Т. А. Потапенко В самом начале лета отмечаются дни рождения двух наших великих
соотечественников, чьи имена тесно связаны в русской культуре: 1 июня 1804 года родился Михаил Иванович Глинка, 6 июня 1799 года— Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин и Глинка были знакомы, встречались у общих друзей. Произведения Пушкина вдохновили Глинку на создание романсов, и главное—на оперу «Руслан и Людмила».
«ГЛИНКА... —
ЖИВОЙ РОДНИК
ВСЕЙ РУССКОЙ МУЗЫКИ»
Музыка, особенно вокальная и программная, находится в тесной связи с национальной литературой и шире — с языком. Музыкальные интонации, например, во многом зависят от речевых интонаций и взаимодействуют с ними. Слушая музыку, мы узнаём песни родного народа, даже если никогда не слышали их ранее.
Обращение к творчеству русских композиторов-классиков может быть уместным и, возможно, даже необходимым в курсах по культуре речи, потому что в их произведениях красота и сила человека и природы находят глубокое и многообразное выражение.
Произведения русской классической музыки вносят в занятия по Михаил Иванович Глинка „ л
культуре речи чувство волнующей гармонии, что особенно важно в
наше дисгармоничное время. Они развивают эстетическое чувство учащихся, столь необходимое для культурного человека. И сама жизнь русских композиторов-классиков — это пример упорного творческого труда и во многом преодоления враждебных обстоятельств.
Вниманию читателей предлагается учебный материал по творчеству Михаила Ивановича Глинки, основоположника русской классической музыки, двухсотлетний юбилей которого был недавно отпразднован. 2004 год был объявлен ЮНЕСКО годом Глинки. По всей России прошли фестивали, конкурсы, концерты, новые оперные спектакли, которые транслировались по центральным каналам телевидения. Вышла в обращение серия почтовых марок, посвящённых юбилею Глинки, опубликована факсимиле рукопись первоначального плана оперы «Руслан и Людмила»... В 2007 году исполняется 150 лет со дня смерти Глинки.
К сожалению, за рубежом знают о творчестве великого русского композитора очень мало, меньше, чем, например, о творчестве Чайковского или Мусоргского.
Публикуемые методические материалы для занятий включают в себя сведения о жизни Михаила Ивановича Глинки, истории создания некоторых произведений, объяснения музыкальных терминов и прак-
(1804-1857)
Татьяна Алексеевна Потапенко
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания СПбГУ
тические задания при прослушивании музыкальных произведений. Выбор здесь очень большой, так как произведения Глинки исполняли и записывали крупнейшие русские музыканты.
Начнём рассказ о жизни и творчестве М. И. Глинки словами композитора ХХ века, музыкального критика и историка музыки Б. В. Асафьева: «Так как народная песня всегда была душой русской музыки, то для нас теперь неразрывно спаянная с ней напевная и задушевная музыка Глинки звучит одинаково, как родное былое и вместе с тем настоящее... Поэтому Глинка, как и народное песенное творчество, — поистине живой родник всей русской музыки».
Глинка Михаил Иванович (1804-1857) — великий русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Его роль в русской музыке можно сравнить только с ролью Пушкина в русской литературе: глубоко национальные произведения Глинки начали новый исторический период. Он хорошо знал, любил и понимал русские народные песни и хоровое церковное пение. При этом в музыке Глинки звучат мелодии и других народов. Он очень много путешествовал и, будучи хорошо образованным, говорил на нескольких европейских языках, он изучал и знал немецкую полифонию Гайдна и Баха, музыку романтиков, композиторов венской школы, особенно Моцарта и Бетховена, итальянскую оперу, испанскую народную музыку..
Михаил Глинка родился и рос в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье богатых помещиков. Как вспоминала мать композитора, он родился рано утром 20 мая, и тогда же в саду запел соловей. В семье очень любили музыку. У отца было несколько крепостных музыкантов, а у дяди был довольно большой и хороший оркестр из крепостных. Маленький Миша полюбил русские народные песни, колокольный звон. Глинку в детстве учили играть на скрипке, и он иногда играл в оркестре дяди. С 14 до 18 лет Михаил Глинка обучался в Благородном пансионе в Петербурге и одновременно учился игре на фортепьяно у лучших педагогов того времени.
В 1820-е годы Глинка уже известен в музыкальных кругах Петербурга как хороший пиа-
нист и певец. В 1823 году он совершает своё первое длительное путешествие, он едет лечиться на Кавказ и там знакомится с музыкой кавказских народов. Одну из мелодий народной песни он потом использовал в своей опере «Руслан и Людмила». В 20-е годы Глинка пишет свои первые романсы: «Не искушай», «Бедный певец» и др. Эти романсы Глинки создали русский классический вокальный стиль, в котором соединились широкий распев народных мелодий и речитатив русской стихотворной речи, богатой разнообразными интонациями.
