Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ З-ФЕНОКСИБЕНЗАЛЬДЕГИДА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ З-ФЕНОКСИБЕНЗАЛЬДЕГИДА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The probable odour threshold of 3-phenoxybenzaldehyde (3-PBA) in the ambient air was estimated at 0.225 mg/m³. The maximum permissible concentration (MPC) of 3-PBA on a single exposure was recommended to be 0.09 mg/m³. The mean daily MPC of 3-PBA was proposed to be 0.03 mg/m³. The substance is regarded to fall in hazard class III.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ З-ФЕНОКСИБЕНЗАЛЬДЕГИДА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ»

мер по стабилизации уровня заболеваемости дифтерией, корью и другими управляемыми, а также социально значимыми болезнями.

Следует широко развернуть работу по изучению влияния факторов внешней среды на здоровье населения, для чего продолжить создание системы информатизации госсанэпидслужбы, обеспечить проведение социально-гигиеническо-го мониторинга.

Необходимо продолжить работу по подготовке и обеспечению реализации целевых комплексных программ, выполнению плана развития санитарного законодательства. Основное внимание в 1996 г. следует уделить региональным и местным программам.

По-прежнему актуальной остается задача ужесточения Госсанэпиднадзора за условиями труда, быта людей, планировкой и застройкой населенных мест, качеством продуктов питания, питьевой воды, товаров народного потребления,

ликвидацией неблагоприятного воздействия на здоровье населения физических, химических и биологических факторов окружающей человека среды с использованием при этом в полной мере предоставленных прав по пресечению нарушений санитарного законодательства.

Существенного улучшения требует лабораторное обеспечение Госсанэпиднадзора на основе концепции развития этого вида деятельности, утвержденной на заседании коллегии Госком-санэпиднадзора России.

Завершающийся год принес много перемен как в экономической, так и в социальной сфере. Госсанэпидслужба активно способствовала тому, чтобы в сложных условиях переходного периода облегчить тяжелое бремя проблем, которое легло на плечи жителей России. В определенной мере это удалось, однако сделанное — лишь малая часть от потребного.

Поступила 26.01.96

Гигиена атмосферного воздуха

© Ш. т. ИСКАНДЛРОВА, 1996 УДК 614.715/.72

Ш. Т. Искандарова

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ З-ФЕНОКСИБЕНЗАЛЬДЕГИДА

В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ

НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний Минздрава Республики Узбекистан, Ташкент

Альдегиды являются одними из наиболее часто встречающихся веществ, загрязняющих атмосферный воздух и воздушную среду жилых и общественных зданий. Они образуются в результате химических и фотохимических реакций, протекающих в атмосфере; содержатся в воздушных выбросах предприятий химической, нефтехимической, медицинской, микробиологической, лесотехнической, металлургической и электротехнической промышленности, в отработанных газах автомобилей, в табачном дыме; являются продуктами жизнедеятельности человека, выделяющимися в окружающую среду. Кроме того, альдегиды используются при изготовлении полимерных материалов, красок, лаков, мебели, одежды, а также в сельском хозяйстве как полупродукты ряда инсектицидов.

К числу этих соединений относится 3-фенок-сибензальдегид (3-ФБА). Представляет собой светло-желтую маслянистую жидкость со специфическим запахом.

Эмпирическая формула — С^НфОг Структурная формула:

Мол. масса 198,26, температура кипения 325°С, температура плавления 13°С, упругость

пара 0,0048 мм рт. ст. Летучесть 51,9 мг/м3, вязкость 0,01855 Па • с при 20°С.

Препарат хорошо растворим в органических растворителях; растворимость в воде 0,30% при 20°С.

При введении 3-ФБА в желудок белым мышам 1ЛЭ5о составляет 1980 (1042—3762) мг/кг; крысам — 4000 (3604—4440) мг/кг; 3-й класс опасности. ПДК 3-ФБА в воздухе рабочей зоны 5,0 мг/м3, 3-й класс опасности [10]. Ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ) 3-ФБА в атмосферном воздухе 0,03 мг/'м0. Агрегатное состояние в воздухе — пары и аэрозоль.

Многочисленные данные литературы свидетельствуют о выраженном токсическом действии больших концентраций составных компонентов 3-ФБА, т. е. фенола и бензальдегида, на организм человека и экспериментальных животных. Перспектива многотоннажного производства 3-ФБА и его широкое промышленное использование способствуют загрязнению производственной и окружающей среды, в частности атмосферного воздуха. Данные о действии малых концентраций 3-ФБА практически отсутствуют. В связи с этим возникает необходимость в изучении токсического действия малых концентраций 3-ФБА на организм человека и животных и разработке гигиенических регламентов содержания его в атмосферном воздухе.

Рефлекторное действие препарата на обонятельный анализатор человека изучали по общепринятой методике [3]. В эксперименте участвовало 25 волонтеров в возрасте от 18 до 45 лет. Исследовано 6 концентраций: 1,60, 1,03, 0,82, 0,54, 0,36 и 0,25 мг/м3, каждая в отдельный день. Добровольцы вдыхали воздух из цилиндра 3 раза с интервалом 2—3 ч. Всего проведено 1350 определений.

