Научная статья на тему 'ГЛЭМПИНГ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕНЕНИЯ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ИНДУСТРИИ ОТДЫХА'

ГЛЭМПИНГ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕНЕНИЯ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ИНДУСТРИИ ОТДЫХА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
826
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКО-ТУРИЗМ / ГЛЭМПИНГ / КЕМПИНГ / БЕНЧМАРКИНГ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЭШБЕК / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбунова Александра Михайловна

2020 год оказал сильнейшее влияние на смену потребительских предпочтений во всем мире. Одной из наиболее пострадавших отраслей стала сфера туризма, гостеприимства. Убытки компаний насчитывают десятки и сотни миллионов долларов. При этом результат трансформации потребительского поведения приводит к новым или модернизированным форматам отдыха. Повышается запрос на эко-туризм, отдых на природе. Одним из самых перспективных видов размещения становится глэмпинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLAMPING AS A RESULT OF CHANGES IN THE CONSUMER BEHAVIOR IN THE RECREATION INDUSTRY

2020 has had a profound impact on changing consumer preferences around the world. One of the most affected industries was tourism and hospitality. Losses of companies amount to tens and hundreds of millions of dollars. At the same time, the result of the transformation of consumer behavior leads to new or modernized formats of recreation. The demand for eco-tourism and outdoor recreation is increasing. Glamping is becoming one of the most promising types of accommodation.

Текст научной работы на тему «ГЛЭМПИНГ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕНЕНИЯ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ИНДУСТРИИ ОТДЫХА»

Глэмпинг как результат изменения модели поведения потребителей в индустрии

отдыха

Glamping as a result of changes in the consumer behavior in the recreation industry

Горбунова Александра Михайловна

Студент 2 курса

Факультет Институт экономики, менеджмента и туризма Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Калининград, Россия e-mail: gorbunova. am11 @yandex. ru

Gorbunova Aleksandra Michailovna

Student 2 term

Faculty of Institute of Economics, Management and Tourism Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia e-mail: gorbunova. am11 @yandex. ru

Научный руководитель Кубина Наталья Ефимовна

Кандидат наук

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Калининград, Россия e-mail: nkubina@kantiana.ru

Scientific adviser Kubina Natalia Efimovna

' PhD

Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia e-mail: nkubina@kantiana.ru

Аннотация.

2020 год оказал сильнейшее влияние на смену потребительских предпочтений во всем мире. Одной из наиболее пострадавших отраслей стала сфера туризма, гостеприимства. Убытки компаний насчитывают десятки и сотни миллионов долларов. При этом результат трансформации потребительского поведения приводит к новым или модернизированным форматам отдыха. Повышается запрос на эко-туризм, отдых на природе. Одним из самых перспективных видов размещения становится глэмпинг.

Annotation.

2020 has had a profound impact on changing consumer preferences around the world. One of the most affected industries was tourism and hospitality. Losses of companies amount to tens and hundreds of millions of dollars. At the same time, the result of the transformation of consumer behavior leads to new or modernized formats of recreation. The demand for eco-tourism and outdoor recreation is increasing. Glamping is becoming one of the most promising types of accommodation.

Ключевые слова: Эко-туризм, глэмпинг, кемпинг, бенчмаркинг, туристический кэшбек, индустрия

туризма.

Key words: Eco-tourism, glamping, camping, benchmarking, tourist cashback, tourism industry.

Введение.

Туристическая отрасль составляет до 10% ВВП в крупных развитых странах, а в небольших островных государствах ее вес доходит трети всей экономики. В ряде стран от состояния данной отрасли также серьезно зависит и макроэкономическая стабильность, поскольку въездной туризм формирует до 40-50% всех экспортных поступлений. Пандемия коронавируса оказала сильнейшее негативное влияние на туристический сектор - один из важных сегментов экономики. По данным международной организации туризма, в 2020 году по сравнению с

2019 годом наблюдалось снижение числа международных поездок в 2-5 раз в зависимости от сценария хода пандемии и времени открытия границ [1].

Методика исследования.

При проведении исследования и подготовке проекта, связанного с открытием глэмпинга в Калининградской области, проведен анализ статистических данных динамики развития индустрии туризма и отдыха в РФ и в регионе, использован метод бенчмаркинга при изучения лучших мировых практик в данной отрасли бизнеса.

