Научная статья на тему 'ДЕТСКИЕ ДИАПОЗИТИВНЫЕ ФИЛЬМЫ И УСЛОВИЯ ИХ ПОКАЗА С ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ'

ДЕТСКИЕ ДИАПОЗИТИВНЫЕ ФИЛЬМЫ И УСЛОВИЯ ИХ ПОКАЗА С ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN’S LANTERN-SLIDE FILMS AND THE MODE OF THEIR DEMONSTRATION FROM HYGIENIC STANDPOINT

The demonstration of slide films both by means of individual filmoscopes and with their projection on regular screens results in a reduction of visual functions in children. In children aged 8 to 10, reduced visual functions are more often observed after reading a text rather than after looking at some pictures. The visual functions become decreased more frequently also after looking at chromatic slide films. With the existing translucency factor for the slide films the minimum permissible illumination-rate of the screen (3,5-5), recommended in the literature, is not sufficient. Demonstration of experimental slide films with proper print and spacing resulted in that the incidence of reduced visual functions could be decreased by 3—4 times.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКИЕ ДИАПОЗИТИВНЫЕ ФИЛЬМЫ И УСЛОВИЯ ИХ ПОКАЗА С ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ»

ДЕТСКИЕ ДИАПОЗИТИВНЫЕ ФИЛЬМЫ И УСЛОВИЯ ИХ ПОКАЗА С ГИГИЕНИЧЕСКОИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Е. К. Глушкова

Из Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР

Выпуск диапозитивных фильмов в СССР очень велик (за пятую ■ятилетку выпущено свыше 30 млн. экземпляров, в ближайшее время выпуск их возрастет до 42 млн.). В детских садах с помощью этих фильмов проводят занятия по родному языку. В школе диапозитивными фильмами сопровождаются занятия по многим предметам учебной программы. Широкое распространение получили в стране детские художественные диапозитивные фильмы. Поэтому диапозитивные фильмы, как и другие предметы детского обихода, которые могут оказать то или иное влияние на здоровье детей, должны подлежать гигиеническому контролю и нормированию, в первую очередь с позиций охраны зрения детей.

По данным современных авторов (Е. М. Белостоцкая, Н. Н. Рун-дальцева, Р. Я. Алексикова, Сун Сын), близорукость и другие отклонения от нормы в рефракции и мышечном аппарате глаза еще имеют значительное распространение. Уже к моменту поступления в школу большое число детей имеют пониженное зрение и аномалии рефракции.

В настоящее время признано, что зрительные расстройства обусловливаются как состоянием самого организма, так и неблагоприятными факторами внешней среды, и трудно выделить, какой из них является ведущим. Среди причин, отрицательно влияющих на зрение детей, большое значение имеют условия зрительной работы и объекты зрительного восприятия. К последним наряду с книгами, учебниками, наглядными пособиями относятся и детские диапозитивные фильмы. Между тем они оставались вне поля зрения гигиенистов.

Для гигиенической оценки качества внешнего оформления детских диапозитивных фильмов нами по специальной схеме было проведено гигиеническое обследование 396 детских диапозитивных фильмов. Это обследование показало, что внешнее оформление существующих детских диапозитивных фильмов во многом не удовлетворяет гигиеническим требованиям к шрифту и набору. В 72% обследованных фильмоз использован шрифт гермес, для которого характерно неблагоприятное соотношение основных и горизонтальных штрихов при уменьшенном внутрибуквенном просвете. В преобладающем количестве кадров велико количество текста, что ведет к увеличению плотности набора: так, более чем в 90% исследованных нами фильмов слишком мало расстояние между строками, между словами, между буквами и т. д. Это делает текст нечетким, трудночитаемым, что при индивидуальном просмотре усугубляется малыми размерами букв и изображений, так как индивидуальные фильмоскопы дают недостаточное увеличение. В 75,6% фильмов рисунки мелкие, часто нечеткие, бледно окрашенные.

При просмотре диапозитивных фильмов очень важна яркость изображений, зависящая от коэффициента пропускания диапозитивных фильмов. Поэтому нами определялся также и он. Коэффициент пропускания цветных диапозитивных фильмов оказался гораздо меньше, чем черно-белых. Так, очень низкий коэффициент пропускания (до 0,078) в ахроматических диапозитивных фильмах встретился в 15,7% из 2264 исследованных кадров, а в хроматических фильмах — в 50,47% из 1948 исследованных кадров.

