Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВКИ ЖИЛОГО СЕКТОРА СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛКОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВКИ ЖИЛОГО СЕКТОРА СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛКОВ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF HYGIENE IN THE PLANNING OF A RESIDENTIAL SECTION OF COUNTRY SETTLEMENTS

Field investigations carried out in the period from 1970 to 1973 in several regions of the RSFSR and Lithuanian SSR served as bases for working out hygienic recommendations for planning and arranging of all amenities in residential sections of new country settlements with due regards for creation of individual farms.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВКИ ЖИЛОГО СЕКТОРА СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛКОВ»

Об этом свидетельствуют угнетение двигательной активности, снижение мышечного тонуса и реакции на болевые и тактильные раздражители, а также изменение системы красной крови, снижение уровня SH-rpynn в конце эксперимента, нарушение некоторых показателей условнорефлекторной деятельности и снижение СПИ. Доза ЭБТГДО 0,001 мг/кг может быть расценена как пороговая; изменения, вызванные этой дозой в организме животных, выявлены только при изучении условнорефлекторной и безуслов-норефлекторной деятельности. Дозы ДИБМДО, равные 0,001 и 0,0001 мг/кг, и доза ЭБТГДО, составляющая 0,0001 мг/кг, не оказали влияния на организм теплокровных животных по всем исследованным тестам и расценены как практически не действующие.

Таким образом, комплексная оценка всех экспериментальных данных позволяет считать лимитирующим признаком вредности ДИБМДО и ЭБТГДО санитгрно-токсикологический и рекомендовать предельно допустимые концентрации ДИБМДО в водоемах на уровне 0,02 мг/кг, а ЭБТГДО — на уровне 0,002 мг/кг. В санитарной практике следует учитывать высокую стабильность изученных соединений.

ЛИТЕРАТУРА. Гуричева 3. Г., Максимова Н. С. Пласт, массы, 1973, №2. — Елизарова О. Н. Определение пороговых доз промышленных ядов при пероральном введении. М., 1971.— За кусов В. В. Фармакология центральных синапсов. М., 1973. — Заугольников С. Д., Л о й т А. О., И в а н и ц к и й А. М. В кн.: Принципы и методы установления предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе производственных помещений. М., 1970, с. 76.— Мазаев В. Т., Королев А. А. В кн.: Промышленные загрязнения водоемов. М., 1969, в. 9, с. 15. — Мазаев В. Т., Шлепни и а Т. Г. Гиг. и сан., 1973, № 8, с. 10. — С п е р а и -с кий С. В. Фармакол. и токсикол., 1965, № 1, с. 123.— Черкинский С. Н., Красовский Г. Н., Тугаринова В. Н. В кн.: Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. М., 1964, в. 6, с. 290.

Поступила 4/XII 1974 г.

HYGIENIC STANDARTIZATION OF OCTYLIC STABILIZATORS PVC IN WATER

BODIES

О. V. Golovanov

The threshold concentrations of diisobutylmaleatedioctylpewter (DIBMDP) and ethy-lenbisthioglycolatedioctylpewter (EBTGDP) according to the organoleptic indices of noxiousness amount to 0.1 mg/kg and judging by the effect produced on the sanitary regimen of water bodies that of DIBMDP equals 0.6 mg/1 and that of EBTGDP — 0.01 mg/1. The ineffective dose of DIBMDP in a chronic sanitary-toxicologic experiment amounts to 0.001 mg/kg and that of EBTGDP to 0.0001 mg/kg, that is equivalent to their concentrations in the water at levels of 0.02 and 0.002 mg/1. These concentrations are recommended to be the maximal permissible ones for water bodies.

УДК 613.5:614.79

Канд. мед. наук М. А. Мироненко, А. Г. Поляков

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВКИ ЖИЛОГО СЕКТОРА СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛКОВ

Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены

В связи с широким размахом жилищного строительства на селе все большее значение приобретает рациональная планировка жилого сектора современных поселков. Однако в гигиеническом аспекте вопросы планировки и благоустройства жилого сектора новых сельских поселков с учетом их местных особенностей и специфики до сих пор остаются нерешенными. Одним из кардинальных является вопрос о ведении подсобного хозяйства, так как это во многом определяет этажность сельских жилищ, размеры придомовых участков и в конечном счете размеры планировки селитебной зоны. Сохранение у большей части сельского населения личных подсобных

хозяйств экономически оправдано. По данным Д. М. Спектора и В. Ф. Томилина, подсобным хозяйством занимается более 6 млн. сельских жителей. Примерно одна треть (29,2%) всего поголовья крупного рогатого скота страны]находится в личной собственности колхозников, рабочих и служащих. Исторически сложившееся приусадебное содержание скота и птицы определяет большие размеры придомовых участков и растянутость жилого сектора, ведет к удорожанию его благоустройства. Кроме того, мелкие, разбросанные по территории жилого сектора сараи для личного скота служат источниками загрязнения воздуха и почвы.

