Научная статья на тему 'Гигиенические требования к строительству детских садов'

Гигиенические требования к строительству детских садов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиенические требования к строительству детских садов»

6. Газ пускается медленным поворотом (при помощи 2 французских ключей) вентиля баллона по направлению справа налево. Выход газа по шлангу узнается по характерному шуму. Сероводород, переходя в баллоне из сжиженного состояния в газообразное, вызывает образование инея на поверхности баллона.

7. Когда на весах устанавливается равновесие, пуск газа прекращается (введено 800 г сероводорода); шланг извлекается из ящика, отверстие закрывается деревянной пробкой-и добавочно залепляется замазкой.

8. Ящик с газированным утилем оставляется на 1 час, после чего открывается крышка, утиль разгружается и разбрасывается на земле для проветривания возможно дольше, но не менее чем в течение 2 часов, а затем может быть помещен в склад.

9. Работают с сероводородом в промышленном противогазе. Загружать и выгружать утиль лучше лопатой, вилами и т. п.

10. После работы ящик опрокидывается для удаления газа на не сколько минут и затем убирается, как и баллон, в сарай.

Доп. М. И. КОРСУНСКАЯ (Москва)

Гигиенические требования к строительству

детских садов1

Постановлением партии и правительства от 27.VI. 1935 г. положено начало новому небывалому массовому строительству детских садов—-учебно-воспитательных учреждений для детей от 3 до 7 лет.

Казалось бы, что в этом новом деле должен быть учтен накопленный нами в прошлые годы опыт строительства детских садов, когда из 53/о культфонда выделялись отдельные секции домов, под детские сады и строились отдельные здания на самостоятельных участках, и опыт зарубежных стран, в особенности в области сани-тарнотех'ническаго благоустройства и внутренней отделки и оборудования помещений. Однако этот опыт почти не учитывается. В организации строительства, порученного НКПрооу, уже в первом туре (1936 г.) отмечен ряд существенных недочетов2. Для предупреждения повторения этих ошибок необходимо о них широко информировать организации и ведомства, фактически строящие детские сады по типовым проектам НКПроса. |В печати уже говорилось о технической слабости и недоброкачественности этих проектов, о «спешке», в которой они были подготовлены и т. д.

Разберем главнейшие санитарные заданич, которые должны быть положены в основу проектирования детских садов.

Первой и основной задачей является установление такой программы заданий по строительству, которая предусматривала бы максимальный охват детей и создание наилучших условий для педагогической и оздоровительной работы с детьми. В том, что наши до-

1 В порядке обсуждения.

1 Анализ санитарно-гигиенической стороны строительства новых детских са-

дов в Москве и Ленинграде дан нами в статье журн. сСоветская педиатрия»

в 1934 г.

школьные учреждения обязательно должны удовлетворять всем, требованиям педагогики и гигиены, сомневаться не приходится. Удовлетворить же эти требования в пределах утвержденного плана строительства и отпущенных средств вполне возможно.

В программе не должно быть излишеств. Следует оставить только то основное, что требуется для правильной организации жизни детей. Но это основное должно быть дано полностью без урезки и 'произвольных, непродуманных сокращений. К сожалению, в программных заданиях НКПроса на 1936 г. эти установки не нашли своего отражения.

Первое, что не уяснено НКПросом,— это тип массового детского учреждения для детей дошкольного возраста.

Детский сад-—это учреждение для дневного пребывания детей в нем (с 8 часов утра до >6—8 часов вечера), и таким оно останется и в ближайшем будущем. Чрезвычайно спорным представляется организация детских садов с пре-дусмотрением в них ночной смены детей.

Опыт показал, что такие учреждения имеют много организационных неудобств и в них затруднена правильная организация педагогического процесса, поддержание на надлежащем уровне микроклимата их спальных помещений и затруднена борьба с детскими инфекциями. Как правило, в таких детских садах педагогический и врачебный надзор слабее как раз в ночной группе, состоящей'из сменяющихся детей и обслуживаемых меньшим количеством и менее квалифицированным персоналом.

К тому же отсутствуют какие-либо четкие данные для планирования количества и численности таких ночных групп при детских садах, поэтому вообще этот тип детского сада не может считаться массовым. Между тем большинство проектов НКПроса рассчитано именно на такой тип детского сада.

