Научная статья на тему 'Глиняные кисельницы села Богородского конца XIX - начала XX вв. В собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника'

Глиняные кисельницы села Богородского конца XIX - начала XX вв. В собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
390
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛИНЯНАЯ ПОСУДА / ЦЕНТРЫ ГОНЧАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА / КИСЕЛЬНИЦА / БОГОРОДСКОЕ / КОЛЛЕКЦИЯ / ОРНАМЕНТ / НИЖЕГОРОДСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК / POTTERY / POTTERY PRODUCTION CENTERS / KISIELNICA / BOGORODSKOE / COLLECTION / ORNAMENT / NIZHNY NOVGOROD MUSEUM-RESERVE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трусова Мария Петровна

Статья посвящена изучению тематического комплекса «кисельницы» в собрании гончарной керамики Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Эти обрядовые предметы созданы мастерами села Богородское Нижегородского уезда в конце 19 начале 20 века. Уникальность обозначенной группы предметов связана с особенностями технологий производства, форм предметов и их декорирования. Редкой отличительной чертой некоторых предметов стали штампы с именем мастера. Сравнительный анализ помог установить идентичность остальных предметов в коллекции и определить их как продукцию местных гончарных промыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clay kiselniy of the Bogorodskoe village of the late 19th and early 20th century in the collection of the Nizhny Novgorod State History and Architecture Museum-Reserve

The Article is devoted to the thematic complex "kiselny" in the collection of pottery ceramics of the Nizhny Novgorod State History and Architecture Museum-Reserve. These ritual objects created by craftsmen of the Bogorodskoe village of Nizegorodsky district in the late 19 early 20 century. The uniqueness of the designated group of subjects connected with the peculiarities of production technologies, forms of objects and their decoration. Rare hallmark of some items are stamps with the name of the master. Comparative analysis helped to establish the identity of the remaining items in the collection and define them as products of the local pottery crafts.

Текст научной работы на тему «Глиняные кисельницы села Богородского конца XIX - начала XX вв. В собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника»

УДК 069.5 М.П. Трусова

ГЛИНЯНЫЕ КИСЕЛЬНИЦЫ СЕЛА БОГОРОДСКОГО КОНЦА XIX—НАЧАЛА XX века В СОБРАНИИ НИЖЕГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

В собрании Нижегородского государственного историю-архитектурного музея-заповедника (далее—НГИАМЗ) находится большая коллекция глиняной посуды. Она отражает развитие крупных гончарных центров Нижегородского края за длительный период времени. В процессе изучения этой коллекции для каждого центра определяются особенности способов производства, используемые материалы, характерные виды и формы предметов. Такая систематизация необходима для дальнейшей успешной работы по атрибуции предметов, пополняющих собрание музея-заповедника и находящихся на хранении в музеях Нижегородской области.

Научное описание керамики предполагает определение точного наименования предмета, материала и техники его изготовления, а также назначения. В совокупности эта информация может указывать на место и время производства. Приступая к научному описанию групп однородных предметов из глины—крынок, кувшинов и т. п.,—особенно важно и сложно сгруппировать их в соответствии с центрами производства. Рассмотрим один из способов решения этой задачи на примере изучения кисельниц из собрания НГИАМЗ.

В коллекции музея-заповедника находится 25 кисельниц. Само название предмета не единственное, кроме него встречаются и другие: форма для заливного, студеница. Но обратимся к определителю памятников материальной культуры «Хозяйство и быт русских крестьян», составленному сотрудниками Государственного исторического музея и Центрального этнографического музея: «В зажиточных хозяйствах пользовались также кисельницей—посудой для киселя: в центральных губерниях—глиняной с поливой (муравленой). В Пермской губернии кисельницы делались чугунного каслинского литья, на Севере пользовались деревянной кисельницей точеной (иногда окрашенной с росписью)»1. Действительно, для Нижегородской губернии как одной из центральных характерны кисельницы из красной или белой глины с поливой разных оттенков. Горячий кисель заливался в кисельницу для застывания, и в итоге имеющийся на дне кисель-ницы орнамент отпечатывался на готовом кушанье. Кисельницы могли использоваться и для приготовления холодного (холодца, студня, заливного), но не наоборот. Дело в том, что кисель—это русское традиционное блюдо, широко распространенное в первую очередь в крестьянской среде, его готовили повсеместно и ежедневно в отличие от мясного холодного, которое крестьяне могли себе позволить лишь в дни, свободные от постов, и в праздники. Остановимся на истории киселя чуть более подробно, так как значение

1 Бежкович А. С., Жегалова С. А. и др. Хозяйство и быт русских крестьян. Памятники материальной культуры. Определитель. М.: Советская Россия, 1959. С. 189.