Расчеты по России показывают, что в сценарии сокращенного туристического сезона 2020 года и частично закрытых внешних границ спрос на внутренние туристические услуги вырос на 24% [2]. Для стимулирования внутренних туристических потоков Правительство России выделило 15 млрд руб. на реализацию программы по возвращению гражданам части расходов за покупку туров по России и бронирование билетов (туристический кэшбэк). По сообщениям главы Ростуризма З.В. Догузовой, в рамках первого этапа программой воспользовались 60 тыс. граждан России, потратив на туры и размещения около 1,4 млрд руб.[3]

Результаты

Туристический сектор, как один из сегментов экономики особенно пострадал от пандемии коронавируса. Для ряда стран макроэкономическая стабильность оказалась под угрозой (например, для Греции и Черногории), так как около 40-50% их экспортных поступлений формируется от туристической индустрии.

По данным международной организации туризма, в 2020 году по сравнению с 2019 годом наблюдалось снижение числа международных поездок в 2-5 раз в зависимости от сценария хода пандемии и времени открытия границ. Поскольку страны довольно сильно различаются по ориентированности отрасли на внутренний и внешний рынок (международный туризм), то масштаб провала в текущий и будущие годы будет отталкиваться от степени зависимости страны от международного туризма и возможности переориентации туристических потоков.

Состояние и перспективы туристической отрасли особенно сильно зависят от успехов борьбы с эпидемией в каждой отдельной стране.

Фактически нас ожидает перевод туристической отрасли на советскую модель - с путешествиями по стране и ограниченным выездом за рубеж.

В 2020 году Правительством Российской Федерации введена новая мера поддержки как для бизнеса, задействованного в сфере туризма, так и граждан - так называемый "туристический кешбек". Объем финансирования программы - 15 млрд. руб. В рамках первого этапа программы, который длился с 21 по 28 августа 2020 г., максимальный объем кэшбэка за поездки по России составил 15 тыс. руб. при расходах на реализацию тура от 75 тыс. руб. Обязательным условием программы стало использование карты платежной системы МИР при оплате тура. Глава Ростуризма З.В. Догузова отметила, что в рамках первого этапа в программе приняли участие 60 тыс. граждан России, потратив на туры и размещения около 1,4 млрд руб. Самыми популярными направлениями в рамках программы кэшбэка стали Краснодарский край, Крым и Ставрополье.

Российское Правительство разрабатывает программу, согласно которой россияне будут осуществлять к 2030 году больше туристических поездок именно внутри страны, чем сейчас и по России, и за рубеж вместе. Привлечение инвестиций планируется осуществлять на принципах государственно-частного партнерства. Запуск нового национального проекта в этой сфере запланирован на летний сезон 2021 года. Работой в этом направлении займется новый институт развития, созданный специально для этой задачи. Круг ответственности этой структуры замкнется на комплексном освоении территорий, включая планирование туристических потоков, зонирование кластеров, развитие рынков земельных участков, которые будут предоставляться для строительства объектов

туриндустрии. Также основными задачами будет работа по разработке программ по стимулированию спроса на туристические продукты, создание самого продукта. Руководители регионов приступили к выполнению поручения по формированию собственных региональных проектов в рамках федерального [4].

При закрытии границ и сокращении потока зарубежных въезжающих туристов наблюдается сокращение притока иностранной валюты в стране. В 2019 году россияне потратили на выездной туризм около 30 млрд. долларов. Российская экономика в постпандемийный период не сможет выдержать такого оттока валюты.

Официально считается, что ограничения на зарубежные поездки являются фактором стабилизации курса рубля. В средне- и долгосрочном периоде национальные туристические отрасли могут расширить собственный рынок за счет привлечения туристов, ориентированных ранее на зарубежные рынки. По сути, в 2020-м году из-за глобальных карантинных мер для национальных туристических отраслей будут созданы условия, аналогичные протекционистской защите - из-за того, что крупнейшие курорты ввели «эмбарго» на экспорт своих туристических услуг, закрыв границы. Но даже в случае открытия границ определенная часть туристов будет искать замену именно внутри своей страны из-за неопределенности ситуации с пандемией (вероятность новой волны и появления новых штаммов) и риска быть (повторно) инфицированным. Представляется, что такое негативное воздействие пандемии на склонность выезда за рубеж будет иметь место не только в 2020-2021г.г., но и в последующие годы.