В последние годы стали появляться новые формы содержания личного скота — за пределами жилого сектора, в блокированных хозяйственных постройках различной вместимости (от 20 до 120 ячеек). Такое планировочное решение позволяет вынести источники загрязнения из селитебной зоны, улучшив тем самым санитарные условия проживания населения и за счет уменьшения площади придомовых участков — увеличить компактность жилой застройки, облегчить ее полное благоустройство. Кроме того, это дает возможность создать дифференцированную планировочную структуру жилого сектора поселков — с застройкой их многоэтажными, двухэтажными, одно, двух- и многоквартирными домами в соответствии с социально-демографической структурой населения. Придомовые участки в этом случае будут иметь размер 0,01—0,02 га и использоваться для выращивания цветов, а также некоторых овощей и ягод.

Отсутствие гигиенических нормативов по размещению блокированных хозяйственных построек для личного скота в плане поселка затрудняет их рациональное размещение с учетом влияния на загрязнение воздуха и почвы населенных мест. В Литовской ССР, например, сооружение блокированных хозяйственных построек приняло столь широкий размах, что потребовало срочного составления временных санитарных указаний по их размещению в плане поселков. Однако данных литературы о гигиенических исследованиях ло этому вопросу нам не встретилось.

В 1970—1973 гг. мы изучали планировку и благоустройство жилого сектора сельских поселков в Московской, Ленинградской, Калужской и Челябинской областях, Краснодарском крае и Литовской ССР. В ходе исследования было опрошено свыше 1000 сельских жителей. От 40 до 80% опрошенных (в различных поселках) имеют или хотели бы иметь личный скот. В селах, приближенных к крупным городам, административным и промышленным центрам и пользующихся ввиду этого удовлетворительными условиями снабжения продовольственными товарами, число лиц, желающих иметь домашний скот, оказалось значительно меньше, чем в периферийных селах.

Опрос населения, проводившийся нами в 1973 г., в экспериментально-показательном поселке Дайнава (совход «Леонполис») Литовской ССР, ставил целью выяснить мнение жителей по ряду вопросов, касающихся организации и ведения личного подсобного хозяйства, формы содержания личного скота и влияния блокированных хозяйственных построек для скота на условия проживания. Из 86 опрошенных семей 58% имеют личный скот — коров и свиней. Из 42 % жителей, не имеющих скота, почти половина (20 %) хотели бы иметь свой скот и собираются его завести в ближайшее время. Сдерживающим для них фактором является недостаточное количество хозяйственных построек.

Технология ухода за скотом следующая: кормление и поение скота производятся 3 раза в сутки — в 6 ч, 13 — 14 и 18 ч, подстилка убирается раз в день; корм для животных готовится дома (на кухне); доставка его из домов, расположенных в 200—250 м от хозяйственных построек, требует от 6 до 10 мин. Опрос показал, что уход за скотом занимает в среднем 2 ч в сутки (от 1 до 4 ч) в зависимости от возраста человека, осуществляющего уход, и от количества имеющегося скота. Почти четвертая часть (24 %) владельцев скота отмечали вследствие этого усталость.

Рациональное размещение блокированных построек для личного скота в целях предупреждения утомления имеет известное значение. Большинство (92 %) опрошенных не беспокоило соседство с блокированными хозяйственными постройками (запах, мухи и т. д.), их дома удалены на 80—180 м от хозяйственных построек (в среднем на 120 м); 8% опрошенных, проживающих на расстоянии 80—150 м (в среднем 100 м), отмечали отрицательное влияние близости хозяйственных построек; 76% опрошенных предпочли блокированные хозяйственные постройки, причем никто из них при этом не назвал расстояния более 100 м и менее 80 м. Остальные 24% опрошенных высказались за приусадебную форму содержания скота. Таким образом, подавляющее большинство опрошенных высказались за содержание личного скота в блокированных хозяйственных постройках, сославшись на то, что их удаление на 100 м от жилого дома наиболее приемлемо с точки зрения удобства пользования ими.

Для изучения влияния блокированных хозяйственных построек для скота различной вместимости на загрязнение окружающей среды мы провели в 1972—1973 гг. натурные исследования в Московской и Калужской областях и Литовской ССР. Объектами исследований были блокированные хозяйственные постройки для личного скота и птицы на 20, 24 , 64, 72, 104 и 118 ячеек. Изучалось распространение загрязнения атмосферного воздуха и почвы в районе построек. Было отобрано и проанализировано 1378 проб воздуха и 68 проб почвы.

Повышенное содержание аммиака в атмосферном воздухе, превышающее ПДК, обнаруживалось на территории хозяйственных построек на 64, 72, 104 и 118 ячеек до 1,6 мг/м3, на расстоянии 25 м от них — до 1,4 мг/м3, на расстоянии 50 м оно снижалось до 0,8 мг/м3, а на расстоянии 75 м — до 0,4 мг/м3. На удалении 100 м и более от этих хозяйственных построек концентрация аммиака ни в одном случае не превышала ПДК (0,2 мг/м3) и, как правило, составляла 0,01—0,03 мг/м3. Окисляемость атмосферного воздуха регистрировалась на территории указанных хозяйственных построек в концентрациях до 24 мг/м3, на удалении 25 м от них она снижалась до 16 мг/м3 и на расстоянии 50 м — до 9 мг/м3. На расстоянии 75 м и более от хозяйственных построек на 64 , 72 и 118 ячеек окисляемость в основном не выходила за пределы рекомендуемых норм (5—6 мг/м3). Неприятный запах от хозяйственных построек указанной вместимости (от 64 до 118 ячеек) распространялся в радиусе до 75 м, а на расстоянии 100 м и более от них совершенно не улавливался.