Низкий коэффициент пропускания приводит к недостаточной яркости изображения. Так, при яркости экрана 8 нт 1 при демонстрации ахроматического фильма с коэффициентом пропускания 0,162—0,191 яркость изображений составляла 1,81 нт, при демонстрации того же фильма, но хроматического с низким коэффициентом пропускания (0,044—0,078), яркость этого же изображения составляла только 0,73 нт Естественно, что рассматривание изображений с такой малой яркостью очень затруднительно. Неблагоприятное влияние низкого коэффициента пропускания диапозитивных фильмов при проекции фильмов усугубляется еще и тем, что существующие проекционные фильмоскопы не обеспечивают минимально допустимой яркости экрана. По литературным данным (В. К. Баранов, А. М. Балл), оптимальной яркостью экрана для демонстрации диапозитивных фильмов считается яркость в 32 нт. Зарубежные авторы [В. Самнер, Дж. Сикора, Дж. Лэнвери^:, (W. Sumner, J. Sikora, J. Lanwerys)] оптимальной считают яркость в 18—25 нт. Минимально допустимая яркость, по мнению тех и других авторов, не должна быть менее 3,5—5 нт.

При обследовании же показа диапозитивных фильмов в 35 группах детских садов только в трех мы обнаружили яркость экрана в пределах минимально допустимой (3,5—5 нт), а в остальных она была намного ниже, доходя иногда до 0,4 нт. Это объясняется как малой световой отдачей фильмоскопов, так и чрезмерной удаленностью их от экрана. При прочих равных условиях и расстоянии фильмоскопа от экрана в 2 м яркость экрана составляла 15 нт, 3 м — 8 нт, 4 м — 3,5 нт, 5 м — всего 2 нт.

Наиболее объективная гигиеническая оценка детских диапозитивных фильмов и условий их показа может быть дана лишь на основе учета изменений зрительных функций, возникающих у детей после просмотра фильмов. Поэтому мы изучали влияние просмотра их на некоторые зрительные функции детей. Всего под наблюдением было 90 детей 8—10-летнего возраста. Все дети были практически здоровы, имели эм-метропическую рефракцию и нормальное цветовое зрение.

У детей исследовали остроту зрения, устойчивость ясного видения и функциональную устойчивость хроматического зрения к синему и красному раздражителям. Исследования проводили до просмотра диапозитивных фильмов, в период просмотра, сразу же после его оконча ния. В ряде случаев изучали восстановительный период.

Для исследования остроты зрения и устойчивости ясного видения использована общепринятая методика; исследование функциональной устойчивости хроматического зрения методом определения временных порогов нарушения цветоразличения, предложенным проф. Е. Б. Рабки-ным. Достоинство этого метода заключается в быстроте исследования и в интересе, который он вызывает у детей.

В результате просмотра диапозитивных фильмов у детей наблюда лись изменения зрительных функций; при этом у большинства отмеча лось их снижение, которое может трактоваться как показатель утомления (табл. 1).

Как видно из данных табл. 1, после индивидуального просмотра диапозитивных фильмов острота зрения снизилась в 58,9% наблюдений, устойчивость хроматического зрения к синему раздражителю снизилась в 68%, к красному — в 76,5%, устойчивость ясного видения — в 68,2% наблюдений. При этом в 37,1°/о всех случаев снижения остроты зрения оно составляло 0,3 и больше. Это особенно показательно, учитывая, что острота зрения — функция устойчивая.

Снижение уровня устойчивости цветоразличения более чем на 30% исходной величины составило к синему раздражителю 46,2 % и

1 нт — нит (единица яркости)

Таблица 1

Частота снижения зрительных функций у детей после просмотра диапозитивных

фильмов

Характер просмотра

Исследуемые функции

через индивидуальные фильмоскопы

общее число наблюдений

снижение

%

при проекции иа экран

общее число наблюдений

снижение

Острота зрения

Ведущий глаз.......

Неведущий глаз......

Функциональная устойчивость

хроматического зрения К синему раздражителю К красному раздражип-л о Устойчивость ясного видения

Ведущий глаз.......

Неведущий глаз .....

367 366

328 234

110 110

216 212

223 179

75 78

58,9 57,9

68,0 76,5

68,2 70,9

274

273

267 258

123 117

187

188

44,9 42,9

70,0 72,9

к красному раздражителю — 57,5% всех случаев снижения уровня устойчивости цветоразличения.

При проекции диапозитивных фильмов на экран у детей наблюдались изменения зрительных функций, аналогичные изменениям при ин-

Таблица 2

Частота снижения зрительных функций при индивидуальном просмотре в зависимости

от различных условий

ч Исследуемые функции

Показатели острота зрения устойчивость хроматического зрения к синему цвету

N. общее ко- снижение общее ко- снижение

Условия ^ч. просмотра личество наблюдений число % личество наблюдений число %

Вид фильмоскопа

Ручной ....... 211 117 55,4 178 111 62,4

Настольный ...... 156 99 63,4 150 112 74,7

Цвет диафильмов

Ахроматические . • ... 249 142 57 215 139 64,7

Хроматические..... 118 74 62,7 113 84 74,3

Количество кадров в диафильмах

141 74 52,5 126 78 61,9

Свыше 60 ........ . 226 142 62,8 202 145 71,8

Длительность просмотра

До 40 минут......• 269 153 56,9 236 154 65,3

Свыше 40 минут..... 98 63 64,3 92 69 75

дивидуальном просмотре. Несколько меньшая, чем при индивидуальном просмотре, частота снижения остроты зрения после просмотра диапозитивных фильмов при проекции на экран объясняется большими угловыми размерами букв и изображений на экране.

