Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНА / ПОДРОСТКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / HYGIENE / ADOLESCENTS WITH DISABILITIES / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Войтович Анна Александровна, Елисеева Ю.В.

Приведены результаты гигиенической оценки условий учебной подготовки подростков с ограниченными возможностями профессии оператора швейного оборудования. Ведущими неблагоприятным факторами учебной среды являлись физические факторы, тяжесть и напряженность. Предложены мероприятия по сокращению неблагоприятного воздействия факторов учебной среды на организм обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Войтович Анна Александровна, Елисеева Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC TRAINING CONDITIONS AS AN ADOLESCENTS’ HEALTH PROTECTION MECHANISM

The results of hygienic assessment of conditions of training of teenagers with disabilities of the profession of the operator of the sewing equipment are given. The leading unfavorable factors of the educational environment were physical factors, severity and tension. Measures to reduce the adverse effects of environmental factors on the body of students are proposed.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ»

Медицина труда и промышленная экология — 2019; 59 (9)

For correspondence: Svetlana V. Paramonova, E-mail: serenity90@gmail.com Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Введение. Новые технологии на предприятиях горнодобывающей промышленности повысили интенсивность, напряженность труда, психоэмоциональное напряжение, что создает условия для дисбаланса вегетативной нервной системы. У работников все чаще обнаруживаются стресс-обусловленные соматические заболевания. Ранняя диагностика психовегетативной дисфункции может способствовать их профилактике, проведено это может быть во время периодических медицинских осмотров.

Материалы и методы. Были обследованы подземные горнорабочие: 60 мужчин, средний возраст 42 года, стаж — 10-25 лет. Оценка психовегетативного статуса проводилась батареей психофизиологических тестов программного обеспечения «НС-Психотест»: «Определение нервно-психического напряжения», «Интегративный тест тревожности», оценка произвольного внимания; анкетирование с использованием опросника «Выраженность симптомов психовегетативного синдрома».

Результаты. Выявлено, что у 64% испытуемых внимание в конце рабочей смены на низком уровне, у 27% — ниже среднего, что не противоречит физиологической истощаемости психических процессов. При исследовании нервно-психического напряжения у 56% показатель на низком уровне — относительная сохранность психического и соматического состояния, общее ощущение психического комфорта. У 44% обследуемых нервно-психическое напряжение на среднем уровне — активизация, повышение продуктивности деятельности, активизация когнитивной деятельности на фоне менее выраженного эмоционального подъема, активизация соматических функций, сдвиг в сторону симпатикотонии. У 69% выявился средний уровень

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-590-591 УДК 613:614:304.3

личностной тревожности, у 25% — низкий уровень. У 6% выявился высокий уровень личностной тревожности, что способствует повышению риска развития психосоматических заболеваний. Подавляющее число испытуемых (87%) имеют низкий уровень ситуативной тревожности, что соответствует собранности, взвешенности. 12% обследуемых не предъявляли жалобы психосоматического характера. У 50% обследуемых была одна жалоба психосоматического характера, у 19% — 2, у 13% — 3. У 6% жалобы данной группы преобладают (4 и более).

Выводы. Полученные данные демонстрируют особую структуру психовегетативного статуса у подземных горнорабочих. При средних уровнях тревожности и нервно-психического напряжения сохраняются жалобы психовегетативного характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воробьева О.В. Stress and adaptation disorders. РМЖ. 2009; 1: 789-93.

2. Лекции по психосоматике. Под ред. Акад. РАН А.Б. Сму-левича. М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство»; 2014.

REFERENCES

1. Vorob'eva O.V. Stress i rasstroistva adaptatsii. RMZH. 2009; 1: 789-93.

2. Lectures on psychosomatics. Ed. Acad. A. RAS B. Smulevich. M.: OOO «Izdatel'stvo «Meditsinskoe informatsionnoe agent-stvo»; 2014.

Войтович А.А., Елисеева Ю.В.

Гигиенические условия обучения как механизм охраны здоровья подростков

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского», Большая Казачья ул., 112, Саратов, Россия, 410012

Приведены результаты гигиенической оценки условий учебной подготовки подростков с ограниченными возможностями профессии оператора швейного оборудования. Ведущими неблагоприятным факторами учебной среды являлись физические факторы, тяжесть и напряженность. Предложены мероприятия по сокращению неблагоприятного воздействия факторов учебной среды на организм обучающихся.

Ключевые слова: гигиена; подростки с ограниченными возможностями; профессиональное обучение

Для цитирования: Войтович А.А., Елисеева Ю.В. Гигиенические условия обучения как механизм охраны здоровья

подростков. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-590-591

Для корреспонденции: Войтович Анна Александровна, E-mail: voitovich.88@mail.ru

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Voitovich A.A, Eliseeva Y.V.

