Научная статья на тему 'Гипотеза, причины и последствия отрыва традиционного и инновационного подсекторов в реальном секторе хозяйства России'

Гипотеза, причины и последствия отрыва традиционного и инновационного подсекторов в реальном секторе хозяйства России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NATIONAL ECONOMY / SEPARATION HYPOTHESIS / REAL SECTOR / FINANCIAL SECTOR / TRADITIONAL SUBSECTOR / INNOVATIVE SUBSECTOR / НАЦИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГИПОТЕЗА ОТРЫВА / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР / ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР / ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДСЕКТОР / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДСЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуева О.А.

В настоящее время конкурентные преимущества разных хозяйств определяются факторами производства, инвестициями, передовыми технологиями. Национальное хозяйство России характеризуется сырьевой специализацией, попытками улучшения инвестиционного климата без ориентации на инновационное развитие реального сектора. Это состояние неадекватности обусловлено ростом тренда неравновесности финансового и реального секторов России и усложнением отрыва традиционного и инновационного подсекторов, в отличие от других стран, что нарушает безопасность в сфере НИОКР. Данные и методы. Недостаточность исследования выделенной проблемы требует применения комплексного подхода, включающего совокупность методов исследования, сравнительного, кибернетического и системного подходов. Признаками разрыва данных подсекторов являются незначительная доля инновационных фирм, государственного и частного капитала в расходах на НИОКР; низкий уровень патентной активности и эмиграция научных сотрудников, в отличие от развитых стран. Они обусловлены объективными причинами: структурными диспропорциями реального сектора, неэффективностью национальной инновационной политики. Субъективные причины отрыва секторов определены отсутствием культурных установок общества в создании новшеств и спроса на них агентов бизнеса. Выявленные причины отрыва подсекторов подтверждают гипотезу их разрыва. Несвоевременность их осознания и ликвидации приведёт к усилению угроз безопасности и утрате цивилизационной самодостаточности России. Анализ результатов. Неоправданный разрыв финансового сектора в России от реального сектора выдвигает следующие задачи: необходимость модернизации реального сектора и формирования взаимосвязей с финансовым сектором. Ликвидация отрыва данных секторов ещё не обеспечит решение проблемы разрыва традиционного и инновационного подсекторов. Объективные управленческие решения по созданию взаимосвязей секторов должны базироваться на значениях индикаторов инновационного развития. Оценка уровня инновационного потенциала России и его индикаторов-компонент за 2000-2018 гг. значительно ниже их целевых значений Стратегии - 2020, что подтверждает усиление отрыва секторов, технологического отставания реального сектора от ведущих хозяйств и невозможности устранения разрыва традиционного и инновационного подсекторов в настоящее время. Это определяет необходимость разработки эффективной экономической модели, стратегии и программы формирования взаимосвязей секторов и подсекторов России на инновационной основе. Ключевым подходом к регулированию конвергенции подсекторов является создание функциональных взаимосвязей между ними при активизации роли государства и оптимальном сочетании плановых и рыночных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зуева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYPOTHESIS, CAUSES AND CONSEQUENCES OF THE SEPARATION OF THE TRADITIONAL AND INNOVATIVE SUBSECTORS IN THE REAL SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY

At present, the competitive advantages of different farms are determined by production factors, investments, and advanced technologies. The national economy of Russia is characterized by raw material specialization, attempts to improve the investment climate without focusing on the innovative development of the real sector. This state of inadequacy is due to the growing trend of the disequilibrium of the financial and real sectors of Russia and the complication of the separation of the traditional and innovative subsectors, unlike other countries, which violates the safety in the field of R&D. Data and Metods. The insufficiency of the study of the identified problem requires the application of an integrated approach, including a set of research methods, comparative, cybernetic and systemic approaches. Signs of a break in these subsectors are a small share of innovative firms, public and private capital in R&D expenditures; low level of patent activity and emigration of researchers, in contrast to developed countries. They are due to objective reasons: structural imbalances in the real sector, inefficiency of national innovation policy. The subjective reasons for the separation of sectors are determined by the lack of cultural attitudes of society in creating innovations and the demand for business agents for them. The revealed reasons for the separation of the subsectors confirm the hypothesis of their breaking. The delay in their awareness and liquidation will lead to an increase in security threats and the loss of civilizational self-sufficiency in Russia. Analys of Results. The unjustified gap in the financial sector in Russia from the real sector poses the following tasks: the need to modernize the real sector and establish relationships with the financial sector. Closing the gap between these sectors will not yet provide a solution to the gap between the traditional and innovative subsectors. Objective management decisions on creating interconnections of sectors should be based on the values of indicators of innovative development. For 2000-2018 the assessment of the level of innovative potential of Russia and its indicator components is significantly lower than their target values of the Strategy - 2020, which confirms the growing separation of sectors, the technological gap of the real sector from leading farms and the inability to bridge the gap between the traditional and innovative subsectors at present. This determines the need to develop an effective economic model, strategy and program for the formation of interconnections between sectors and subsectors of Russia on an innovative basis. A key approach to regulating the convergence of subsectors is the creation of functional interconnections between them, with the active role of the state and the optimal combination of planned and market methods.

