Научная статья на тему 'Главные научные достижения Терренса Дикона'

Главные научные достижения Терренса Дикона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
564
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ / НЕПОЛНОТА ПРИРОДЫ / ТЕЛЕОДИНАМИКА / ЦЕЛЕВАЯ КАУЗАЛЬНОСТЬ / ОГРАНИЧЕНИЕ / САМОСТЬ / ENTENTIONALITY / INCOMPLETE NATURE / TELEODYNAMICS / END-DIRECTEDNESS / CONSTRAINT / SELF

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Остапенко Герман Игоревич

В реферативном обзоре работы Терренса Дикона «Неполная природа: Как разум возник из материи» и работ его последователей, развивающих увлекательное исследование Дикона, представлены биосемиотические подходы к объяснению парадокса о том, что наиважнейшие вещи для человеческого существования саму жизнь и разум порождает нечто отсутствующее. Рассматриваются особенности и условия возникновения разума из ограничений неодушевленной материи и преимущества интеграции физических наук с биологическими и социальными науками для понимания природы жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ententionality - Terrence Decon’s scientific achievement

The summary report of the work of Terrence Deacon's «Incomplete Nature: How Mind Emerged from Matter» and the works of his followers, who develop an exciting study of Deacon, presents biosemiotic approaches to explaining the paradox that the most important things for human existence life and mind itself give rise to something missing. The features and conditions of the emergence of mind from the constraints of inanimate matter and the advantages of integrating the physical sciences with the biological and social sciences for understanding the nature of life are considered.

Текст научной работы на тему «Главные научные достижения Терренса Дикона»

Г.И. Остапенко

ГЛАВНЫЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ТЕРРЕНСА ДИКОНА1 (Обзор)

Терренс Дикон - яркий ученый. Многие его работы получили широкое признание. Однако публикация книги «Неполнота природы: Как разум возник из материи» (Incomplete Nature: How Mind Emerged from Matter) в 2011 г. [Deacon, 2011] стала поворотным моментом в науке. Творческий импульс, который придал Дикон изучению эволюции человека и природы, трудно переоценить. Вызванная его книгой дискуссия и последующие исследования вывели изучение эволюции на новый уровень.

В своих сочинениях Дикон активно вводит новые термины и неологизмы. При этом он тщательно объясняет не только значение своих терминов и смысл понятий, но также теоретико-методологические основания для их создания. Часто Дикон переопределяет применительно к своей работе значения некоторых известных терминов, формируя целые концептуальные области.

Дальнейший обзор строится вокруг некоторых терминов, связанных с ними ключевых понятий или понятийных областей. Это энтенциональ-ность, неполная природа и эмергентная динамика. Наконец, завершит обзор раздел о парадоксе Дикона. Это выражение придумано не им, а его канадским коллегой Робертом Логаном, для того чтобы обобщенно представить прихотливый ход мысли Дикона.

Энтенциональность

Начать целесообразно с одной из центральных концепций Дикона. Это энтенциональность или неслучайная предназначенность развития и

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-18-01536).

353

эволюции в целом. Сам термин энтенциональность способен озадачить читателя. Он звучит почти как интенциональность. Изменена всего одна буква, но за этим стоят важное концептуальное изменение и приращение смысла. Терренс Дикон действительно отталкивается от введенных в науку Францем Брентано [Brentano, (1874) 1973] понятий интенциональности и интенции, связывая их с нацеленностью сознания на предмет, с его преднамеренной желанностью для интерпретирующего субъективного разума [Deacon, 2011, p. 233]. Далее Дикон расширяет это отношение. Его субъективность и субъектность объективизируются. Теперь отправной точкой становится не интерпретирующий субъективный мир разума, но сами объективные феномены мира. Разумеется, далеко не все эти феномены способны желать - только живые создания в какой-то степени. Однако все без исключения так или иначе оказываются неполными (incomplete). Неполнота природы - отправное понятие, вынесенное в заголовок книги. Эта неполнота создает аналог брентановской интенции, нужду восполнения наличной в ней самой нехватки. Таким образом, энтенциональность понимается как объективная и неслучайная предназначенность, а энтенция - как предназначение.

