«
УД К 613.8:778.14.072
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РАБОТЫ С МИКРОФИЛЬМАМИ
И. Г. Коваленко
Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР, Москва
Микрофильмы являются одним из наиболее распространенных видов микрофотокопий, широко применяемых в деятельности различных учреждений. Особенность работы с микрофильмами состоит в использовании для их чтения специальных оптически увеличивающих устройств — читальных аппаратов. Материалы обращаемости в Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН свидетельствуют о том, что эта работа сопровождается выраженным общим утомлением и утомлением зрения.
Функциональному состоянию органа зрения при восприятии плоскостных изображений с поверхности освещенных или светящихся экранов посвящено сравнительно небольшое число работ отечественных и зарубежных авторов (В. К. Баранов; Н. И. Гольцман и соавт.; И. Л. Заренина; Е. К- Глушкова; Volker), которые к тому же касаются зрительного утомления при пользовании микрофотокопиями, отличающимися значительной продолжительностью и сочетанием зрительного и умственного напряжения.
Совершенствование способа микрофотокопирования, непрерывное расширение сферы его применения, постоянное увеличение контингента лиц, пользующихся микрофотокопиями, разработка новых увеличивающих устройств вызывают необходимость решения ряда гигиенических вопросов. Все это послужило основанием для изучения функционального состояния зрительного анализатора при работе с микрофильмами, оценить различные уровни яркости экрана читальных аппаратов и дать сравнительную ■физиологическую оценку чтения различных видов микрофильмов — позитивных и негативных. Поставленные задачи решались путем экспериментальных исследований с привлечением группы из 5 испытуемых с нормальным зрением. При этом исследовались устойчивость цветоразличения по ахроматическому тесту (адиспаропия), время наступления темновой адаптации, критическая частота слияния мельканий и скорость чтения текста (методом определения продолжительности чтения контрольного текста).
Чтение микрофильмов проводилось в помещении с комбинированной системой освещения на рабочих местах до 300 лк, в том числе 15 лк •от общего освещения. Функциональное освещение зрительного анализатора изучалось в динамике Р/г-часовой работы при яркости экрана читального аппарата 65, 127 и 250 асб. Исследования выполнялись до начала работы и затем через каждые 30 мин.
Анализ полученных результатов позволил выявить отчетливо выраженное снижение функциональной устойчивости ахроматического зрения, ■световой чувствительности и лабильности зрительного анализатора в процессе работы, причем наиболее разкое снижение исследумых функций наблюдалось при чтении микрофильмов в условиях яркости экрана 65 и 250 асб. Работа при яркости экрана, равной 127 асб, сопровождалась значительно меньшими физиологическими сдвигами.
Различия в изменениях средних показателей были статистически достоверны с высокой степенью вероятности (табл. 1).
Таким образом, исследования показали, что характер физиологических сдвигов при чтении микрофильмов зависит от уровня яркости экрана, а наибольшая устойчивость зрительных функций отмечается при яркости, равной 127 асб. Указанный уровень яркости укладывается в границы опти-
*
Таблица 1
Изменение временнбго порога адиспаропии, критической частоты слияния мельканий и времени темновой адаптации
при чтении микрофильмов в условиях различной яркости экрана
Яркость экрана (в абс) Вреиеннбй порог адиспаропии (в >.ек.) Критическая частота слияния ыельканий (в гц) Время темновой адаптац (в сек.) ив
до работы х, ± т, после работы х, ± т, снижение (В %) до работы х, ± т, после работы х, ± т. снижение (в %> до работы X, ± т, после работы х, ± т, снижение (в %>
65 127 250 7,8± 0,6 8,1 ±0,6 7,7+0,5 5,2± 0,2 6,6±0,5 5,7±0,4 33,4 19 26,4 33,8± 0,5 32,2± 0,3 33,8±0,7 21,2±0,3 25,7±0,3 23,0± 0,6 37,3 20,2 32,1 20,5± 1,3 21,3± 1,6 25,3+1,9 52,9±4,6 34,6±2,6 44,7±3,7 158 62,4 77,3
Таблица 2
Изменение временнбго порога адиспаропии, времени темновой адаптации, порога электрической возбудимости и продолжительности чтения контрольного текста при работе с позитивными и негативными микрофильмами
Временнбй порог адиспаропии (в сек.) Время теиновой адаптации (в сек.) Порог электрической возбудимости (в »> Продолжительность чтения контрольного текста (в сек.)