этого кушанья в жизни наших предков обуславливает и появление специальной посуды для его приготовления.

Согласно словарю В. Даля, кисель—это «(кислый) мучнистый студень»2. Тут же автор перечисляет виды киселя, существовавшие на Руси: «овсяный, ржаной, пшеничный кисель, ставится на опаре и закваске; гороховый, пресный»3. Выделение горохового киселя связано с тем, что его при приготовлении никогда не заквашивали.

Что касается способа приготовления, то он чаще всего был таким: «Растворив в воде ржаную муку с отрубями, подбавляли закваски и давали ей „укиснуть". Потом, процедив раствор и откинув отруби, добавляли еще воды; когда вся эта масса „устоится", на дне оседает гуща; заваривали ее кипятком и продолжали варить размешивая, а затем разливали в миски или тарелки и давали остыть»4.

Кисель был ритуальным блюдом на поминках наряду с кутьей и другими: «Дмитриевская суббота, одна из важнейших поминальных. В это время поминающие приготовляют угощение,—кутья, кисель с сытою и молоком, пироги, блины, коржи, кныши, резки или лепешки, пиво и водка, суть непременные принадлежности при поминании»5. Кисель не обходили вниманием, готовя и свадебный стол: «Для застолья во второй свадебный день готовили те же блюда, что были на столе и накануне. Сразу к завтраку, кроме стряпни, выставляли горячие щи или суп, несколько тарелок разных каш с маслом и медом, овсяный и гороховый кисели»6. И при всем при этом кисель оставался неотъемлемой частью повседневного стола: «Кисели—овсяный, гороховый и гречневый... в крестьянской семье подавали за завтраком в горячем виде, в обед—в холодном, разрезая его на куски и обливая растительным маслом»7. Гороховый кисель покупали и ели в основном на базарах, дома его не готовили, так как «горох, хотя и высевался почти в каждом крестьянском хозяйстве, съедался еще зеленым—он составлял лакомство для детей»8.

Как видно из вышесказанного, кисель был постоянным блюдом на столе наших предков и имел ритуальное значение, поэтому его можно считать первостепенным по отношению к холодному, и для обозначения специальной посуды следует остановиться на термине «кисельница». Но стоит отметить, что значение этого термина неоднозначно. Дело в том, что от слова «кисель» произошло название профессии—кисельник (по аналогии со сбитенщиком). Это слово употреблялось и в женском роде, то есть под ки-сельницей может подразумеваться и женщина, которая готовила и продавала на базаре кисель9. Подобную вариативность значений важно учитывать при исследованиях.

После решения вопроса с терминологией необходимо перейти к работе над другой проблемой—определению места производства предметов и группировке их по данному критерию. Сведения из книг поступления оказались довольно скудными, так как многие кисельницы были приобретены у частных лиц, которые не предоставили исчерпывающей

2 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 2: И-О. М.: А.О. Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. С. 275.

3 Там же.

4 Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. С. 149.

5 Терещенко А. Быт русского народа. СПб.: Типография военно-учебных заведений, 1848. С. 129.

6 Березин П. А. Свадьба в Заветлужье. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1981. С. 166.

7 Материалы и исследования по этнографии... С. 206.

8 Там же. С. 159.

9 Ефремова Т. В. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Т. 1: А-О М.: Русский язык, 2000. С. 668.

информации о предметах. Но один из предметов имеет штамп, на котором указаны место производства и имя мастера. Этот предмет стал точкой отсчета в исследовании, именно его тщательное изучение позволило идентифицировать группу кисельниц, произведенных в селе Богородском в конце XIX—начале XX в., в составе коллекции глиняной посуды НГИАМЗ и затем выделить их характерные особенности.

