Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА '

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC PROBLEMS OF DESIGNING AND BUILDING OF CHILDREN’S INSTITUTIONS UNDER CONDITIONS OF EXTREME NORTH

The authors analyse the climatic conditions of the Extreme North that determine the high requirements in designing of children institutions. Suggestions are made on their siting in settlements of the 1st building-climatic zone and that on their structure, size and provision with all amenities. The meteorological parameters permissible for children outings are determined.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА »

HYGIENIC ASSESSMENT OF CERTAIN COATINGS FOR CONCRETE TUBS

O. A. Kovalev, T. S. Blinova, V. I. Severovostokova, A. Ya. Broitman

In a chronic test, carried out over animals for a period of 10 months, the aufhors studied the effect of extracts from model concrete tubs for sauerkraut, that were coated with paraffin and epoxide resin 3D-5 of the varnish XC-76. In tests performed with the latter there was a slow increase of the weight of female mice and rats, delayed excretion of sodium benzoate and pronounced dystrophic lesions of the internal organs, especially that of the liver.

УДК 613.5 +628.81:725.57

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Е. И. Кореневская, Л. Г. Назарова, Л. Г. Рогачевская, Р. И. Генесская

Институт гигиены детей И подростков Министерства здравоохранения СССР (Москва) и Норильское отделение Красноярского научно-исследовательского института Промстрой-

проекта

В успешном освоении районов Крайнего Севера нашей страны большую роль играет создание благоприятных условий жизни для местного населения. Исследования, проведенные в Норильске (Л. Г. Назарова), показали, что одной из важных причин большого количества дней нетрудоспособности женщин, а также текучести рабочей силы на Севере является высокая заболеваемость детей. И это закономерно: тяжелый климат Заполярья отрицательно сказывается в первую очередь на здоровье детей, обладающих меньшей, чем взрослые, сопротивляемостью по отношению к неблагоприятным условиям внешней среды. Проведенный нами анализ показывает, что число «простудных» заболеваний, ссобенно у детей дошкольного и ясельного возраста в северных районах в 3—4 раза превышает средние значения по РСФСР. Вспышки детских инфекций и гриппа вызывают волну сопутствующих заболеваний в виде отитов, фарингитов, циститов и пневмоний, отличающихся длительным течением2.

Для развивающихся районов Крайнего Севера характерен особый демографический состав населения. Большая его часть — молодежь, молодые семьи. Число матерей, занятых на производстве, здесь выше, чем в других районах страны, а пожилых членов семей, способных ухаживать за детьми, значительно меньше. Детям школьного, дошкольного возраста большую часть времени приходится проводить в детских учреждениях.

Основным путем снижения детской заболеваемости является максимальное благоустройство детских учреждений, которое должно предусматривать не только защиту детей от неблагоприятных условий внешней среды, но и возможность закаливания детского организма. Вопрос этот не впервые поднимается в гигиенической печати. Исследования, проведенные Е. М. Бе-лостоцкой, В. Л. Телешевым, Г. И. Муравьевой3 и авторами данной статьи, показали, что условия размещения, конструктивные, архитектурно-планировочные решения и санитарно-техническое благоустройство зданий, состав и размеры помещений детских учреждений на Севере должны быть иными, чем в средней полосе Советского Союза. Между тем до сего времени школы и дошкольные учреждения в северных районах строятся по единым типовым проектам, разработанным для 2-й строительно-климатической зоны.

1 Считаем, что уже на основании полученных авторами результатов следует рекомендовать воздержаться от использования для пищевых емкостей покрытия на основе лака ХС-76.— Ред.

2 Кандидатская диссертация, М., 1967.

3 Кандидатская диссертация, М., 1964.

В изданных в 1967 г. благодаря совместным усилиям архитекторов и гигиенистов указаниях по проектированию населенных мест, предприятий, зданий и сооружений в северной строительно-климатической зоне (СН-353-66) отражена лишь часть гигиенических требований к проектированию детских учреждений (уменьшены радиусы обслуживания, несколько расширен состав помещений и увеличены размеры рекреаций и гардеробов).

