Научная статья на тему 'Главный суд Крымской АССРи его деятельность в период нэпа'

Главный суд Крымской АССРи его деятельность в период нэпа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАВНЫЙ СУД / НКЮ КАССР / КРЫМЦИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пуховская А. С.

В статье рассматриваются вопросы создания в 1922 году Главного суда, его деятельность, до1928 год (с учетом того, что в 1928 году в Положение о судоустройстве РСФСР вносятся изменения,которые меняют компетенцию и функции Главного суда).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Главный суд Крымской АССРи его деятельность в период нэпа»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 25 (64). 2012. № 1. С. 305-318.

УДК 347.991

ГЛАВНЫЙ СУД КРЫМСКОЙ АССР И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕРИОД НЭПА

Пуховская А. С.

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Украина

В статье рассматриваются вопросы создания в 1922 году Главного суда, его деятельность, до 1928 год (с учетом того, что в 1928 году в Положение о судоустройстве РСФСР вносятся изменения, которые меняют компетенцию и функции Главного суда).

Ключевые слова: Главный суд, НКЮ КАССР, КрымЦИК.

Одним из важнейших приоритетов в области государственной политики Украины является построение правового государства. Одним из условий достижения этой цели является совершенствование её судебно-правовой системы. Оно включает в себя изменения в уже существующей системе органов судебной власти, разработку новых моделей её существования. Проводимые в стране преобразования различных сторон жизни общества и государства, на сегодняшний день пока не позволили создать независимую, высокоэффективную систему правосудия. В связи с этим изучение наиболее удачных моделей действовавших судебных систем в истории нашего государства, анализ и возможное применение наиболее удачных решений, обуславливают актуальность настоящего исследования. Актуальность исследования темы определяется ещё и тем, что создание Главного суда на территории Крыма не исследована. Таким образом, целью данной статьи является, исследование процесса создания Главного суда на территории Крыма с 1922 по 1928 год.

Создание Главного суда уже были предметом некоторого исследования отдельных авторов. Отрывочные сведения по этому вопросу приводятся в публикациях общего характера о судебной системе в Российской империи Кожевникова А. В., Немытина М. В. и некоторых других авторов [1, 2]. Необходимо отметить кандидатскую диссертацию Рожневой Ж. А. в которой показано становление и развитие системы политического судопроизводства. В реализации репрессивной политики советского государства деятельность судов играла особую роль, поскольку репрессии в этом случае осуществлялись с помощью одного из основополагающих общественных институтов. Изучение деятельности западносибирских судов в области политических преследований позволяет составить представление в целом о механизме судебных репрессий на региональном уровне [3, с.3].Правовым аспектам становления судебной системы посвящена кандидатская диссертация Лёзова И. Л., в которой, в частности, анализируются особенности развития судебной системы в основном на основе анализа законодательства [4, с.3-4]. Также следует отметить диссертационную работу Алакпарова К. А. которая заключается в комплексном исследовании теоретических, исторических и организационно-правовых проблем, отра-

305

жающих процесс становления советского суда и формирования социалистических принципов судопроизводства в 1917-1936 гг., в раскрытии основных этапов формирования судебных органов [5, с. 3-5].

Историографический обзор позволяет сделать вывод, что многие вопросы создания Главного суда в Крыму не получили должного освещения в научной литературе. История Советского Суда на территории отдельных регионов не изучена в должной степени, что касается, в том числе, Крыма.

Начало судебной реформы в КАССР приходится на конец 1922 и начало 1923 года, ликвидируются Совет народных судей и уездные бюро юстиции. Их функции по надзору за соблюдением законов отошли к прокуратуре, однако в отличие от остальных частей РСФСР, в Крыму был введен институт уполномоченных НКЮ и суда, являющихся посредниками между центральным и местным аппаратом юстиции (нарсуд, народный следователь, районный прокурор). Принятие Положения о судоустройстве от 1922 года повлекло за собой значительное изменение структуры и компетенции НКЮ КАССР, функции судебного контроля были изъяты из ведения комиссариата, но осталась функция судебного управления.

16 декабря 1922 года Президиум КрымЦИК принимает решение просить центр об учреждении в Крыму отделения Верховного Суда, таким образом, создать трех-звенную систему судебных органов КАССР: отделение Верховного суда, губернский и народный суды. На этом же заседании рассматривается вопрос о кандидатах в члены коллегии отделения Верховного Суда и Губернского суда.

Коллегия Народного комиссариата юстиции Крымской АССР, 14 января 1923 года, выдвигает кандидатуры в состав президиума (Порецкий М. И. - председатель, Скрипчук Н. А. и Гуров А. М. заместители) и членов коллегии (Поляков В. Д., По-мукчи А. Э., Подгорный А. И., Илюхин Е. П., Яценко М. М., Мелгал П. В., Попов А. А., Дерябин М. Г., Кубанцева М. А., Конторович А. И., Богаевский А. Ф., Назаревский Г. А.). Однако кандидатуры Скрипчука Н. А. и Полякова В. Д. были отклонены и заменены; на должность заместителя был выдвинут Помукчи А. Э., а члена коллегии Новицкий И. И., в последующем в сентябре 1923 года он был уволен. На первом совещании председателя Всекрымского суда и его заместителей, 18 января 1923 года, распределяются обязанности между ними и членами коллегии [6, л. 26].

