tion to offences in the sphere of legal and illegal drug trafficking] : materials of the XVI International Scientific and Practical Conference: in 2 pts. Ed. I. A. Medvedev. Krasnoyarsk, Siberian Law Institute of the MIA of Russia,, 2013. Pt. 2.
Сведения об авторе
Железняк Николай Семенович: Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск, Российская Федерация), профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. E-mail: [email protected]
Information about the author
Zheleznyak Nikolay Semenovich: Siberian Law Institute of the MIA of Russia (Krasnoyarsk, Russia), professor of the Chair of Operational and Search Activities, doctor of law, professor, Honored Lawyer of the Russian Federation. E-mail: [email protected]
УДК 343.1
В. К. Зникин
ГЛАСНОЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СЛЕДСТВЕННЫМ ДЕЙСТВИЕМ
В статье рассмотрен ряд вопросов о проблемах развития и совершенствования российского законодательства о профессиональной сыскной деятельности.
В статье анализируется качество правового регулирования гласного обследования помещений в оперативно-розыскной деятельности, ставится вопрос о допустимости и пределах принуждения, а также обеспечении прав личности при проведении этого оперативно-розыскного мероприятия.
Ключевые слова: профессиональная сыскная деятельность; оперативно-розыскная деятельность; частная детективная деятельность; правовое регулирование; оперативно-розыскная деятельность; оперативно-розыскные мероприятия; гласное обследование; права личности; принудительные меры.
V. K. Znikin
A PUBLIC INVESTIGATION MAY NOT BE AN INVESTIGATIVE ACTION
The article considers a number of issues about the problems of development and improvement of the Russian legislation on professional investigative activity. The legal regulation of public examination in the operational-search activities The article analyzes the quality of legal regulation of the public inspection of premises in the operationalsearch activity, raises the question of the admissibility and limits of coercion, as well as ensuring the rights of the individual during this operational-search activities.
Keywords: professional investigative activity; operational-search activity; private detective work; private investigative activity; legal regulation; operational-search activity; operational-search actions; public inspection; the rights of the personality; coercive measures.
© Зникин В. К., 2019 © Znikin V. K., 2019
Отдельные оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) имеют поразительное сходство — как по форме, так и по сути — со следственными действиями. При этом нормы Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон «Об ОРД») и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации должны соблюдаться неукоснительно, иначе неизбежно могут привести к беззаконию со всеми вытекающими отрицательными последствиями.
В современной практике оперативно-розыскных подразделений полиции в последнее время получило распространение использование гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».
Возможность проведения такого обследования вытекает из положений ч. 1 ст. 15 Закона «Об ОРД», в которой закреплено право оперативных органов на осуществление ОРМ как в гласной, так и в негласной форме.
Полагаем, что гласные ОРМ должны проводиться только с согласия лица, в отношении которого они направлены. В действующем законодательстве об этом прямо не сказано. Но такой вывод нетрудно сделать из анализа ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.02.11 № 3-ФЗ «О полиции». Согласно данной норме, всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организаций допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом. И опросом, и обследованием помещений ограничиваются права и интересы гражданина. А значит, в законе должно быть прямо указано, что сотрудники полиции имеют право принудительно проводить эти мероприятия. Кстати, это сделано законодателем в отношении таких следственных действий, как обыск и допрос, которые могут проводиться уже в рамках возбужденного уголовного дела. Но полномочий на принудительное проведение гласных ОРМ сотрудникам полиции законом не
предоставлено. А значит, их проведение возможно только с согласия граждан, чьи права и свободы подобные действия могут ограничить. И заметим, что за отказ лица от проведения в отношении него гласных ОРМ какая-либо ответственность отсутствует.
В процессе обследования полицейские не могут вскрывать запертые помещения, шкафы, сейфы. В ходе его проведения присутствующим лицам не имеют право запрещать общаться между собой и покидать обследуемое помещение. В процессе обследования не может производиться личный обыск и изъятие личных вещей, оказываться психологическое и физическое давление на граждан. Соответственно, подобные действия полиции являются нарушением.
При этом законодатель не предусмотрел никаких условий, ограничивающих проведение гласных ОРМ, и оставил открытым вопрос о возможности их принудительного осуществления.
