тей^школьного возраста и разработка гигиенических рекомендаций по снижению этой заболеваемости среди населения города.
В связи с этим содержание фтора определяли во всех водоисточниках Краснодона. Эту работу выполняли методом стандартных серий с применением циркон-ализариновой смеси. Проведено 85 анализов. Результаты исследования представлены в табл. 1.
Чтобы установить зависимость между содержанием фтора в питьевой воде и поражен-ностью местных жителей кариесом, совместно со стоматологами города был обследован 2031 школьник младших классов в возрасте от 7 до 13 лет. Все обследованные проживали безвыездно в Краснодоне со дня рождения (табл. 2).
Приведенные в табл. 2 данные обследования позволяют говорить о высоком проценте пораженности кариесом детей школьного возраста. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости фторирования водопроводной воды Краснодона.
Поступила 12 /V 1974 г.
УДК 628.Х 9:628.54166
Б. С. Панкратов, А. И. Челомбитько, И. М. Бекиш, О. Ф. Сыщенко
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ СЛУЧАЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ РЕКИ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ ХИМКОМБИНАТА
Сумская областная санэпидстанция
На территории Украинской ССР протекает множество рек, называемых малыми. Имея сравнительно небольшой дебит, они легко подвергаются загрязнению на значительном протяжении.
Расследование случаев загрязнения водоемов до недавних пйр не представляло никаких трудностей. Исключение составил случай, когда явные признаки загрязнения удалось обнаружить только на расстоянии 10 км от места выпуска сточных вод.
В городской черте имеются 2 крупных выпуска стоков— один из городских канали-зационно-очистных сооружений и другой — из шламонакопителей химического комбината. Стоки из шламонакопителей сбрасываются лишь во время весеннего паводка и осенью. В марте— апреле 1974 г. сброс производился по разрешению контролирующих организаций при условии постоянного лабораторного контроля за наличием вредных веществ в реке и сточных водах. Режим сброса предусматривал 60-кратное разбавление сточных вод. При таком режиме концентрация фтора в воде реки на расстоянии 500 м ниже сброса должна быть на уровне 1,1 мг/л, общая минерализация — примерно 405 мг/л; рН сбрасываемых стоков колебалась от 5,5 до 7,7.
26/1V 1974 г. в санэпидстанцию поступили сигналы — наблюдается желто-коричневое окрашивание воды реки, вызванное наличием взвешенных веществ неизвестного происхождения. Лабораторные исследования воды показали: прозрачность ее составляет 5 см, запаха нет, осадок незначительный, темно-коричневого цвета, рН 7,4, содержание железа общего равно 0,3 мг/л, сульфатов — 104 мг/л, общая минерализация — 523 мг/л, содержание фтора — 4,8 мг/л.
Бригада санитарных врачей, выехавших на расследование, не выявила никаких изменений в реке выше города. При обследовании места выпуска осветленных сточных вод из шламонакопителей химического комбината и русла реки на протяжении 10 км ниже выпуска также не обнаружено окрашивания воды. И только ниже плотины ГЭС, на расстоянии 10 км от выпуска, в прибрежной части, затапливаемой при повышении уровня воды, и на дне реки установлен крупнодисперсный осадок темно-коричневого цвета. При лабораторном исследовании песка, содержащего осадок, определено содержание в нем трехвалентного железа в количестве 5 г на 1 кг песка.
Железо могло попасть в реку только из шламонакопителей химического комбината, осветленные стоки которого содержат большое количество сульфата железа (около 40 мг/л). Поэтому решено было промоделировать в лабораторных условиях процессы, происходящие в воде. Для этого осветленные стоки шламонакопителя разбавили речной водой. Получился осадок бурого цвета. При комнатной температуре в течение суток осадок оставался стабильным и лишь при интенсивной аэрации приобретал темно-коричневую окраску.
Таким образом, удалось установить, что основной причиной загрязнения реки явились недостаточно нейтрализованные сточные воды химического комбината. Сульфат железа, содержащийся в стоках в растворенном состоянии, при поступлении в русло реки в результате изменения реакции среды (рН 8—8,3) превращался в гидрат закиси железа. При последующей интенсивной аэрации ниже плотины гидрат закиси железа переходил в гидрат окиси, дающий осадок темно-коричневого цвета.