гоо во

и ¿0

и

II

Лрабый глеи

X

I-11

чь |1

,5 ?

Г

/30

ДО

просмотра ц & £

III

Ц*

Ш

90

70

50

30

К красному , х ~ра~доажитепю

Л синему раздражителю

Для оценки полученных физиологических сдвигов важна не только их направленность и их степень, но и быстрота восстановления функции до исходного уровня. Исследования показали, что у большинства наблюдаемых восстановления зрительных функций до исходного уровня не происходит после 20—40-минутного отдыха. Частота снижения функций, значительная их степень и медленное восстановление до исходного уровня свидетельствуют о неблагоприятном влиянии просмотра диапозитивных фильмов на зрительные функции детей, что подтверждается и жалобами детей: «больно смотреть», «устали глаза» и т. д.

Мы попытались определить зависимость изменения исследуемых зрительных функций от ряда факторов — количества просмотренных кадров и длительности просмотра, цвета диапозитивных фильмов и вида индивидуального фильмоскопа (табл. 2). Эти исследования показали, что просмотр хроматических диапозитивных фильмов чаще ведет к снижению зрительных функций, чем просмотр ахроматических, что объясняется более низким коэффициентом пропускания хроматических диапозитивных фильмов. Это особенно показательно при рассмотрении индивидуальных кривых (см. рисунок).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При просмотре диапозитивных фильмов через настольный фильмоскоп отмечается большее количество отрицательных сдвигов исследуемых функций, чем при просмотре через ручной фильмоскоп. Это зависит от того, что в одних и тех же условиях освещения внешний экран ручного фильмоскопа, непосредственно направленный на источник света, освещается лучше, чем экран настольного фильмоскопа.

Наибольшее значение имеет количество просмотренных кадров и длительность просмотра. Так, частота снижения остроты зрения и устойчивости цветоразличения заметно возрастает при просмотре 60 кадров и более и при длительности просмотра свыше 40 минут. Это объясняется в первую очередь тем, что с увеличением числа просмотренных кадров и длительности просмотра увеличивается количество прочитанного текста, напечатанного, как правило, с нарушением гигиенических требований.

При просмотре диапозитивных фильмов у детей 3А времени тратится на чтение текста, и дети больше устают от чтения текста, чем от рассматривания изображений.

К синему раздражителю

К квасному раздражителю

До просмотра

£ 1

___ Лсапозотибные ази/гьмы с козр/роциентон "¡¿опускания 0,044

И^О'-юзитивнь/е филлмы с коэффициентом — пропускания О, /32

Изменение зрительных функций после просмотра диапозитивных фильмов с различным коэффициентом пропускания.

В связи с этим гигиеническое усовершенствование диапозитивных фильмов должно быть направлено прежде всего на улучшение оформления текста. Исходя из этого, по нашим рекомендациям студией «Диафильм» были созданы экспериментальные диапозитивные фильмы. В них шрифт гермес был заменен шрифтом коринна, для которого характерны меньшая толщина штрихов и большие внутрибуквенные просветы, а также были увеличены расстояния между строками. Все это привело к увеличению внутрибуквенных, межбуквенных и межстрочных просветов.

Сравнительное изучение влияния индивидуального просмотра одних и тех же диапозитивных фильмов в обычном и экспериментальном оформлении на зрительные функции одних и тех же детей показало, что при просмотре экспериментальных диапозитивных фильмов частота и степень отрицательных сдвигов зрительных функций у детей резко уменьшаются (табл. 3). Как видно из табл. 3, при просмотре экспери-

Таблица 3

Частота снижения зрительных функций после просмотра обычных и экспериментальных

диапозитивных фильмов

Диафильмы

Исследуемые функции

острота зрения

Обычные .....

Экспериментальные Те же диапозитивные фильмы в обычном варианте . . , • .

п

ХО со О =

249 102

62

142 18

36

У.

57 17,7

58,1

устойчивость хроматического зрения к синему раздражителю к красному раздражителю

£ Я

ч а

215 102

62

139 16

42

снижение

%

64,7 15,7

67,7

1= =г

' а о 1« о.

