Научная статья на тему 'Гипермодальность социальной коммуникации в интернет-пространстве: приоритеты и перспективы'

Гипермодальность социальной коммуникации в интернет-пространстве: приоритеты и перспективы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАВИГАЦИОННЫЙ СТИЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕМИОТИКА / ГУМАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / COMMUNICATIVE ACTIVITIES / NAVIGATION STYLE / SOCIAL SEMIOTICS / HUMANIZATION IN SOCIAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рябцева Н.К.

В статье раскрывается сущность, роль и значение гипермодальности как принципиально нового коммуникационного метода синтеза лингвистической и семиотической информации в социальном информационном киберпространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYPERMODALITY OF SOCIAL COMMUNICATION IN INTERNET:PRIORITIES AND PERSPECTIVES

The paper exposes the nature, functions and implications characteristic to a principally new method of synthesizing linguistic and semiotic information hypermodality of communication in social cyberspace.

Текст научной работы на тему «Гипермодальность социальной коммуникации в интернет-пространстве: приоритеты и перспективы»

УДК 81'33 Н. К. Рябцева

доктор филологических наук, заведующая сектором прикладного языкознания Института языкознания РАН; e-mail: nadia_riabceva@mail.ru

ГИПЕРМОДАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ: ПРИОРИТЕТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье раскрывается сущность, роль и значение гипермодальности как принципиально нового коммуникационного метода синтеза лингвистической и семиотической информации в социальном информационном киберпространстве.

Ключевые слова: коммуникационная деятельность; навигационный стиль; социальная семиотика; гуманизация социального общения.

Riabtseva N. K.

Doctor of Philology; Head of Applied Linguistics Department, the Russian Academy of Sciences, Institute of Linguistics; e-mail: nadia_riabceva@mail.ru

HYPERMODALITY OF SOCIAL COMMUNICATION IN INTERNET: PRIORITIES AND PERSPECTIVES

The paper exposes the nature, functions and implications characteristic to a principally new method of synthesizing linguistic and semiotic information -hypermodality of communication in social cyberspace.

Key words: communicative activities; navigation style; social semiotics; humanization in social communication.

Приоритетные направления развития социальной коммуникации

Современное общество и все его уровни, слои и составляющие все более интенсивно подвергаются инновационному воздействию стремительно развивающихся кибернетических средств коммуникационной деятельности. При этом общество не только не успевает осознать это воздействие, но часто не чувствует, что этим воздействием можно и нужно управлять. Так, главным приоритетом здесь становится гуманизация общества, т. е. межличностных, международных и межнациональных отношений, которые все больше сближаются и сливаются.

Подобная «гуманизация» имеет целый ряд источников, «двигателей» и проявлений; она все более осознанно осваивается специалистами

самых разных областей деятельности и теперь уже представляет собой важнейший императив современного цивилизованного общения и потому требует сознательной поддержки, намеренного стимулирования и активного распространения. Одной из приоритетных областей ее «бытования» выступает социальная коммуникация, которая благодаря своей «интервенции» в интернет-пространство приобретает многие свойства, характерные для него, в том числе и «гуманистические», которые проявляются в первую очередь в изменении и эволюции модальности общения. Кроме того, что она становится все более «поли- и гипермодальной», она благодаря этому и непосредственно вместе с этим становится и более динамичной, активной, персонифицированной, «непринужденной», «естественной», комфортной и потому более дружественной, демократичной и гуманистичной.

Ведущее инновационное свойство социальной интернет-коммуникации: гипермодальность

Социальная коммуникация в интернет-пространстве представлена в первую очередь информационными / официальными интернет-сайтами государственных и иных организаций и отличается рядом важных свойств. Ведущим инновационным свойством социальной интернет-коммуникации на пути ее гуманизации становится тенденция к демократизации, которая складывается из целого комплекса показателей, факторов, возможностей и перспектив, главным из которых выступает гипермодальность интернет-взаимодействия.

Гипермодальность интернет-сайта определяется гипермодальностью его ресурсов: синтезом текстовой информации, изображений и гиперссылок, которые в процессе взаимодействия интегрируют информационный, лингвистический и навигационный контент сайта в гипермодальный мультимедийный продукт, предоставляющий пользователю широкий спектр информационных и социальных услуг.