На территории блокированных построек для скота на 20 и 24 ячейки и на удалении 25 м от них аммиак в атмосферном воздухе обнаруживался в концентрациях несколько выше ПДК (до 0,3 мг/м3). На расстоянии 50 м и более от них его содержание в атмосферном воздухе во всех случаях было значительно ниже ПДК. Повышенная окисляемость атмосферного воздуха отмечалась на территории построек этого типа — до 15 мг/м3, а на удалении 25 и 50 м от них соответственно до 10 и 8 мг/м3. Неприятный запах распространялся в радиусе до 25 м. Сероводород и меркаптаны определялись в небольших концентрациях (следы) лишь внутри хозяйственных построек. В атмосферном воздухе в районе построек эти ингредиенты не выявлялись.

Исследования химического состава почвы (нитритов, нитратов, хлоридов, азота, аммиака) показали, что несколько повышенное по сравнению с контролем содержание в ней азота, аммиака и хлоридов было более или менее выражено в радиусе 75—100 м от блокированных хозяйственных построек для скота на 104 и 118 ячеек.

Выводы

1. В проектах планировки и застройки должно даваться обоснование планировочной структуры жилого сектора (соотношение многоэтажной, малоэтажной и одноэтажной застройки, процент приусадебной застройки,

количество блокированных хозяйственных построек для скота и птицы, находящихся в личном пользовании) с учетом местных климатических условий, национальных особенностей и социально-демографического состава населения. Возможность ведения личного подсобного хозяйства должна быть предусмотрена при этом не менее чем для 50% жителей.

2. Одним из путей улучшения санитарных условий проживания населения в новых поселках с ведением личного подсобного хозяйства является вынос сараев для личного скота за пределы жилого сектора — в блокированные хозяйственные постройки.

3. Эти постройки служат источниками загрязнения атмосферного воздуха и почвы сельских населенных мест при вместимости менее чем на 50 ячеек — в радиусе до 50 м, а при вместимости на 50—120 ячеек — в радиусе до 100 м. Это определяет величины санитарно-защитных зон.

4. Строительство блокированных хозяйственных построек для содержания личного скота вместимостью свыше 120 ячеек нецелесообразно из-за неизбежного увеличения в этом случае санитарно-защитной зоны и, следовательно, радиуса обслуживания.

ЛИТЕРАТУРА. Спектор Д. М., Томилин В. Ф. В кн.: Социологические проблемы сельского расселения. М., 1971.

Поступила 10/V11 1974 г.

PROBLEMS OF HYGIENE IN THE PLANNING OF A RESIDENTIAL SECTION OF

COUNTRY SETTLEMENTS

M. A. Mironenko, A. G. Polyakov

Field investigations carried out in the period from 1970 to 1973 in several regions of the RSFSR and Lithuanian SSR served as bases for working out hygienic recommendations for planning and arranging of all amenities in residential sections of new country settlements with due regards for creation of individual farms.

УДК 613. 164:613.644

Кандидаты мед. наук В. Ф. Руденко, К■ П. Антонова, С. Р. Тищенко, А. А. Кононенко и Г. Г. Латышева

ДЕЙСТВИЕ ПОСТОЯННОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ШУМА НА НАСЕЛЕНИЕ

Научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний, Харьков

Среди различного шума, встречающегося в жилой зоне, одно из первых мест по продолжительности и интенсивности воздействия занимает шум промышленный. Из данных литературы, посвященных гигиенической оценке и влиянию на население этого шума, распространяющегося на жилую территорию, известно, что его длительное воздействие приводит не только к появлению неприятных субъективных ощущений, но и обусловливает функциональные изменения нервной, сердечно-сосудистой и других систем, нарушает нормальный отдых и сон (Л. Н. Власов и соавт.; Б. П. Са-вич; В. Ф. Руденко и соавт., и др.).

Вместе с тем исследования, касающиеся влияния промышленного шума на организм во время сна и отдыха жителей, занятых различными видами труда, отсутствуют. В связи с этим мы попытались выяснить особенности воздействия постоянного промышленного шума в период отдыха и сна в жилой зоне на лиц различных категорий труда с учетом преобладания физической и умственной деятельности и влияние шума, предшествующего в рабочей обстановке, с целью установить возможные различия чувствительности к шуму наблюдаемых контингентов населения. Установлено, что уровни постоянного промышленного шума, действующего на население в течение суток, были выше допустимых для жилых зон на 30—36 дБ А (СН827-70 и СН 245-71). Максимальные уровни звукового давления находились на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.