I О С

32.3

19.4

26,7

" ВС ё — ЕГ*о

се О X

129 102

62

98 18

50

снижение

76 17,6

80,6

:= Зг

I а о 1.ч д. » и с

36.6

16.7

31,9

ментальных диапозитивных фильмов острота зрения у детей снижалась в 3,3 раза реже, уровень устойчивости цветоразличения к синему раздражителю— в 4,3 раза реже, к красному раздражителю — почти в 5 раз реже, чем при просмотре тех же диапозитивных фильмов в обычном оформлении. Средний отрицательный сдвиг уровня устойчивости хроматического зрения в процентах к исходному уровню устойчивости уменьшился при просмотре экспериментальных диапозитивных фильмов почти в 2 раза при синем раздражителе и более чем в 2 раза при красном раздражителе. Эти данные подтверждают, что одним из главных факторов, вызывающих снижение зрительных функций, являег-- ся неблагоприятное оформление текста диафильмов. Поэтому необходимо применять в детских диапозитивных фильмах шрифт, отвечающий гигиеническим требованиям. К таким шрифтам относятся шрифты коринна, Р-63, школьный.

Выводы

1. Просмотр диапозитивных фильмов, как индивидуальный, так и при проекции на экран, приводит в большинстве случаев к снижению зрительных функций у детей. Утомление, вызываемое просмотром диапозитивных фильмов, в значительной степени связано с неудовлетворительными качествами диапозитивных фильмов и фильмоскопов, а также с неблагоприятными условиями, в которых происходит просмотр.

2. Рекомендуемая для демонстрации диапозитивных фильмов минимально допустимая яркость экрана (3,5—5 нт), по нашим данным, не достаточна.

3. Экспериментальные диапозитивные фильмы с измененным оформлением текста (более удобочитаемым шрифтом и увеличенным расстоянием между словами и строками) значительно реже приводят к отрицательным сдвигам в зрительных функциях у детей.

4. У детей 8—10 лет, так же как у взрослых, чаще всего наблюдается средняя степень функциональной устойчивости цветоразличе-ния, затем—низкая и реже всего — высокая. Определение временного порога устойчивости цветоразличения отражает изменения функционального состояния зрительного анализатора. Этот метод доступен при исследовании детей младшего школьного возраста и интересен для них. Поэтому определение устойчивости цветоразличения методом временных порогов нарушения цветоразличения может быть рекомендовано для школьно-гигиенических исследований.

5. В целях уменьшения зрительного напряжения детей при просмотре диапозитивных фильмов необходимо:

а) в детских диапозитивных фильмах ввести новые шрифты, близкие по графической характеристике к коринне, увеличить межбуквенные и межстрочные просветы, повысить коэффициент пропускания, особенно в хроматических диапозитивных фильмах;

б) разработать новый тип индивидуального фильмоскопа, обеспе чивающего достаточное увеличение, хорошую освещенность диапозитивных фильмов и исключающего напряжения мышц руки; индивидуальные фильмоскопы следует обязательно снабжать заслонкой для другого глаза;

в) создать новые конструкции проекционных фильмоскопов, обеспечивающих оптимальную яркость экрана и изображений при доста точной величине изображений.

ЛИТЕРАТУРА

Алексикова Р. Я. В кн.: Новые данные по гигиене детей и подростков М.—Л., 1956, стр. 69.— Балл А. М. Техника экранизации учебного процесса. М., 1956.— Белостоцкая Е. М. Информ. бюлл. научно-исслед. ин-та санитарии и гигиены, 1958, № 22, стр. 35—Р у н д а л ь ц е в а Н. Н. Гиг. и сан., 1955, № 11, стр. 28,— Сун Сын. Офтальмологич жури., 1958, № 5, стр. 267. — Lauwerys J A., The Film in the School. London, 1935. — Si cor a J., Lichtbild und Schmalfilm in Schule und Volksbildung. Wien, 1950.— Sumner W. L., Visnal methods in Education. Oxford, 1956.

Поступила 6/VI1 1959 r.

CHILDREN'S LANTERN-SLIDE FILMS AND THE MODE OF THEIR DEMONSTRATION FROM HYGIENIC STANDPOINT

E. K. Glushkova

The demonstration of slide- films both by means of individual filmoscopes and with their projection on regular screens results in a reduction of visual functions in children.

In children aged 8 to 10, reduced visual functions are more often observed after reading a text rather than after looking at some pictures. The visual functions become decreased more frequently also after looking at chromatic slide films. With the existing translucency factor for the slide films the minimum permissilbe illumination-rate of the screen (3,5-5), recommended in the literature, is not sufficient.

Demonstration of experimental slide films with proper print and spacing resulted in that the incidence of reduced visual functions could be decreased by 3—4 times.

•ir -fr -fr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.