Важнейшим объектом усовершенствования контента сайта становится лингвистическая и семиотическая форма доступа к нему и его содержанию, которые все более активно ориентируются на «потребителя информации». При этом создается и проявляется «официальное лицо» держателя сайта, его индивидуальные черты и позитивная социальная позиция по отношению к пользователю сайта. Следовательно эффективность социальной коммуникации в интернет-пространстве в этом отношении зависит (помимо качества и количества информационных

и видеоматериалов) от количества и качества гипермодальных связей между ними, т. е. от формы и содержания информационного контента и возможностей предоставляемого к ним доступа при помощи специальных лингвистических и семиотических средств, а также навигационных стилей и техник. В результате гипермодальность интернет-ресурсов порождает гипермодальность социальной коммуникации в интернет-пространстве, задает ее особенности и в целом порождает комплекс дополнительных социальных смыслов, имеющих первостепенное значение в эволюции социальной коммуникации и социальной семиотики, которые имеют непосредственное отношение к гуманизации современного общества.

Принципы и приемы повышения гипермодальности социальной коммуникации в интернет-пространстве

1. Одним из главных приемов повышения гипермодальности интернет-коммуникации является «семиотизация» новых навигационных инструментов: широкое внедрение разнообразных символов, значков, знаков, обозначений, изображений и т. п. семиотических ресурсов общепонятного характера в качестве «активаторов» гиперссылок. Они облегчают поиск необходимой информации, задают возможность выбора путей ее получения, разнообразят операциональные приемы навигации и тем самым делают ее менее обременительной, более быстрой, эффективной (и даже увлекательной - достаточно упомянуть остроумное решение с «всплывающими окнами» и другими навигационными инструментами, в том числе обыгрывающими цветовые решения). Они придают информационному ресурсу и навигационным инструментам наглядность, компактность, выразительность, интегративность и потому интерактивность взаимодействия пользователя и запрашиваемых данных. И в целом создают дружественный пользователю интерфейс, который нацелен на то, чтобы «предугадать» информационные потребности пользователя и облегчить их удовлетворение.

2. Другим важнейшим принципом повышения гипермодальности интернет-дискурса является «гипермодализация» информационного контента интернет-сайта: придание ему более привлекательной формы за счет использования модальных ресурсов языка, позволяющих передавать дружественное, доброжелательное и открытое отношение

к пользователю сайта, сократить дистанцию в межличностных отношениях и в целом повысить интерактивность и позитивность взаимодействия (см. об этом ниже).

3. Креативное сочетание гипермодальности информационного ресурса и разнообразия навигационных стилей на чисто информационном интернет-сайте позволяет его официальному держателю / субъекту превратить его в площадку активного позитивного взаимодействия с потенциальным пользователем и провести свое позиционирование в наиболее благоприятных тонах и регистрах. В результате создается привлекательный неформальный образ субъекта, причем не в последнюю очередь благодаря выражению дружественного и потому демократичного отношения к потенциальным клиентам, в результате чего повышается рейтинг субъекта, улучшается его имидж, поддерживается его социальная состоятельность, происходит его маркетизация и др., а главное - происходит сокращение дистанции между держателем сайта и его пользователем.

Лингвистические и семиотические средства, способствующие созданию позитивного стиля общения в социальной интернет-коммуникации и ее гуманизация

Итак, web-сайт официальной организации состоит из информационного (мультимедийного и гипертекстового) контента и семиотического навигационного ресурса, позволяющего посредством специальных визуальных средств - гиперссылок - строить свой собственный путь получения искомой информации, и в целом представляет собой «гипермодальный дискурс» [11, с. 90]. При этом строение навигационного контента, форма его объективации и принципы активации могут способствовать облегчению поиска нужной информации и оперативного доступа к ней. Внимание к лингвистическим характеристикам информационного контента может обеспечить доступность ее содержания и легкость восприятия и понимания. В целом соответствующие семиотические и лингвистические средства порождают некоторый новый нетривиальный социальный смысл и задают новый, более позитивный «гипермодальный» стиль общения с пользователем - посетителем сайта, потенциальным клиентом и т. д.