Пандемия коронавируса оказала в целом существенное влияние и на потребительское поведение не только в части туристической сферы, но и в других отраслях так или иначе с ней связанных.

В сфере строительства и недвижимости. В третьем квартале 2020 года спрос на приобретение загородной недвижимости в России вырос на 49% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Продажи в сегменте загородной недвижимости носят сезонный характер, поэтому показатели в начале сентября-октября обычно уступают весне и лету. Однако годовая динамика и тренды в ряде регионов демонстрируют, что интерес к деурбанизации в связи с пандемией оказался довольно устойчивым. Кроме того, стимулирующими факторами стала запущенная в начале 2020 года сельская ипотека и возможность использования материнского капитала при строительстве домов на садовых участках. Отличительная особенность летнего спроса - это вторая волна коронавируса. Покупатели рассматривают не сколько летнее жилье, а именно варианты круглогодичного проживания с канализацией и централизованным отоплением.

В сфере строительства и реновации отелей развитие будет идти параллельно с развитием внутреннего туризма, что напрямую связано со снятием карантинных мер и ограниченными доходами населения.

Несмотря на это отели в премиум и лакшери сегменте будут особенно востребованы на территории России. В связи с возможными запретами на международные передвижения, состоятельнее граждане будут заинтересованы в местах размещения с высоким уровнем обслуживания. Однако, список наиболее значимых услуг, которые предоставляют отели изменится.

Тренд на локальные путешествия. В условиях ограниченного вынужденного свободного передвижения 2020 год отличился повышенным спросом на туры выходного дня. Жители крупных городов выбирали для краткосрочного отдыха локальные достопримечательности в радиусе 100-200 км от своего места жительства. Также повышенный спрос оправдывал не только ограничительные меры, но и относительно низкая цена, мобильность и доступность таких предложений.

Тренд «социальные сети как источник вдохновения». Если раньше путешественники стремились уехать в известное место, то сейчас начинается охота за «инстаграммным» фото. Это был зарождающийся тренд последних 5-6 лет, однако пандемия и изоляция усилили его влияние. Люди стали больше времени проводить в

социальных сетях, блогеры и лидеры мнений активнее делиться контентом. Тем самым получают известность ранее не популярные направления, возможно удаленные, в том числе российские.

Тренд на самостоятельные путешествия. Пик этого тренда еще не наступил. Он набирает свои обороты в связи с развитием платформ для бронирования и покупки билетов, организации трансфера. Все что теперь необходимо - доступ в интернет и смартфон с необходимым приложением. Поиск необходимого жилья, заказ такси и покупка билета на самолет - все это можно сделать самому, не привлекая туроператоров и турагентов.

Глобальная повестка диктует тренд на тотальную гигиену, озабоченность безопасностью. В общем относится ко всем сферам жизни человека. Начиная с обработки рук, заканчивая поведением в социальных сетях. Впредь компаниям следует уделять внимание не только обработке поверхностей, но и демонстрировать ответственный подход к гигиене на производствах. Отельеры полагают, что тщательная очистка и дезинфекция будет котироваться выше, чем мраморные полы, а аренда частных вилл теперь предпочтительней, чем шикарные номера в гостиницах.

Тренд на саморазвитие и хобби. Вынужденная изоляция вернула людям хобби и высвободила время заниматься своим саморазвитием. Начиная от он-лайн курсов до специальных наборов «сделай сам».

Все эти факторы для отдельных стран с богатым рекреационным потенциалом, таких как, к примеру, Россия, дают шанс национальной туристической отрасли к расширению и развитию.

Одним из таких инструментов развития может стать глэмпинг.

Глэмпинг (гламурный кемпинг) - новый вид туризма, относящийся к категории эко-туризм. Концепция глэмпинга подразумевает совмещение комфортного отдыха и близости к природе: обустроенные со всеми удобствами шатры, футуристические сферы, эко-хижины, юрты, комфортабельные трейлеры в окружении дикой природы. Привычный отдых на природе подразумевает некоторые неудобства: палатка, спальный мешок, отсутствие душа. Глэмпинг предусматривает обеспечение привычного окружения для человека: удобная кровать, душ, телевизор, Wi-fi, вкусная еда и даже кондиционер.