Текст научной работы на тему «Гипотеза, причины и последствия отрыва традиционного и инновационного подсекторов в реальном секторе хозяйства России»

УДК 330.101.541

Гипотеза, причины и последствия отрыва традиционного и инновационного подсекторов в реальном секторе хозяйства России

Канд. экон. наук Зуева О.А. vjnjh2005@mail.ru Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

Северо-Западный институт управления 191119, Россия, Санкт-Петербург, ул. Днепропетровская, д. 8.

В настоящее время конкурентные преимущества разных хозяйств определяются факторами производства, инвестициями, передовыми технологиями. Национальное хозяйство России характеризуется сырьевой специализацией, попытками улучшения инвестиционного климата без ориентации на инновационное развитие реального сектора. Это состояние неадекватности обусловлено ростом тренда неравновесности финансового и реального секторов России и усложнением отрыва традиционного и инновационного подсекторов, в отличие от других стран, что нарушает безопасность в сфере НИОКР. Данные и методы. Недостаточность исследования выделенной проблемы требует применения комплексного подхода, включающего совокупность методов исследования, сравнительного, кибернетического и системного подходов. Признаками разрыва данных подсекторов являются незначительная доля инновационных фирм, государственного и частного капитала в расходах на НИОКР; низкий уровень патентной активности и эмиграция научных сотрудников, в отличие от развитых стран. Они обусловлены объективными причинами: структурными диспропорциями реального сектора, неэффективностью национальной инновационной политики. Субъективные причины отрыва секторов определены отсутствием культурных установок общества в создании новшеств и спроса на них агентов бизнеса. Выявленные причины отрыва подсекторов подтверждают гипотезу их разрыва. Несвоевременность их осознания и ликвидации приведёт к усилению угроз безопасности и утрате цивилизационной самодостаточности России. Анализ результатов. Неоправданный разрыв финансового сектора в России от реального сектора выдвигает следующие задачи: необходимость модернизации реального сектора и формирования взаимосвязей с финансовым сектором. Ликвидация отрыва данных секторов ещё не обеспечит решение проблемы разрыва традиционного и инновационного подсекторов. Объективные управленческие решения по созданию взаимосвязей секторов должны базироваться на значениях индикаторов инновационного развития. Оценка уровня инновационного потенциала России и его индикаторов-компонент за 2000-2018 гг. значительно ниже их целевых значений Стратегии - 2020, что подтверждает усиление отрыва секторов, технологического отставания реального сектора от ведущих хозяйств и невозможности устранения разрыва традиционного и инновационного подсекторов в настоящее время. Это определяет необходимость разработки эффективной экономической модели, стратегии и программы формирования взаимосвязей секторов и подсекторов России на инновационной основе. Ключевым подходом к регулированию конвергенции подсекторов является создание функциональных взаимосвязей между ними при активизации роли государства и оптимальном сочетании плановых и рыночных методов.

Ключевые слова: национальное хозяйство, гипотеза отрыва, реальный сектор, финансовый сектор, традиционный подсектор, инновационный подсектор.

DOI: 10.17586/2310-1172-2020-13-2-197-204

Hypothesis, causes and consequences of the separation of the traditional and innovative subsectors in the real sector of the Russian economy

Ph.D. Zueva O.A. vjnjh2005@ mail.ru Russian Presidential Academy National Economy and Public Administration, North -West Institute of Management 191119, Russia, St. Petersburg, Dnepropetrovskaya St., 8

At present, the competitive advantages of different farms are determined by production factors, investments, and advanced technologies. The national economy of Russia is characterized by raw material specialization, attempts to improve the investment climate without focusing on the innovative development of the real sector. This state of inadequacy is due to the growing trend of the disequilibrium of the financial and real sectors of Russia and the

complication of the separation of the traditional and innovative subsectors, unlike other countries, which violates the safety in the field of R&D. Data and Metods. The insufficiency of the study of the identified problem requires the application of an integrated approach, including a set of research methods, comparative, cybernetic and systemic approaches. Signs of a break in these subsectors are a small share of innovative firms, public and private capital in R&D expenditures; low level of patent activity and emigration of researchers, in contrast to developed countries. They are due to objective reasons: structural imbalances in the real sector, inefficiency of national innovation policy. The subjective reasons for the separation of sectors are determined by the lack of cultural attitudes of society in creating innovations and the demand for business agents for them. The revealed reasons for the separation of the subsectors confirm the hypothesis of their breaking. The delay in their awareness and liquidation will lead to an increase in security threats and the loss of civilizational self-sufficiency in Russia. Analys of Results. The unjustified gap in the financial sector in Russia from the real sector poses the following tasks: the need to modernize the real sector and establish relationships with the financial sector. Closing the gap between these sectors will not yet provide a solution to the gap between the traditional and innovative subsectors. Objective management decisions on creating interconnections of sectors should be based on the values of indicators of innovative development. For 2000-2018 the assessment of the level of innovative potential of Russia and its indicator components is significantly lower than their target values of the Strategy - 2020, which confirms the growing separation of sectors, the technological gap of the real sector from leading farms and the inability to bridge the gap between the traditional and innovative subsectors at present. This determines the need to develop an effective economic model, strategy and program for the formation of interconnections between sectors and subsectors of Russia on an innovative basis. A key approach to regulating the convergence of subsectors is the creation of functional interconnections between them, with the active role of the state and the optimal combination of planned and market methods.