Так, традиционный официально-деловой стиль общения, присущий институциональному дискурсу в обществе, перемещенный в новое для него, кибернетическое / виртуальное пространство Интернета,

начинает эволюционировать и приобретать новые черты, ему не только не свойственные, но еще недавно даже чуждые. Он начинает ощущать на себе воздействие, с одной стороны, web-среды, а с другой -глобальных коммуникационных тенденций, становящихся все более очевидными в мире в целом, в мире, объединенном в единую Сеть и потому неизбежно взаимосвязанном.

Вобрав в себя идеи демократизации общения, политкорректности социального взаимодействия и другие, институциональный интернет-дискурс изменяет, в первую очередь, свое отношение к получателю информации, своему клиенту и пользователю, и преобразует свои отношения с ним в более межперсональные, контактные, менее официальные и дистанцированные, тем самым получая возможность более эффективного позиционирования себя как доброжелательного и позитивного партнера, что создает положительный имидж учреждения, поднимает его престиж и тем самым увеличивает его социальный и даже коммерческий «вес».

В качестве простого примера лингвистических средств достижения соответствующего эффекта можно привести принципы синтеза на интернет-сайте текстовой информации, навигационных гиперссылок и социолингвистической формы взаимодействия с адресатом при помощи двух противоположных способов самореференции. В одном случае выбирается традиционный подход - каждый раз (в каждой гиперссылке) указывать полное (или сокращенное) официальное название держателя сайта - официального учреждения, ср. «Структура Фонда "№'», «История / функции / состав и т. д. Фонда "№'». В другом случае в качестве гиперссылок используются не формальные модели самореференции, а более «персонифицированные», например «О нашей истории», «Структура нашего Фонда» и т. п. При этом в последнем случае подчеркивается не официальный статус учреждения, а сокращение межперсональной дистанции между учреждением, его сотрудниками и посетителями сайта [6, с. 236-257].

Подобные лингвистические принципы изменения модальности общения и тем самым сокращения межперсональной дистанции между официальным органом и его клиентами получают все более широкое и сознательное использование на официальных интернет-сайтах [11, с. 96-105].

Форма и содержание навигационного контента также имеет большое значение во взаимоотношениях с пользователями сайта. Так,

навигационные категории и рубрики, а также навигационные стили постоянно совершенствуются с тем, чтобы предугадать поисковые потребности посетителя, облегчить доступ к информации, упростить и ускорить ее поиск и многое другое. [5]. При этом еще и создаются принципиально новые рубрики и инструменты взаимодействия с пользователем. Так, для создания и поддержания положительной репутации создаются рубрики типа «Что о нас говорят / пишут», которые демонстрируют социализацию учреждения, поднимают его престиж и подчеркивают демократичность и социальную открытость.

Если традиционно навигационный стиль формируется рядом семиотических гипертекстовых средств: ссылками, иконками, кнопками, то все более явное стремление к их разнообразию, содержательности, увеличению их количества и улучшению качества за счет сокращения «дистанции» между ними и искомой информацией становится новым правилом оптимизации доступа к информации, позволяющим воплотить идею удобства и потому дружественности создаваемого интерфейса (см., например, [3, с. 313-330; 12, с. 195-218]). Так, многофакторная категоризация информации в сочетании с разнообразием навигационных средств доступа к ней, профессиональное использование их цветового и семиотического оформления, вплоть до создания чисто визуальных, не-текстовых поисковых средств в качестве гиперссылок (фотографий, рисунков и других изображений) значительно упрощают и облегчают поиск даже для неподготовленного пользователя [4]. Так, вместо «иерархически» организованной информации и пошагового (многошагового) доступа к ней все чаще строится сетевой, прямой путь ее организации и получения.

Кроме того, к наиболее распространенным лингвистическим и семиотическим средствам достижения подобного эффекта относятся, помимо указанных, также прямое обращение к пользователю, предоставляемая ему специальными рубриками возможность оставить свои отклики, пожелания и замечания и т. п., благодаря чему развивается социальная семиотика [7] и новые формы позитивного коммуникационного социального взаимодействия. В результате намеренное «гипермодальное» [8; 9] конструирование возникающего при этом дополнительного социолингвистического, стилистического и семиотического смысла, порождающего и передающего «персональное», открытое, «интерактивное» и доброжелательное отношение к пользователю, позволяет официальному органу создать на своем сайте

условия для более комфортной, качественной, эффективной и позитивно ориентированной социальной коммуникации [11].

