уровня, необходимого для функционирования телефона.
Уровень излучения в диапазоне радиочастот возле базовых станций очень мал. Базовые станции не нуждаются в дополнительных мерах предосторожности, за исключением требования, чтобы оборудование работало на минимальных уровнях, достаточных для качественной работы, и ее установка и функционирование должны находиться под контролем ГСЭН. Однако возможность расположения новых базовых станций и мачт подальше от районов с неблагоприятной экологической обстановкой, от детских учреждений всегда будет оправдана. Эти мероприятия могут демонстрировать населению, что предприятия и фирмы, внедряющие мобильные средства коммуникации, уменьшают вероятность облучения ЭМП населения и в своих собственных интересах.
Еще один аспект проблемы — своевременная информация населения. За последние 10 лет много новых технологий вошло в нашу повседневную жизнь, часто без соответствующей информации о самой технологии и ее возможных биоэффектах. Такое отсутствие информации повлекло рост обеспокоенности людей, чувствующих, что новые технологии были им навязаны. Люди, страдающие от заболеваний, порожденных неизвестными причинами, часто винят в своих бедах ЭМП и соответствующих производителей. Появляются технологии и приспособления, которые увеличивают вероятность облучения людей ЭМП. Следовательно, очень важно информировать население о возможностях ЭМП и его любых последствиях для здоровья, о предпринимаемых мерах профилактики и защиты. Это, по нашему мнению, является задачей всех структур и средств информации. Уже сделаны первые шаги в этом направлении [3].
Таким образом, весь комплекс мероприятий, связанный с реализацией предупредительного
принципа, может значительно снизить опасность для населения от "загрязнения" ЭМП окружающей среды.
Л итература
1. Григорьев Ю. Г. // Медицина экстремальных ситуаций. - 1999. - № 2. - С. 34-40.
2. Григорьев Ю. Г., Степанов В. С., Григорьев О. А., Меркулов А. В. Электромагнитная безопасность человека. Справочно-информационное издание. — М., 1999.
3. Краткая экологическая энциклопедия. — М., 1998.
- Вып. 2.
4. Feychting М., Ahlbom А. // Am. J. Epidemiol. — 1993.
- Vol. 138. - P. 467-481.
5. Foster R., Vecchia P., Repacholi M. // Science. - 2000.
- Vol. 288. - P. 979-981.
6. Kheifets L. // Proceedings WHO Meeting on EMF Biological Effects and Standards Harmonization in Asia ans Oceania. Seoul, Korea, 22-24 Oct. 2001. - P. 13-16.
7. Olsen /., Nielsen A., Schulgen C. // Br. Med. J. - 1993.
- Vol. 307. - P. 891-895.
8. Savitz D., Wachtel H., Barnes F. // Am. J. Epidemiol. -1988. - Vol. 128. - P. 21-38.
9. Tomenins L. // Bioelectromagnetics. — 1986. — Vol. 7.
- P. 191-207.
10. Verkasalo P., Pukkala E., Hongisto M. et al. // Br. Med. J. - 1993. - Vol. 307. - P. 895-899.
11. Wartenberg D. et al. // Bioelectromagnetics. — 1993. — Vol. 14. - P. 237-245.
12. Wertheimer N. et al. // Ibid. - 1995. - Vol. 16. -P. 86-96.
■ Поступила 12 03.2002
Summary. A lot of data has been presently accumulated on an unfavorable effect produced by electromagnetic fields (EMF) of various frequencies on human organism. However, the mechanisms of the low-intensity EMF biological actions or the possibility of development of remote consequences are not clear until now. Due to this, the WHO formulated a so-called warning concept. The prerequisites of the mentioned recommendations as well as their topicality and possible application are under discussion.
С Н. А. РОМЛНЕНКО. 2003 УДК 614.4:616.99-084
Н. А. Романенко
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПАРАЗИТАРНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марциновского, Москва; ММА им. И. М Сеченова
Паразитозы — широкая группа болезней, в значительной степени определяющая состояние здоровья населения. Они являются причиной задержки психического и физического развития детей, снижают трудоспособность взрослого населения. Вызывая аллергизацию организма пораженного человека, снижают сопротивляемость инфекционным и соматическим заболеваниям, эффективность вакцинопрофилактики. По оценке Всемирного банка, экономический ущерб от кишечных гельминтозов занимает четвертое место среди всех болезней и травм.