23 января 1923 года КрымЦИК принимает проекты нового Положения об НКЮ КАССР, постановление о реорганизации судебных органов Крымской Автономной ССР и введении нового судоустройства. Функции Высшего судебного контроля НКЮ КАССР продлеваются до 15 февраля 1923 года. Утверждаются списки народных заседателей в количестве 273 человек и устанавливается количество судебных и следственных участков, соответственно 34 и 23. Президиум, коллегии и временные штаты Всекрымского суда были утверждены в количестве 81 человека.

Особые сессии нарсуда в г. Севастополе и Симферополе были реформированы в трудовые камеры (особые трудовые сессии), в составе одного постоянного народного судьи и двух постоянных членов суда, одного, по избранию местного губпроф-совета и другого, от местного губернского отдела труда.

Трудовые сессии действовали в том же порядке и по тем же правилам, что и народные суды. Кассационное обжалование приговоров трудовой сессии (камеры) осуществлялось в обычном порядке в Всекрымский (в последующем Главный суд),

306

который осуществлял непосредственный надзор и наблюдение за деятельностью трудовых сессий нарсуда (ст. 4 Положения). Требования к занятию должности народного судьи, председательствующего в трудовых сессиях, порядок его назначения и смещения, был тот же, что и для остальных народных судов [7, с. 27-29].

В остальных округах, особые сессии реорганизуются в участковые камеры народного суда, с возложением на них, кроме того, административно-хозяйственных функций, как на уполномоченных НКЮ на местах [8, л.1].

Всекрымский суд, действовал на основании глав 6 и 7 «Положения о судоустройстве РСФСР 1922 года, т.е. на правах губернского. В его состав входили; председатель и два заместителя, 12 членов суда, 5 старших следователей и 9 судебных исполнителей на 6 округов, кроме этого технический состав в количестве свыше 50 чел. [9, л.1].

В Главный суд КАССР он был переименован 29 августа 1923 года, и к концу года его аппарат был сокращен до 70 чел. Судебная сеть насчитывала уже 36 судебных и 24 следственных участков [10, л.73-102].

Главный суд КАССР являлся: а) органом судебного надзора в отношении судебных учреждений автономной республики; б) кассационной инстанцией в отношении народных судов, в) судом первой инстанции в отношении дел, отнесенных к его ведению. В начале реформы, Главный суд КАССР включал: председателя, пленум, уголовный и гражданский отделы. При Главном суде КАССР состоял прокурор и три его помощника.

Постоянный состав Главного суда состоял из председателя, двух его заместителей, из которых один возглавлял уголовный, а второй гражданский отделы и 12 постоянных членов суда, в соответствии с предусмотренным штатным расписанием. В каждый отдел входило по 6 членов Главного суда образующих коллегию данного отдела. Коллегия отдела по очереди образовывала коллегии судебного и кассационных отделений. Из 12 членов Главного суда, 8 являлись бывшими работниками ревтрибуналов Крыма, 3 Совета народных судей и 1 НКЮ КАССР. В период 1925-1926 год изменяется количественный состав членов Главного суда, в его состав стали входить председатель, два заместителя, семь членов и два запасных судьи. Переменный состав, был представлен народными заседателями, привлекавшихся к участию в судебных заседаниях.

Председатель Главного суда КАССР выполнял функции общего руководства за работой Главного суда, состоянием финансовой и иной отчетности суда. Осуществлял, связь Главного суда с НКЮ КАССР и Верховным судом РСФСР, созыв пленарных заседаний суда и председательствовал на них. Рассматривал материалы и вносил вопросы на обсуждение пленума. Решал вопросы о привлечении к дисциплинарной ответственности работников суда, народных судей и защитников, относящихся к его ведению. Представлял, два раза в год, отчеты в Крымский ЦИК, НКЮ КАССР и их копии в Верховный суд РСФСР и НКЮ РСФСР.

Пленум Главного суда КАССР состоял из всех наличных членов суда, или не менее их половины, при обязательном участии прокурора Республики или его помощника. Пленарные заседания Главного суда созывались не реже двух раз в месяц, на заседаниях пленума обязательно присутствовал прокурор Республики или его старший помощник.

Отдельные вопросы, вносимые председателем Главного суда или прокурором

307

Республики, составом судебных и кассационных коллегий суда рассматривались на пленуме; вопросы, связанные с неполнотой или неясностью действующих законов; и вопросы судебной практики. Копии постановлений пленума по вышеуказанным вопросам, направлялись в НКЮ КАССР и Верховный суд РСФСР.

В случае несогласия с постановлением пленума, председателя Главного суда или прокурора Республики, или в случае признания пленумом, что данный вопрос не может быть им разрешен, все материалы представлялись в Верховный суд РСФСР, для его решения. Причем истолкование пленумом Верховного суда РСФСР общефедеративных законов, являлось обязательным для Главного суда КАССР. На пленуме Главного суда КАССР принимались решения:

- уазначение специальных ревизий народных судов по предложению прокурора Республики или по собственной инициативе, с санкции НКЮ Крымской АССР. Заслушивание докладов коллегий Главного суда и утверждение их отчетности, а так же общего отчета суда.

- утверждение инструкций, приказов и циркуляров. Выборы дисциплинарной коллегии, рассмотрением вопросов, связанных с возбуждением дисциплинарной ответственности против народных судей и народных следователей и иных должностных лиц, подведомственных Главному суду Крыма. Принимал решения об отстранении от должности или от исполнения отдельных обязанностей привлеченных к дисциплинарной ответственности судебно-следственных работников, дела о которых подсудны дисциплинарной коллегии.