В целом можно сказать, что гипермодальный подход к созданию мультимедийных социальных продуктов имеет все более важное значение в социокультурной эволюции общества в его движении к более позитивным, открытым, интерактивным, привлекательным, дружественным, демократичным и потому гуманистичным принципам межличностного информационного взаимодействия на всех социальных уровнях, причем не только в интернет-пространстве, но и в живой социально значимой коммуникации. И при этом в межнациональном и в международном масштабе [1]. Более того, соответствующие процессы демократизации дискурса находят свое яркое инновационное воплощение в современной художественной литературе [2].

Перспективы: проблема гуманизации социальной коммуникации в более широком научном контексте

В некотором роде противоположной к рассмотренной проблеме гуманизации социального общения является тенденция к распространению так называемого клипового мышления, которое в настоящее время считается самой большой угрозой на пути к гуманизации и интеллектуализации современного общества (ср. пейджер, СМС, (рекламный) клип, экзаменационные тесты-«квесты» и т. п.), и которая также нуждается в сознательном, внимательном и активном рассмотрении (http://global-school.ru/ notes/view/181/).

Не менее значимой в соответствующем более широком социальном контексте представляется также проблема изучения резкой и неожиданной смены «информационных приоритетов» в общественном и особенно в межличностном общении, которая заключается в растущем коммуникативном преобладании визуальной информации над вербальной. Эта принципиально новая тенденция в современном мире (http://bloomsbury.com/multimodal-teaching-and-learning-9781472522719/) [10] вызвана в первую очередь революционным развитием кибернетических средств передачи визуальной информации, которые не только активно создаются и совершенствуются, но и активно встраиваются во все возможные (и даже совершенно неожиданные) приборы, механизмы и гаджеты; превращаются в «регистраторы», «коммуникаторы», «виджеты» и т. п., которые не могут не оказывать влияния на социальное взаимодействие, соответствующие изменения в котором требуют их научного и прикладного изучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Войтак М. Генологический анализ текста // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Е. А. Баженовой. - Вып. 18. - Пермь : Пермский гос. нац. исслед. ун-т, 2014. - С. 77-86.

2. Чжоу Чжунчэн. Языковое пространство современной русской прозы: интертекстуальность и графическая маркированность: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Архангельск, 2014. - 23 с.

3. DjonovE. Websitehierarchyandinteractionbetweencontentorganization, webpage and navigation design: A systemic functional hypermedia discourse analysis perspective // Information Design Journal. - 2007. - № 15/2. - P. 313-330.

4. Fletcher R. The impact of culture on web site content, design, and structure: An international and a multicultural perspective // Journal of Communication Management. - 2006. - № 10/3. - P. 259-273.

5. Johnson D., White A., Charland A. Enterprise AJAX: Strategies for Building High Performance Web Applications. - N. J. : Prentice Hall, 2008. - 468 p.

6. Jones S. Evolution of corporate homepages // Journal of Business Communication. - № 44/ 3. - 2007. - P. 236-257.

7. Leeuwen T., van. Introducing social semiotics. - L. : Poutledge, 2005. - 300 p.

8. Lemke J. L. Travels in hypermodality // Visual Communication. - 2002. -№ 1/3. - P. 299-235.

9. Lemke J. L. Multimodal genres and transmedia traversals: Social semiotics and the political economy of the sign // Semiotica. - 2009. - № 173, 1/4. - P. 283-297.

10. Semiotics and Visual Communication: Concepts and Practices / Ed. by S. Couture. - Cambridge Scholars Publishing, 2014. - 340 p.

11. Zhang Y., O'Halloran K. L. The gate of the gateway: A hypermodal approach to university homepages // Semiotica. - 2012. - № 190, 1/4. - P. 87-109.

12. Zhao S. Intersemiotic relations as logogenetic patterns: Towards restoration of the time dimension in hypertext description // New Discourse on Language: Functional Perspectives on Multimodality, Identity, and Affiliation. - London, 2010. - P. 195-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.