Однако в комментариях к Закону «Об ОРД» убедительно отмечается, что гласное обследование может применяться лишь при условии согласия объекта, на которого направлено осуществляемое оперативно-розыскное воздействие [4, с. 61; 3, с. 27; 6, с. 62].
Этого понимания придерживались солидные ученые — специалисты в области оперативно-розыскной деятельности, и данная точка зрения не вызывала каких-либо дискуссионных возражений [1, с. 120; 2, с. 105; 3, с. 115.].
Но практика оперативно-розыскных подразделений, вопреки устоявшемуся доктринальному толкованию закона, пошла по-другому. Это привело к распространению способов принудительного гласного обследования не только нежилых, но и жилых помещений, прежде всего в целях выявления и раскрытия преступлений экономической направленности.
В научной среде гласные формы решения оперативно-розыскных задач обсуждаются редко, так как сама оперативно-розыскная деятельность предполагает в основном негласную форму проведения.
В современных условиях практически каждый субъект, уполномоченный на осуществление оперативно-розыскной деятельности, исходя из своей специфики, создает подзаконные акты. Эти нормативные документы между собой не всегда согласованы и регламентируют проведение одних и тех же оперативно-розыскных мероприятий каждый на свой лад. А это влечет за собой и приводит к резкому возрастанию степени нарушения прав и свобод граждан, так как понятийный аппарат оперативно-розыскной деятельности до сих пор не имеет законодательной регламентации, и каждый субъект ОРД, исходя из ведомственных научных взглядов, трактует их по-разному.
По нашему мнению, подмена следственного действия гласным ОРМ — это «высший пилотаж палочного мастерства», позволяющий субъекту ОРД держать свои показатели на высоком уровне.
Соблюдение прав и свобод, в свою очередь, должно предполагать строгое следование законодательной процедуре проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, а также принятие необходимых мер по их восстановлению в случае нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия или бездействие. Такая ответственность может быть дисциплинарной и даже уголовной. Уголовная ответственность возможна в соответствии со ст. 286 УК РФ в случае превышения полицейскими своих должностных полномочий при проведении обследования.
И, конечно, нужно выразить свое отношение к главному подзаконному акту этого правового нигилизма. Автор надеялся, что в связи с реформой Министерства внутренних дел РФ инструкция по гласному обследованию канет в лету, но оказалось не так.
Сейчас порядок проведения гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств регламентируется Ин-
струкцией о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденной приказом МВД России от 01.04.2014 № 199. Полагают, что указанный подзаконный ведомственный нормативный акт был принят в связи с из-за проблем, связанных с прежним. Отличаясь от предыдущей редакции приказа, регламентирующего проведение гласного обследования (от 30.03.2010 № 249), новая Инструкция постаралась более подробно регламентировать вопросы, касающиеся порядка подготовки документов на проведение гласного обследования и изъятия предметов и документов. Но данный документ имеет еще больше недостатков, чем прежний.
Инструкция МВД России, по существу, придала легитимный характер принудительному обследованию нежилых помещений оперативными сотрудниками ОВД и превратило его в следственное действие по сути. Обращает на себя внимание несоответствие ее содержания названию, поскольку исходя из своего названия Инструкция должна регулировать прежде всего порядок проведения обследования, а не изъятия предметов и документов, чему фактически посвящена большая часть ее текста. В ней не установлены цели обследования, права и обязанности должностных лиц при проведении собственно обследования, пределы их полномочий, порядок и содержание действий по обследованию. Документ не закрепляет обязательность разъяснения владельцам обследуемых объектов их прав, в том числе права на обжалование распоряжения о проведении обследования и действий должностных лиц, проводящих обследование. Не
дает он ответа на вопрос об обеспечении в процессе обследования конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь.
Гласное ОРМ без главенствующего принципа ОРД, которым является конспирация — это нонсенс, т. е. высказывание или действие, лишенное смысла, логическая ошибка, так как принцип является основополагающим правилом, без которого названная деятельность просто не может называться таковой. ОРД без конспирации не может быть деятельностью согласно Закону об ОРД. ОРД может осуществляться гласно, но обязательно конспиративно. Конспирация — это сохранение в тайне существа чего-либо в оперативно-розыскной деятельности. Если бы было возможно иное толкование, тогда бы и был закреплен принцип конспирации и не конспирации.