Термин энтенциональный является общим прилагательным для описания всех явлений, которые по своей природе неполны в том смысле, что находятся в отношениях, организованных для достижения чего-либо внутренне не свойственного. Энтенциональность характеризует свойственные всем живым существам качества: чувство себя, «самость», самообеспечение, самосохранение, цель, целенаправленность, функциональность, воспроизводство, эволюцию, адаптивность, субъективность, семиозис.

Энтенциональность предполагает привнесение целевой каузальности в природу, а значит, в жизнь и человеческую деятельность. Интенцио-нальность оказывается частным проявлением энтенциональности в нашем человеческом мире с его субъектностью и субъективностью.

Энтенция объясняет телеологию, но телеологические особенности всей системы не содержатся только в одной из частей. Для решения этой проблемы Дикон проводит различение сводимости и разложимости. Так, сводимость идентифицирует составные учредительные части, а разложимость - части свойств. Отсюда следует, что энтенциональные явления зависят от физических субстратных отношений, но разлагаются не на них, а на энтенциональные явления более низкого порядка, в силу того что эн-тенциональность - это нематериальная особенность.

Энтенциальность предполагает существование принципа, с помощью которого классифицируется внешняя среда системы [Deacon, 2011, р. 26, 265, 323]. Это - принцип уместности, приводящий к существованию системы классификации, присущей преднамеренной деятельности, не подразумевающей еще сознания, но уже не являющейся механическим процессом. Уровни организации - это то, что позволяет существовать

354

принципу уместности посредством структурирования отношений между частями системы.

Дикон меняет форму понимания - переносит фокус с материи на взаимодействие, иными словами - меняет местами фон и передний план в картине понимания физического мира, делая акцент на том, что отсутствует в динамической активности, пересматривая наше понимание причинности.

Развитие идеи энтенциональности позволяет понять более простые формы интенциональности и дать им эволюционное и натуралистическое объяснение. Отметим, что интенциональное, как любое когнитивное явление, в котором существует взаимодействие между познающим и познаваемым, привлекает семиотику для изучения форм познания. Чтобы что-то стало познаваемым, оно должно иметь возможность быть понятым, т.е. иметь онтологические свойства, которые позволяют ему быть познанным.

Неполная природа

В энтенциональных явлениях главную роль исполняет неполнота. Органическая система может быть ориентирована на что-то «отсутствующее», расположенное вне себя, собственной самости. Парадоксальное внутренне присущее свойство существующего, наличествующего по отношению к чему-то отсутствующему, неполному связано с ограничениями организации системы и конечным количеством ее возможных состояний.

В энтенциональных явлениях главную роль исполняет неполнота. Органическая система может быть организована в отношении чего-то «отсутствующего», ориентирована на что-то, расположенное вне себя, собственной самости.

Парадоксальное внутреннее присущее свойство существующего, наличествующего по отношению к чему-то отсутствующему, неполному связано с ограничениями организации системы и конечным количеством числа возможных состояний этой системы.

Фундаментальная незавершенность дает возможность применять эн-тенциональность в качестве аналитической категории как к жизненным процессам, так и к когнитивным и семиотическим процессам, т.е. ко всему, что связано с возникновением, эмергенцией и в целом с эволюцией.

Дикон утверждает, что энтенциональная динамика просто плавно уходит в термодинамику. Так устанавливается порог между живым и неживым царством: разум не является суммой более простых форм разума. Рост энтенции способен пересечь этот порог с приходом понимания целенаправленных форм причинности - целевой каузальности.

Неполнота чревата эмергенцией. Источниками эмергентной динамики являются физическая работа и энтропия. Вместе с тем механистическая точка зрения упускает отсутствие. Отсутствие - один из ключевых элементов философского подхода Дикона. Это особенно явно видно на

355

фоне возврата Дикона к идее анализа на некоторых физических основаниях, в частности второго закона термодинамики.