Вид микрофильмов до работы х, ± т, после работы х, ± т. 41 Я X V м X (В о до работы 5, ± т, после работы ± т, г» а х до работы X, ± Щ после работы х,±т, г» Ш X ><х до работы ± (П, после работы х, ±т, ¿4« 'г. ч V 9 а ■ >•3
Позитивные . . . Негативные . . 8,5±0.3 8,4± 1,3 6,5± 0,9 4,9+0,4 23.6 41.7 18,4± 1,0 18,0+ 0,7 27,3± 1,4 37,6+2,4 48,3 108 7,8± 1,0 7,2± 1,0 12,6±0,9 14,2±0,8 61,5 97,2 80±3,0 86,8+3,3 93,7± 2,6 117,4+4,0 17 35,2
ю №
мальной яркости — от 60 до 150 асб, рекомендуемые другими авторами (В. К. Баранов; А. М. Балл, и др.). Однако нижняя граница яркости — 60 асб не обеспечивает, по нашему мнению, достаточно хорошего качества проекционного изображения. Чтение микрофильмов при таком уровне яркости экрана сопровождается наиболее выраженными физиологическими сдвигами, свидетельствующими о напряжении зрения и развитии утомления. Яркость экрана в 250 асб, использованная в наших исследованиях, видимо, оказывала слепящее действие, что и явилось причиной резких сдвигов функционального состояния зрительного анализатора испытуемых в процессе работы.
Изучение характера и динамики физиологических сдвигов показало, что даже при использовании микрофильмами в относительно благоприятных условиях яркости экрана величина их остается довольно значительной и зависит от продолжительности работы (см. рисунок). Из рисунка видно, что уже после 30 мин. ее возникают нарушения со стороны исследуемых функций; они становятся наиболее выраженными и существенными после 1 часа работы. Однако глубина физиологических сдвигов характеризуется не только величиной и направленностью, но и быстротой восстановления их до исходного состояния. В связи с этим нами были поставлены опыты, в которых после 45 мин. чтения микрофильма исследовалось функциональное состояние зрительного анализатора в течение 30-минутного отдыха. Полученные результаты позволили установить, что восстановление исследуемых функций (устойчивости ахроматического зрения, времени темновой адаптации и критической частоты слияния мельканий) происходит довольно медленно; средние показатели приближались к исходному уровню после 30-минутного перерыва с момента окончания работы. Значительная степень снижения функций и медленное восстановление их до первоначального состояния свидетельствуют о необходимости установления рационального режима труда и введения фиксированных перерывов в пользовании микрофильмами.
При чтении микрофильмов очень важна яркость проекционного изображения, зависящая не только от яркости экрана, но и от коэффициента пропускания объекта проекции. По принятым в СССР нормам оптимальной яркостью экрана для демонстрации диапозитивных фильмов следует -считать яркость, равную 35 нт. При коэффициенте пропускания объектов диапроекции 0,3 (В. К. Баранов) яркость изображения составит 9,6 нт. Некоторые авторы (Lanwerys; Sumner) считают, что оптимальной яркостью следует считать яркость изображения, равную 5,4—7,5 нт.