Пленум Главного суда КАССР выполнял две функции: первая сводилась к решению вопросов, связанных с судебным управлением, вторая заключалась в решении вопросов, связанных с неясностью и неполнотой действующих законов, но только лишь в связи с конкретным делом.

Уголовный и гражданский отделы, имели обслуживающий его технический аппарат в виде канцелярии, во главе с секретарями отделов и соответствующим штатом сотрудников. Каждый отдел возглавлялся заместителем председателя Главного суда. Уголовный отдел (коллегия) включал, уголовно-судебное отделение для рассмотрения наиболее важных дел в качестве суда первой инстанции и уголовно-кассационное, являющееся кассационной инстанцией для дел, рассматриваемых народными судами по первой инстанции.

Гражданский отдел включал гражданско-судебную и гражданско-кассационные коллегии, с аналогичными функциями

Кроме этого, при уголовном отделении Главного суда Крыма состояло 5 старших следователей, которые назначались и отстранялись от должности Главным судом КАССР. При каждом старшем следователе имелся секретарь, их содержание осуществлялось за счет бюджета Республики.

Судебные заседания уголовно-судебной и гражданско-судебной коллегий Главного суда проводились в составе постоянного члена суда и двух народных заседателей. Судебные заседания уголовных и гражданских кассационных коллегий проводились в составе трех постоянных членов Главного суда.

Председатель и заместители Главного суда КАССР могли председательствовать при рассмотрении любого дела, председатель в каждой из коллегий Главного суда, а его заместители только в тех, которыми они заведовали.

Судебные отделения (коллегии) возглавлялись заместителями председателя

308

(заведующими отделами); кассационные, постоянными членами суда по назначению.

К подсудности Главного суда КАССР, в качестве суда 1-й инстанции, были отнесены уголовные дела, ранее подсудные ревтрибуналу и отнесенные ст.26 УПК РСФСР к его подсудности.

О государственных преступлениях, преступлениях против порядка управления, воинские преступления, преступлениях должностных лиц, если их действия имели особо тяжелые последствия, или были совершены должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, особо тяжкие хозяйственные и имущественные преступления. Кроме указанной категории дел к подсудности Главного суда КАССР были отнесены дела, ранее рассматриваемые народным судом в составе шести народных заседателей.

По гражданским делам к подсудности Главного суда КАССР ст.23 ГПК, в качестве суда 1-й инстанции, были отнесены дела: по искам, цена которых превышала 1 тыс. рублей; по искам к государственным органам и должностным лицам об убытках, причиненных незаконными или неправильными служебными действиями указанных органов и лиц. Иски, по которым истцом или ответчиком является исполнительный комитет или городской совет и иски, вытекающие из авторского права, права на изобретение, товарный знак, модель и фирму [11, с. 27-29].

Кассационной инстанцией для дел, разрешаемых Главным судом Крымской АССР являлся Верховный суд РСФСР. Кассационная деятельность Главного суда выражалась в рассмотрении подаваемых, на приговоры и решения народных судов, жалоб и отмене тех из них, в которых усмотрены существенные нарушения. Недостаточность и неправильность проведенного следствия, существенное нарушение форм судопроизводства. Нарушение или неправильное применение закона или явная несправедливость приговора.

Надзорная деятельность Главного суда заключалась в праве истребовать в порядке ревизии любое дело из производства народных судов, в любой стадии движения, и рассмотреть его в другом составе суда, или же в том же самом, с дачей нужных разъяснений. Другой стороной надзора являлось право поддержания прокурорского протеста или же собственное ходатайство о пересмотре дела. Пересмотр дел производится Верховным судом РСФСР по соответствующей коллегии в случаях открытия новых обстоятельств, или же допущения в приговоре или решении существенных нарушений закона. Производство в порядке надзора в этих случая имело место тоже, если уже истек срок на подачу кассационной жалобы. К функциям надзора так же относилась дача общих разъяснений по вопросам судебной и административной практики.

16 октября 1924 года 2 сессией ВЦИК были внесены изменения в Положение о судоустройстве РСФСР [12, с.321-324]. В связи с внесенными изменениями в судоустройство, в составе Главного суда Крымской АССР создаются президиум и дисциплинарная коллегия. На президиум Главного суда КАССР, состоящий из председателя и двух его заместителей, возлагалось общее руководство коллегиями, предварительный просмотр и обсуждение материалов, подлежащих внесению на пленум Главного суда и представления в НКЮ автономной республики о проведении очередных ревизий народных судов.

На его заседаниях было обязательно присутствие прокурора Республики или

309

его старшего помощника, а по вопросам, касающихся надзора за судебными учреждениями - заведующего соответствующего отдела НКЮ КАССР. При несогласии последнего с постановлением президиума по вопросам характеристик народных судей, эти постановления передавались на рассмотрение народного комиссара НКЮ КАССР.

В дисциплинарную коллегию Главного суда входили три постоянных члена этого суда, причем обязательно один из заместителей или председатель суда. Дисциплинарная коллегия избиралась пленумом Главного суда и действовала по правилам, установленным для аналогичной коллегии губернского суда.

В порядке дисциплинарного производства могли быть наложены следующие взыскания: замечание, выговор, перемещение и смещение на низшую должность, отстранение от службы с запрещением работать в судебных должностях на определенный срок.

Дисциплинарные коллегии не были связаны никакими формальностями. Однако при рассмотрении дел в этой коллегии последнее слово должно было обязательно предоставляться обвиняемому. Решения местных дисциплинарных коллегий могли быть обжалованы в дисциплинарную коллегию Верховного суда республики. Решения дисциплинарной коллегии Верховного суда обжалованию не подлежали.