В тесной связи с этим стоит вопрос о количестве детских групп в одном детском саду; постановлением СНК от 5.УШ.1936 г. установлено 5 типов по численности групп: от 1-группового на 25 детей до 5-группового детского сада на 125 детей. Однако и этот вопрос еще окончательна не уточнен. Несомненно, что в густо населеных кварталах больших городов могут быть допущены детские сады с ; большей численностью, что значительно удешевит строительство и улучшит обслуживание. Важно,, чтобы в гигиеническом и педагогическом отношении не было нарушений. Вполне возможно допустить объединение под одной крышей 2 детских садов (например, по 75 или по 100 детей) при непременном условии выделения в одну группу всех служебных помещений (кухни с подсобными помещениями, канцелярии) и с полной изоляцией детских помещений каждого детского сада и разделением площадок на земельном участке.

Исходя из этих соображений, мы считаем: 1) что программу (набор) помещений на массовые детские сады надо составить только для дневного пребывания детей, 2) что по численности детские сады должны быть одно- и двухкомплектными, т. е. с полным набором детей всех возрастов, с 3—4 возрастными группами или сдвоенные детские сады на 6—8 групп, и неполнокомплектные детские сады на 1—2 сборные по возрастному составу группы детей (либо одной для всех возрастов — от 3 до 7 лет, либо с очень грубым делением1 на две группы: на «младших» и «старших»), или многогрупповые детские сады по преимуществу для городов и крупных совхозов и колхозов, мелкие — для небольших селений.

При определении набора помещений следует руководствоваться тем минимумом, при котором педагогическая работа с детьми и вос: питательно-оздоровительные мероприятия смогут быть полностью осуществлены.

Гигиенические требования к групповой изоляции (на случай инфекции, карантина) помещений каждой детской группы полностью совпадают с педагогическими требованиями правильной организации жизни детской группы1. В новых зданиях, выстроенных в 1936 г.,

1 См. Корсунская, Санитарное благоустройство детского сада, Биомед-гиз, 1935 г.

каждая детская группа имеет свой набор помещений: групповую комнату для занятий, веранду для дневного сна с теплым шлюзом для хранения спальных мешков, умывальню и уборную, непосредственно связанные с групповой комнатой.

Это основная жилая ячейка детского сада. Однако принцип групповой изоляции полностью не выполнен, поскольку имеется один общий вход в детский сад и одна общая раздевальня. Нельзя забывать, что отдельная раздевальня с отдельным «ходом для каждой детской группы является наилучшим разрешением вопроса о педагогической работе и о полной изоляции групп на случай инфекции. Считаясь с тем, что это значительно удорожает строительство, а также представляет трудность 'и в эксплоатационном отношении (охрана входов и отдельных ячеек), приходится допускать наличие одного или двух входов в детский сад со следующим непременным условием: наличие вестибюля и раздевальни, устроенных по принципу пропускной системы. Это значит, что все дети, заходящие через главный вход в детский сад, должны попадать в помещение смотро-вой-ожидальни, где их принимают и осматривают, а из этого помещения дети отправляются в ¿вой раздевальни уже без родителей, там они раздеваются и отправляются по своим групповым помещениям. Подозрительные на инфекцию дети отправляются в смежное помещение— изолятор, имеющий отдельный выход наружу. Раздевальня должна быть разделена детскими шкафчиками на ячейки по числу детских групп.

Весьма желательным является выделение раздевальни самой младшей группы (3-леток) в отдельный бокс стеклянной перегородкой при сохранении прямого освещения всех отделений раздевальни. От внутренних помещений и переходов в детские группы раздевальни должны быть отделены дверьми или невысокими перегородками — барьерами.

Переходы в групповые помещения должны быть обязательно светлыми, просторны ми (не менее 2 м ширины), без колон и острых выступов стен и не загромождены мебелью.

Дета при входе во внутренние помещения детского сада не должны встречать на своем пути темных углов, глухих стен, дверей, ведущих в служебные помещения (в особенности в кухни), что, к сожалению, имеет место в подавляющем большинстве проектов НКПроса, а также и в типовых московских проектах. Наилучшим планировочным решением этого вопроса является расширение светлого красивого вестибюля (холла) в месте перехода детей в свои групповые помещения.

Эта идея, выраженная в одном из лучших проектов НКПроса 1936 г. архитектором Лихоцкой, не получила должной оценки со стороны НКПроса

Наличие при входе в детский сад помещения смотровой-ожидаль-ни дает возможность не только правильно организовать пропуск детей во внутренние помещения, но и организовать правильный график движения взрослых (родителей, посетителей), приходящих в детский сад, так как непосредственно со смотровой-ожидальной связывается помещение канцелярии. В этом же помещении находится шкаф для верхнего платья педагогов (а также и посетителей), которые, раздевшись, отправляются вм,есте с детьми во внутренние помещения детского сада. Все же приходящие в разные часы дня по разным

1 Несмотря на то, что проект рекомендован дошкольным отделом, строитель- • ное управление НКПроса его не распространяет. Зато широко распространяются наиболее слабо выполненные проекты (арх. Смоленской и Манвельян). Такая «избирательность» НКПроса. ничем не оправдана.