Вероятностную оценку полученных результатов проводили методом пробит-анализа [1] и аналитическим методом наименьших квадратов [11] с использованием формулы Шнейдера — Орелли [3].

Для изучения биологического действия 3-ФБА и обоснования его среднесуточной ПДК в атмосферном воздухе проведена 4-месячная круглосуточная ингаляционная затравка 168 белых беспородных крыс—самцов, разделенных на 4 группы по 42 особи в каждой.

Концентрации 3-ФБА в нюхательном цилиндре и затравочных камерах определяли методом хроматоспектрофотометрии1. Диапазон измеряемых концентраций 0,013—0,12 мг/м-' при отборе 300 л воздуха.

Животных 1-й группы подвергали воздействию 3-ФБА в концентрации 2,6 ± 0,47 мг/м-5 (на уровне 0,5 ПДК в воздухе рабочей зоны), 2-й группы — 0,31 ± 0,055 мг/м-5 (на 1 порядок выше ОБУВ в атмосферном воздухе), 3-й группы — 0,032 ± 0,006 мг/м3 (на уровне ОБУВ в атмосферном воздухе); 4-я группа — контроль.

О характере общетоксического действия 3-ФБА на организм животных судили по поведению и массе тела животных, суммационно-поро-говому показателю (СПП), активности холи-нэстеразы цельной крови [4], содержанию молочной кислоты [7] и сульфгидрильных групп в крови [8]; активности аналин- и аспартатами-нотрансфераз [5], лизоцима в сыворотке крови [6], морфологическому составу периферической крови — содержанию эритроцитов, гемоглобина и количеству лейкоцитов (на приборе ГЦМК-3).

Для выявления гонадотоксического действия препарата изучали функциональное состояние сперматозоидов: время подвижности, осмотическую и кислотную резистентность, а также способность самцов к оплодотворению [9]. Кроме того, проведены патоморфологические и гистохимические исследования внутренних органов животных.

Функциональное состояние животных на . протяжении эксперимента оценивали в зависимости от выбранных тестов 1 и 2 раза в месяц. Статистическая обработка экспериментального материала проводилась по размаху [2]. Согласно методическим указаниям [3], рассчитан класс опасности 3-ФБА по резорбтивному действию.

'Методические указания по определению 3-ФБА в атмосферном воздухе методом хроматоспектрофотометрии разработаны в НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний Минздрава Республики Узбекистан доктором биол. наук В. В. Тарасовым и канд. мед. наук III. Т. Искандаровой; утверждены Минздравом Республики Узбекистан от 09.11.93.

Данные ольфактометрических исследований анализировали на стандартной пробитной сетке. Полученную прямую зависимость lg концентрация — эффект использовали для определения значения вероятностного порога обонятельного ощущения (ECig), который оказался равным

0,225 мг/м3. По углу наклона этой прямой (44°) 3-ФБА относится к 3-му классу опасности. Коэффициент запаса (К3) 2,5 найден по номограмме [1]. Экспериментально полученная и теоретически рассчитанная недействующая концентрация 3-ФБА установлена на одном уровне 0,09 мг/м3.

Исследование резорбгивного действия малых концентраций препарата показало, что ингаляционное воздействие 3-ФБА в концентрации 2,6 мг/м3 вызывает у животных 1-й группы в начале эксперимента признаки раздражения: почесывание мордочек лапками, повышенную двигательную активность, которые в последующем стали менее выраженными.

Подопытные животные умеренно прибавляли в массе; статистический анализ не выявил достоверных изменений по сравнению с показателями в контроле.

В центральной нервной системе животных 1-й и 2-й групп к концу 2-го месяца затравки установлено достоверное ухудшение способности суммировать подпороговые импульсы {р < 0,05). Последующее респираторное поступление препарата в концентрациях 2,6 и 0,31 мг/м-3 вызывало некоторое возрастание порога нервно-мышечной возбудимости животных, которое по мере увеличения продолжительности воздействия препарата вновь снижалось и к концу эксперимента достигло 99,0% степени достоверности

О < 0,01).

Динамика изменения холинэстеразы свидетельствовала о снижении активности фермента у крыс 1-й и 2-й групп, статистически значимом соответственно к 60-му (р < 0,01) и 90-му (р < 0,05) дням воздействия препарата.

Респираторное поступление 3-ФБА в концентрации 2,6 мг/м3 вызвало также устойчивое снижение содержания тиосульфидных групп в крови животных 1-й группы на 75-е сутки (р < 0,001), а у крыс 2-й группы лишь к концу 4-го месяца экспозиции препарата (р < 0,05).

Учитывая, что в основном в печени происходят процессы детоксикации ядов, функцию данного органа оценивали по активности трансами-наз, АЛТ, ACT. Установлено устойчивое и длительное повышение активности АЛТ и ACT в сыворотке крови животных 1-й группы с 60-го дня затравки (р < 0,05—0,01). У животных 2-й группы выявлены аналогичные изменения активности АЛТ, ACT в сыворотке крови, но менее выраженные {р < 0,05).