Дисциплинарной коллегией Главного суда КАССР за период ее существования было привлечено к дисциплинарной ответственности 57 работников юстиции (судьи 11 и следователи 12), из них оправдано 2, прекращено производство в отношении 7, в отношении одного возбуждено уголовное дело. Оставшиеся 47 чел. привлечены к различным видам дисциплинарной ответственности.

Пленуму были расширены права и обязанности: на него возлагалась обязанность по назначению и отозванию уполномоченных суда, периодическое заслуша-ние их докладов и издание руководящих указаний, поручения производства ревизий и инструктирования судебно-следственных органов. По специальному постановлению пленума, утвержденному президиумом КрымЦИК и НКЮ КАССР, в особо отдаленных округах, на уполномоченных могли возлагаться судебные обязанности членов Главного суда по делам, ему подсудным [13, с.321-324].

В состав Главного суда КАССР были введены должности запасных судей, избираемых из лиц, удовлетворяющих требованиям, необходимым для занятия должности члена Главного суда. Запасные судьи избирались в порядке, установленном для избрания народных судей. Они находились в непосредственном распоряжении председателя Главного суда и по его распоряжению замещали отсутствующих членов суда и народных судей, а также проводили ревизии, обследования и инструктирование подведомственных Главному суду учреждений.

В 1924 году между Главным судом КАССР и НКЮ КАССР возникает конфликт о разграничении функций, опираясь на Положение о судоустройстве 1922 г., Главный суд настаивал на передаче ему инструкторско-ревизионных функций и части сотрудников НКЮ КАССР. Трения, возникшие между НКЮ и Главным судом КАССР, были разрешены Положением о судоустройстве 1926 года.

В Положение был включен специальный раздел, посвященный организации ин-структорско-ревизионного отделения, ранее вопрос об этом отделении решался в ведомственном порядке - инструкцией Наркомюста. На это отделение была возложена предварительная разработка материалов, касающихся деятельности Главного

310

суда и подведомственных ему учреждений. Разработка проектов циркуляров и инструкций, составление отчетов и докладов о деятельности Главного суда и подведомственных ему учреждений. Техническое оформление производимых судом ревизий и обследований. Заведывание этим отделением пленум суда возлагал на одного из членов суда.

Однако только на основании постановления КрымЦИК от 09.11.1927 г. ин-структорско-ревизионный аппарат НКЮ КАССР перешел в состав Главного суда. Заведование этим отделением пленум Главного суда возложил на одного из членов суда [14, л.2].

По этому Положению, исходя из «Основ о судоустройстве Союза ССР и союзных республик» 1924 года., на территории Крыма была установлена единая система судебных учреждений: народный суд и Главный суд КАССР [15, с.74-79].

В 1927 году отдельные члены Главного суда КАССР закрепляются по определенным отраслям судебной работы, в пределах компетенции каждого из отделов. Кроме этого, члены суда стали входить в кассационные коллегии Главного суда на постоянной основе - во главе с председательствующим, непосредственно руководящим работой данной кассационной коллегии и несущим за нее ответственность.

В этом же году, изменяется позиция Главного суда КАССР, относительно рассмотрения подсудных ему уголовных дел в выездных сессиях. До 1927 года, примерно половина уголовных дел, рассматривалось от его имени в выездных сессиях в районах, уполномоченными Главного суда, т.е., в нарушении ст.46 п. «ж» Положения о судоустройстве РСФСР (1922 г.). Дела подсудные Главному суду стали рассматриваться в выездных сессиях под председательствованием члена Главного суда.

В апреле 1928 года Пленум Главного суда КАССР после обсуждения директивы 15 съезда РКП (б) и исходя из нее, намечает основные задачи судов республики, а именно - борьба с бюрократизмом и волокитой, решительная борьба с нарушителями советских законов и виновными в невыполнении заданий правительства. Проведение правильной и твердой судебной политики в отношении преступной бесхозяйственности, чиновничьего отношения к делу, в делах о преступлениях в области хлебозаготовок, снабжения, налогообложения и лжеколлективизации. «Решительная борьба со всякого рода попытками кулацких, торгашеских и ростовщических элементов деревни сорвать строительство коллективного хозяйства в деревне». На этом же Пленуме принимается решение о проведении эксперимента по реорганизации судебной системы в Крыму. Он проводится на базе судебной сети г. Симферополя, 6 судебных участков объединяются в один городской суд с размещением в одном помещении, расположенном по пер. Профсоюзному №3. Что позволило сократить количество технического персонала [16, л.240-261].

Пленум Главного суда КАССР, рассматривая вопрос «О результатах ревизионного обследования работы нарсудов и судебных исполнителей», констатировал в работе народных судов следующие основные недостатки. Медлительность в направлении приговоров к исполнению (на срок от 23 до 34 дней), неправильное прекращение в судебном заседании уголовных дел, на основании ст. ст.6 и 8 УК РСФСР; неправильное, с точки зрения судебной репрессии, прекращение по основаниям (прим. к ст. 6 и 8 УК) целой группы дел о кражах, хотя и мелких по объекту, но имеющих общественное значение ввиду совершения их профессиональными ворами-рецидивистами, в большинстве случаев задержанных с поличным. Отсутствие

311

указаний на избранную судом меру социальной защиты, в нарушении ст. 49 УК, принятие к производству гражданских дел изъятых из ведения судебных органов (о расторжении браков, о перемене фамилии, об утверждении внесудебной мировой сделки). Отдельные случаи медлительности производства и неправильного приостановления дел, за не вручением повесток в виду перемены местожительства. Неправильное взыскание судебных пошлин и гербового сбора, по отдельным делам, без надлежащей доверенности или словесного поручения в суде, допущение представительства в процессе [17, л.217-227].