Число инвазированных больных в нашей стране, по оценке академика РАМН, первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Г. Г. Онищенко [7], достигает 20 млн, т. е. паразитарные болезни уступают только ОРЗ. В структуре паразитарной заболеваемости 90% приходится на группу гельминтозов, 10% составляют
протозойные болезни. Дети до 14 лет составляют 91,3% всех выявленных больных паразитозами.
В чем же причина столь широкого распространения паразитарных болезней?
Здесь следует вспомнить слова мудрого соотечественника, врача И. А. Блументаля, который еще в 1865 г. в Московской медицинской газете писал: "Если дело идет о том, чтобы найти истинную причину широкого распространения болезней или некоторых зараз, опустошающих целые селения, то, конечно, качество воды, употребляемой для питья, качество пищи, цена жизненных припасов и топлива, пренебрежение к чистоте улиц, отводных труб и отхожих мест, нездоровое жилище и т. п. гораздо чаще должны быть обвиняемы, чем ветер и погода".
Как видно, эти слова, актуальные для России в XIX и XX веке, остаются справедливыми и для сегодняшней ситуации в стране.
Результаты многолетних санитарно-паразитоло-гических исследований ИМПиТМ им. Е. И. Мар-циновского [8] и региональных центров Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) показывают, что среда обитания человека в нашей стране по паразитологиче-ским показателям небезопасна для здоровья населения.
С момента введения регистрации лямблиоза (1991 г.) число больных увеличилось в 2,7 раза и составило 132 696 человек (90,9 на 100 ООО населения). Рост количества больных обусловлен не только налаживанием учета и отчетности, но и загрязнением открытых водоемов неочищенными сточными водами и несовершенством очистки питьевой воды [13].
Результаты гигиенического мониторинга за состоянием водных объектов свидетельствуют, что санитарное состояние источников водоснабжения остается неудовлетворительным. Наибольший уровень загрязненности водоемов 1-й и 2-й категорий по паразитологическим показателям отмечается в Пермской, Новосибирской, Томской, Кемеровской, Свердловской, Ярославской областях. Красноярском крае, Республике Хакасия.
Так, в Новосибирской области показатели заболеваемости составляют 694,6, а загрязненность источников водоснабжения — 6,3%, в Томской — соответственно 349,4 и 2,1%, в Свердловской — 144,8 и 5,5%, в Ярославской — 176,4 и 5,4%, в Красноярском крае — 259,5 и 9,7% при среднереспубликанских показателях 90,9 и 2,8%.
Вследствие неудовлетворительной водоподго-товки кишечные простейшие попадают в питьевую воду. Доля проб питьевой воды, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям по паразитологическим показателям, в стране колеблется от 4 до 13%. Выявляемость возбудителя в воде остается низкой в связи со слабой материально-технической базой большинства паразитологических лабораторий и медленным освоением методики исследования воды. До 80% паразитологических лабораторий республиканских, краевых, окружных, областных ЦГСЭН не обеспечены приборами для тестирования питьевой воды по паразитологическим показателям, а следовательно, не выполняют требований СанПиНа 2.1.4.559—96 [9], действовавшего с 1996 г. и переутвержденного Минздравом России в 2001 г. за № 2.1.4.1074—01 [10]. Возникает вопрос: зачем и для кого создаются эти важные документы, если они годами не выполняются ЦГСЭН. Это должно стать предметом разбирательства как для Федерального центра санэпиднадзора так и для Минздрава России. Наряду с традиционными бактериальными возбудителями кишечные простейшие становятся причиной вспышек острых кишечных заболеваний водного характера.
