Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУППОВЫХ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУППОВЫХ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУППОВЫХ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ»

характеризовались значительными гемодинамическими расстройствами в печени; в красной пульпе селезенки обнаруживалось большее, чем в контроле, количество гемосидерина; в желудке и тонком кишечнике найдены отдельные участки поверхностного некроза с отторжением верхних слоев слизистой оболочки.

Таким образом, экспериментальные данные позволяют отнести ТТ к категории малотоксичных соединений. Кумулятивный эффект по смертельному исходу не выражен. В опытах с 10-месячным введением ТТ в дозе 0,5 мг/кг не выявлено изменений у животных, что дает основание считать ее недействующей. Сопоставление этой дозы с уровнем миграции ТТ из резин позволяет предположить, что вымываемые количества не будут оказывать неблагоприятного воздействия на организм.

ЛИТЕРАТУРА. Гридунов И. Т. и др. Каучук и резина, 1969, № 3, с. 12.

Поступила 8/У 1973 года

удк 613.31:628.1

Канд. мед. наук А. М. Акимов, кандидаты биол. наук В. Б. Аксенова и В. П. Рассолова, канд. мед. наук Г. И. Рожнов, Э. А. Дик, В. И. Воронцов, А. И. Бабич, А. А. Орлов, Б. М. Хонин

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУППОВЫХ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены, Северо-Казахстанская областная санэпидстанция, трест «Союзцелинвод»

С экономической и гигиенической точки зрения наиболее целесообразны крупные групповые системы водоснабжения, широкое строительство которых предусмотрено Директивами XXIV съезда КПСС. Уже сейчас они существуют и успешно эксплуатируются в ряде местностей, бедных питьевыми источниками (Казахстан, Северный Кавказ, Армения, Грузия, Молдавия и др.).

В настоящем сообщении приводятся результаты изучения качества воды в 2 крупнейших водопроводах Северного Казахстана — Ишимском и Булаевском и в источнике^их питания — р. Ишим. Исследования проведены в 1967—1972 годах.

Ишим относится к типу рек с весенним половодьем, чаще одновершинным. Подъем половодья происходит быстро, спад — медленно, около 2 мес. Минимальный расход воды 13,7 м3/с, максимальный 817 м3/с, среднегодовой 149,8 м3/с. Для нормальной работы водозаборных сооружений групповых водопроводов было построено Сергеевское водохранилище емкостью 693 млн. м3 (Л. Е. Тажибаев). Ишимский групповой водопровод с водозабором из Сергеевского водохранилища охватывает территорию в 2,5 млн. га и обеспечивает водой 192 крупных потребителя. Протяженность его напорных магистралей составляет 1749 км, проектная производительность — 61 170 м3 воды в сутки. Булаевский водопровод с протяженностью магистралей в 1694 км и проектной производительностью 57 700 м3 в сутки забирает воду из р. Ишим ниже водохранилища. Охватывая площадь в 2,3 млн. га, он снабжает водой 213 потребителей.

Воду в реке исследовали в 7 створах на протяжении около 400 км у водозабора Ишим-ского водопровода, напротив с. Сергеевка, в нижнем бьефе водохранилища, у с. Явленка, в створе водозабора Булаевского водопровода, выше Петропавловска и у с. Соколовка. В каждом створе пробы собирали в 3 точках по ширине реки. Изучали физико-химические свойства воды и ее бактериальное загрязнение. Всего было отобрано 436 проб речной воды.

Установлено, что вода р. Ишим средней минерализованности. Содержание хлоридов в ней колебалось в среднем от 70 до 250 мг/л, жесткость не превышала 6—7 мг экв/л. Количество железа было в пределах 0,2—0,4 мг/л, фтора оказалось 0,3 мг/л. Плотный остаток зимой и летом достигал 1000—1350 мг/л. Выявилась значительная загрязненность воды в реке органическими веществами, причем их содержание в разные времена года почти не изменялось. Так, количество аммонийных солей во все периоды в 5—6 створах составляло 0,1—2,5 мг/л, нитритов —0,02—0,04 мг/л. Окисляемость почти во всех створах колебалась от 3 до 14 мг/л 01( БПК5 находилась в пределах 2—9,1 мг/л. В бактериальном отношении вода р. Ишим более благополучна, хотя в отдельных створах в летних и весенних пробах коли-титр опускался ниже 0,4.

Выявлены значительные различия в качестве воды отдельных створов. Самым «чистым» оказался створ у Петропавловска, наиболее загрязненной была вода у с. Соколовка, т. е. ниже Петропавловска. В верхних створах, т. е. в непосредственной зоне водозабора групповых водопроводов, река загрязнена примерно в одинаковой мере. Следует отметить, что более ранние исследования качества воды р. Ишим (В. Г. Алексеева) не выявили столь

значительного загрязнения ее, что свидетельствует о продолжающемся увеличении органического загрязнения водоема. Сведения о гораздо большем загрязнении воды р. Ишим (уровень солей аммония до 40 мг/л, нитритов до 40 мг/л, нитратов до 50 мг/л) в более высоко расположенных створах приводят И. А. Погорелый и В. П. Туринцев, что говорит о значительных поступлениях органических загрязнений в реку на большом ее протяжении.