Итак, на дне кисельницы (НГИАМЗ, ГОМ 20388-2) расположен штамп с надписью: «Горшечное заведение. Почетный отзыв. Нижегородская выставка 1885 г. В. Л. Сте-шовъ въ с. Богородскомъ» (илл. 1, 2). Проанализируем данную надпись. Село Богородское Горбатовского уезда (современный город Богородск Нижегородской области) было важнейшим центром гончарного производства Нижегородской губернии. Предположительно родоначальниками этого ремесла стали первые жители села—выходцы из Великого Новгорода, высланные в 1570 г. из города Иваном Грозным. Быстрому становлению и развитию гончарства способствовало наличие в Горбатовском уезде высококачественной красной глины в деревне Высоково и широкие возможности сбывать товар, отправляя его по Волге до Астрахани10. Ассортимент изготавливаемой посуды был очень широк, помимо традиционных были и изделия, отличавшие богородских мастеров: «большие трудоемкие лотки для жарения рыбы, „картовники"—плошки для картошки, огромные „варенные" тазы для варенья»11. К таким характерным вещам можно отнести и богородские кисельницы. Причем стоит отметить, что в с. Богородское сам кисель называли выгонщиком, то есть он был последним блюдом на праздничном столе, и, подав его, гостям намекали, что «пора и честь знать». А если вдруг гости были незваными или нежеланными, то хозяйка и вовсе могла выставить кисель первым на стол12. Из-за возникновения специфического местного названия можно предположить, что здесь кисель был в первую очередь праздничным кушаньем, и нарядная кисельница с орнаментом была в каждом доме, так как «мастерам приходилось учитывать... бытующие в каждой местности локальные или национальные традиции»13. Кроме этого «большим спросом пользовалась посуда поливная, то есть покрытая легкоплавкими глазурями»14. Для приготовления поливы обычно использовались окись свинца, марганец, окись меди, сурик, что придавало ей разные цвета (соответственно желтый, коричнево-фиолетовый, зеленый, красновато-коричневый)15. Среди изделий богородских мастеров чаще всего встречаются покрытые красновато-коричневой поливой.

Масштабы гончарного производства в Богородском были велики, мастера занимали отдельную часть поселения: «гончары жили в самом отдаленном конце поселения, носящем название Вадского, а местные жители в насмешку называли это место Адским концом, намекая на сосредоточенные там печи горшечников»16. Там в конце XIX—начале XX в.

10 Русское гончарное искусство XIX—начала ХХ века. Каталог выставки из собрания Загорского музея. М.: Советский художник, 1976. С. 44.

11 Там же.

12 Записано М. П. Трусовой от Марины Алексеевны Смирновой, директора Богородского исторического музея, 31 мая 2014 г.

13 Гусарова Т., ШмелевЕ. Гончарные промыслы Нижегородчины // URL: www.opentextnn.ru. С. 4. (дата обращения: 08.07.2014).

14 Там же. С. 3.

15 Там же.

16 Карпов А. Промыслы села Богородского и его окрестностей, Горбатовского уезда // Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. СПб.: типография В. Киршбау-ма, 1883. Вып. IX. С. 2432.

Рассмотрим вторую кисельницу (НГИАМЗ, ГОМ 21132-5). На ней расположены штампы с растительным орнаментом, идентичные штампам на кисельнице В. Л. Стешо-ва: на дне—букет из цветка типа ромашки и трех листьев, на бортах—орнаментальная полоса из стилизованных цветов (илл. 3). Учитывая также сходство материалов, можно заключить, что данный предмет также изготовлен в Богородске, возможно даже в мастерской В. Л. Стешова. Если сравнить его с третьей кисельницей (НГИАМЗ, ГОМ 19331), то заметно, что использованы те же штампы, что и на второй—рябинообразные листья и стилизованные цветы, но работа чуть более грубая, не подходящая под стандарт мастерской Стешова, отмеченной наградой Нижегородской выставки 1885 г., однако это уже, несомненно, работа мастеров из Богородского (илл. 4). Четвертая кисельница (НГИАМЗ, ГОМ 20388-3) по стилю вдавленного орнамента сходна с первой и второй из Богородска (илл. 5). Также близкий по форме и орнаменту богородский предмет представлен в каталоге выставки из собрания Загорского музея «Русское гончарное искусство XIX—начала XX века» под № 121 — «Форма для заливного „студеница", 1926, Исполнил Зобнин Николай Васильевич»21.

Илл. 3

Илл. 4

Еще две кисельницы из коллекции НГИАМЗ можно отнести к этой группе. Это удалось установить уже после знакомства с предметами из коллекций Богородского исторического музея и Музея керамики в Богородском центре гончарного искусства.

Сравним пятую кисельницу из собрания НГИАМЗ (ГОМ 23114-12, илл. 6) с двумя кисельницами из богородских музеев (илл. 7, 8). Появляется другая форма—в основании кисельница овальная, а борта теперь проработаны ребрами. Что касается орнамента, то некоторые элементы нам уже знакомы—это букеты и орнаментальные полосы из стилизованных цветов. Но появляется и новый элемент—инициалы из двух или трех букв. Путем сравнения букв «К» и характерных крупных точек можно определить, что использовались подобные штампы. Довольно сложно сказать, кому именно могли принадлежать инициалы на кисельницах — конкретному мастеру, владельцу мастерской или даже, возможно, заказчику.