Второй причиной окрашивания реки и увеличения содержания взвесей явился прорыв плотины. В результате прорыва с предплотинной части было вынесено большое количество ила, накопившегося в течение нескольких лет и также содержащего гидроокись железа. Прорывом плотины можно объяснить и высокое содержание фтора в воде реки ниже ллотины: в осветленных стоках шламонакопителей оно достигало 8 мг/л.
На основании результатов исследований администрации химического комбината предложено обеспечить работу станции нейтрализации в таком режиме, чтобы реакция стоков, поступающих в шлаконакопитель, была в пределах 7,5—8,5. В этом случае осаждение гидрата закиси будет происходить непосредственно в секциях шламонакопителя, что исключает загрязнение реки солями железа.
Поступила 3/VI 1974 г
УДК 828.112.2:614.77?
Канд. мед. наук М. П. Васильев, Т. В. Лайхтер
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДЗЕМНОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ
Жуковская городская санэпидстанция
Нашей целью являлись изучение химических и бактериологических показателей воды артезианских скважин и гигиеническая оценка качества водопроводной воды г. Жуковского. Химический состав и бактериологические показатели (коли-титр, микробное число) определяли по общепринятым методикам. Проведена статистическая обработка фактических данных, полученных в течение 1960—1973 гг. (см. таблицу).
Наши данные свидетельствуют о том, что питьевая вода, взятая для анализа из разных точек водопроводной сети г. Жуковского, отвечает требованиям ГОСТ 2874-54. Однако повышенное содержание железа в ней приводит нередко к образованию осадка ржаво-кирпичного цвета и мутности. В г. Жуковском с 1973 г. функционирует станция сбезжеле-зивания воды, работает она эффективно, но мощность ее не обеспечивает потребности всего города.
Для обеспечения населения г. Жуковского доброкачественной питьевой водой необходимо форсировать строительство еще 3 запланированных станций.
Сравнительное изучение источников водоснабжения показало, что вода различных артезианских скважин, расположенных на глубине 126— 260 м, отличается друг от друга по минеральному составу, сухому остатку, содержанию железа, фтора, жесткости и т. д. При этом коррелятивной связи между химическим составом воды и характеристикой артезианских скважин (год эксплуатации, глубина, дебит воды, установленные насосы) не выявлено. По коли-титру и микробному числу все скважины оказались идентичными.
Необходимо отметить, что химический состав воды некоторых артезианских скважин заметно изменился в течение 10 лет наблюдения, тогда как бактериологические показатели держатся стабильно на уровне требований ГОСТ 2874-54.Так, в воде ряда скважин выявлено увеличение показателя минерального состава, жесткости, содержания железа, сульфатов, хлоридов и аммонийного азота. Изменение химического состава подземных вод, видимо, обусловлено усиленным обменом их в водовмещаюших породах по причине чрезмерной экс-
Результаты изучения качества питьевой водопроводной воды1
Показатели Показатели качества воды г. Жуковского Нормативы ГОСТ 2871-54
Запах и привкус при 20° (в баллах) Без запаха, привкус ме- Не более 2
таллический
Цветность по шкале (в градусах) 2—1,1 Не более 20
Прозрачность по шрифту (в см) 30 и выше Не менее 30
Мутность (визуально) От слабой опалесценции до появления осадка
ржаво-кирпичного цвета
Активная реакция (рН) 7,3—0,02 6,5—9,5
Общая жесткость (в мг-экв/л) 5,7—0,28 Не более 7
Щелочность 3,7—0,07
Сульфаты 65,0— 34,8 Не более 500
Хлориды 21,0—4,5 Не более 350
Азот нитратов Менее 0,1
» нитритов Менее 0,001
» аммонийный 0,48—0,06
Кальций 67,4^9,2
Железо 0,66—0,16 Не более 1,0
Фтор 0,6 Не более 1,5
Ми кробное число (в 1 мл) От 0 до 50 Не более 100
Коли-титр Свыше 500 Не менее 300
1 СтатистическоП обработке подвергнуты результаты анализов (работа выполнена до опубликования нового стандарта — Ред.).