В этом же году Пленум рассматривает вопросы об организации выездных сессий Главного суда, об организации в Керченском районе особой трудовой сессии и ускорении реорганизации городских участков нарсудов в виде их объединения в городской народный суд. Пленум присваивает районным уполномоченным и одному из судей, включаемого в кассационную коллегию, права членов Главного суда КАССР. Таким образом, сразу же после вынесения приговора народным судом, появлялась возможность рассмотрения дела в кассационном порядке. В Симферополе, Керчи и Феодосии организуются постоянные выездные сессии. В их состав входили: председатель сессии (член Главного суда КАССР), местный (районный) уполномоченный суда, один из местных судей. Для технического обслуживания сессии, к ней прикомандировывался один из секретарей Главного суда. На указанные сессий было возложено рассмотрение всех уголовных дел, в перечисленных районах, подсудных Главному суду, в качестве суда 1 и 2 инстанции. Рассмотрение гражданских и кассационных дел по 1 инстанции, временно было сосредоточено в г. Симферополе [18, л.262-265].

В 1928 году в Положение о судоустройстве РСФСР вносятся изменения. Изменившаяся компетенция Главного суда, в связи с передачей ему функции судебного управления и инструктирования судебной сети Республики, повлекла передачу в штаты Главного суда, из НКЮ КАССР, отдела судебного управления со штатом в 6 чел. Штат Главного суда КАССР увеличился до 51 чел., в последующем были проведены сокращения и к 1.01.1929 года, штат Главного суда составил 40 чел. Следствие было выведено из суда и передано в прокуратуру. Назначение и увольнение следователей теперь производилось прокурором КАССР и требовало утверждения КрымЦИК или городским советом. Установление границ и числа следственных участков производилось КрымЦИК по представлению прокурора КАССР.

В этом же году НКЮ КАССР передает Главному суду руководство деятельностью нотариата, на тот момент в Крыму имелось 9 нотариальных контор, штат которых составлял 49 работников. В соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР, ст. 15 «Об основных принципах организации государственного нотариата» и ст. 2 Положения о государственном нотариате РСФСР, в городах и селах, где отсутствовали нотариальные конторы, на судей возлагались обязанности совершения нотариальных действий в полном объеме или частично. За деятельностью нотариата, контроль был возложен на Главный суд КАССР.

Принятие «Основ уголовного судопроизводства СССР и Союзных республик» [19,с.369], предусматривало ведение уголовного судопроизводства на языке большинства местного населения, что повлекло за собой проведение Народным комиссариатом юстиции и Главным судом КАССР в середине 20-х годов «коренизации» судебной системы Крыма. Которая в основном заключалась в привлечении татар и

312

других нацменьшинств в судебные органы республики и в органы юстиции Крыма. Решая данный вопрос, НКЮ и Главный суд КАССР, открыли юридические курсы для татар. На них проходили теоретическую подготовку работники, направленные парторганами на работу в органы юстиции. Слушатели привлекались к практической работе, путем назначения их добавочными судьями, как при Главном суде КАССР, так и при участках народных судов. Наконец, главным образом, для подготовки оперативного и технического состава из татар, были учреждены должности штатных практикантов как при Центрально аппарате и на местах. Одновременно, насколько позволяли средства, татарские работники командировались на высшие юридические курсы в Ростов [20, л.1-52].

В следующем году для татар были образованы областные юридические курсы при НКЮ КАССР, которые более удовлетворяли своему назначению, чем функционировавшие, при областном комитете, курсы. На курсах занималось 30 человек, из них 25% женщины, обеспеченных всеми видами довольствия и имеющих полную возможность всецело посвятить себя учебе. Теоретическая часть курсов была рассчитана на 6 месяцев, с последующей стажировкой. Выпуск курсантов планировался в 1 мае 1926 года.

В составе Главного суда работало 10% татар и 12 являлись народными судьями. В районах населенных преимущественно татарами (Алушта и Бахчисарай) судопроизводство на судебных участках и делопроизводство переводилось на татарский язык.

Серьезной проблемой того времени являлась острейший дефицит квалифицированных юридических кадров. Первоначальное формирование судебной системы в Крыму осуществлялось и за счет юристов "старой" российской школы. Однако новую власть не устраивало то, что они были носителями идеалистического мировоззрения и, естественно, не разделяли марксистско-ленинскую доктрину о государстве и праве. В октябре 1924 года на основании приказа НКЮ КАССР, народный комиссариат совместно с Главным судом издают инструкцию о проверке работников юстиции Крыма. В ней отмечалось, что она служит надлежащему подбору работников юстиции, отвечающих требованиям политического и социального характера к ним предъявляемым, знающих основные задачи пролетарского суда. Причем члены РКП (б), работающие в органах юстиции проверке на политическую благонадежность, не подлежали. Цель проверки заключалась, в выявлении политических взглядов и установлении социального происхождения работников юстиции (суда). Особое внимание предлагалось обратить на тех из них, кто во время гражданской войны находился на территории «белых» и ранее принадлежал к числу враждебных советской власти партиям. В последующем такие проверки проводились ежегодно. Результатами их, как правило, являлось увольнение работников юстиции и суда, не подтвердивших свою благонадежность и не подходящие по классовому признаку [21, л.1].