Дикон обладает даром свести воедино и проартикулировать то, что многим ученым интуитивно известно: жизнь и сознание не могут быть объяснены кибернетическими или вычислительными процессами, а биология не может быть выведена только из физики и химии.

Понятие «отсутствие» Дикон объясняет через неимение соотнесения с физическими процессами таких явлений, как функция, ссылка, цель или ценность, желание, тоска, потеря, стремление, основанных на внутренней незавершенности.

Конституирующее отсутствие Дикон определяет как парадоксальное внутреннее присущее свойство существующего / сущего по отношению к чему-то пропущенному / отсутствующему, отдельному и, возможно, не существующему. Хотя это свойство иррелевантно, когда оно относится к неодушевленным, безжизненным вещам, это определяющее свойство жизни и сознания.

Дикон связывает энтенциональность с еще двумя ключевыми понятиями: ограничение и отсутствие.

Термин ограничение связан с отсутствием в том смысле, что предотвращает определенные вещи, уменьшая количество возможностей, не определяя при этом причинно-следственную связь. Ограничение представляет собой последовательность событий в живом организме и его окружении, направленных на то, чтобы организм мог преобразовать энергию, которую он извлекает из окружающей среды, в работу, необходимую для его метаболизма, роста и размножения, предотвращая ее рассеяние во всех направлениях.

Внутренние ограничения не являются ни материальными, ни динамическими. Они не являются описательными атрибутами материала или процесса.

Эмергентная динамика

Теория эмергентной динамики Дикона подтверждает, что энтенцио-нальность является следствием организационной динамики внутри системы - или внутри организма. Дикон предлагает три уровня организационной динамики: гомеодинамика, морфодинамика и телеодинамика. Эти три типа организационной динамики делают различия между способами, в которых просто тенденции порождают закономерности; закономерности порождают самоорганизацию; и самоорганизация становится воспроизводимой и ориентированной на конечный результат.

Гомеодинамика - общая динамика системы со спонтанными изменениями, за счет растущей энтропии уменьшающая ограничения системы. Напротив, морфодинамика создает ограничения, воспроизводя их или

356

осуществляя внешние ограничивающие воздействия. В свою очередь те-леодинамика сводит все к правильной конечной направленности, ориентируя на самообеспечение, используя внешние условия. Телеодинамика «коммутирует» внутренние свойства и ограничения системы с внешними условиями, которые могут сохранить организацию системы. В результате организация системы составляет целевую каузальность. Другими словами, телеодинамика - это результат ориентированных действий с определенным количеством выбора.

Гомеодинамика касается любого динамического процесса, который самопроизвольно снижает ограничения системы до минимума и таким образом более равномерно распределяет свойства системы по пространству и времени. Таким образом, его сигнатура - это диссипация ограничения.

Морфодинамика (динамика производства форм), отличительной чертой которой является усиление ограничений, относится к любой динамической организации, проявляющей тенденцию становиться спонтанно более организованной и упорядоченной со временем (для создания внутренних ограничений) из-за возмущения ограничений, но без внешнего воздействия, которое конкретно навязывает эту закономерность. Морфо-динамические процессы - это «динамические процессы, которые создают спонтанную регулярность».

Телеодинамика (конечно направленная динамика) относится к любой «динамической организации, проявляющей конечную направленность и организованные следствием особенности, которая состоит из совместного создания, взаимодополняющего ограничения и взаимной синергии двух или более сильно связанных морфодинамических процессов» [Logan, 2012, р. 292-293].

Телеодинамическая система продвигает свое поддержание, изменяя динамику, чтобы более эффективно использовать поддерживающие внешние условия. Телеодинамика, таким образом, охватывает энтенциональ-ность. Ее отличительной чертой является «сохранение и корреляция ограничений». В то время как гомеодинамика является энтропийной, морфодинамика и телеодинамика являются негэнтропийными. Телеоди-намика возникает из односторонней зависимости от морфодинамики и, в свою очередь, зависит от гомеодинамики: телеодинамика > морфодинамика > гомеодинамика. Каждый переход открывает большую динамическую глубину, чем его предшественник.