Keywords: national economy, separation hypothesis, real sector, financial sector, traditional subsector, innovative subsector.

Введение

В настоящее время не существует единой системы классификации факторов конкурентных преимуществ национального хозяйства. Американский экономист М. Портер [14] обозначил три взаимосвязанных этапа развития национального хозяйства, на которые воздействуют разные формы конкуренции. Среди развивающихся хозяйств он выделил, во - первых, национальные хозяйства, определяемые факторами производства, во - вторых, базирующиеся на инвестициях, в - третьих, внедряющих передовые технологии. Большинство учёных [15] полагают, что более развитые национальные хозяйства перешли к третьему этапу инновационного развития.

Национальное хозяйство России является сложной системой, состоящую из двух подсистем - реального и финансового секторов - и обладающую качественно заданными закономерностями (целостностью, целеполаганием, иерархической упорядоченностью, коммуникативностью, появлением новых свойств, инновационностью, самоорганизацией, открытостью и замкнутостью одновременно).

В свою очередь, реальный и финансовый секторы являются сложными, целенаправленными и развивающимися подсистемами отечественной хозяйственной системы, состоящими из определённных элементов.

В исследовании вопроса соотношения данных секторов приоритет принадлежит реальному сектору, ведь он олицетворяет производительный сектор хозяйства. Именно в нём, заложены подъём или падение, благосостояние общества или нищета. Реальный сектор национального хозяйства России может играть решающую роль, как и в других странах, обусловливать масштабы, пропорции и соподчинение с другими секторами хозяйства. Восстановление приоритетной роли реального сектора в России возможно в условиях новой индустриализации и перехода на инновационный путь развития.

Ключевыми элементами реального сектора хозяйства России являются традиционный и инновационный подсекторы, формирующие производство товаров и услуг для удовлетворения потребностей общества. При этом, инновационный подсектор, в свою очередь, включает научный и высокотехнологичный подсекторы.

Согласно классификации факторов конкурентных преимуществ хозяйства, в настоящее время национальное хозяйство России характеризуется сырьевой специализацией и ориентацией на привлечение инвестиций, которое осложняется в условиях санкций. В действительности, среди существенных недостатков развития национального хозяйства России является недостаточное внимание к необходимости совершенствования его инновационной основы. Увеличение темпов экономического роста и закрепление его устойчивости является одной из ключевых задач перед хозяйствующими субъектами национального хозяйства России, решение которой находится в прямой зависимости от дальнейшего становления национального хозяйства на инновационный путь развития. Однако, по мнению автора, модель экономического роста национального хозяйства России, базирующаяся на экспорте сырья, дешевых трудовых ресурсах, свидетельствует о проигрыше национального хозяйства России в международной конкуренции, проявляющегося, прежде всего, в отсутствии передовых технологий и значительного объёма инновационной продукции. Так, новые смартфоны, компьютеры

нового поколения производятся в США, Японии и Китае. В данном случае Россия становится мозговым и сырьевым придатком развитых и быстроразвивающихся стран при отсутствии существенных эндогенных и экзогенных инвестиций.

Всё это усиливает системный характер угроз национальной безопасности национального хозяйства России, которые обусловлены на современном этапе недостаточным приростом ВВП за счёт производства; падением инвестиционной, инновационной активности хозяйствующих агентов и инновационного потенциала [11]. По данным авторских исследований инновационный потенциал хозяйства России и его составляющих за 2000-2018 гг. имеют низкий уровень, в отличие от развитых и быстрорастущих экономик [17]. С точки зрения автора, данная ситуация обусловлена, прежде всего, нарастанием тенденции отрыва отечественного финансового и реального секторов хозяйства.

Одна группа учёных на базе гипотезы взаимосвязей между исследуемыми секторами отмечает невозможность искусственного противопоставления одного сектора хозяйства другому, определения одного из них «реальным», а финансового сектора, следовательно, «нереальным», а также отрыва между ними. Другая группа учёных наоборот полагает, что «некоторые сегменты финансовых рынков уже отделились и оторвались от их реальной основы. Большинство учёных отмечают существование отрыва между реальным и финансовым секторами отечественной хозяйственной системы на базе гипотезы отрыва между ними.