Постановлением Президиума КрымЦИК от 21.12.1927 года было утверждено новое Положение об НКЮ КАССР [22, л.8-9]. В соответствии с ним НКЮ КАССР являлся высшим руководящим органом для всех органов юстиции и в том числе Главного суда КАССР. Данным Положением были внесены изменения в порядок избрания членов Главного суда и народных судей. Кандидаты в члены Главного суда и на должности народных судей стали подбираться Главным судом, затем они

313

представлялись на рассмотрение коллегии НКЮ КАССР, а принятые коллегией кандидатуры представлялись на утверждение в КрымЦИК непосредственно Главным судом.

Проведение судебной реформы в Крыму, в сравнении с 1923 г., повлекло за собой увеличение пролетаризации суда и сокращение штатной численности аппарата Главного суда КАССР в 1924 года на 12,5 %, в 1925 году на 24%, в 1926-1927 годах на 35%, в 1928-1929 годах на 50%, а уровень высшего образования снизился с 40% до 7,7%. В 1929 году из 13 членов Главного суда КАССР 1 (7,7%), имел высшее образование, 5(38%) среднее и 7 (54,3%) начальное.

Сложность экономических отношений и усложнение норм законодательства, особенно в части гражданского производства потребовало от судебных работников повышения их квалификации. В связи с этим Главный суд КАССР, в 1927 году, на Всекрымском совещании работников юстиции, предложил повышение квалификации судей осуществлять путем создания юридических кружков под руководством центрального бюро по поднятию квалификации при НКЮ КАССР. Кружки создавались на принципе добровольного участия, в них входили судебные работники и секретари. Срок занятий составлял 1 год, с перерывом на один месяц.

Кадровому составу судей в этот период уделялось большое внимание. Во главу угла ставился опыт революционной борьбы, а не юридическое образование и знание законов. Отсюда и социальный состав судей: при избрании предпочтение отдавалось рабочим и крестьянам. Отмечался постоянный рост числа судей-членов партии. Данные, касающиеся образовательного уровня народных судей в Крыму, замалчивались, так как в основной своей массе они не имели юридического образования и только начальное общее. Поэтому тезис коммунистической партии «О дальнейшем укреплении социалистической законности» с малообразованными судейскими кадрами, большинство из которых слабо разбиралось в законодательстве, был явно невыполним. Слабый уровень юридической подготовки судебных кадров непосредственно сказывался на качестве рассмотрения уголовных и гражданских дел. В результате политики нигилистического отношения к вопросам науки права и отрицания необходимости юридической подготовки судей, качество судебной работы на многих ее участках снизилось. В работе народных судей участились крупнейшие ошибки. Нередко народные суды применяли к определенным категориям дел (например, к делам о хищениях, хулиганстве и др.) наказания, которые меньше всего могли обеспечить надлежащую борьбу с этими видами преступлений. В других случаях народные суды, вследствие поверхностного предварительного ознакомления с назначенными к слушанию делами, допускали неосновательное предание обвиняемых суду, часто механически подходили к определению наказания, не учитывая конкретные обстоятельства дела. Нередко допускались и серьезные нарушения процессуальных норм, что влекло за собой в дальнейшем отмену и изменение приговоров и решений судов в вышестоящих судебных инстанциях.

Основания для отмены приговоров и решений суда определяли нормы УПК и ГПК РСФСР. К ним относились: нарушение закона и вынесение не справедливого приговора, нарушение формы судопроизводства и не полнота следствия, а в гражданском судопроизводстве: неправильное применение или толкование как процессуального, так и материального закона, несоответствие вынесенного решения фактическим обстоятельствам дела.

314

В период 1923-1925 годы, процент отмены решений по отношению к числу рассмотренных кассационными коллегиями дел таковы: в 24-25 годы 29%, в 25-26 годы 33%. По РСФСР за эти же годы процент отмены составил в 24 г. - 33%, в 25 г. - 31%. Из них; за нарушение закона и вынесение не справедливого приговора народными судами, отменялось в 1923 г. 36%, 1924 г. 28%. и в 1925 г. 41%. Соответственно, нарушение формы судопроизводства и не полнота следствия, влекли отмену в 1923 г. 48%, 1924 г. 71%, 1925 г. 59% приговоров.

Главный суд КАССР данные нарушения объяснял тем, что «народные судьи более осведомлены в материально - правовых законах, чем в процессуальных. При вынесении решения они, руководствовались не столько теми или иными нормами закона, сколько внутренним убеждением, своим революционным чутьем, в конечном счете, совпадающим с классовой политикой государства. Этим и объясняется не значительный процент обжалованных приговоров и решений» [23, л.127].

В то же время Верховный суд РСФСР оставил в силе только 63% приговоров вынесенных уголовно-судебной коллегией Главного суда КАССР в 1926 году, а в 1927 году эта цифра составила 84% (что на 5% выше республиканской нормы 79%), по гражданско-судебной коллегии эти показатели, оставленных в силе решений, составили в 1926 году 48% и в 1927году 78%.

Всекрымское совещание работников юстиции Крыма в 1927 году, признает работу Главного суда КАССР по 1 и 2-й судебным инстанциям за 1926 год удовлетворительной. Совещание отметило, что в выездных сессиях Главного суда КАССР в районы было рассмотрено 43% всех уголовных дел, подсудных ему в качестве суда 1-й инстанции. Количество отмененных Верховным судом РСФСР решений, не превышает средних показателей [24, л.1-325].