В настоящее время разрабатывается задание на проектирование массовых детских учреждений для Севера, в связи с чем необходимо обоснование ряда гигиенических требований к строительству школ и дошкольных учреждений в этой местности. Длительная и холодная зима с частыми туманами на всей территории 1-й строительно-климатической зоны резко сокращает возможность пребывания детей, особенно дошкольного возраста, на открытом воздухе. Наиболее неблагоприятные условиядля детей создаются в циклонических областях зоны (прибрежные районы Северного Ледовитого и Тихого океанов и северная часть бассейна р. Енисея). В 1964 — 1965 гг. в Норильске были проведены наблюдения за длительностью прогулок 200 дошкольников в зависимости от метеорологических факторов среды. Полученные данные уточнены путем исследований теплового состояния 20 детей во время прогулок и расчетов по формуле Бартона, что позволило установить ориентировочные минимально допустимые для прогулок детей метеорологические параметры (табл. 1). Сопоставление данных табл. 1 с фактическими сочетаниями температуры воздуха и скорости ветра в Норильске по дням показывает, что в северной части бассейна р. Енисея дети до 3 лет за 3 зимних месяца могут находиться на открытом воздухе всего лишь 7—8 дней (от 20 до 40 мин. ежедневно). Соответствующие данные приведены в табл. 2.

Для детей этого возраста резко ограничена возможность прогулок в ноябре и марте. С увеличением возраста детей минимально допустимые температурные параметры для прогулок понижаются. Однако даже школьники из 3 зимних месяцев (91 день) могут гулять лишь в течение 2 месяцев (62—67 дней). В переходные периоды года и летом возможность пребывания детей на открытом воздухе в циклонических областях также ограничена дождливой погодой. Число дней с осадками достигает иногда 15—20 в месяц. Таким образом, в условиях Крайнего Севера резко сокращается количество прогулок и их длительность.

Чрезвычайно неблагоприятным следует считать и то, что дети в течение всей зимы практически лишены возможности побегать. Их двигательная активность во время прогулки резко ограничена весом одежды (от 4 до 9 кг), а в детских учреждениях — размерами основных помещений.

В связи с приведенными данными нам хочется высказать некоторые соображения. В детских учреждениях, особенно дошкольных, на Севере должны быть предусмотрены специальные помещения типа прогулочных двориков или веранд. Размеры и микроклимат (температура воздуха 10—

Таблица 1

Минимально допустимые для прогулок детей метеорологические параметры (одежда 3,5—4 cío)1

До пусти- Возраст детей (в годах) Скорость ветра в зоне пребывания детей (в м/сек)

тельность прогулки (в мин.) 0 (0) ДО 0,25 (1) ДО 0,6 (3) до 1,3 (5-7) ДО 2 О)

температура воздуха (в градусах)

40—60 До 3 От 3 до 5 » 5 » 7 —20 —23 —27 — 10 —20 —24 0 —15 —20 —52 —17 О2 — 14

20—40 До 3 От 3 до 5 » 5 » 7 —25 —30 —32 —222 —28 —30 —17 —20 —23 —102 —15 —17 —72 — 11 —15

1 Абсолютная скорость ветра, по данным метеостанции (на высоте Флюгера).

* Параметры, требующие уточнения.

15°) таких помещений должны быть такими, чтобы дети могли побегать, поиграть в теплой, но более легкой, чем на улице, одежде.

В дошкольных учреждениях необходимо устраивать «зимние сады». Это помещение имеет не только гигиеническое, но и большое психологическое, эстетическое и педагогическое значение для детей, большую часть года не имеющих возможности видеть зелень и цветы. Прогулочные веранды должны использоваться в первую очередь детьми раннего возраста (до 3 лет). Дети 4—7 лет в течение зимы большее количество дней находятся на открытом воздухе и поэтому должны использовать прогулочные веранды лишь в очень холодные дни. Подвижные игры целесообразнее про-

Таблица 2

Число дней, в которые возможны прогулки детей на открытом воздухе в течение 20—40 мин.

Месяцы, число дней Год наблюде- Возраст дошкольников (в годах) Возраст школьников (в годах)

ния ДО 3 от 3 до 5 от 5 до 7 11 — 12

Декабрь—февраль, 91 день 1961 7 12 19 62

1962 8 20 33 67

Ноябрь и март, 61 1961 23 36 38 60

день 1962 » 29 39 56

водить в «зимнем саду». Более низкая температура воздуха в этом помещении по сравнению с остальными (12—15°) будет способствовать закаливанию детей. Размеры прогулочных веранд или двориков и «зимнего сада» определяются, исходя из их минимальной площади на 1 ребенка (2,5 м2), для веранд — на 100% детей, для «зимнего сада» — на 50% дошкольников.