Это обеспечивает метатеоретическую основу для рассмотрения того, как неорганические системы могут эволюционировать в живые системы и как они, в свою очередь, могут развивать когнитивные системы. С появлением жизни самоорганизующиеся процессы достигают рефлексивности более высокого порядка.

Последовательной архитектурой является телеодинамика - самообслуживаемая, самогенерирующаяся и самовоспроизводящаяся динамика организмов. Самые ранние и самые простые формы жизни уже имеют «Я» -

357

самость в том смысле, что они «рефлексивно индивидуализированы», а их телеодинамика обеспечивает, по мнению Дикона, «основу как информационных, так и нормативных особенностей жизни».

Дикон предполагает, что система может распознавать различия через распознание функциональных аспектов в элементах системы [Deacon,

2011, р. 323]. Распознанные особенности соответствуют функциям, если эти функции связаны с конкретной целью, которая может быть достигнута с помощью данного элемента. Эта способность позволяет различать реализуемые состояния системы. На организменном уровне принцип уместности делает возможным формирование окружающей среды. Так как эн-тенциональность предполагает признание различий, можно говорить о том, что логическая несовместимость функционала элементов системы обеспечивает закономерность и регулярность, которые переходят в привычку. Формирование привычек усиливает семиозисные свойства классификационного процесса. Телеодинамическая организация - рекурсивна и воспроизводима.

Парадокс Дикона

Логан называет парадоксом Дикона то, что наиважнейшие вещи для человеческого существования - саму жизнь и разум - порождает нечто отсутствующее [Logan, 2012, р. 291]. Дикон, говоря, что разум возник не собственно из материи, а из ограничения материи, сделал огромный шаг вперед в интеграции физических наук с биологическими и социальными науками, чтобы помочь нам понять природу жизни и ума и их происхождения из неодушевленной материи. С этим он вошел в сферу того, что Кун назвал революционной наукой.

Дикон имеет право быть «экспертом», критикующим редукционизм, обладая достаточной глубиной, энциклопедичностью знаний в областях классической механики, термодинамики, статистической физики и квантовой механики, органической химии, генетики, эволюционной биологии, неврологии и лингвистики. Дикон, критикуя парадигму редуктивной науки, не объясняющую явления жизни, чувств, ума, цели, значения и ценности, разрабатывает новую парадигму, дающую представление о том, что биология, кроме физической и химической науки, является также семиотической наукой, в которой значение / знак играют существенную роль в понимании живых систем.

Логан отмечает пользу расширительной Диконовской трактовки стандартного определения об отношении к динамическим изменениям в морфологии и использовании термина особым образом, чтобы обозначить процесс самоорганизации и обмена энергией в условиях ограничений для создания работы, необходимой для метаболизма и репродукции [Logan,

2012, р. 294]. Расширительная трактовка позволяет отнестись к самой

358

жизни как к диссипативной системе, зависящей от ограничений по морфо-динамике.

Морфодинамические процессы, в отличие от термодинамических процессов, которые рассеивают или рандомизируют порядок, способны порядок поддерживать. Но морфодинамика или самоорганизация еще не создают «самости». Вопросы телеологии как представительства «себя», «самости» связаны, по Дикону, с невыразимым свойством, характеризующим «опыт себя».

Организмы, являющиеся телеодинамическими системами, не просто реагируют на раздражители механически и термодинамически. У живого всегда есть право выбора того, что лучше для него. У неживого нет выбора, кроме возможности самоорганизации по типу кристаллов. Дикон приглашает считать телеодинамику отличительной характеристикой динамики жизни.

Дикон полагает, что простая форма молекулярной телеодинамики может быть потенциальным механизмом возникновения жизни, но для этого требуется вторая особенность, а именно самодостаточность [Deacon, 2011, р. 276; цит. по: Logan, 2012, р. 295]. Ограничение служит созданию физической индивидуальности, «самости», живого «я», которое может действовать телеологически «корыстно». Телеодинамика является важнейшим компонентом, который создает живой организм, источником особой эмергентной формы самости, которая постоянно создает свое самоподобие.