В 1928-1929 годах гражданско-кассационной коллегией Главного суда из рассмотренных дел; в среднем прекращалось 3% дел, оставлялись в силе 68,5-69,3% решений народного суда, 24,5-26% решений судов отменялись.

По уголовно-кассационной коллегии, в это же период времени, в среднем прекращалось 8-10% уголовных дел, отмена приговоров народных судов колебалась от 12,5 до 26%, изменение приговоров составляло 76-78,5%.

Данный период характерен тем, что Главный суд КАССР сосредотачивает внимание всех судебных работников на хлебозаготовительных компаниях. В 1929 году было истребовано 1200 дел данной категории, в которых были выявлены грубейшие ошибки и недочеты. По ним было осуждено 1276 чел., из них кулацко-зажиточные и капиталистические элементы города и деревни 789 чел.(62%) от общего числа осужденных, к этой группе, помимо лишения свободы, применены дополнительные меры наказания -179 высылок, 353 конфискации и 160 штрафов. Середняков за всю компании осуждено - 296 чел. (22%), бедняков - 3%, кустарей - 1,5% и служащих (за должностные преступления) - 77 чел. (10%). Само собой, что к последним группам осужденных мера наказания принималась иная, нежели к классовым врагам. Ошибки, допущенные народными судами, исправлялись уголовно-кассационной коллегией Главного суда. Всего УКК было рассмотрено - 544 уголовных дела, по кассационным жалобам осужденных - 492, внесенных председателем Главного суда КАССР - 36, по протестам прокурора - 16. Утверждено приговоров - 228 (42%), изменено приговоров - 198 (36,5%), отменено приговоров - 84 (15,5%), прекращено дел - 34 (6%). Изменения коснулись - 195 приговоров по делам середняков и 8 дел

315

бедняков, которым мера наказания была снижена. Отмена приговоров в количестве 84 коснулась 21 середняка.

В этом же году Пленум Главного суда КАССР уделяет большое внимание защите интересов батраков, ограждению их трудовых прав от эксплуатации и кабалы, данному вопросу было посвящено 3 Пленума Главного суда КАССР. В целях защиты и проверки, степени обеспечения интересов батраков и их трудовых прав в народных судах, Главным судом КАССР были истребовано 310 гражданских и 40 уголовных дел за 1929 год, где фигурировали интересы батраков. Проверкой, были обнаружены ошибки и недостатки, а по отдельным из них, прямое искривления классовой линии. Нарушалась директива о сроках рассмотрения батрацких дел в течение 7 дней. Суды зачастую упускали из виду свою обязанность возбуждать уголовные дела, за нарушения трудовых норм нанимателями, особенно из числа кулаков, по отдельным делам допускалась волокита, некоторые суды проходили мимо фактов несвоевременной выдачи зарплаты. Проверка выявила, что лишь в 30% проверенных дел, претензии батраков были основаны на письменных трудовых договорах, а в остальных 70% проверенных дел, эти договора отсутствовали, что не гарантировало, в должной мере, трудовых прав батрака.

В 1928 году процент контрреволюционных дел и против порядка управления составлял 2% и 15% от общего количества рассмотренных Главным судом КАССР дел по первой инстанции. В 1929 году их количество в процентном отношении увеличилось до 15 и 23%. Увеличение количества осужденных по контрреволюционным преступлениям на 14,1% и за преступления против порядка управления на 8% объясняется обострением классовой борьбы, в соответствии с чем и строилась карательная политика Главного суда, направленная на подавление сопротивления классового врага надлежащими мерами судебной репрессии. Необходимо отметить, что количество осужденных рабочих, по сравнению с 1928 годом, снизилось с 15 до 12%, а крестьян, преимущественно из кулацко-зажиточных элементов, увеличилось с 34 до 39% и увеличилось количество осужденных торговцев на 5%.

1929 год характерен тем, что члены Главного суда закрепляются за всеми судебными районами Крыма, с возложением на них, участие в районных совещаниях судебных работников, разъяснение низовым судебным работникам вопросов права и политики, изучение на месте отдельных дел. Изучение карательной политики, проверка выдержанности классовой линии в работе нарсудов и доклады на Пленуме по делам, затребованным в порядке надзора из судов, соответствующего района. В городах Евпатория, Керчь, Ялта и Севастополь судебные участки реорганизуются в городские объединенные суды [25, л.1-38].

Таким образом, в конце 20-х годов общее руководство судами продолжает осуществлять НКЮ КАССР, на который возлагалось проведение общей судебной политики на территории Крыма. Судебная структура Крыма реформируется в двух-звенную и на протяжении ряда лет основном сохраняется неизменной, народный суд, Главный суд КАССР. Также на территории Крыма действуют местные арбитражные комиссии, земельные комиссии, особые сессии народного суда по трудовым делам и суды Союза ССР - военные трибуналы.

Перспективы состоят в необходимости, провести дальнейшее исследование (народного суда, Главного суда КАССР, военных трибуналов и т.д.)

316

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Кожевников М. В. История советского суда. / [Под ред. И. Т. Полякова] / М. В. Кожевников. -М. : Юридическое издательство МЮ СССР, 1948. - 376 с.

2. Немытина М. В. Суд в России: Вторая половина XIX - нач. XX вв. / М. В. Немытина. - Саратов, 1999. - 254 с.

3. Рожнева Ж. А. Политические судебные процессы в Западной Сибири в 1920-1930 гг.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02/ Ж. А. Рожнева. - М., 2003. - 226 с.