Особой точкой зрения являются позиции В. Рязанова [16], который не отрицает возможности противопоставления реального сектора финансовому сектору. При этом, реальный сектор связан с производством материальных благ и оказанием нефинансовых услуг, а также финансовый сектор хозяйства из нереальности при виртуальности становится существующей реальностью хозяйственной системы России наряду с мировыми тенденциями.

С точки зрения автора, в целом, в мировом хозяйстве, как и в каждом национальном хозяйстве сложилась ситуация отрыва, несоответствия, неравновесности между реальным и финансовым секторами. Неадекватность между ними присутствует повсеместно. Однако, в настоящее время данная ситуация грозит возникновением и углублением системных кризисов.

В 2019 г. динамика мирового ВВП для всего мирового хозяйства снижается [6], а также наблюдаются абсолютные падения в уровне потребления и особенно инвестиций значительно сильнее, спекуляции в мировом и национальных финансовых секторах продолжают носить иррациональный характер. Такое положение дел было характерно в начале мирового финансового кризиса 2008-2011гг. Всё это свидетельствует о признаках нарастания противоречий между реальным и финансовым секторами и кризисных явлений в мировом хозяйстве на современном этапе, затрагивающие, прежде всего, производство реального сектора. При этом, ключевым противоречием взаимосвязей между реальным и финансовым секторами является усиление чрезмерного отрыва финансового сектора от реального на разных уровнях при утрате решающей роли реального сектора.

Кроме того, в отечественных условиях состояние отрыва реального и финансового секторов хозяйства России усложняется наличием отрыва традиционного и инновационного подсекторов в реальном секторе, научного и высокотехнологичного подсекторов в инновационном подсекторе, в отличие от развитых и быстро развивающихся хозяйств.

Поэтому методологически важным будет обозначить признаки, объективные и субъективные причины и последствия отрыва традиционного и инновационного подсекторов, научного и высокотехнологичного подсекторов хозяйства России для обоснования гипотезы отрыва между данными подсекторами.

Данные и методы

Общенаучные методы рассмотрения проблемы взаимосвязей реального и финансового секторов, отрыва традиционного и инновационного подсекторов, научного и высокотехнологичного подсекторов хозяйства, а именно исторический и диалектический подходы, а также применение системного подхода к исследованию рассматриваемых секторов и подсекторов, теорий их инновационного развития дают возможность выявить объективные и субъективные причины разрыва между ними. Наряду с этим, совокупность используемой методологической базы предоставляет возможности обосновать необходимость формирования взаимосвязей между исследуемыми секторами и подсекторами в России на базе отечественного и зарубежного опыта.

С теоретической и практической точек зрения, представленные исследования отражают современное состояние обозначенной выше проблемы с учётом особенностей развития национального хозяйства России.

В настоящее время под ударом находится, прежде всего, развитие инновационного подсектора хозяйства России и его составляющих: научного и высокотехнологичного подсекторов, выделенных в структуре реального сектора ранее.

Несущественная степень исследования методологических основ в сфере рассмотрения признаков, причин и последствий отрыва традиционного и инновационного подсекторов в реальном секторе хозяйства России, а также научного и высокотехнологичного подсекторов в инновационном подсекторе, определяет необходимость их рассмотрения.

Ключевыми объективными и эндогенными причинами отрыва традиционного и инновационного подсекторов в реальном секторе хозяйства России являются, во - первых, особенности функционирования реального сектора хозяйства России, во-вторых, неэффективность государственной инновационной политики.

Одна из объективных и эндогенных причин данного отрыва обусловлена особенностями функционирования реального сектора хозяйства России, а также отсутствием эффективной системы взаимодействия между традиционным и инновационным подсекторами.

В национальном хозяйстве России наблюдается наличие структурных диспропорций в сторону добывающих отраслей и недостаточную долю отраслей высокотехнологичного подсектора, производящих товары массового потребления реального сектора. Исследования РЦРП [10] в области конкурентоспособности ключевых отраслей промышленности в национальном хозяйстве России на внутреннем и на мировом рынках свидетельствуют о том, что наиболее конкурентоспособными признаются отрасли ТЭК с чрезвычайно сильной конкурентной позицией. Остальные отрасли реального сектора занимают посредственную или слабую конкурентную позицию.

При этом, сырьевой традиционный подсектор является, с позитивной стороны, преобладающим и обеспечивающим ресурсами хозяйство России, а с негативной стороны, доминантным добывающим сектором и источником циклического роста экономики РФ. Зависимость от нефтегазовой трубы несёт риски и угрозы экономической безопасности в случае изменении конъюнктуры на мировом рынке сырья и негативно сказывается на валютном курсе рубля. Это требует усиления доли несырьевого инновационного подсектора и его составляющих: научного и высокотехнологичного подсекторов.

Среди объективных и эндогенных причин данного отрыва следует выделить неэффективность проводимой государственной инновационной политики. Она определяется, прежде всего, отсутствием закрепления в законодательстве роли реального и финансового секторов, научного и высокотехнологичного подсекторов в национальной инновационной системе, характера взаимоотношений и содержания, механизма, форм и методов создания взаимосвязей между ними. Это вызывает необходимость разработки методологии и концепции формирования взаимосвязей между ними с упором не только на изменение структуры хозяйства России, но и на технологический уровень, внедрение и развитие новых технологий, и выявлении стратегических трендов развития научного и высокотехнологичного подсекторов.

