная биоэтика предполагает доступность образования, нравственное совершенствование человека, улучшение качества индивидуальной жизни, сохранение и развитие окружающей среды и собственно человеческой природы, совершенствование коммуникации между людьми в решении глобальных проблем человечества.

Проблемы климатических изменений, голода, бездомности, миграции населения требуют общих усилий всех цивилизованных стран мира для решения и выработки общей моральной основы. Страны западного и восточного мира, как правило, имеют свои специфические проблемы в системе здравоохранения и медицины, свои особенности философских и национальных традиций.

Общество в западных странах менее консервативно. Западные ценности предполагают сохранение человеческой автономии, её достоинства, ответственности самой личности за своё существование, за возможность отстаивать собственные ценности, бороться за их воплощение в жизнь.

В восточных странах глубоки моральные ценности в обществе, в семье, прививаются навыки осознания ответственности человека не только за ближайшие, но и за отдаленные последствия своих поступков. Моральные устои и социальная жизнь молодежи контролируется представителями старшего

поколения. Родители помогают молодым семьям материально и в воспитании внуков.

Глобальная биоэтика не ограничена территориями и странами. Кроме того, мировые рынки создают новые проблемы - торговля органами, медицинский туризм, коррупция и биологический терроризм. Даже если проблема имеет ограниченный территориальный характер, она имеет долгосрочные последствия для других регионов и стран, например, авария на Чернобыльской АЭС или локальные войны и конфликты (Приднестровье, Нагорный Карабах, Украина).

Экологические проблемы тесно связаны с состоянием здоровья населения, поэтому экологические и медицинские аспекты различных экологических бедствий рассматриваются неразрывно друг от друга. Экологические проблемы, связанные с высыханием Аральского моря, рассматриваются на международной арене мировым сообществом, экологическими организациями, всемирной организацией здравоохранения и ООН. Разрабатываются меры по ликвидации последствий высыхания Арала с участием всех стран региона.

Негативные изменения среды обитания человека, химическое и бактериальное заражения почвы и водоемов, появление новых ранее неизвестных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, психологический стресс за счет бурного развития информационных технологий, социально-экономические и политические потрясения обуславливают резкое внимание общества к вопросам экологии человека как части общей экосистемы.

Основная задача медицинской биоэкологии - сохранение здоровья населения, устранение и снижение негативного влияния на человека современной среды обитания.

Глобальная биоэтика является частью глобализации научных исследований, реформ здравоохранения, развития медицины, экологической и социальной ситуации в различных странах. Пандемии неизвестных науке заболеваний, недоедание, голод, недоступность к питьевой воде, изменение климата требуют координации международных усилий всех стран планеты, признавая это глобальными человеческими ценностями.

Содействие здоровью и социальному развитию, улучшение условий жизни и состояния окружающей среды должно стать приоритетными задачами для правительств, они должны обеспечить доступ населения не только к качественным медицинским услугам и лекарственным средствам, но и к надлежащему снабжению продуктами питания и водой, уменьшая масштабы нищеты и неграмотности.

Медицинская наука и практика бурно развивается. Развиваются информационные технологии, касающиеся здоровья человека Новые биомедицинские методы, такие как: трансплантация органов, искусственное оплодотворение, реанимация тяжелых больных, диализ при заболевания почек и др., обострили традиционные этические проблемы. Прежде всего, это отношение врача и пациента, сохранение врачебной тайны и степени тяжести заболевания от больного и его родственников.

Возникают новые проблемы: как долго проводить реанимационные мероприятия, чтобы привести пострадавшего в сознание, нужно ли поддерживать жизнь пациенту в глубокой коме, с каким весом и какими серьёзными пороками

развития новорожденного необходимо держать в кювезе для поддержания жизненных функций?

В современном многополярном обществе с различными религиозными представлениями о мире и разными этническими традициями национальных групп обостряются проблемы взаимопонимания и ответственности врача и пациента, медицины и общества. Необходимо учитывать современные медицинские технологии и ценность получения медицинской помощи любым пациентом, нуждающимся в них.

Основой биоэтики является отношение врача и его пациента. Основными принципами в этих отношениях являются взаимное уважение, доброжелательность, конфиденциальность, важная заповедь - «не навреди». Медицинский работник должен быть образованным и воспитанным человеком, следить за своим поведением и каждым произнесенным словом. Необходимо учитывать уклад, обычаи, нормы и ценности каждого пациента и его семьи. Врач должен обладать и развивать в себе милосердие, уважать человеческое достоинство. Необходимо быть готовым к самопожертвованию в интересах больного, нужно помогать ему преодолеть все переживания и страдания во время тяжелых заболеваний. Все эти качества медицинские работники проявляют в настоящее время на передовых рубежах в борьбе с коронавирусом. Пандемия коронавируса с новой остротой ставит перед человечеством вопрос, на который медицина и биоэтика ищут ответы с прошлого столетия «Кто должен жить, если не каждый может?»

СПИД, атипичная пневмония, лихорадка Эбола и, наконец, COVID-19- в жизнь человека прочно вошли тяжелые инфекционные заболевания и сопутствующие социальные эксперименты. Эпидемии, оказывая давление на социум, как бы «вскрывают» его, обнажая невидимые структуры, и демонстрируют то, что действительно важно и обладает реальной ценностью.