Все приведенные данные явно свидетельствуют о постоянном и все возрастающем загрязнении р. Ишим, причем на значительных расстояниях. Одной из основных причин этого является, несомненно, отсутствие организованных зон санитарной охраны водозаборов групповых водопроводов, что может быть отнесено к недостаткам проектирования и строительства последних.

Несмотря на низкое качество воды в водоисточниках, очистные сооружения обоих групповых водопроводов большей частью обеспечивали должную ее очистку, хотя в отдельных пробах из резервуара чистой воды коли-титр оказывался ниже нормы. Объясняется это, по-видимому, недостатками службы эксплуатации, о чем косвенно свидетельствуют и отдельные находки в чистой воде повышенного содержания железа (до 0,9 мг/л). Ввиду небольшого количества фтора в речной воде в конце очистки проводили ее дополнительное фторирование, с тем чтобы общее содержание этого элемента не было ниже 0,8—10 мг/л.

В магистральных водопроводах качество воды начинало ухудшаться уже на небольших расстояниях. Это касалось прежде всего ее органолептических показателей, содержания железа и бактериальной загрязненности. Уже через 40—50 км на всех трассах прозрачность в значительном числе проб была ниже 30 см, цветность повышалась до 50—80°, появлялся землистый или болотный запах (до 2 баллов), содержание железа увеличивалось до 1,5—3,0 мг/л. Титр кишечной палочки оказывался ниже нормы (порою ниже 100).

По мере удаления от головных водопроводных сооружений перечисленные показатели качества воды ухудшались и примерно со 180—200 км достигали максимума; в дальнейшем вплоть до последней обследованной точки на расстоянии 350 км они мало изменялись. Цветность воды при этом колебалась от 90 до 143 , прозрачность снижалась до 7,5—15 см, болотный запах достигал 3—3,5 балла, содержание железа повышалось до 4,5 мг/л и более, титр кишечной палочки составлял в среднем 4—100, а общее микробное обсеменение — 40—234. Сезонных различий в качестве воды из магистральных трубопроводов не выявлено.

Ухудшение качества воды в групповых водопроводах объясняется, по нашему мнению, рядом причин. Значительное давление воды в магистралях (свыше 20 атм) предопределило выбор материала труб (сталь), легко поддающегося коррозии. Содержание растворенного кислорода, непосредственного коррозирующего начала, в исходной воде достигает 10—12 мг/л; с расстоянием оно быстро снижается, составляя через 90—100 км 2—5 мг/л. Кроме того, возможно и дополнительное поступление кислорода в воду на станциях перекачки и в резервных емкостях, что подтверждается данными наших исследований.

Увеличение содержания железа в воде само по себе ухудшает ее органолептические свойства. Кроме того, ухудшению этих свойств, как и углублению коррозии, способствует длительность нахождения воды в магистралях. Согласно проекту, эта длительность не долж-на^превышать 7 сут, но проектного расхода воды на водопроводах не достигали еще ни разу. Более того, действительный расход даже в самое жаркое время года не превышает 38 000— 40 000 м3 в сутки, а в отдельные месяцы снижается до 15 000—25 000 м3 в сутки. Водораз-бор еще меньше. Остальная масса воды идет на промывку труб, совершенно необходимую в таких условиях. Здесь налицо явный просчет проектирования — было неправильно определено число населения и количество производственных объектов, которые должны были обслуживаться в будущем. В формировании качества воды в разводящей сети потребителей удаленность от головных сооружений также играет безусловную роль.

Органолептические свойства воды из водонапорных башен и водоразборных колонок в целом идентичны свойствам воды из магистральных трубопроводов на соответствующих расстояниях. Содержание железа редко достигает 3,5—4,5 мг/л, большей частью оно колеблется от 1 до 3 мг/л, что объясняется, по-видимому, резким снижением скорости тока воды и выпадением окислов железа в осадок как в башнях, так и в самой сети.

Эксплуатация разводящей сети ведется силами самих потребителей и, как правило, неквалифицированно, часто без соблюдения элементарных санитарных правил. В результате титр кишечной палочки во многих пробах оказался менее 4, а микробное обсеменение достигало сотен и даже тысяч в 1 мл.

Для выяснения оценки качества воды групповых водопроводов населением был произведен опрос местных жителей по специально разработанной анкете. Опрошено около 5000 человек. 20—25% из них заявили, что вода из водопровода не утоляет жажду, до 100% опрошенных расценили ее вкус как неприятный; практически все жители высказывали нарекания на цветность и 80—90% — на вкус; до 10% жителей связывали с качеством воды появлявшиеся у них расстройства желудочно-кишечного тракта.