Соблюдение законности, уважение прав и свобод, безусловно, предполагает
не только их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям, но и требует ответственного понимания и неукоснительного соблюдения этого каждым оперативным работником при выполнении возложенных на него профессиональных обязанностей.
Исходя из того, что целью оперативно-розыскной деятельности является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, нельзя защищать права одних лиц и пренебрегать при этом законными правами и интересами других граждан.
Отсюда следует, что гласное оперативно-розыскное мероприятие не может подменять следственное действие, так как возникнут проблемы, и перспективы потребления результатов ОРД уголовным процессом будут ничтожны.
Литература
1. Вагин, О. А., Исиченко, А.П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» со словарем законодательных терминов. — М.: Экзамен, 2006.
2. Дубоносов, Е. С. Основы оперативно-розыскной деятельности : курс лекций / под ред. Г. К. Синилова. — М.: Книжный мир, 2002.
3. Захарцев, С. И. Оперативно-розыскные мероприятия: общие положения. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.
4. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / отв. ред. А.Ю. Шумилов. — М.: Вердикт-1 М, 1997.
5. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» : научно-практический комментарий / под ред. В. В. Николюка, В. В. Кальницкого, А. Е. Че-четина. — Омск: Омский юридический институт МВД России, 1996.
6. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» : научно-практический комментарий / под ред. И. Н. Зубова и В. В. Николюка. — М.: Спарк, 1999.
7. Чечетин, А. Е. Обеспечение прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий : монография. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016.
References
1. Vagin, O. A., Isichenko, A.P. Postatejnyj kommentarij k Federal'nomu zakonu «Ob oper-ativno-rozysknoj deyatel'nosti» so slovarem zakonodatel'nyh terminov [Article-by-article comment to the Federal Law "On Operational and Search Activities" with a dictionary of legislative terms]. Moscow, Ekzamen, 2006.
2. Dubonosov, E. S. Osnovy operativno-rozysknoj deyatel'nosti [Basics of Operational and Search Activity]: Lecture Course / ed. G. K. Sinilov. Moscow, Book World, 2002.
3. Zakharcev, S. I. Operativno-rozysknye meropriyatiya: obshchie polozheniya [Investigation activities: general provisions]. St. Petersburg, Law Center Press, 2004.
4. Kommentarij k Federal'nomu zakonu "Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti" [Comment to the Federal Law "On Operational and Search Activities"] / ed. A. Yu. Shumilov. Moscow, Verdikt-1 M, 1997.
5. Federal'nyj zakon "Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti" : nauchno-prakticheskij kommentarij [Federal Law "On Operational and Search Activities": Scientific and Practical Comment] / ed. V. V. Nikolyuk, V. V. Kal'nickiy, A. E. Chechetin. Omsk, Omsk Law Institute of the MIA of Russia, 1996.
6. Federal'nyj zakon «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti» : nauchno-prakticheskij kommentarij [Federal Law "On Operational and Search Activities": Scientific and Practical Comment] / ed. I. N. Zubov and V. V. Nikolyuk. Moscow, Spark, 1999.
7. Chechetin, A. E. Obespechenie prav lichnosti pri provedenii operativno-rozysknyh mero-priyatij [Ensuring the rights of the individual in search operations] : monograph. St. Petersburg, St. Petersburg University Publishing, 2016.
Сведения об авторе
Зникин Валерий Колоссович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ. E-mail: [email protected]
Information about author
Znikin Valery Kolossovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), professor of the Chair of Operational-Search Activity and Organization of Execution of Punishment, doctor of law, professor, Honored Lawyer of the Russian Federation. E-mail: [email protected]
УДК 343.1
А. И. Тихомиров
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОГО СОДЕЙСТВИЯ ЛИЦ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ЖЕНЩИН
В статье рассматриваются криминологические, социальные, психологические, социально-психологические и психофизиологические особенности женщин, привлекаемых для решения задач оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях, а также возможность использования знаний этих особенностей в оперативно-розыскной деятельности.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; исправительные учреждения; осужденные женщины; психология женщин; профилактика; правонарушения; преступления.
© Тихомиров А. И., 2019 © Tikhomirov A. I., 2019