На фоне стремительного развития технологий биомедицины происходило оформление стандартов этической экспертизы в клинических экспериментах на людях. Речь шла о доступе к новым дорогостоящим медицинским технологиям-трансплантация сердца, диализ, которые смещали акценты выбора в медицине не »между жизнью и смертью», а «между жизнью и жизнью». Иными словами одной из задач социальной этики стало предложить относительно справедливые механизмы, в которых могли существовать «корыстные» и «предвзятые» люди. Медицинские и научные достижения постепенно превращались в новую религию биоэтики. Текущая пандемия внезапно и радикально разрушила все представления о норме не только в медицинской практике, но и в обществе. Особенно остро это коснулось врачей и вопросов распределения жизнеобеспечивающей терапии в условиях ограниченных ресурсов и отсутствия известного протокола лечения. Одной из главных биоэтических дилемм эпидемии коронавируса стало противостояние этики общественного здравоохранения, выражающееся в справедливом распределении ограниченных ресурсов и ориентации на общественную безопасность, и клинической этики, ориентированной на конкретного пациента. Врач действует, используя «правило спасения», - помочь каждому всеми доступными средствами. Чрезвычайные ситуации требуют от клинициста изменения своей привычной практики.

На фоне беспрецедентных мер мы сегодня слышим об этике. Следуя рекомендациям ВОЗ, многие страны внедрили всеобщую изоляцию, тестирование и другие меры социального дистанцирования, ограничивающие физическое взаимодействие индивидов. Вместе с тем есть множество отличий между странами в способах применения этих мер: кто-то вводит чрезвычайное положение, а кто-то обходится некоторым ужесточением контроля на границах. Возможно мировая история еще не знала таких масштабных и далеко идущих мер, которые затрагивают каждого человека на таком глубоком уровне. В течении нескольких недель способность миллиардов свободно перемещаться и зарабатывать средства к существованию исчезла.

Мы наблюдаем «свободное падение» доверия в мире. На этом фоне представляется важным задуматься о глобальной этике, так как именно «распределение здоровья и болезни» отражает то, как организовано общество и как люди относятся в нем друг к другу.

"...Все, что имеется в мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, решительность в суждении, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку.» - писал Гиппократ.

Защита общечеловеческих и традиционных ценностей - одна из черт социальной биоэтики. Развитая медицина, качественный уровень жизни населения, прогресс в медицинской науке и внедрение новейших технологий во врачебную практику создают платформу для сохранения здоровья человека на долгие годы.

Большое внимание в обществе должно уделяться вопросам охраны здоровья детей, лиц пожилого и старшего возраста, людям с ограниченными возможностями. Забота о подрастающем поколении, о его здоровье и жизни в благоприятных условиях важны не только для родителей, но и для всего общества в целом.

С целью оказания практической помощи молодежи и молодым семьям важно направить усилия государственных органов и гражданских институтов на решение социально-экономических проблем. Качественное образование, медицинские и правовые услуги, доступ к информационным технологиям и интернету, консультативные услуги по обеспечению охраны здоровья и воспитания детей должны быть приоритетными в существовании любого государства.

Социальная биоэтика основана на позитивных правах человека, на использовании всех этических норм и ценностей в конкретных социальных системах: в государственном управлении, внешней и внутренней политике, экономике, экологии. Социальная биоэтика понимает социальное благополучие как гармонию человека с природой, с внешним миром, с окружающими людьми. Человек должен заботиться о своей планете и об окружающем его мире.

Уважайте врачей, которые сейчас на передовой, от которых сейчас очень много зависит и, которые действительно свою жизнь, свое здоровье, свой профессионализм полностью отдают Вам. Поэтому помните об этом, берегите себя и берегите всех окружающих.

Библиографические ссылки

1. Пустовит С.В. Глобальная биоэтика В. Р. Поттера: Продолжение следует? Экологический вестник, 2016, № 3

2. Абдуллаходжаевав М.С. Социально-исторические и культурные основы биоэтики в Узбекистане. Медицинский журнал Узбекистана. 2007, №1

3. Худайбергенов А.М., Захидова М.З., Вихров И.П. Развитие биоэтики в аспекте защиты прав участников в исследованиях. Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана. 2007, №3

4. Jamieson, D. Ethics and Environmtnt. An introduction. Cambridge: Cambridge Univ. Press.- 2008.- C. 68-69.

5. Молодая семья в объективе общественного внимания. Журнал «Гражданское общество». 2007, №2.

6. Мухамедова З.М. Нравственная компонента медицинских знаний врача в контексте биоэтики. Медицинский журнал Узбекистана. 2004, №3

7. Саидалиев С.С. О достижениях и дальнейших задачах в организации профилактических и противоэпидемических мероприятий в республике. Медицинский журнал Узбекистана. 2013, №3

8. Мишаткина Т.В., Мельнов С.Б., Цырдя Т.Н. Социальная биоэтика сквозь призму глобальной биоэтики. Минск, 2018 год

9. Нуралиева Х.О., Дусчанов Б.А., Юсупов Ш.Р. Экологические и медицинские аспекты «программы мер по ликвидации последствий высыхания Арала и предотвращения экосистем в Приаралье». Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана. 2014, №4

10. Пономарева Л.А., Ассесорова Ю.Ю., Бойко И.Б., Садуллаева Х.А. теоретические основы экологии человека, её значение для здоровья и связанные с ней современные проблемы. Медицинский журнал Узбекистана. 2011, №2

11. Захидова М.З. Что такое этика? Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана. 2008, №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.