Продолжая комментировать книгу Дикона, Логан делает акцент на утверждении, что обращение к дуальности - это стратегия избегания сложного вопроса о том, как неодушевленная нечувствительная материя стала живой и чувствующей. Критикуемый Диконом субстанциональный дуализм -понятие о построении мира из физического вещества и ментальной субстанции (включая Бога и душу). Для преодоления такого образа мышления Дикон приводит к мысли о том, что энтенциональность - это нечто большее, чем просто физическое: энтенциональные процессы имеют круговую динамику, а причинность кроется в динамичной организации.

Система Дикона также дуалистична, но она представляет собой дуализм свойств, в котором есть только один вид вещества, но два различных вида свойств, физические и биологические (включая чувство и сознание), или, в терминологии Дикона, физические и энтенциональные. Физические свойства описываются термодинамикой и морфодинамикой, тогда как эн-тенциональные свойства описываются телеодинамикой, зависящей от морфодинамики и термодинамики.

Подход Дикона предлагает руководство для научного понимания того, как одна, физическая субстанция может порождать различные наборы свойств физического мира и его деятельности, а другая, энтенциональная субстанция, включающая в себя жизненную силу, чувство, сознание, порождает язык, культуру, технологии и науку.

359

Логан, следуя Диконовской логике, опираясь на то, что физическая материя может иметь разные формы поведения и, следовательно, разные свойства, предлагает альтернативную интерпретацию: модель Дикона обладает свойствами тринарности - это три уровня взаимодействия материи: термодинамические, морфодинамические и телеодинамические процессы [Logan, 2012, р. 300]. Принадлежность к каждому уровню взаимодействия порождает другой набор свойств или поведения материи: термодинамическое рассеяние; неодушевленная, несамостоятельная самоорганизация (морфодинамика кристалла); самоорганизующиеся и самоподдерживающиеся системы живых телеодинамических организмов.

Еще один интересный акцент на связи ограничений с формой информации (как близкой ему темой) отмечен Логаном в работе Дикона. Ограничения порождают то, чего нет, ограничения - это информация, в смысле наличия информации об отсутствии [Logan, 2012, р. 301]. Материальные вещи, согласно второму закону термодинамики, соответствуют максимальной случайности или беспорядку. Регулярность и организация являются результатом ограничений, препятствующих естественной случайности. Организация в условиях ограничения является формой информации. Ограничения - это основания, порождающие порядок. Нечто будет оцениваться как более упорядоченное, если оно отражает больше ограничений. Мы склонны описывать вещи как более упорядоченные, если они более предсказуемы, более симметричны, более коррелированы и, следовательно, более избыточны в некоторых функциях.

Дикон связывает информацию с ограничениями, ссылаясь на Кауфмана и Логана, как в описании ДНК: сохраненная основа воспроизводимых ограничений фактически является предшественником генетической информации, в условиях молекулярного взаимодействия информация в конечном итоге состоит из сохранившихся ограничений.

Логан соглашается с Диконом в том, что понятие информации искажено, коль скоро оно рассматривается как вещь, а не как процесс [Logan, 2012, р. 302]. На деле информация - это «динамическое реляционное» явление, а не физический товар, который можно приобретать, хранить, перемещать, распространять и терять. Информация - это реляционное свойство, которое возникает из вложенных уровней ограничения: ограничения вероятности и динамики сигнала.

Дикон пишет, что сознательный опыт сталкивает нас с вариантом проблемы, с которой мы сталкиваемся, изучая функции, значения или ценности. Ни одно из этих явлений материально не воплощено, но имеет значение. То же с сознанием. То, что явно отсутствует в материальном качестве, - это «самость».

Мнимая недоступность сознания для изучения порождается нашей неспособностью понять причинную актуальность ограничения. С осознанием того, что конкретные отсутствующие тенденции - динамичные ограничения - имеют решающее значение для причинной структуры мира и

360

являются решающим посредником не спонтанного изменения, мы можем прекратить искать сознание «внутри мозга» или считать его «сделанным из» нейронных сигналов.