Hygienic training conditions as an adolescents' health protection mechanism

V.I. Razumovsky Saratov state medical university, 112, Bolshaya Kazachya str., Saratov, Russia, 410012

The results of hygienic assessment of conditions of training of teenagers with disabilities of the profession of the operator of the sewing equipment are given. The leading unfavorable factors of the educational environment were physical factors, severity and tension. Measures to reduce the adverse effects of environmental factors on the body of students are proposed. Keywords: hygiene; adolescents with disabilities; vocational training

Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology — 2019; 59 (9)

For citation: Voitovich A.A, Eliseeva YV. Hygienic training conditions as an adolescents' health protection mechanism. Med. truda iprom. ekol. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-590-591 For correspondence: Anna A. Voytovich, E-mail: voitovich.88@mail.ru Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Введение. Негативные тенденции состояния здоровья детей сохраняются в настоящее время, увеличивается инвалидность [1]. Внимание исследователей привлекают стратегии социального развития детей и подростков с ограниченными возможностями. Все более распространено обучение данной группы подростков в учреждениях профессионального образования. Однако в образовательных организациях создаются условия обучения, не отвечающие требованиям санитарных норм [2].

Цель исследования — изучение условий профессиональной подготовки подростков с ограниченными возможностями и разработка мероприятий по охране здоровья.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 72 подростка от 15 до 18 лет, обучающихся в профессиональном образовательном учреждении лиц с ограниченными возможностями здоровья г. Саратова профессии оператор швейного оборудования. Условия обучения оценивали по СанПиН 2.4.3.1186-03. Анализ общей заболеваемости оценивали по обращаемости в медицинский пункт учреждения. Субъективные жалобы изучены путем проведения анкетирования (Гиссенский опросник).

Результаты. Среди учащихся 58% имели инвалидность. В структуре инвалидности на 1-м месте были психические расстройства (35,5%) и заболевания нервной системы (23,7%).

Установлено, что для учащихся характерна средняя по тяжести физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза — 2245,8+4,9 г. Число стереотипных движений — 17680,9+32,6, при региональной нагрузке — 651,5+13,4. Рабочая поза учащихся сидячая с наклоном корпуса вперед (82% времени практического занятия).

Сенсорные нагрузки характеризовались длительным сосредоточенным наблюдением (40,1% времени занятия) за одним объектом одновременного наблюдения с размером объекта различения 3 мм (размер строчки). На рабочих местах для выполнения машинных работ создавались уровни искусственного освещения 1456,2+24,1 лк (норма 2000 лк; р=0,15); на утюжильных рабочих местах и столах для выполнения ручных работ — 350,7+13,7 лк, что ниже нормативных значений (р=0,03). В мастерских установлено наличие источника непостоянного, высокочастотного шума. Общее суммарное время действия шума составляло 130,35+13,09 мин (54,3% времени занятия); уровень звука — 87,1+2,1 дБА (ПДУ — 80 дБА).

В процессе обучения выявлен рост общей заболеваемости подростков по обращаемости: в первом полугодии —

52,3 случаев на 100 человек, во втором — 70,8 случаев на 100 учащихся. Изучение жалоб показало, что наиболее выраженными были жалобы на состояние опорно-двигательного аппарата и не специфического характера; несколько выраженными — на функционирование пищеварительной и сердечно-сосудистой систем. Особенности организации учебно-профессиональной подготовки и выполнение основных операций в вынужденной рабочей позе негативно отражались на состоянии опорно-двигательной системы. Значительная выраженность соматических жалоб не специфического характера также свидетельствуют об отрицательном воздействии учебно-производственных факторов на организм учащихся.

Заключение. Проведенные исследования показали, что условия профессионального обучения в образовательном учреждении не соответствовали требованиям санитарных правил, что способствовало росту общей заболеваемости в течение учебного года, появлению жалоб не специфического характера и на состояние опорно-двигательной системы. Накопление негативных эффектов от воздействия факторов учебно-профессиональной подготовки создает благоприятную основу для развития дезадаптации учащихся, в связи с чем необходима оптимизация условий профессиональной подготовки при активном включении здоровьесберегающих гигиенических и педагогических подходов и обеспечение медико-психологической поддержки подросткам с ограниченными возможностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М. Приоритет факторов риска здоровью учащихся колледжей как основа профилактических программ. Мед. труда и пром. экол. 2017; 9: 104.

2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления. Казанский медицинский журнал. 2018; 99 (4): 698-705.

REFERENCES

1. Kuchma V.R., Shubochkina E.I., Ibragimova E.M. The priority of risk factors for the health of College students as the basis of preventive programs. Med. truda i prom. ekol. 2017; 9: 104.

2. Baranov А.А., Al'bitskii V.Yu. State of health of children of Russia, priorities of its preservation and strengthening. Kazanskii meditsinskii zhurnal. 2018; 99 (4): 698-705.

001: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-591-592 УДК 616.2: 613.62

Волгарева А.Д., Абдрахманова Е.Р., Чудновец Г.М.

Распространенность профессиональных заболеваний органов дыхания от воздействия промышленных аэрозолей

ФБУН «Уфимский научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека», ул. Степана Кувыкина, 94, Уфа, Россия, 450106

Развитие профессиональных аллергических заболеваний органов дыхания в Республике Башкортостан в 54% случаев связано с воздействием аэрозолей сложного химического состава, превышающих ПДК. Усугубляющими факторами являются неблагоприятные микроклиматические условия на рабочем месте в сочетании с химическим фактором. Ключевые слова: профессиональные заболевания органов дыхания; промышленные аэрозоли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.