ГЛАГОЛ КАК СРЕДСТВО КАТЕГОРИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА Н.А. Куксова
Kuksova N.A. Verb as a way for categorization of space. The article is dedicated to the problem of categorization of space by means of a verb. The author pays special attention to the basic functions implemented by the verb and to the conceptual characteristics of a space profiled in the verbal meanings in the sentence in the process of conceptualization of space.
Пространство - основополагающая философская категория, исследованию которой посвящено множество работ различных научных направлений. Ее изучением занимаются представители многих наук, в том числе философии, физики, математики. В «Философском энциклопедическом словаре» находим следующее определение данного понятия: «Пространство есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах» [1]. В настоящее время особую популярность категория пространства завоевала в сфере лингвистических исследований. Проблемы отражения пространства и его свойств в языковых значениях, особенности представления и описания пространства в сознании человека являются предметом исследования таких известных ученых, как Л. Талми, Р. Лэнекера, М. Джонсона,
О.Н. Се-ливерстовой, Е.С. Кубряковой и многих др.
Проблема категоризации пространства, являющаяся одной из наиболее актуальных проблем современной лингвистики, исследуется нами с точки зрения глагола, его способности служить инструментом категоризации и концептуализации пространства. Под категоризацией понимается классификационная деятельность, направленная на деление мира на некие группы, категории, в которые объединяются сходные единицы, а также «мысленное соотнесение объекта или события с определенной категорией» [2]. В этой связи, категоризация пространства представляет собой деятельность по выявлению пространственных категорий, в которые объединяются сходные пространственные понятия, представления человека о пространстве. Концептуализация представляет собой один из основных когнитивных процессов, кото-
рый заключается в обработке информации человеческим сознанием, в осмыслении информации с целью выделения минимальных единиц человеческого опыта, структур знания. В ходе этого процесса происходит формирование определенных представлений о мире, которые хранятся в сознании человека в виде концептов или отдельных смыслов [3; 2]. Переработка информации осуществляется на основе когнитивных механизмов, лежащих в основе восприятия окружающего мира человеком. Одним из таких когнитивных механизмов является механизм профилирования участка когнитивного контекста («профиль» и «база» в работах Р. Лэнекера). Каждый отдельный смысл, выражаемый языковыми или неязыковыми формами, не существует в отрыве от всего объема знаний, представленных в виде когнитивных контекстов. Каждое событие передает лишь определенный участок контекста, на котором фокусируется внимание, при этом отпадает необходимость передавать всю информацию относительно данной области знания. Профилирование позволяет выражать смыслы в более сжатом виде [4]. В настоящее время данный механизм широко применяется при анализе лексической семантики.
Поскольку в глагольном значении помимо информации о событии, его участниках, может содержаться информация о пространстве, глагол рассматривается с позиции события, за ним закрепленного, и способности профилирования (высвечивания) пространственных признаков относительно других элементов события. Вслед за
Н.Н. Болдыревым, под термином «событие» мы понимаем любое реальное или мыслимое событие, безотносительно к его языковой интерпретации [2, с. 101]. Под пространством мы понимаем область физического или концептуального пространства, обладающую
пространствен-ными свойствами: протяженностью, мерностью, связностью и дискретностью. С когнитивной точки зрения каждая область пространства может концептуализироваться как ВМЕСТИЛИЩЕ, и получать характеристику по следующим концептуальным признакам: вместимость, наполняемость, ограниченность, замкнутость, мерность. В зависимости от степени реализации и сочетания признаков выделяются различные модели пространственной концептуализации события.
В ходе анализа языкового материала был выявлен целый ряд моделей концептуализации, основанных на отношении участников к пространственной области: Вхождение, Ограничение, Наполнение, Перемещение и др. Одной из выявленных моделей концептуализации является модель Ограничение. Так, профилирование концептуального признака ограниченности в значении глагола приводит к концептуализации пространственной области события в качестве закрытого пространства, при этом особое значение приобретает характер границы, ее конфигурация. Участок когнитивного контекста, включенный в границы события, представляет собой единую концептуальную сущность, отличную от других концептуальных областей за пределами границ события. Все элементы внутри события характеризуются связностью, в отличие от свойств прерывности и дискретности, которые они проявляют по отношению к элементам за пределами границы. Например, в предложении: After the bombing, the whole area was barred to the public, пространственная область события концептуализируется в качестве закрытого пространства, что является результатом профилирования признака ограниченности в значении глагола to bar: «to prevent movement through or into, block» [5]. Пространственная область события категоризуется как замкнутая область топографического пространства, а концептуальная граница пространственной области события приобретает спецификацию в качестве реальных физических границ.