Государственная инновационная политика не приводит к эффективным результатам также из -за отдачи от вложений капитала в функционирование научного подсектора с целью роста инновационной активности и потенциала с временным лагом. Кроме того, поддержка технологических проектов и стартапов даёт ограниченный эффект при отсутствии внутреннего спроса.

В целом, государственная финансовая политика не направлена на уменьшение налоговой нагрузки на все виды инновационной деятельности и приоритетное определение бюджетных ассигнований субъектам инновационного подсектора, имеющим конкурентные преимущества и высокий уровень инновационного потенциала.

Признаками отрыва традиционного и инновационного подсекторов реального сектора хозяйства России является незначительное число инновационных фирм в высокотехнологичном подсекторе, низкая доля государственного и частного капитала в затратах на НИОКР, низкая патентная активность научных работников, проблема «утечки умов».

Незначительное число субъектов малого бизнеса и новичков в высокотехнологичном подсекторе является признаком отрыва исследуемых подсекторов. Одной из ключевых задач Стратегии инновационного развития национального хозяйства России до 2020 г. (Стратегии - 2020) является рост доли субъектов реального сектора, создающих технологические инновации, в совокупном числе субъектов промышленного производства в 2020 г. до 40 - 50% [1]. Тем не менее, удельный вес инновационных фирм России снизился с 7,9% до 7,5% , т.е. на 0,4 % за 2013 - 2017 гг. и значительно отстаёт от уровня развитых и быстрорастущих хозяйств. При этом, данный индикатор вырос в Великобритании с 32,7% до 40,9%, т.е. на 8,2 % за 2013 - 2017 гг., Франции - с 34,3% до 40,9 %, т.е. на 6,6 % за 2010 - 2017 гг., Японии - с 27,5 % до 28,3 %, т.е. на 4,2 % и Республике Корее - с 16, 9% до 34,6 %, т.е. на 17,7 % за 2013 - 2017 гг. Наряду с этим, он снизился в США с 14,3 % до 12,8 %, т.е. на 1,5 %, Германии - с 55,0 % до 52,6 %, т.е. на 2,4 % за 2013 - 2017 гг., Китае - с 28,8 % до 26,9 %, т.е. на 1,9 % за 2010 -2017 гг. [4]. Однако, доля инновационных фирм в данных странах значительно превосходит уровень России.

Следующий признак отрыва рассматриваемых подсекторов обусловлен низкой долей инвестиций в НИОКР. Быстрорастущие хозяйства демонстрируют впечатляющие результаты. Так, Китай увеличил суммарные затраты на НИОКР за 1995-2015 гг. в 21,9 раза (в постоянных ценах), Республика Корея - в 4,5 раза, Израиль - в 3,7 раза. В США данный индикатор составил 1,9 раза, Японии - 1,5 раза за данный период.

По индикатору доли затрат на НИОКР в ВВП Россия существенно отстаёт от ведущих хозяйств и характеризует низкий уровень финансового потенциала. При этом, значение индикатора снизилось с 1,43 % до 1,11 %, т.е. на 0,32 % за 1991 - 2018 гг. В то время как, за данные периоды в США он вырос с 2,61 % до 2,74 %, т.е. на 0,13 % , Германии - с 2,4 % до 2,93 %, т.е. на 0,53 %, Японии - с 2,68 % до 3,14 %, т.е. на 0,46 %, Китае - с

0,72 % до 2,11 %, т.е. на 1,39 %. По данным 2016 г. в пятёрку лидеров по данному индикатору входят Израиль (4,25%), Республика Корея (4,23%), Швейцария (3,42%), Япония (3,29%) и Швеция (3,28%) [4].

Кроме того, доля частного капитала в затратах на НИОКР в России значительно ниже, чем в развитых и быстрорастущих хозяйствах. Российские компании не спешат вкладывать капитал в НИОКР. В развитых национальных хозяйствах до 70% финансирование НИОКР осуществляется за счёт частного капитала. В свою очередь, в США НИОКР финансируются фактически частным бизнесом. В странах ОЭСР расходы бизнеса на НИОКР превышают государственные расходы в 4 раза, а в России государственные расходы превышают расходы бизнеса в 2,5 раза [19].

Признаком отрыва рассматриваемых подсекторов является отсутствие внутреннего спроса на технологии в России и характеризует «разомкнутость национальной инновационно й системы». По данным Федеральной службы государственной статистики [6], не более 10% российских компаний ежегодно осуществляют заказ на НИОКР. Фактически, исследователи должны угадывать, что необходимо реальному сектору хозяйства России. Реальный спрос на технологии и инновации в России остаётся на низком уровне и по оценкам бизнеса, по уровню инвестиций в нематериальные активы, что влияет на формирование инновационного потенциала хозяйства. Следствием этого является то, что значительное число изобретений оказывается невостребованным в России. Следовательно, в других хозяйствах могут без препятствий применять эти изобретения.