Кемпинг повышенного комфорта с высоким сервисом становится все более популярным в США, Великобритании и Австралии. По данным туристического бюро, ежегодный рост рынка глэмпинга составляет 21%.

Мировой лидер глэмпинга - Великобритания. Здесь за прошедший год открылось 500 новых локаций, в общей сложности их насчитывается 3 400. Еще 15 лет назад на крупных музыкальных фестивалях в Великобритании устраивались комфортные условия для посетителей на природе - отдыхающие не желали довольствоваться палатками, предпочитая комфорт.

Согласно прогнозу Grand View Research объем мирового рынка глэмпингов к 2026 году составит 5,4 млрд. долл. В среднем ожидается прирост на уровне 12,5% в год [5].

Согласно опросам пользователей Booking.com самыми популярными глэмпингами являются люксовые кемпинги, несмотря на высокую стоимость проживания.

Что касается Калининградской области, то данный регион становится привлекательной территорией для развития этого направления. Влияние пандемии, приток внутренних туристов в сезон 2020 года, отсутствие конкуренции именно в данной нише, дает почву для разработки новых проектов глэмпинга.

Основные особенности, которые следует учитывать при подготовке к открытию глэмпинга:

- назначение использования земельного участка под возведение кемпинга (нежелательно использование земель сельскохозяйственного назначения, наиболее применимы земли населенных пунктов и земли рекреации);

- наличие проработанной концепции;

- организация досуга гостей;

- обязательное наличие ресторана в границах глэмпинга;

- создание и возведение комфортной инфраструктуры - душ, санузел, отопление в месте размещения;

- использование качественной мебели, постельного белья, наличие бытовой техники.

Проработка этих аспектов позволит создать именно глэмпинг в его классическом понимании.

В связи с тем, что открытие глэмпинга требует меньше вложений, чем полноценный отель, проекты кемпингов повышенной комфортности привлекают все больше инвесторов. Обсуждается создание стандартов для глэмпингов, инициатива идет от Российского союза туриндустрии.

На данный момент глэмпинг становится одним из самых динамично развивающихся видов туристического бизнеса. Настоящая ситуация пандемии еще более обращает взор потребителей в сторону уединенного отдыха на природе. Глэмпинги располагают разнообразным перечнем услуг и имеют различную ценовую категорию, что позволяет охватить максимум потребительских предпочтений и учесть уровень дохода отдыхающих.

Перспективность глэмпинга в России связана с наличием большого числа уникальных мест в дикой природе, не открытых для массового туризма, и малым количеством качественных мест размещения в них. Также глэмпинг позволяет обойти сложности законодательства в сфере землепользования для строительства стационарной инфраструктуры.

Заключение

В связи с тем, что открытие глэмпинга требует меньше вложений, чем полноценный отель, проекты кемпингов повышенной комфортности привлекают все больше инвесторов. Обсуждается создание стандартов для глэмпингов, глэмпинг становится одним из самых динамично развивающихся видов туристического бизнеса. Глэмпинги предлагают разнообразный перечень услуг и имеют различную ценовую категорию, что позволяет охватить максимум потребительских предпочтений. Перспективность глэмпинга в России также связана с наличием большого числа уникальных мест в дикой природе, не открытых для массового туризма, и малым количеством качественных мест размещения в них. В настоящее время разрабатывается проект, связанный с открытием глэмпинга в одном из живописных районов Калининградской области, в котором автор принимает непосредственное участие.

Список используемой литературы:

1. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/BRE_68.pdf (дата обращения 21.03.2021)

2. Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. Высшая школа экономики. URL:

https://www.hse.ru/data/2020/06/19/1607524011/HSE Covid 06 2020 4 1.pdf (дата обращения 20.03.2021)

3. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/BRE_68.pdf (дата обращения 21.03.2021)

4.Российская газета URL: https://rg.ru/2020/12/18/novyi-nacproekt-po-turizmu-podgotoviat-k-letu-2021-goda.html (дата обращения 15.03.2021)

5. Консалтинговая компания Grand View Research URL: https://www.grandviewresearch.com/industry-analysis/glamping-market (дата обращения 17.03.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.