Дикон полагает, что динамическое изменение воспринимается как интенсивность эмоций, а способность страдать требует телеодинамичес-кого цикла высшего порядка.

Логан, углубляясь в Диконовскую «Неполноту природы», ставит вопрос: язык, культура, технология и наука - телеодинамические явления [Logan, 2012, р. 304]? Телеодинамику можно понимать как характеризующую отличительную динамику жизни. При этом она подходит для применения ко всем автономным агентам, поддерживающим себя, самоорганизующимся. Такие автономные агенты являются симбионтами, и их энергия обеспечивается их хозяевами - людьми, однако они помогают своим хозяевам приобретать энергию и делать работу.

Язык, культура, технология и наука не противоречат термодинамике рассеивания. Они неоднородны по структуре и динамике, обладают системными свойствами, которыми не обладают их компоненты. Они есть возникающие явления, и они отражают последствия глубоких исторических и доисторических обстоятельств.

Потребность живых организмов в замене и реконструкции собственных компонентов зависит не только от сопротивления разрушению. Есть определенный смысл в замене и реконструкции компонентов с помощью процессов генерации новых форм: слов, культурных практик, технологических принципов. Равно как живые организмы, они также являются самокорректирующимися и самоподдерживающимися.

Воспроизводство жизни - это построение динамической физической системы, которая является копией системы, которая ее построила, как в структурном, так и в функциональном отношении.

Жизнь требует постоянного получения энергии и сырья из окружающей среды и непрерывного активного их использования, чтобы оставаться впереди разрушительного действия термодинамики распада.

Язык, культура, технология и наука получают свою энергию от своих хозяев, так как они являются обязательными симбионтами, которые, увеличивая способность своего хозяина приобретать энергию и другие ресурсы, способствуют его благополучию.

Дикон предполагает также, что телеодинамические системы можно найти и в системах социальных. Это подтверждает, что язык, культура, наука и технология, являясь социальными системами, также являются те-леодинамическими системами, самосоздающимися, самоподдерживающимися, самовоспроизводящимися.

Дикон подвергся критике за невнимание к литературе по нейронауке о деятельности мозга, связанной с сознанием, и выводы об эмоциях, о том, как мы «испытываем время и самость». Вероятно, выбор Дикона не углубляться в нейропроблематику, а сосредоточиться вместо этого на данном

361

этапе на закладке фундамента для решения в будущем «огромных концептуальных проблем», был осознанным.

Хартвиг считает, что Дикон не решает все загадки происхождения жизни окончательно, но цель разработки нового подхода, позволяющего прийти к более удовлетворительным ответам, новым областям исследования, достигнута [Hartwig, 2013].

Опирающаяся на философию, термодинамику, теорию динамических систем, когнитивные науки и биологию, «Неполная природа» является ярким и успешным примером междисциплинарного подхода, где междисци-плинарность понимается как метатеоретическая интеграция исследований по ряду смежных дисциплин, чтобы обеспечить новую структуру понимания, которая может одновременно исследовать разрывы между дисциплинами и выход за их пределы.

Дикон провел своих читателей необычным путем исследователя -через научное, философское и этическое поля. Его величайший вклад в исследование сознания, цели и ценности состоит в том, что он предоставил механизм и язык для научного разговора о понимании ткани существования.

Список литературы

Brentano F. Psychology from an Empirical Standpoint. [1874]. - L.: Routledge & Paul; N.Y.:

Humanities Press, 1973. - 415 p. Deacon T.W. Incomplete Nature: How Mind Emerged from Matter. - N.Y.: W.W. Norton, 2011. - 602 p.

Hartwig M. The power of absence: Dialectical critical realism, metaRealism and Terrence W. Deacon's account of the emergence of ententionality // Journal of Critical Realism - 2013. -Vol. 12, N 2. - P. 210-243. Logan R. Review and précis of Terrence Deacon's incomplete nature: How mind emerged from matter // Information. - Basel, Switzerland, 2012. - Vol. 3, N 3. - P. 290-306.

362

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.