Проблема «утечки умов» в виде признака отрыва рассматриваемых подсекторов подтверждает отсутствие спроса на инновации российского крупного бизнеса и свидетельствует о снижении уровня научно -технологического и кадрового научного потенциалов. Это объясняет экзогенную объективную причину отрыва исследуемых подсекторов в России - наличие внешнего спроса зарубежных субъектов на технологии. Рост стартапов при отсутствии эндогенного спроса на инновации приводит не к росту инновационного потенциала и активности, научных кадров, а к бегству технологий за рубеж.

Низкая патентная активность в России подтверждает факт отрыва науки и производства на первоначальном этапе инновационной деятельности и обусловлена высокими издержками при патентовании изобретений в России, а также пробелами в области защиты интеллектуальной собственности. Иностранные потребители копируют отечественные инновации без права на их использование. Отсутствие серьёзной защиты изобретений приводит к краже инновационных идей зарубежными субъектами. При получении патента в России даётся исключительное право на разработку только на её территории.

Субъективной причиной отрыва рассматриваемых подсекторов России является отсутствие общественных национальных культурных установок на изобретательство и незаинтересованность конкретных субъектов бизнеса в инновациях. Только 1% выпускников отечественных университетов заинтересован в научной деятельности [6]. Требуется время на смену общественных национальных культурных установок. Для этого извлечение прибыли из коммерциализации изобретения должны стать априорной целью креативного процесса для инвесторов и государства.

С точки зрения автора, среди значительных последствий отрыва отечественного реального и финансового секторов, инновационного и традиционного подсекторов хозяйства необходимо отметить последующее закрепление рентно-сырьевой модели экономического развития хозяйства, усиление разрыва между исследуемыми секторами и подсекторами и возможное превращение России в цифровую колонию. Это может привести к утрате цивилизационной самодостаточности, выступающей в качестве ведущей созидательно движущей силы совершенствования национального хозяйства России [16].

Анализ результатов

Представленные авторские исследования отражают современное состояние обозначенных проблем национального хозяйства России с учётом отечественного и зарубежного, теоретического и практического опыта.

С точки зрения автора, через исследование сущности национального хозяйства России вырисовывается постижение её составляющих на базе комплексного подхода, включающего системный и кибернетический подходы. Национальное хозяйство России состоит из двух подсистем (реального и финансового секторов) и обладает качественно заданными свойствами. Основными элементами реального сектора хозяйства России являются традиционный и инновационный подсекторы. В свою очередь, инновационный подсектор России включает научный и высокотехнологичный подсекторы.

В настоящее время присутствует усиление энтропийных тенденций и стремление реального и финансового секторов к положению аддитивности, т.е. независимости, в национальном хозяйстве России, как и в мировом хозяйстве. Поэтому особой угрозой отечественной хозяйственной системы России, ведущей к утрате национальной безопасности [2], становится, прежде всего, отрыв реального и финансового секторов.

Ранее выделенные объективные и эндогенные причины отрыва реального и финансового секторов хозяйства России заключаются, во-первых, в особенностях отечественной хозяйственной системы, во-вторых, в неэффективности денежно-кредитной политики и отказа со стороны банков кредитовать субъектов реального сектора при их низком уровне рентабельности и спекулятивной направленности деятельности самих банков, в-

третьих, слабой мотивации субъектов биржевого подсектора инвестировать в реальный сектор на фоне растущих спекулятивных ожиданий [12].

Неоправданный отрыв финансового сектора хозяйства России от реального сектора способен перерасти в опасную форму отрицания, выражающуюся в уничтожении реального сектора хозяйства России. Следовательно, в условиях глобализации и гиперконкуренции, введённых санкций, состоянии длительной рецессии, одной из важных проблем экономического развития хозяйства России является восстановление приоритета развития реального сектора и организации его эффективного взаимодействия с финансовым сектором.

Однако, состояние разрыва финансового и реального секторов, усугубляется состоянием отрыва традиционного и инновационного подсекторов в реальном секторе, научного и высокотехнологичного подсекторов в инновационном подсекторе хозяйства России, в отличие от развитых хозяйств. Ключевыми признаками разрыва данных подсекторов следует признать незначительное число инновационных фирм в высокотехнологичном подсекторе, низкую долю государственных инвестиций и частного капитала в затратах на НИОКР, низкую патентную активность научных работников, проблему «утечки умов».

Обозначенные выше признаки отрыва исследуемых подсекторов хозяйства России обусловлены объективными причинами: особенностями отечественного реального сектора хозяйства в виде структурных диспропорций в сторону традиционного подсектора, а также неэффективностью национальной инновационной политики.

Поэтому, формирование взаимосвязей реального и финансового секторов хозяйства России, необходимое, но недостаточное условие. Следовательно, необходимо наладить развитие инновационного подсектора и взаимосвязи с финансовым сектором и традиционным подсектором хозяйства. Иначе это приведёт как к утрате национальной безопасности, так и безопасности в сфере науки и технологий.