В предложении: The noise awoke me [5], признак ограниченности реализуется за счет семантики глагола to awake, передающего значение перехода из состояния сна в состояние бодрствования, при этом осуществляется взаимодействие между двумя областями концептуализации события, границы
которых являются концептуальными. Таким образом, событие может быть представлено концептуальными границами, совпадающими с физическими границами реального пространства, либо непосредственно концептуальными границами, которые создаются сознанием человека для разграничения различных участков когнитивного контекста. Данное различие между реальным физическим пространством и концептуальным пространством, существующим в сознании человека, способствовало выявлению двух основных функций, которые реализует глагол в процессе функциональной категоризации пространства: функции актуализации про-
странства и функции формирования пространства.
Функция актуализации пространства реализуется глаголом в том случае, если в концептуальной структуре события получает отражение реальное физическое пространство, а способ взаимодействия участников события совпадает со способом взаимодействия объектов в пространстве. Функция формирования пространства реализуется глаголом, если в структуре события объективируются взаимодействия участников не в реальном физическом пространстве, а в концептуальной пространственной области, формирование которой обусловлено особенностями человеческого восприятия. Функция формирования пространства обеспечивается концептуализацией определенного участка когнитивного контекста в качестве концептуальной пространственной области и профилированием в структуре события концептуальных признаков пространственной области за счет включения наблюдателя в концептуальную область и переноса принципов познания физического пространства на абстрактные сущности.
Каждая из функций глагола реализуется определенным набором моделей концептуализации события, которую репрезентирует глагол в конкретном предложении-высказывании. Концептуальные модели событий как специфические формы их осмысления составляют когнитивную основу для выражения глаголом различных пространственных смыслов. Выявление моделей концептуализации событий как способов категоризации пространства позволяет определить, какие концептуальные признаки пространства реализуются в
глагольных значениях в предложении-высказывании, на основе каких функционально-семиологических процессов и с помощью каких языковых средств происходит категоризация пространства (формируются категориальные пространственные значения) в предложении-высказывании.
Таким образом, глагол, в силу реализации им функций актуализации и формирования пространства, может репрезентировать соответствующий концепт за счет профилирования концептуальных признаков вместимости, ограниченности, замкнутости, мерности, и, следовательно, выступать в качестве средства функциональной категоризации пространства.
1. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 519.
2. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов, 2002. С. 23.
3. Кубрякова Е.С. // Язык и знание. М., 2004. С. 305-547.
4. Langacker R.W. Concept, Image, and Symbol: The cognitive Basis of Grammar. N. Y., 1991. Р. 5-6.
5. Словарь современного английского языка: в 2 т. М., 1992. Т. 1А - L. С. 70.
Поступила в редакцию 10.03.2006 г.
АКТИВАЦИЯ ФРЕЙМА КАК ОСНОВА МЕХАНИЗМА ИНФЕРЕНЦИИ (на материале рекламных текстов) А.В. Прохоров
Prokhorov A.V. Frame activation as the basis of the inference mechanism (on the material of advertising texts). The article looks at the peculiarities of the process of inference in understanding of advertising texts. A cognitive-discursive approach to the analysis of advertising texts allows concluding, that activation of the idealized cognitive model ‘frame’ is one of the bases of the mechanism of inference.
Значительная часть рекламных текстов, помимо информации выраженной вербально и иконически, содержит некоторую имплицитную информацию, которая по замыслу создателей рекламного сообщения должна быть получена адресатами в результате ин-ферентного вывода.
В связи с наличием в рекламной коммуникации двух сторон - адресанта и адресата рекламного сообщения - в специальной литературе проводится следующее терминологическое разграничение. Носителем импли-катуры принято считать адресанта (автора) рекламного сообщения, который, создавая сообщение, подразумевает (implicates) некоторую информацию. Инференцию, в свою очередь, следует относить к сфере адресата сообщения, который выводит невербализо-ванные смыслы и делает умозаключения, инференции с целью понять, что автор сообщения имел в виду [1, 2].
Проведенное исследование текстов рекламы на русском и английском языках позволило выделить ряд идеализированных когнитивных моделей (ИКМ), которые активируются в процессе восприятия и понимания рекламных текстов и выступают основой для осуществления инферентного вывода.
Актуализация каждой ИКМ и ее отдельных участков происходит под действием им-пликатов. Термин «импликат» был впервые предложен Г.П. Грайсом, который понимает под ним то, что имплицируется в сообщении (what is implied) [1, с. 220]. В рамках данной работы под импликатом нами понимаются вербальные, невербальные (иконические) и индексальные элементы рекламного сообщения, а также стоящие за ними структуры знания, которые указывают на наличие имплицитных смыслов в рекламном сообщении. Импликаты формируют своей совокупностью некую концептуальную структуру у адресата