В школах должны быть увеличены размеры рекреаций. В указаниях по проектированию (СН-353-66) определены размеры рекреаций в 0,75 м2 на 1 учащегося. Выделена дополнительная площадь 50 ж2 для уголка живой природы. Однако обследование ряда школ Норильска и Якутска показало, что при устройстве «зимних садов» в изолированных от рекреаций помещениях дети не могут ими пользоваться. Более целесообразно максимальное озеленение рекреаций. Для этого размеры их следует увеличить минимум до 0,9 м2 на 1 учащегося, при этом отпадает необходимость в устройстве специального помещения уголка живой природы.

Для компенсации ультрафиолетовой недостаточности все детские учреждения, помимо эритемного освещения основных помещений, должны иметь фотарии. В дошкольных учреждениях их целесообразно устраивать для 4—7-летних детей в музыкально-гимнастическом зале, а для детей до 3 лет — в медицинском пункте.

Неблагоприятные метеорологические условия Крайнего Севера осложняют доставку детей в детские учреждения. Как показали наблюдения над 311 дошкольниками, проведенные в Якутске и Мирном, в зависимости от длительности и способа доставки детей в детские учреждения меняется и вес их одежды. Так, в подготовительных группах (128 человек) при доставке детей автобусом средний вес одежды возрастал от 3,7 кг, если дорога длилась 10 мин., до 7 кг (максимально 9 кг), если дорога длилась 30 мин. В то же время при доставке детей пешком (длительность пути от 5 до 15 мин.) средний вес одежды колебался от 3,2 до 3,8 кг. Аналогичные закономерности отмечались и в отношении одежды детей 2—4, 5 лет и грудных. У них при доставке на санках одежда особенно тяжела (до 11 кг).

Увеличение веса и слойности одежды увеличивает время, затрачиваемое на раздевание детей.

По нашим данным, число «простудных» заболеваний у детей, находящихся в круглосуточных детских учреждениях, почти в 2 раза ниже, чем в дневных, куда родители вынуждены носить детей в любую погоду. Доставка детей в районах Крайнего Севера, для которых характерны сильные ветры и метели, особенно трудна. Усиление ветра с 3 до 12 м/сек увеличивает давление воздуха на ребенка (парусность 0,4 м2) с 0,2 до 3,5 кг; при ветре 20—25 м/сек оно достигает 11—15 кг, т. е. почти равно весу ребенка ясельного возраста. А^ать, несущая ребенка на руках (парусность 0,8 м2), испытывает в 2 раза большее давление ветра1.

Все это подтверждает данные Г. И. Муравьевой о необходимости сокращения радиусов обслуживания детских учреждений в 1-й строительно-климатической зоне (СН 353-66). Однако такое мероприятие целесообразно в первую очередь для антициклонических, континентальных районов. В циклонических областях выгоднее соединять детские учреждения с группами жилых домов крытыми галереями, как это осуществлено в жилых комплексах поселков Айхал, Удачная. Все детские дошкольные учреждения в 1-й строительно-климатической зоне должны быть рассчитаны на возможность круглосуточного пребывания в них части детей. Это диктуется как климатическими условиями, так и занятостью родителей на производстве. Как показывает опыт, состав и площади помещений дошкольных учреждений дневного пребывания, предусматриваемые действующими нормами проектирования (СНиП-11 ЛЗ-62), явно недостаточны для обеспечения всех режимных моментов даже в условиях средней полосы Советского Союза (организация сна, занятий и двигательной активности детей). В 1-й строительно-климатической зоне недостаточны размеры помещений круглосуточных учреждений, при разработке задания и норм проектирования детских учреждений для Крайнего Севера они должны быть увеличены. Это относится почти ко всем зданиям детских учреждений.

В северных районах метровая зона у наружных стен практически не может быть использована для размещения детей. Поэтому площадь спален в ясельной группе для размещения 20 детских кроваток должна составлять 42,3 м2, а в дошкольной группе —57 м2. По той же причине размеры классов следует увеличить до 56—58 м2.