Так, в 2000 г. в Перми при расследовании вспышки острых кишечных инфекций (ОКИ) неустановленной этиологии в детском дошкольном учреждении на 4-й неделе от начала вспышки при отрицательных результатах бактериологических и вирусологических исследований паразитологиче-ское обследование детей с клиническими проявлениями острой диареи выявило лямблии у 90% больных. В Вологодской области при обследовании больных из группы ОКИ неустановленной этиологии в 70% случаев был выявлен криптоспоридиоз, в 10% — лямблиоз и в 6% — микстинфекция с бак-
териологическими и паразитарными возбудителями [2, 3, 12].
В Московской области при расшифровке водных вспышек ОКИ неясной этиологии в Люберецком, Чеховском районах в 2002 г. паразитологи не участвовали (почему?).
Из других объектов окружающей среды почва наиболее часто и интенсивно загрязняется возбудителями паразитов. Экстенсивные показатели ее загрязненности на территориях различных регионов колеблются от 17,9 до 24,8%. Чаще всего возбудители паразитов выявляются в почве с территории вокруг домов, сараев, у крыльца, в местах содержания собак, огородов, песочницах, дворовых игровых площадок. Интенсивные показатели колеблются от нескольких единиц до сотен и даже тысяч (на полях, орошаемых сточными водами или стоками животноводческих ферм и комплексов) в 1 кг. В основном это яйца аскарид, власоглавов, токсокар, онкосферы тениид.
Высокие экстенсивные и интенсивные показатели загрязненности почвы яйцами геогельминтов значительно обострили ситуацию по аскаридозу (заболеваемость в 2000 г. составила в среднем 52,4, а среди детей — 206,3 на 100 000 населения) и особенно по токсокарозу. Число больных токсокаро-зом в 2000 г. возросло по сравнению с 1991 г. в 80 раз. Такое положение является следствием высокой численности собак в городах при несоблюдении правил их содержания, отсутствии методов обеззараживания их экскрементов. В Москве, по данным Всероссийского института гельминтологии им. К. И. Скрябина (ВИГИС), популяция собак приближается к миллиону особей, ежедневно они оставляют в почве до 270 т. экскрементов, содержащих яйца токсокар. В результате загрязненность ими почвы детских площадок и территорий жилых домов составляет десятки процентов от исследованных проб |1].
Небезупречны в паразитологическом отношении продовольственное сырье и пищевые продукты. Так, пораженность рыбы личинками гельминтов внутренних водоемов в некоторых регионах страны достигает 40—80%. В результате высокая заболеваемость населения описторхозом и дифил-лоботриозом поддерживается за счет сыроедения. В последние годы положение усугубляется в результате увеличения потребителей речной рыбы как наиболее доступного продукта для социально незащищенных групп населения. К сожалению, и морская рыба (треска, пикша, сайра и др.) в 24— 100% заражена анизакидами. Овощи, столовая зелень, клубника загрязнены яйцами гельминтов в 1,7—2% исследованных проб.
Весьма тревожным остается положение в детских дошкольных в школьных учреждениях, детских домах, школах-интернатах. Загрязненность яйцами гельминтов различных объектов (игрушки, постельное и носильное белье, мебель и др.) в них достигает 40—60%, что также является результатом нерешенности многих гигиенических вопросов, влияющих на распространение гельминтозов среди детей. Так, например, заболеваемость энтеробио-зом населения Российской Федерации в 2000 г. составила 607,3, а детей в возрасте до 14 лет — 3086,4 на 100 000 населения. Следует отметить, что показатели заболеваемости среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения, на 78,6% выше.
чем среди неорганизованных детей. К сожалению, специалисты в области гигиены детей и подростков не занимаются данной проблемой.
Таким образом, все вышеизложенное показывает, что на территории России имеются условия, определяющие высокий риск заражения яйцами гельминтов, цистами (ооцистами) кишечных патогенных простейших.
В связи с этим главным направлением в профилактике паразитарных болезней должны стать гигиенические мероприятия по охране и оздоровлению окружающей среды от возбудителей паразитов, снижающие или исключающие риск новых заражений.