Однако, авторский расчёт инновационного потенциала в России за 2000-2018 гг. выявляет наращение отрыва реального и финансового секторов России, технологического отставания реального сектора, невозможности ликвидации разрыва научного и высокотехнологичного подсекторов в ближайшей перспективе и подтверждает гипотезу отрыва между ними. Только по индикатору доли затрат на НИОКР в ВВП Россия существенно отстаёт от ведущих национальных хозяйств.

В Стратегии - 2020 целевые индикаторы (затраты на НИОКР в ВВП) обозначены в размере 1,3% в 2010 г., 1,5% в 2013 г., 1,9% в 2016 г, 3 %. в 2020 г. [23]. Фактически, этот показатель составил 1,13% в 2010 г., 1,13% в 2013 г., 1,1% в 2016 г. и не соответствует значениям целевых индикаторов. Рост доли инновационных товаров, работ и услуг в совокупном объёме продукции промышленного производства обозначен до 25-35% в 2020 г. (против 7,8 % в 2016 г. по факту) и т.д.

Следовательно, достичь обозначенные в стратегии значения целевых индикаторов инновационного развития к концу 2020 г., скорее всего, не удастся. Стратегией предусматривается, что затраты на НИОКР должны вырасти до 3 % в ВВП к концу 2020 г., что позволит достичь только сегодняшнего уровня этого индикатора в развитых и быстрорастущих хозяйствах. Затраты на НИОКР у лидеров научно-технического прогресса могут увеличиться до 4 - 5 % к 2020 г.

Таким образом, в условиях глобальной гиперконкуренции и нестабильности, при решении вопросов регулирования взаимосвязей исследуемых секторов и подсекторов хозяйства проблема формирования взаимосвязей между банками, фондовыми биржами, компаниями, субъектами научного и высокотехнологичного подсекторов национальных экономик носит не только мировой характер, но и национальный. Это требует поиска ответов на вопрос выбора методологических подходов и эффективных методов регулирования взаимосвязей реального и финансового секторов, научного и высокотехнологичного подсекторов национальных хозяйств, в т.ч. России.

Важными задачами экономической политики развитых национальных хозяйств являются вопросы повышения конкурентоспособности реального сектора на инновационной основе. При этом, для России необходима активизация финансового механизма взаимосвязей рассматриваемых секторов хозяйства путём вовлечения субъектов финансового сектора хозяйства в решение вопроса роста эффективности реального сектора хозяйства. Поэтому, перед экономической политикой национального хозяйства России на первый план выходят глобальные цели по разработке активной инновационно-промышленной стратегии и переориентации субъектов финансового сектора на решении задач, отвечающих интересам субъектов реального сектора хозяйства. Наряду с этим, принятие объективных управленческих решений для формирования взаимосвязей между исследуемыми секторами и подсекторами необходимо на базе оценки ключевых индикаторов инновационно-безопасного развития, в т. ч. инновационного потенциала и его компонент. Приоритетным подходом к регулированию взаимосвязей реального и финансового секторов хозяйства является усложнение функциональных взаимосвязей между ними путём роста значимости государственного управления и активной роли государства. При этом, необходимо оптимальное сочетание применения плановых и рыночных методов регулирования и формирования взаимосвязей между реальным и финансовым секторами хозяйства в условиях нарастания кризисных явлений.

Литература

1. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года - Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р / Собрание законодательства РФ. 2012. № 1.

2. Указ Президента РФ N 208 от 13.05.2017 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]: https://goo.gl/gfNzoN (дата обращения 20.01.2019).

3. Министерство экономического развития Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс] -URL:http://economy.gov.ru/

4. Организация экономического сотрудничества и развития. Официальный сайт [Электронный ресурс] - URL: http:// www.oecd.org

5. Российский медиахолдинг РБК. Официальный сайт [Электронный ресурс] - URL: http://www.rbc.ru/

6. Федеральная служба государственной статиститки. Официальный сайт [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru/

7. Центральный банк Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс] - URL: http:/ www.cbr.ru/

8. Афанасенко И.Д. Россия в пути. Избранное. СПб. Издательство СПбГУЭФ, 2011. - 495 с.

9. Глазьев С.Ю. Экономика будущего. Есть ли у России шанс? М.: Книжный мир, 2016. (Серия «Коллекция Изборского клуба») - 640 с.

10. Зуева О.А. Организация взаимодействия реального и финансового секторов хозяйства России с целью инновационного развития и обеспечения национальной безопасности/ О.А. Зуева // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент - 2018. - № 3(34). - С. 23-29.

11. Зуева О.А. SWOT-анализ как метод стратегического анализа и планирования безопасного инновационного развития реального и финансового секторов хозяйства России / О.А. Зуева // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент - 2019. - № 1(36). - С. 163-170.