Большая длительность раздевания и одевания детей и необходимость хранения большего, чем в средней полосе, количества одежды, требует увеличения размеров гардеробов и приемных с 15 до 18 м2. Ввиду ограниченных возможностей закаливания детей в условиях Севера следует предусмотреть обязательное устройство закаливающих душей и туалетных, размер которых в ясельных группах должен быть увеличен до 15 мг, а в дошкольных — до 18 мг.

Учитывая более высокую, чем в средней полосе, заболеваемость детей на Севере, целесообразно увеличить размеры медицинского пункта. Там должны быть предусмотрены помещения для изоляции детей с легкими формами заболеваний, кабинет врача (12 м2) и дополнительная боксиро-ванная палата в изоляторе.

Помещения пищеблока в дошкольных учреждениях и школах надо проектировать с расчетом приготовления пищи на сырье; очень желательно также увеличить размеры кладовых для хранения запаса пищевых продуктов на случай крайне неблагоприятных метеорологических условий.

При каждом классе начальных школ нужно иметь дополнительные помещения для групп продленного дня размером по 24—30 м2. В рекреациях должны быть встроены шкафы для хранения кроватей, раскладушек и постельных принадлежностей, если понадобится организовать ночной сон детей.

1 Расчеты проводились Л. Г. Назаровой по формуле Вернули.

Здания школ и дошкольных учреждений на Крайнем Севере должны иметь систему приточной вентиляции, совмещенной с отоплением. Полезна также, чтобы основные помещения детских учреждений имели дежурное водяное или лучистое потолочно-польное отопление, обеспечивающее температуру воздуха 14—15°. Оптимальная температура Еоздуха в этих помещениях должна быть на 1,5—2° выше той, которая предусмотрена в средней полосе Советского Союза. Фрамуги и форточки следует отделить от межстекольного пространства окна во избежание резкого охлаждения поверхности последних при проветривании.

Предлагаемые рекомендации должны найти отражение в задании на проектирование детских учреждений для Крайнего Севера. Для уточнения ряда положений потребуется проверка их в условиях экспериментального строительства.

ЛИТЕРАТУРА

Белостоцкая Е. М., Телешев В. Л. В кн.: Материалы конференции по вопросам школьной гигиены АПН РСФСР. М., 1960.

Поступила 30/VIII 1968 г.

HYGIENIC PROBLEMS OF DESIGNING AND BUILDING OF CHILDREN'S INSTITUTIONS UNDER CONDITIONS OF EXTREME NORTH

E. /. Korenevskaya, L. G. Nazarova, L. G. Rogachevskaya, R. I. Genesskaya

The authors analyse the climatic conditions of the Extreme North that determine the high requirements in designing of children institutions.Suggestions are made on their siting in settlements of the 1st building-climatic zone and that on their structure, size and provision with all amenities. The meteorological parameters permissible for children outings are determined.

УДК 616-008.928.41.02 +228-034:61 1.24

ВЫВЕДЕНИЕ ТОРИЯ-228 И ПРОДУКТОВ ЕГО РАСПАДА ИЗ ЛЕГКИХ

В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

Л. Г. Макеева, Н. А. Павловская Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Москва

В связи с широким применением тория и продуктов его распада в самых различных областях промышленности не исключена возможность поступления этого вещества в органы дыхания человека.

Согласно многочисленным данным литературы, торий, попав в легкие, как правило, плохо выводится из них, длительно задерживаясь в месте введения. Удержание тория зависит от химической природы поступивших соединений, дисперсности аэрозольных частиц и концентрации растворенного тория (Н. Ю. Тарасенко; Янь Сяо-шань; И. Н. Кендыш; Thomas; Bruce и Boecker; Boecker и соавт.; Thomas и соавт., и др.).

Выведение тория-232 при однократном интратрахеальном поступлении Th02 (Янь Сяо-шань) и Th (N03)4 (И. H. Кендыш) можно представить уравнениями:

QI*Ty = 0,31 e-o.oo396t+o,39e-°-00154t, (1)

QI2T3h2=0,173e-°-018t-fO,37e-o.o°361t , (2>

где Q — содержание радиоактивного элемента в легких через время t в долях, е — основание натуральных логарифмов, t — время в сутках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.