Лучшим произведением этого периода считается романс-элегия «Не искушай», написанный на стихи поэта Е. А. Баратынского «Разуверение» (1821).
Элегия [лат. elegia < греч. гХгуод 'жалобный напев флейты'] — это поэтическое или вокально-инструментальное произведение, проникнутое грустным, печальным настроением.
Глинка был очень чутким не только к музыкальным звукам, но и к звукам речи. Он выбирал для своих романсов глубокие по содержанию и красивые по форме стихи своих современников, обычно написанные высоким стилем.
Задание. Слушайте романс «Не искушай», имея перед глазами текст.
Не искушай
Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей: Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней! Уж я не верю увереньям, Уж я не верую в любовь И не могу предаться вновь Раз изменившим сновиденьям!
Слепой тоски моей не множь, Не заводи о прежнем слова, И, друг заботливый, больного В его дремоте не тревожь! Я сплю, мне сладко усыпленье; Забудь бывалые мечты: В душе моей одно волненье, А не любовь пробудешь ты.
Задание. Прослушав романс «Не искушай» ещё раз, выскажите свое мнение о состоянии героя: полном разочаровании в жизни и любви или тайной надежде на то, что любовь еще вернётся. Хочет ли он любви, умоляя о ней, или сердце его остыло? Помните, что обоим авторам — и поэту и композитору — было около 20 лет1.
В 1830-1834 гг. Глинка путешествует по Италии, Австрии, Германии. Эти годы называют годами странствий и годами учения. В Берлине он изучает музыку старых мастеров и теорию композиции, знакомится с музыкальной жизнью Европы. В Италии он живёт около трёх лет, в основном — в Милане, центре оперного искусства. Глинка очарован южной природой, увлечён художественной жизнью Италии, поддерживает дружеские отношения с Беллини и Доницетти. Он изучает искусство бельканто.
Бельканто [итал. bel canto — 'прекрасное пение'] — стиль вокального исполнения, отличающийся лёгкостью, красотой, мелодичностью, непрерывностью звучания и виртуозными украшениями; возник и развился в оперном искусстве Италии, оказал влияние на большинство европейских школ вокала. В Италии Глинка пишет несколько произведений Одно из лучших произведений этого периода романс «Баркарола», написанный на популярные стихи поэта И. И. Козлова «Венецианская ночь» (1825). Современники Козлова называли его «поэтом чувства» и воспринимали это стихотворение как песню. Позднее Глинка положил на музыку первые три из двенадцати его октав, которые рисуют романтический ночной пейзаж. Интересно, что этот романс Глинка написал в Милане, ещё до первой поездки в Венецию, и дал ему название «Фантазия».
Баркарола [ит. barcarola < barca 'лодка'] — 1) первоначально — песня венецианских гондольеров; 2) романс или инструментальная пьеса с лирической мелодией, ритмичным сопровождением, обычно изображающим движение и плеск волн. Жанр баркаролы был очень любим в первой половине XIX века.
Задание. Слушайте романс «Баркарола» и следите по тексту. Обратите внимание на то, как стихи и музыка рисуют романтическую картину южной весенней лунной ночи. Мелодия плав-
волнообразная, а высокие звуки фортепьяно передают всплески волн2.
Баркарола
Ночь весенняя дышала Светлой южною красой, Тихо Брента протекала, Серебримая луной. Отражён волной огнистой Блеск прозрачных облаков, И восходит пар душистый От зелёных берегов.
Свет лазурный, томный ропот Чуть дробимые волны, Померанцев, миртов шёпот, И любовный свет луны. Упоенья аромата И цветов и свежих трав, И вдали напев Торквата Гармонических октав.
Всё вливает тайно радость. Чувствам снится дивный мир. Сердце бьётся, мчится младость На любви весенний пир. По волнам скользят гондолы, Искры брызжут под веслом, Звуки нежной баркаролы Веют лёгким ветерком.
Всего Глинка написал около 80 романсов, песен, арий, но славу ему принесли оперы и произведения для симфонического оркестра. Первую оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») Глинка создаёт в 1836 году. Это первая русская национальная опера, и написана она на сюжет из истории России. В ней рассказывается о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина, который заводит отряд врагов в лесную глушь на верную смерть. Глинка хотел прославить красоту и духовную силу народа в борьбе с врагами. Главным героем был народ и музыка была истинно народной. Русский писатель С. Т. Аксаков написал о ней: «Это музыка, в которой каждый звук мой, родной; я его слыхал, певал, или непременно услышу, спою» [3, 1: 260].