4. Лезов И. Л. Советский суд в 1917-1940 гг.: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01/ Лезов И. Л. - М., 1998. - 161с.

5. Алакпаров К. А. Становление отечественного суда и формирование принципов судопроизводства в 1917-1936 гг.: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01/ К. А. Алакпаров. - М., 2005. - 215 с.

6. Государственный архив Автономной Республики Крым. ф. 663, оп.1, д.89 «Протокол № 9 заседания Президиума КрымЦИК и материалов к нему» 01.01.1922 г. - 15.02.1922 г. - 35 л.

7. Вестник административной жизни Крыма № 2 / изд. нар. ком. вн. д. - С., 1923, - 34 с.

8. Государственный архив Автономной Республики Крым. ф. 663, оп.1, д.89 «Протокол №9 заседания КрымЦИК» 20.08.1922 г.-30.09.1922 г. - 35 л.

9. Государственный архив Автономной Республики Крым. ф. 663, оп.1, д.89 «Протокол № 9 заседания Президиума КрымЦИК и материалов к нему» 01.01.1922 г. - 15.02.1922 г .- 35 л.

10. Государственный архив Автономной Республики Крым. ф. 663, оп.1, д.280. «Доклад о деятельности НКЮ КАССР и подведомственных ему органов». 10.09.1923 г. - 15.09.1923 г. - 440 л.

11. Вестник административной жизни Крыма № 2. - М. : Изд. нар. ком. вн. д., 1923 г. - 34 с.

12. .История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры 1917-1954 гг. Сборник документов / [Под ред. С. А. Галунского]. - М. : Госюриздат, Москва - 1955 г. - 635 стр.

13. Государственный архив Автономной Республики Крым. ф. 1816, оп.1, д.2, «Приказы Крым-Цик» 09.11.1927 г. - 10.11.1927 г. - 52 л.

14. Систематическое собрание действующих законов СССР. - М., 1926 г. - 117 с.

15. Государственный архив Автономной Республики Крым. ф. 1108, оп.4, д.7. «Протоколы Пленумов Главного суда КАССР» 05.04.1928 г. - 06.04.1928 г. - 265 л.

16. Государственный архив Автономной Республики Крым. ф. 1108, оп.4, д.7. «Протоколы Пленумов Главного суда КАССР» 05.04.1928 г. - 06.04.1928 г. - 265 л.

17. Государственный архив Автономной Республики Крым. ф. 1108, оп.4, д.7. «Протоколы Пленумов Главного суда КАССР» 05.04.1928 г. - 06.04.1928 г. - 265 л.

18. Государственный архив Автономной Республики Крым. ф. 1816, оп.1, д.2, «Приказы Крым-Цик» 09.11.1927 г. - 10.11.1927 г. - 52 л.

19. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры 1917-1954 гг. Сборник документов / [Под ред. С. А. Галунского]. - М. : Госюриздат, 1955 г. - 635 стр.

20. Государственный архив Автономной Республики Крым. ф.1108, оп.1, д.10. «Отчет о деятельности НКЮ Крыма и подведомственных органов» 01.01.1920 г. - 01.08.1925 г. - 52 л.

21. Государственный архив Автономной Республики Крым. ф.1110, оп.1, д.22. « Приказы НКЮ и Главного суда» 01.10. 1924 г. - 01.11. 1924 г. - 84 л.

22. Государственный архив Автономной Республики Крым. ф. 663, оп.1, д.1627. «Приложение, штаты, инструкции наркоматов и центральных учреждений КАССР» 03.01.1929 г. - 21.09.1929 г. -127 л.

23. Государственный архив Автономной Республики Крым. ф. 663, оп.1, д. 280. «Доклад о деятельности НКЮ КАССР и подведомственных ему органов». 05.01.1929 г. - 25.09.1929 г. - 440 л.

24. Государственный архив Автономной Республики Крым. ф. 663, оп.1, д. 1368. «Отчеты наркоматов» 01.01.1924 г. - 01.10.1927 г. - 325 л.

25. Государственный архив Автономной Республики Крым. ф.663, оп.1, д.1651. «Отчет Главсуда КАССР» 01.01.1929 г. - 30.12 1929 г. - 38 л.

Пуховська А. С. Головний суд Кримсько!" АРСР i його дiяльнiсть в перюд НЕПу / А. С. Пуховська // Вчеш записки Тавршського национального ушверсптету iменi В. I. Вернадського. Серiя: Юридичт науки. - 2012. - Т. 25 (64). № 1. 2012. - С. 305-318.

317

У статт розглядаються питання створення в 1922 рощ Головного суду, його дшльшсть, до 1928 року. Так, як в 1928 рощ в Положенш про судоустрш РРФСР вносяться змши, яю змшюють компетен-щю i функцп Головного суду.

Ключовi слова: Головний суд, НКЮ КАССР, КримЦВК

Puhovskaya A. Chief Court Krimskaya ASSR and his activities in the period nepa / А. Puhovskaya // Scientific Notes of Tavrida National V. I. Vernadsky University. - Series : Juridical sciences. - 2012. - Vol. 25 (64). № 1. 2012. - Р. 305-318.

In article are considered questions of establishing in 1922 the year the Main Court, his activities, to 1928 year. Thus, in 1928 as a year in the Situation at sudoustroystve RSFSR vnosyatsya the changes, who kompe-tentsyyu Change and functions of the Main Court.

Keywords: Chief Court NKYU KASSR, CrimeaTSYK.

Статья поступила в редакцию 15.01.2012.

318

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.