делам в канцелярию или к заведующей не должны заходить во внутренние помещения детского сада.

Вся эта группа помещений (вестибюль, раздевальни, внутренние переходы, изолятор и канцелярия), имеющая актуальное значение в организации жизни детского сада, получила неудовлетворительное разрешение в проектах НКПроса и MOHO. Особенно важным упущением НКПроса является отказ от выделения при входе в детский сад смотровой-ожидальни, играющей роль фактического фильтрата не только для детей, но и для всех взрослых, приходящих в детский сад в разное время. Это помещение необходимо и как дежурное помещение, и как помещение, которое можно приспособить для текущей работы с родителями (выставки, информационные сообщения, агитационный материал и пр.). Все это не учтено проектными заданиями НКПроса в 1936 г. При пересмотре этих же проектов на 1937 г. НКЗдраву удалось в 6 проектах осуществить такую организацию входов, но это пока еще случайное решение в пределах старых габаритов.

Помимо указанных помещений для каждой детской группы, необходимым помещением для правильной организации воспитания надо считать общий зал для игр и музыкально-ритмических занятий, он же служит и для- организации массовых праздников в детском саду (3—5 раз в год). Этот зал дети посещают в организованном порядке (группами) по 25—30 минут ежедневно, т. е. зал загружен в течение дня только по 2—2,5 часа. В этом его экономическая неэффективность. Однако лишение массовых детских садов такого помещения значительно снизило бы эффективность воспитательного процесса, и поэтому необходимо отстаивать это помещение для всех многокомплектных детских садов. Такой общий детский зал для игр и занятий, как и все помещения, в которых находятся дети, должен полностью отвечать всем гигиеническим и педагогическим требованиям. Он должен быть изолированным от шума, просторным и хорошо освещенным, обязательно с двух сторон. В проектах 1936 г., несмотря на наличие соответствующих указаний в проектных заданиях НКПроса, этот зал выглядит весьма неудобным, неуклюжим и имеет (что наиболее неприемлемо) в некоторых проектах площадь меньшую,'чем площади групповых комнат, и только в нескольких проектах — освещение с двух сторон.

В программе НКПроса 1936 г., помимо зала, дана еще одна добавочная к групповым помещениям комната —спальня- для остающейся на ночь сборной детской группы (из всех 3—5 групп данного детского са'да). Численность этой группы определена суммарно в 20 детей для всех детских садов. Такое решение, само по себе чрезвычайно неопределенное, представляет собой, кроме того, существенные две опасности: первая— резкая перегрузка такой спальни при наличии большого числа детей, остающихся на ночь-, и еще большая, вторая — организации в этом помещении полной дневной группы. Так как имеется большой спрос на постоянные детские группы, то несомненно, что в каждой большой комнате в новых зданиях в первую очередь нужно организовать нормальные детские группы. Чтобы избежать возникновения при этом гигиенических недочетов, спальню следует располагать в непосредственной близости от зала. Это нужно делать для того, чтобы в случае оставления на ночь в саду большего количества детей можно было бы их расположить в зале и для использования зала ночью как резервуара свежего воздуха при спальне. Кроме того, для удобства обслуживания этих детей в непосредственной близости от спальни нужно располагать и ванную-душевую с одним унитазом. Этим отчасти будут созданы и условия для более или менее сносной организации в этом помещении сверхплановой

группы детей. Общая же гигиеническая вместимость здания будет при этом резко нарушена. Все же это мало оправдано и нарушает нормальную структуру детского'сада.

По указанным соображениям о типе детского сада с ночными группами мы считаем, что специальная спальня «на всякий случай» не должна быть дана в массовом строительстве 1937/38 г. При наличии особенной нужды во временном оставлении небольшой группы детей на ночь можно использовать для этого зал, который всегда можно во-время убрать, хорошо проветрить (сквозным проветриванием) и в котором кубатура достаточна для 20 и даже 30 детей. Надо предусмотреть только небольшую комнату при зале для дневного хранения добавочных кроватей и постельных принадлежностей. Эта комната в основном должна быть предназначена для педагогического .персонала. Что же касается душевой комнаты, то она должна быть в каждом детском саду, независимо от того, будут ли там ночевать временно дети или нет. Наличие ее диктуется требованиями правильного физического ухода за ребенком. В непосредственной близости от душевой должна располагаться и бельевая (для чистого белья). С эксплоатационной точки зрения удобнее иметь два помещения в 1 этаже, поблизости от кухонной группы помещений.