Классическая опера XIX века [ит. opera — 'труд, дело, сочинение'] — это крупное вокально-оркестровое произведение для театра, в котором соединяются слово, сценическое действие, музыка и изобразительное искусство (декорации, костюмы). Большой оперный спектакль включает в себя оркестровые части (например, увертюру, интерлюдии), сольное пение (арии, ариозо), пение вдвоём (дуэты), напевную речь (речитативы) многоголосное пение (хоры), балет (танцы и марши).
Музыка оперы была сложной, но она понравилась, сделала Глинку знаменитым, и он получил назначение руководить одним из лучших хоров страны — хором Придворной певческой капеллы в Петербурге. Летом 1838 года Глинка ездит по городам и сёлам Украины, слушает пение церковных хоров и отбирает лучших певцов для петербургской капеллы. Он также изучает украинские песни и пишет несколько песен в украинском стиле.
В эти годы Глинка сочиняет свои прекрасные романсы на стихи разных поэтов, но лучшие — на стихи А. С. Пушкина, в которых он ценил жизнерадостность, гармонию, правду и красоту отражения жизни. Они написаны в разных жанрах: лирический монолог, испанская серенада, античная идиллия, застольная песня. Романсом-шедевром считают романс «Я помню чудное мгновенье», написанный в 1839 году. В нём стихи и музыка слились в единое и прекрасное целое. Пушкин написал это стихотворение в 1825 году о своей влюблённости в Анну Петровну Керн, а Глинка полюбил её дочь — Екатерину Ермолаевну Керн. Она не была красавицей, но её немного печальное лицо и особенно глаза говорили об уме, чуткости и душевной красоте.
И Пушкин и Глинка понимали любовь как источник жизни и творчества. Весной 1841 года в письме к сестре Глинка так писал о том, почему он любит Екатерину Ермолаевну: «Для меня привязанность к ней — это сердечная потребность, а раз сердце удовлетворено, то нечего бояться и страстей... Уже в самой близости к лицу, которое его понимает, художник черпает новые силы» [3, 2].
Задание. Послушайте романс М. И. Глинки на стихи А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и ответьте на вопросы.
1. Как связан романс «Я помню чудное мгновенье» с матерью и дочерью Керн?
2. Меняются или остаются неизменными чувства певца на протяжении романса?
Задание. Слушайте романс, имея перед глазами текст. Обратите внимание на то, как меняется аккомпанемент и интонация певца.
Стихотворение и романс «Я помню чудное мгновенье» состоят из трёх частей: 1-я часть — воспоминание о первой встрече и музыка лёгкая, летящая; 2-я — холод и тоска одиночества, неспособность творить, и музыка и пение замедляются, становятся суровыми; 3-я — встреча и радость жизни, желание творчества и музыка взволнованная, ликующая, радостный гимн любви и творчеству.
Разделите стихотворение на три описанные выше части.
Я помню чудное мгновенье (К***)
Стихи А. С. Пушкина. Музыка М. И. Глинки
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадёжной, В тревогах шумной суеты Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.
Шла годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слёз, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты.
И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь.
Задание. Найдите все слова-рифмы. Читайте их вслух и ставьте в них ударения.
Задание. Слушайте и пойте романс, читая текст и стараясь повторять интонацию певца.
Глинка был очень требовательным и чутким музыкантом, у него был красивый тенор. Глинка писал: «...в музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьёзное суровое выражение. Учителя пения обычно не обращают на это никакого внимания, но истинные певцы, довольно редкие, всегда хорошо знают все эти ресурсы». [5: 92]
Кроме романса «Я помню чудное мгновенье» Глинка посвятил Екатерине Керн «Вальс-фантазию».
Задание. Слушайте «Вальс-фантазию». Какое настроение у вас возникает? Кого и что вы представляете, когда слушаете эту музыку? Сравните своё впечатление с тем, как воспринимала это произведение крупный русский музыковед XX века В. А. Васина-Гроссман.
Мелодия этого вальса была такой же певучей, гибкой, как мелодии лучших романсов Глинки, в ней слышался нежный и страстный призыв любви. А лёгкий, трепетный и причудливый ритм вальса как будто рисовал прелестный облик девушки, её воздушную походку, её быстрые и лёгкие движения. Это был портрет, нарисованный звуками [4: 63].
В 1840 году Глинка написал 12 романсов, которые составили цикл «Прощание с Петербургом». Стихи для этих романсов сочинил друг Глинки, писатель и поэт Нестор Кукольник. Романсы созданы в разных жанрах. Самыми любимыми и популярными стали два: «Жаворонок» и «Попутная песня».