Содержание молочной кислоты, Характеризующей углеводную функцию печени, в крови крыс 1-й группы возросло к концу 1-го месяца затравки {р < 0,05) и сохранялось повышенным до конца эксперимента (/; < 0,01—0,001), а у животных 2-й группы — к концу 3-го и 4-го месяцев экспозиции препарата (р < 0,05—0,01).

Изменение активности лизоцима в сыворотке крови как показателя состояния неспецифической защиты в условиях опыта проявлялось в статистически достоверном снижении ее у животных 1-й группы на 2-м месяце (/; < 0,05), которое в дальнейшем прогрессировало и на 120-е сутки достигло 99,9% степени достоверности (р < 0,001). У крыс 2-й группы достоверное снижение активности лизоцима наблюдалось на протяжении 3-го и 4-го месяцев затравки {]) < 0,05-0,01).

В динамике эксперимента отмечено достоверное изменение морфологического состава периферической крови. Снижение процентного состава гемоглобина и количества эритроцитов в крови животных 1-й группы выявлено на 90-е сутки затравки (р < 0,01—0,001), а у животных 2-й группы — лишь на 120-е сутки {р < 0,01).

Результаты исследования функционального состояния семенников на подвижность сперматозоидов, их кислотную и осмотическую резистентность и способность крыс-самцов к оплодотворению показали, что 3-ФБА в концентрации 2,6 мг/м3 обусловил статистически достоверное снижение времени подвижности сперматозоидов (р < 0,05), увеличение общей эмбриональной смертности (р < 0,01) и постимпланта-ционной гибели плодов {р < 0,01), а в концентрациях 0,31 и 0,032 мг/м3 каких-либо изменений по сравнению с контролем не вызвал.

Патоморфологические и гистохимические исследования выявили изменения, характеризующиеся преимущественно расстройствами кровообращения и дистрофическими нарушениями во внутренних органах — легких, мозге, печени, семенниках у крыс 1-й и 2-й групп; у животных 3-й группы патоморфологических изменений не обнаружено.

Таким образом, концентрация 3-ФБА 2,6 мг/м3 в условиях круглосуточного ингаляционного эксперимента оказалась действующей, вызвала функциональные изменения в центральной нервной системе, функции печени, снижение неспецифической резистентности организма животных, нарушение репродуктивной способности и оказала отрицательное воздействие на потомство, а также вызвала патоморфологические и гистохимические изменения в органах и тканях.

Концентрация 3-ФБА 0,31 мг/м3 обусловливает функционально обратимые сдвиги общетоксических показателей.

Концентрация 3-ФБА 0,032 мг/м3 не вызвала изменений общетоксических и гонадотоксиче-ских показателей и расценивается как недействующая. Установлена принадлежность 3-ФБА по резорбтивному действию к 3-му классу опасности.

Выводы. 1. Пороговая концентрация 3-ФБА по рефлекторному действию установлена на уровне 0,225 мг/м3, а подпороговая — 0,09 мг/м3.

2. Максимально разовая и среднесуточная ПДК 3-ФБА в атмосферном воздухе населенных мест рекомендованы на уровне 0,09 и 0,03 мг/м0 соответственно. 3-й класс опасности.

Л итература

1. Андреещева Н. Г., Пшшгин М. А. // Гигиенические аспекты охраны окружающей среды. — М., 1978. — Вып. б. — С. 75-76.

2. Бирюкова Р. Н. // Гиг. и сан. - 1962. - № 7. - С. 42-46.

3. Временные методические указания по обоснованию ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. — М., 1989.

4. Колб В. Г., Камышников В. С. // Справочник по клинической химии. — Минск, 1982. — С. 110—115.

5. Кривоглаз Б. J1. // Клиника и лечение интоксикаций ядохимикатами. — Л., 1965. — С. 184—186.

6. Методические рекомендации по изучению аллергенного действия кормового белка в атмосферном воздухе. — М., 1983. - С. 9-10.

7. Определение молочной кислоты в крови с гидрохинином (по Бюхнеру) // Биохимические методы исследования в клинике / Под ред. А. А. Покровского. — М. — С. 263-264.

8. Рубина X. М., Романчук Л. А. // Вопр. мед. химии. — 1961. - № 6. - С. 652-655.

9. Саноцкии И. В., Фоменко В. И. Отдаленные последствия влияния химических соединений на организм. — М., 1979.

10. Справочник помощника санитарного врача и эпидемиолога / Под ред. Д. П. Никитина, А. И. Занченко. — М., 1990.

11. Тепикина JI. А. // Гигиенические аспекты охраны окружающей среды. — М., 1976. — Вып. 3. — С. 30—35.

Поступила 02.06.95

Summary. The probable odour threshold of 3-phenoxybenzal-dehyde (3-PBA) in the ambient air was estimated ac 0.225 mg/m3. The maximum permissible concentration (MPC) of 3-PBA on a single exposure was recommended to be 0.09 mg/m3. The mean daily MPC of 3-PBA was proposed to be 0.03 mg/m3. The substance is regarded to fall in hazard class III.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.