Кухонная группа должна состоять из варочной-кухни, заготовочной, моечной, раздаточной и кладовой. В последней, предназначенной главным образом для сухих продуктов, должен помещаться в теплое время года и домашний ледник. Вся эта группа должна иметь и отдельный выход на свой хозяйственный двор; уместно сказать, что все хозяйственные помещения должны иметь удобное сообщение с подвальными или полуподвальными помещениями. Особенно отметим, что часто в проектах не продумано устройство подвалов и чердаков с точки зрения обслуживания здания (ухода за приборами, удобства истопника, места загрузки угля, иногда под групповыми комнатами и т. д.).

Перечисленный набор помещений неполон, но он укладывается в гот минимум, при котором детское учреждение может жить нормальной жизнью. Особенно часто отмечается недостаток таких подсобных помещений, как подстирочная, кладовая для грязного белья, столовая для персонала, педагогические комнаты и др. Вопрос о «подстироч-ной» стоит остро в связи с'тем, что часто детсады превращают в интернаты для живущих детей. В садах для дневного пребывания в таком помещении нет большой нужды. В городах, где имеется развитая сеть общественных прачечных, грязное белье нельзя задерживать в детских садах, его нужно немедленно передавать в прачечную. В небольших городах и селениях на участке детского сада целесообразно устроить прачечную.

Наряду с основными требованиями к зданию должны быть даны задания для организации земельного участка при детском саде, которые еще очень слабо разработаны. Типовых решений нет, но необходимо их разработать, хотя бы для крупных индустриальных городов, районных центров, где нет еще центральной канализации, а иногда и водопровода, и также для сельских местностей.

Основные положения: земельный участок является такой же основной территорией для воспитательной и оздоровительной работы с детьми, как и здание. Длительность пребывания детей на участке в зависимости от времени года колеблется от 4 часов (зимой) до 7—8 часов в летнее время. Аналогом групповой комнаты на участке является групповая площадка, на которой проводятся основные занятия с детьми детской группы (игры, беседы, настольные занятия и др.). Дополнительными площадками являются: специальные игровые площадки (для кеглей, крокета, песочные, строительные, пло-

щадки с приборами для развития моторного аппарата детей и др.),. а также одна общая большая площадка для подвижных игр и бега. Помимо этого, необходимо декоративная и защитная зеленая зона, деревья, кустарники, цветники, дорожки и пр. Обязательно должен быть выделен хозяйственный двор и в зависимости от местных условий на нем должен быть размещен ряд сооружений, например, в мелких городах и селах сарай для дров, ледник, сторожка, баня-прачечная, а может быть, еще и колодец, помещение для мелких животных, огородик и пр. Последние два элемента для учебно-воспитательных целей должны быть расположены на границе детской и хозяйственной зоны земельного участка, чтобы дети могли наблюдать жизнь «подопытных» животных и принять участие в уходе за ними, покопаться в огородике и т. д. Основной уход и забота об этих элементах лежат на обслуживающем персонале. Общая площадь участка должна быть из расчета 50 м* на ребенка, но не менее чем 0,3 га для самых маленьких садов.

Надо указать также на необходимость усиления контроля над правильным расположением здания на земельном участке. Солнечные лучи должны проникать в помещение тогда, когда в них находятся дети, поэтому при всех широтах предпочтительно ориентироваться на юг для групповых помещений и на восток для спален; зал должен иметь двустороннюю ориентацию — лучше восток и запад; веранды—-двух- или трехстороннюю ориентацию, причем для южных широт обязательны юг и юго-восток, а для северных районов — юг, юго-восток и юго-запад. Прямая инсоляция всех детских помещений,, в том числе и раздевален, обязательна. Только служебные помещения, а также санитарные узлы, где дети в течение дня бывают очень мало времени, могут быть расположены на север. К сожалению, и к такому] важному вопросу, как инсоляция детских учреждений, органы НКПроса подходят очень небрежно.

В некоторых типовых проектах (Смоленской, Манвельян и др.) спальни, веранды и залы ориентированы на север, в других (Пол-гар) -— уборные имеют южное освещение, а веранды — северное и т. д.