Над второй оперой «Руслан и Людмила» Глинка работает почти 6 лет и завершает её весной 1842 года. Эта опера является и волшебной сказкой и рассказом о прошлом России. Литературной основой оперы послужила юношеская поэма Пушкина «Руслан и Людмила». Главная идея опе-
ры — верная любовь преодолевает все трудности, побеждает коварство и предательство.
В 1844-1845 гг. Глинка живёт в Париже, дружит с Берлиозом. Весной 1845 года он уезжает в Испанию, где живёт до 1847 года. Глинка очень полюбил Испанию, в одном из писем матери он писал: «Я не ожидал такого радушия, гостеприимства и благородства...». Он учится испанскому языку и изучает испанскую народную музыку. В эти годы созданы испанские увертюры — «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848, 2-я редакция в 1851).
В 1848 году в Варшаве Глинка написал «русское скерцо» для оркестра на основе русской народной плясовой песни — «Камаринскую». Чайковский назвал её «произведением, в котором, как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка».
Умер Михаил Иванович Глинка 3 февраля 1857 года в Берлине. Похоронен он на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Оперы, симфонические произведения, романсы Глинки живут и волнуют слушателей и в наши дни. В музыке Глинки воплощены лучшие черты русского искусства: его нравственная сила, правдивость, скромная и чистая красота.
Задание. Вопросы для беседы о творчестве М. И. Глинки.
1. С творчеством какого писателя сравнивают творчество М. И. Глинки? Почему?
2. Какую роль в творческой жизни Глинки сыграли родители?
3. Какую роль в жизни человека играет семья, в которой он вырос?
4. На каких инструментах играл Глинка и почему его оркестровая музыка так разнообразна и прекрасна?
5. Как вы думаете, какими качествами обладал Глинка наряду с огромным музыкальным талантом?
6. За что Глинка особенно любил стихи Пушкина?
7. Знакомы ли вы с другими произведениями М. И. Глинки?
8. Какие произведения вам особенно нравятся?
9. Как вы думаете, какие композиторы продолжили линию Глинки в русской музыке?
ЛИТЕРАТУРА
1. Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
2. Энциклопедический словарь юного музыканта. — М.: Педагогика, 1985.
3. Левашова О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография: В 2 кн. — М.: Музыка, 1988.
4. Васина-Гроссман В. А. Михаил Иванович Глинка. — М.: Музыка, 1982.
5. Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. — М.: АН СССР, 1956.
6. М. И. Глинка. Альбом / Сост. А. С. Розанов — М.: Музыка, 1987.
7. Песни русских поэтов: Сборник: В 2 т./ Сост. В. Е. Гусев. — Л.: Советский писатель, 1988.
8. Ершов А. И. Старейший русский хор. — Л.: Советский композитор, 1978.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Было бы неплохо для второго прослушивания дать новое исполнение этого романса, например дуэт молодых звёзд русского классического вокала Ольги Гуряковой и Даниила Штоды.
2 В телевизионном концерте «Михаил Глинка. Избранные романсы» этот романс исполняется дважды: Ольга Гурякова поёт его в более медленном темпе, Даниил Штода — в более быстром. Если прослушать оба исполнения, то для активизации внимания можно задать следующие вопросы: — Как вы думаете, почему певец и певица поют в разном темпе? Чьё исполнение вам понравилось больше и почему?)
[предлагаем вашему вниманию]
Баско Н. В. Изучаем русский язык, узнаем Россию: учебное пособие по развитию речи, практической стилистики и культурологи. — 2-е изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2006. — 280 с. — (Русский язык как иностранный).
Основная цель учебного пособия — помочь иностранным учащимся общаться на русском языке в условиях современной российской действительности, способствовать развитию устной речи с учетом ее стилистического многообразия, познакомить иностранцев со стереотипами речевого поведения русских в типичных ситуациях общения, а также с русскими культурными обычаями и традициями.
Книга представляет собой практическое пособие для иностранцев, изучающих русский язык, и предназначена для тех, кто уже владеет русским языком в объеме базового курса, но хочет расширить и усовершенствовать свои знания.
Учебное пособие может быть интересным и полезным также для иностранных преподавателей русского языка, журналистов и переводчиков.
Прохоров Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. — 4-е изд., стереотип. — М.: КомКнига, 2006. — 224 с.
В книге рассмотрены вопросы национально-культурной специфики русского языкового общения и выделены его социокультурные стереотипы. Проанализирована роль стереотипов в структуре и содержании процесса обучения иностранцев общению на русском языке.
Книга адресована российским и зарубежным студентам-филологам, преподавателям русского языка как иностранного, авторам учебных материалов для иностранцев.