Таким образом, несмотря на то что групповые водопроводы обладают рядом преимуществ технико-экономического порядка (экономия капиталовложений, разумное использование природных источников, возможность обслуживания квалифицированным персоналом), в них выявлено немало существенных гигиенических недостатков, приводящих к значительному ухудшению качества воды, доставляемой потребителям.

Изучая качество воды Нуринского группового водопровода, Н. М. Аиагьев и Н. А. Демин получили данные, сопоставимые с нашими. Некоторые же выводы, к которым они пришли, явились неожиданными и, как нам представляется, спорными. Ни в коем случае нельзя считать завышенными существующие нормы водопотребления для сельской местности.

4*

99

Недостаточный разбор воды из групповых водопроводов, как показали наши исследования, объясняется отнюдь не малыми потребностями населения, а качеством подаваемой воды; жители вынуждены часть своих потребностей удовлетворять за счет местных источников (колодцы, пруды, лиманы), большей частью находящихся в неудовлетворительном санитарном состоянии. В целях предотвращения коррозии авторы предлагают заменить стальные магистральные трубопроводы полиэтиленовыми или асбестоцементными. Но до сих пор нет труб из подобных материалов, которые могли бы выдерживать рабочее давление на групповых водопроводах (свые 20 атм); при этом не следует забывать и о постоянно наблюдающихся гидравлических ударах в магистралях. Применение в таких условиях полимерных материалов вряд ли может быть оправдано.

Предложение авторов о создании в каждом пункте потребления воды хлораторных установок и лабораторий для контроля за ее качеством также нецелесообразно. Хлорирование воды может улучшить лишь бактериологические показатели ее, нисколько не изменив все другие признаки, которые и служат главной причиной отрицательного отношения населения к воде групповых водопроводов. Ни к какому улучшению ее качества в местах водопользования не приведет и постоянный контроль за качеством воды, это ясно следует из данных, приводимых самими авторами.

По нашему мнению, нужны более радикальные меры, которые полностью изменили бы практику проектирования, строительства и эксплуатации групповых систем водоснабжения.

Выводы

1. Вода в р. Ишим, являющейся источником Ишимского и Булаевского групповых водопроводов, подвергается постоянному и возрастающему загрязнению, преимущественно органического характера. Одной из основных причин этого служит отсутствие организованных зон санитарной охраны водозаборов групповых водопроводов вследствие недостатков их проектирования и строительства.

2. Качество еоды в групповых водопроводах ухудшается по мере удаления ее от головных водопроводных сооружений: в ней повышается содержание железа, появляются неприятные запахи, увеличивается цветность, снижается прозрачность и возрастает бактериальная загрязненность.

3. Ввиду высокого содержания в водопроводной воде железа необходимо проводить изыскания удовлетворительных в гигиеническом и экономическом отношении антикоррозийных материалов для покрытия внутренней поверхности магистральных водоводов или добиваться полной замены стальных труб другими, выполненными из коррозиоустойчивых материалов.

4. При разработке проектов групповых систем водоснабжения во избежание застаивания воды в магистралях необходимо учитывать местные потребности в ней с учетом будущего, с тем чтобы водоразбор постоянно был в пределах проектного. По той же причине проектировать и строить разводящую сеть и основные напорные сети следует одновременно.

5. Следует ограничить протяженность напорных магистралей от очистных сооружений до потребителей. В необходимых случаях целесообразно предусматривать кустовые сооружения, обеспечивающие население водой в радиусе примерно 50 км.

ЛИТЕРАТУРА. Алексеева В. Г. Труды 35-й Итоговой научной конференции Алма-Атинск. мед. ин-та. Алма-Ата, 1963, с. 30. — Ананьев Н.М., Демин Н. А. Гиг. и сан., 1972, № 10, с. 92. — П о г о р е л ы й И. А., Т у р и н ц е в В. П. Тезисы докл. 1-го Объединенного съезда гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов Казахстана. Алма-Ата, 1970, т. 2, с. 72. — Т а ж и б а е в Л. Е. Основы водоснабжения и обводнения сельскохозяйственных районов Казахстана. Алма-Ата, 1969.

Поступила 7/УШ 1973 года

удк 613.644-073.461

А. В. Колганов

ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕРЫВИСТОСТИ КАК ВОЗМОЖНЫЙ МЕТОД ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРЕРЫВИСТОГО ШУМА

Институт гигиены труда и профзаболеваний, Донецк

В литературе довольно полно освещены вопросы гигиенической оценки стабильных шумов в различных отраслях промышленности. Но при многих видах работ, особенно в металлургической и угольной промышленности, наряду со стабильными шумами широко распространены и прерывистые, т. е. такие, которые характеризуются разграниченными во времени шумовыми импульсами. В санитарных нормах СН 785-69 даются лишь поправки на суммарное время действия и импульсный характер шума, воспринимаемого как следующие друг за другом удары; этого явно недостаточно. Е. Ц. Андреева-Галанина и Г. А. Су-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.