Это нашло отражение в решениях коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. (протокол № 21) "О мерах по улучшению профилактики паразитарных болезней" и двух заседаний бюро отделенипя профилактической медицины РАМН, рассмотревшего следующие сообщения: "Санитарная паразитология — важное научное направление в профилактике паразитарных болезней" (протокол № 9 от 31.10.01) и "Гигиенические основы профилактики паразитарных болезней" (протокол № 5 от 05.03.02).
Мы надеемся, что в этой работе примут активное участие такие гранды отечественной гигиенической науки, как Федеральный научный центр гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, НИИЭЧиГОС им. А. Н. Сысина, Институт медицины труда, Институт питания, Институт дезинфектологии, Научный центр здоровья детей и соответствующие кафедры медицинских академий и университетов.
В рамках рассматриваемого направления научных исследований ИМПиТМ им. Е. И. Марцинов-ского проделана следующая работа:
— разработаны мероприятия по повышению эффективности сооружений по очистке сточных вод, их осадков, навоза и навозных стоков, исключающие загрязнение почвы и водоемов возбудителями паразитов;
— разработаны условия и режимы использования жидких и твердых отходов в качестве органических удобрений на земледельческих полях орошения, исключающие роль последних в распространении паразитов как среди обслуживающего персонала, так и среди населения, проживающего в зоне их влияния;
— научно обоснована необходимость использования паразитологических показателей для гигиенической оценки качества различных объектов окружающей среды;
— установлены количественные нормы паразитологических показателей, обеспечивающие безопасность питьевой воды, сточных вод и их осадков, используемых в сельском хозяйстве [4, 10, 11];
— усовершенствованы и внедрены в практику работы ЦГСЭН и лабораторий других ведомств (водоканалы, мелиорация, коммунальное хозяйст-
во и др.) методы санитарно-паразитологических исследований для контроля качества объектов окружающей среды [5, 6].
К настоящему времени паразитологические показатели включены более чем в 50 нормативно-ме-тодических документов по гигиене, эпидемиологии, ветеринарии, мелиорации и др.
К сожалению, приходится констатировать, что до настоящего времени остаются нерешенными вопросы, имеющие первостепенное значение в борьбе и профилактике паразитарных болезней, а именно: гигиеническое воспитание населения и в первую очередь подрастающего поколения, что и должно быть положено в основу дальнейшей работы.
Литература
1. Горохов В. В. // Материалы VIII съезда Всероссийского общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов. - М., 2002. — Т. 1. - С. 308-309.
2. Железнова Е. А. // Там же. - 2002. - С. 124-125.
3. Коза Н. М., Сергевнин В. И. //Там же. - С. 341—342.
4. МУ 2.1.7.730—99. Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест. — М., 1999.
5. МУК 4.2.796—99. Методы санитарно-паразитологических исследований. — М., 2000.
6. МУК 4.2.964—00. Санитарно-паразитологическое исследование воды хозяйственного и питьевого использования. — М., 2000.
7. Онищенко Г. Г. // Мед. паразитол. — 2000. — № I. — С. 3-7.
8. Романенко Н. А., Падченко И. К., Чебышев И. В. Санитарная паразитология: Руководство для врачей. — М., 2000.
9. СанПиН 2.1.4.559—96. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. - М., 1996.
10. СанПиН 2.1.4.1074—01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. - М., 2001.
11. СанПиН 2.1.7.573—96. Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения. — М., 1997.
12. Федотова Р. Л., Лабутина Е. Ю. // Материалы VIII Всероссийского съезда эпидемиологов, микробиологов и паразитологов. — М., 2002. — С. 352—353.
13. Ясинский А. А., Сысков а Т. Г., Макарова Н. Д. и др. Информационный сборник статистических и аналитических материалов: Раздел 2. — М., 2001.
Поступила 17.05.2002
Summary. Data on a wide spread of parasitic diseases among Russia's population are presented in the article. The contamination of soil, water-reserves' surfaces, drinking water, foodstuffs and of household goods with helminth ovum and with cysts of intestinal pathogenic protozoa was shown to play the key role in the discussed process. Therefore, hygienic measures targeted at preservation, environmental sanitation and protection of the environment from causative agents of parasites that would reduce or expel the risk of new contaminations should be regarded as the key trend in preventing the parasitic diseases.