Шестая кисельница из собрания НГИАМЗ (ГОМ 21132-6, илл. 9) также может войти в богородскую группу, орнаментацией она близка к нескольким кисельницам из Музея керамики (илл. 10, 11).

Русское гончарное искусство... С. 22, 78.

21

Илл. 9 Илл. 10

Вообще в музеях Богородска хранится большое количество кисельниц, изготовленных местными мастерами, на них встречаются штампы с именем мастера В. Л. Стешова

и уже знакомые нам варианты стилизованных растительных орнаментов в новых комбинациях. Это позволяет подтвердить правильность первоначальных выводов о происхождении данной группы кисельниц в собрании НГИАМЗ и в итоге обобщить сведения о богородских кисельницах.

Итак, богородская кисельница конца XIX—начала XX в. изготовлена из красной с коричневым оттенком глины, покрыта красно-коричневой поливой с люстром, в основании она может быть круглой, овальной, прямоугольной с закругленными углами, борта могут быть гладкими, проработаны ребрами или орнаментированы, на дне всегда расположен вдавленный орнамент. С уверенностью можно сказать, что для создания орнаментов, безусловно, существовал набор штампов, характерных именно для богородского производства. Предпочтение отдавалось стилизованным растительным орнаментам—примитивным цветам различных форм и рябинообразным листьям, реже встречаются простые геометрические рисунки—наборы линий, точек, крестиков, фигур, разделенных на сегменты, также можно увидеть на кисельницах инициалы.

В наше время в Богородском районе гончарное ремесло продолжает свое развитие. Там насчитывается более 20 гончаров, и работает Центр развития гончарного искусства. Мастера Центра воспроизводят традиционные штампы и используют их для украшения своих изделий22.

Итак, на данном этапе изучения кисельниц из коллекции глиняной посуды НГИАМЗ по критериям материала, формы и орнаментации была выделена группа предметов, изготовленных мастерами в с. Богородском в конце XIX—начале XX в. Косвенно их связь подтверждает и то, что они были приобретены музеем в разное время, но у одного и того же лица, однако основным доказательством эта информация служить не может. Село Богородское было не единственным центром гончарного производства Нижегородской губернии, и далее предстоит серьезная работа по изучению остальных кисельниц и определению места их происхождения.

Информация о статье Автор: Трусова Мария Петровна—методист, Нижегородский государственный истори-ко-архитектурный музей-заповедник, Нижний Новгород, Россия, trusovamariya@yandex.ru. Заглавие: Глиняные кисельницы села Богородского конца XIX—начала XX века в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Абстракт: Статья посвящена изучению тематического комплекса «кисельницы» в собрании гончарной керамики Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Эти обрядовые предметы созданы мастерами села Богородское Нижегородской губернии в конце XIX—начале XX в. Уникальность обозначенной группы предметов связана с особенностями технологий производства, форм предметов и их

22 Народные художественные промыслы Нижегородской области. Драгоценное наследие Нижегородского края. Гончарное искусство и керамика: каталог Нижний Новгород: ИД «Красивые люди», «ДЕКОМ», 2011. С. 2.

Илл. 11

декорирования. Редкой отличительной чертой некоторых предметов стали штампы с именем мастера. Сравнительный анализ помог установить идентичность остальных предметов в коллекции и определить их как продукцию местных гончарных промыслов. Ключевые слова: глиняная посуда, центры гончарного производства, кисельница, Богородское, коллекция, орнамент, Нижегородский музей-заповедник.

Information on article Author: Trusovа Maria Petrovna—Methodist, Nizhny Novgorod State History and Architecture Museum-Reserve, Nizhny Novgorod, Russia, trusovamariya@yandex.ru. Title: Clay "kiselny" of Bogorodskoe village of the late 19th and early 20th century in the collection of the Nizhny Novgorod State History and Architecture Museum-Reserve. Abstract: The article is devoted to the thematic complex "kiselny" in the collection of pottery ceramics of the Nizhny Novgorod State History and Architecture Museum-Reserve. These ritual objects were created by craftsmen of Bogorodskoe village of Nizegorodsky district in the late 19th—early 20th century. The uniqueness of the designated group of subjects is connected with the features of production technologies, forms of objects and their decoration. Rare hallmark of some items are stamps with the name of the master. Comparative analysis helps to establish the identity of the remaining items in the collection and define them as products of the local pottery crafts.

Keywords: pottery, pottery production centers, kisielny, Bogorodskoe, collection, ornament, Nizhny Novgorod Museum-reserve.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.