Научная статья на тему 'Гиршман, М. М. Литературное произведение: теория художественной целостности / Донецкий нац. Ун-т. - М. : языки славянской культуры, 2002. - 528 с. (Studia Philologica)'

Гиршман, М. М. Литературное произведение: теория художественной целостности / Донецкий нац. Ун-т. - М. : языки славянской культуры, 2002. - 528 с. (Studia Philologica) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1290
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гиршман, М. М. Литературное произведение: теория художественной целостности / Донецкий нац. Ун-т. - М. : языки славянской культуры, 2002. - 528 с. (Studia Philologica)»

202

Вестник СамГУ. 2006. № 10/3 (50)

Н.Т. Рымарь*

Гиршман, М.М. Литературное произведение: теория художественной целостности / Донецкий нац. ун-т. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — 528 с. (БЫШа philologica)

М.М. Гиршман — крупный литературовед, создатель значительной научной школы, известной как «Донецкая филологическая школа». Книга представляет собой сборник его трудов, опубликованных в научных изданиях главным образом в 70-90-е годы. Знакомство с его работами, собранными в одну книгу, позволяет понять масштаб личности ученого М.М. Гиршмана и его особое место в нашем литературоведении. Он тот, кто посвятил значительную часть своих трудов проблеме, которая до него не была осмыслена литературоведчески — проблеме литературного произведения как целостности. Опираясь на традиции немецкой и русской философской эстетики, М.М.Гир-шман создал теорию художественного произведения, в которой конкретность и точность «позитивной» поэтологической мысли соединяются с философской глубиной и масштабностью.

Первые разделы книги позволяют со всей ясностью осознать, что отличает М.М. Гиршмана от многих современных литературоведов. Его интересует не социальное функционирование искусства в культуре как вещи среди других вещей; он рассматривает литературное произведение не как отражение каких-то стереотипов культуры, реализации бессознательного, власти языка и т.д., — он занимается собственно спецификой искусства, как она обнаруживает себя в индивидуальном произведении как единственно возможной форме бытования искусства. Литературовед выступает здесь как искусствовед, то есть тот, кто мыслит художественное произведение эстетически: у М.М. Гиршмана вполне реализуется сформулированный М. Бахтиным принцип, в соответствии с которым наука о каком бы то ни было виде искусства не может существовать независимо от вопросов о сущности искусства, она должна быть и эстетикой словесного творчества. Специальность литературоведа М.М. Гиршмана — духовное содержание индивидуального творческого акта, порождающего произведение искусства и определяющего его внутреннюю структуру, его поэтику: философско-эстетический подход к произведению как целостности получает внутреннюю дифференциацию, позволяющую затем перейти к содержательному исследованию поэтики — строению стиха и ритмики как начала, организующего целостность и лирического, и прозаического произведения. М.М. Гиршман рассматривает художественную целостность так, что обнаруживает в ней динамику внутреннего органического становления, в ходе которого произведение как бы вбирает в себя коренные проблемы и противоречия личностного бытия человека, получающие осуществление и разрешение в специфических для искусства слова философс-

* © Рымарь Н.Т., 2006

Рымарь Николай Тимофеевич — кафедра русской и зарубежной дитературы Самарского государственного университета

Рецензия на книгу М.М. Гиршман

203

ки-эстетических и поэтологических аспектах стилевого целого.

В центре интересов литературоведа — собственно творческий, эстетический акт, реализованный в структуре поэтического произведения, его внутренней динамике. Эта позиция ученого вступает в известное противоречие с современной практикой рассматривать произведения искусства в одном ряду с любыми другими текстами культуры, без учета их специфики, так что литературоведы и искусствоведы фактически становятся социологами культуры, для которых и личность в самой жизни, и индивидуальность произведения искусства, его собственно поэтическая специфика не представляют интереса. Публикация работ М.М. Гиршмана приобретает в этой ситуации особую значимость, убедительно показывая, что искусство есть не просто один из языков культуры — у него свои творческие задачи, свое предназначение.

В целом ряде блестящих работ, собранных теперь в одном томе, ученый показал совершенно конкретные формы реализации создающего художественную целостность творческого акта: то, что еще могло показаться чисто философскими рассуждениями о метафизике искусства, предстает здесь в точно описанных внутренних механизмах литературных форм — многообразных формах ритмической организации стихотворного или прозаического произведения (особая заслуга ученого — создание теории и научного аппарата, позволяющего анализировать ритм прозы), когда литературовед, так сказать, на пальцах показывает, каким именно образом происходит превращение ритма в смысл, одной структуры в другую, как во внутренней динамике становления художественной целостности произведения искусства формируется сложный поэтический смысл. Чтение этих работ по-настоящему увлекательно, так как читатель оказывается вовлечен в живые процессы формирования того, что кажется сотворяемым в искусстве чудом, что кажется непостижимым.

В разделе книги, озаглавленном «Диалог и художественная деятельность», М.М. Гиршман в связи с проблемой диалога развивает отдельные моменты своей концепции литературного произведения как целостности, углубляя ее диалогические аспекты. Опираясь в теории диалога на идеи Бахтина, Бубера, Розенцвейга, ученый опять-таки на основе тщательного анализа строения конкретных произведений разрабатывает понимание произведения как «бытия-общения». М.М. Гиршман и здесь еще раз выступает как философ литературной формы, для которого, однако, литературное произведение остается произведением искусства, а не философии, а философия не становится инструментом для его «взламывания». Его книга — настоящая школа истинно литературоведческой мысли, школа постижения тех художественных смыслов, которые скрыты в форме литературного произведения, школа движения в глубину поэтической реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.