В связи с этим мы определяли коэффициент пропускания отдельных кадров позитивных и негативных микрофильмов. Оказалось, что коэффициент пропускания негативных микрофильмов гораздо меньше, чем коэффициент пропускания позитивных. Так, коэффициент пропускания последних находился в пределах 0,2—0,4, тогда как коэффициент пропускания первых составлял 0,02—0,05. Судя по расчетам яркости изображения, при демонстрации позитивного микрофильма на читальном аппарате с яркостью экрана 40,6 нт (127 асб) яркость изображения составляла 8,12— 16,24 нт, при демонстрации того же микрофильма, но негативного яркость изображения составляла только 0,8—2,0 нт.
% /70
/ео
/50 140
гзо /го /ю /оо so 80 70 60 JO
/
4.
30 во ЭО /20 Продолжительность чтения 6 минутах
Изменение зрительных функций при различной продолжительности работы с микрофильмами. 1 — время темновой адаптации; 2 — продолжительность чтения контрольного текста; 3 — адиспаропия; 4 — критическая частота слияния мельканий.
Негативные микрофильмы довольно часто (примерно в 25% случаев)-используются в качестве основного рабочего материала для чтения и вызывают у читателей отрицательное отношение. 46% из 60 опрошенных отмечали, что чтение негативных микрофильмов сопровождается значительно более выраженными признаками зрительного утомления, проявляющимися в слезоточивости, сливании изображения, рези в глазах, появлении' пелены перед глазами, чем чтение позитивных микрофильмов.
Для изучения зрительного утомления и общей работоспособности при чтении негативных микрофильмов с целью решения вопроса о возможности их использования в качестве основного рабочего материала мы провели исследования у 5 испытуемых в динамике 3-часовой работы. Чтение негативных и позитивных микрофильмов осуществлялось при яркости экрана читальных аппаратов, равной 127 асб.
Анализ полученных данных показал, что при чтении негативных микрофильмов происходит более резко выраженное снижение исследуемых функций (табл. 2).
Субъективно все испытуемые отмечали также большее утомление при пользовании негативными микрофильмами, выражающееся в сонливости, рассеянности, рези в глазах, сливании изображения. После 3-часового чтения категорически отказывались продолжать работу.
Выводы
1. Чтение микрофильмов сопровождается существенным снижением функционального состояния зрительного анализатора в динамике. Изменение характера физиологических сдвигов зависит от уровня яркости экрана читального аппарата, продолжительности работы и вида рабочих микрофильмов.
2. Чтение негативных микрофильмов вызывает большое снижение функциональной устойчивости и работоспособности зрительного анализатора, чем чтение позитивных микрофильмов, что в значительной степени связано с низкой яркостью негативного проекционного изображения.
3. Для того чтобы снизить зрительное утомление и обеспечить высокую работоспособность при чтении микрофильмов, рекомендуется устанавливать яркость экранов аппаратов в пределах 100—150 асб\ соблюдать правильный режим труда и отдыха путем введения через каждые 45 мин. — 1 часа работы 30-минутных перерывов; использовать в качестве рабочего материала позитивные микрофильмы. В случае применения негативных микрофильмов ограничивать время пользования ими 3 часами.
ЛИТЕРАТУРА
Баранов В. К. В кн.: Проблемы физиологической оптики. М.—Л., 1958, т. 12, с. 485. — Глушкова Е. К. Гиг. и сан., 1960, № 1, с. 41. — Иванов Б. Т., С е -меновскаяЕ. Н., Гольиман Н. И. идр. В кн.: Проблемы физиологической оптики. М.—Л., 1955, т. 11, с. 70.—V о 1 ker A., Reprographie, 1962, v. 2, p. 83.
Поступила 27/11 1969 г.
HYGIENIC REQUIREMENTS FOR CONDITIONS OF WORK WITH MICROFILMS
/. G. Kovalenko
The author studied the functional state of eyes and the general working capacity of persons working with mien films. On the basis of physiological observations made and the subjective opinion of the readers it is recommended to set the brightness of the reading apparatus screen within the limits of 100 to 150 cd/m3 and arrange 30 minute-intervals in between working periods of 45 min. to 1 hr. The reading matter should consist mainly of positive microfilms; in case of using negative films the lenght of working hours should be restricted to-3 hours.