12. Зуева О.А. Причины отрыва реального и финансового секторов национального хозяйства России / О.А. Зуева // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент - 2019. № 2(37). - С. 66 -73.

13. Катасонов В.Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». М.: Институт русской цивилизации, 2015. - 736 с.

14. ПортерМ. Международная конкуренция: пер. сангл. - М.: Международные отношения, 1993. - 895 с.

15. Перес К. Технологические революции и финансовый капитал. Динамика пузырей и периодов процветания. М. Дело, 2011. - 231 с.

16. Рязанов В.Т. (Не) Реальный капитализм. Политэкономия кризиса и его последствий для мирового хозяйства и России. М.: Экономика, 2016. - - 695 с.

17. Zueva O.A. Innovative potential as a basis for safe and qualitative development of interrelations of sectors of the Russian economy: monograph [Electronic resource]. - Electron. data (0,7 Мб). - SPb: LLC «St. PETERSBURG SECC» 2019. - 1 electron. wholesale disk (CD-R). - Systems. Requirements: PC not lower than Intel Celeron 2 GHZ; 512 МЬ RAM; Windows XP/Vista/7/8/10; Adobe Acrobat Reader; SVGA monitor with a resolution of 1024х768; mouse. - Title from the disc label. - ISBN 978-5-6044021-2-2. Circulation 1000 copies.

References

203

1. Strategiya innovatsionnogo razvitiya RF na period do 2020 goda - Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 8 dekabrya 2011 g. № 2227-r / Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. № 1.

2. Ukaz Prezidenta RF N 208 ot 13.05.2017 «O Strategii ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda» [Elektronnyi resurs]: https://goo.gl/gfNzoN (data obrashcheniya 20.01.2019).

3. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii. Ofitsial'nyi sait [Elektronnyi resurs] -URL:http://economy.gov.ru/

4. Organizatsiya ekonomicheskogo sotrudnichestva i razvitiya. Ofitsial'nyi sait [Elektronnyi resurs] - URL: http:// www.oecd.org

5. Rossiiskii mediakholding RBK. Ofitsial'nyi sait [Elektronnyi resurs] - URL: http://www.rbc.ru/

6. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistitki. Ofitsial'nyi sait [Elektronnyi resurs] - URL: http://www.gks.ru/

7. Tsentral'nyi bank Rossiiskoi Federatsii. Ofitsial'nyi sait [Elektronnyi resurs] - URL: http:/ www.cbr.ru/

8. Afanasenko I.D. Rossiya v puti. Izbrannoe. SPb. Izdatel'stvo SPbGUEF, 2011. - 495 s.

9. Glaz'ev S.Yu. Ekonomika budushchego. Est' li u Rossii shans? M.: Knizhnyi mir, 2016. (Seriya «Kollektsiya Izborskogo kluba») - 640 s.

10. Zueva O.A. Organizatsiya vzaimodeistviya real'nogo i finansovogo sektorov khozyaistva Rossii s tsel'yu innovatsionnogo razvitiya i obespecheniya natsional'noi bezopasnosti/ O.A. Zueva // Nauchnyi zhurnal NIUITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskii menedzhment - 2018. - № 3(34). - S. 23-29.

11. Zueva O.A. SWOT-analiz kak metod strategicheskogo analiza i planirovaniya bezopasnogo innovatsionnogo razvitiya real'nogo i finansovogo sektorov khozyaistva Rossii / O.A. Zueva // Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskii menedzhment - 2019. - № 1(36). - S. 163-170.

12. Zueva O.A. Prichiny otryva real'nogo i finansovogo sektorov natsional'nogo khozyaistva Rossii / O.A. Zueva // Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskii menedzhment - 2019. № 2(37). - S. 66 -73.

13. Katasonov V.Yu. Kapitalizm. Istoriya i ideologiya «denezhnoi tsivilizatsii». M.: Institut russkoi tsivilizatsii, 2015. -736 s.

14. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya: per. sangl. - M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1993. - 895 s.

15. Peres K. Tekhnologicheskie revolyutsii i finansovyi kapital. Dinamika puzyrei i periodov protsvetaniya. M. Delo, 2011. - 231 s.

16. Ryazanov V.T. (Ne) Real'nyi kapitalizm. Politekonomiya krizisa i ego posledstvii dlya mirovogo khozyaistva i Rossii. M.: Ekonomika, 2016. - - 695 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Zueva O.A. Innovative potential as a basis for safe and qualitative development of interrelations of sectors of the Russian economy: monograph [Electronic resource]. - Electron. data (0,7 Mb). - SPb: LLC «St. PETERSBURG SECC» 2019. - 1 electron. wholesale disk (CD-R). - Systems. Requirements: PC not lower than Intel Celeron 2 GHZ; 512 Mb RAM; Windows XP/Vista/7/8/10; Adobe Acrobat Reader; SVGA monitor with a resolution of 1024kh768; mouse. - Title from the disc label. - ISBN 978-5-6044021-2-2. Circulation 1000 copies.

Статья поступила в редакцию 19.02.2020 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.