В процессе проектирования нормы всех помещений подвергались «механическому сжатию», совершенно не учитывающему интересы и нужды детей и детского учреждения в целом. Такое уменьшение площади приводит к абсурду. Например, веранды были сокращены до 37 м2 вместо 50 м2. На таких верандах можно установить с большим трудом только 18—20 кроватей; детские умывальники с уборными вместо 17 м2 получили в некоторых проектах только 10—12 м2, что резко снизило количество нужных санитарных приборов в них и этим самым правильное проведение работы по привитию детям гигиенических навыков. Например, для 8—10 детей негде совсем поставить шкафчики с туалетными принадлежностями; в новых зданиях педагоги уже изыскивают способы приспособления процессов умывания и ликвидации очередей. Такое положение недопустимо. Все дети детского сада должны быть поставлены в одинаковые условия.

Также недопустимо резкое снижение площади кухни с подсобными помещениями, так как при неправильной организации работы в тесной кухне будет страдать не только правильная постановка питания, но и общее санитарное состояние здания.

Странно также, когда добавочную комнату в 50 м2 называют залом— в таком «зале» невозможна правильная работа с детьми и т. д.

Единственным правильным методом организации детского сада является точное определение количества помещений, минимально необходимых для правильной постановки работы, но ни в коем случае не снижение гигиенической нормы площади

А 7

Помещения для детских садов, нормы-площадей и кубатуры в ни*

Т и п д е т сад о в

Помещения и площадь на одного ребенка I группа на 2 группы на 3 группы на 4 группы на 5 групп на 6 групп на 8 групп на

25 детей 50 детей 75 детей 100 детей 125 детей 150 детей 200 детей

Умывальня по 0,4 м2............ ... Веранды 1 по 2,0 м2................ Раздевальни по 0,5 м2 на ребенка.......... Врачебная .................... Ванная ...................... Бельевая ..... ............... Комната для кроватей и постелей при зале ... Кухня с подсобными помещениями....... (1x62,5) 62,5 10,0 7 5 50,0 12,5 6,0 9.0 18,0 (2X62,5) 125,0 20 0 15.0 (2x50) 100,0 25,0 6,0 9,0 9,0 24,0 (3x62,5) 137,5 30,0 22,5 (3X50) 150,0 37,5 75,0 12,0 9,0 9,0 19,0 2,0 9,0 16,0 28,0 (4x62,5) 250.0 40 0 30,0 (4X50) 200,0 50 0 60,0 18,0 12,0 9,0 9,0 12,0 10,0 20,0 30,0 (5x62,5) 312.5 50.0 37,5 (5x50) 250.0 62,5 90,0 18,0 12,0 9,0 9,0 12,0 10,0 20.0 40,0 (6x62,5) 375,0 60,0 45,0 (6х 50) 300,0 (2x37,5) 75,0 (2x75) 150 (2x12) 24,0 18,0 18,0 18,0 24,0 18,0 (2x18) 36,0 50 (8x62,5) 500 80,0 60,0 (8x50) 400,0 (2x50) 100 0 (2x90) 180 (2X18) 36.0 (2x12) 24,0 18.0 18,0 24,0 20,0 (2x20) 40,0 56,0

Итого площади......... 175,0 333,0 606,5 780,0 932,0 1 211,0 1 556,0

Кубатура всего (при деревянных верандах)..... Кубатура на 1 ребенка ............ 7,0 857,85 34,3 6,7 1613,7 32,25 8,0 2 896,7 38,6 7,8 3 706,0 37,0 7,5 4 400,8 35,2 8,0 5 782,4 35,8 7,8 7 389,2 36,9

1 Объемный коэфициент 5,45.

этих помещений, в особенности детских и сани-тарно-п одсобных, к которым относятся кухни. Допустимо также снижение высоты помещений до 3,2 м, потому что нужная детям кубатура воздуха достигается другими средствами. Допустимо соединение под одной крышей двух детских са'дов, О' чем сказано выше. Но такое произвольное механическое снижение всех площадей, какое имеет место в проектах НКПроса 1936 г., совершенно недопустимо.

Снижение стоимости должно итти за счет рационализации проектирования, применения стандартных конструкций, рационализации производства, применения стахановских методов труда и т. д., а не за счет ухудшения санитарно-педагогических условий работы в новых детских садах.

Изложенные нами требования к количеству и размеру помещений детского сада вполне возможно осуществить в пределах имеющихся лимитов. Подсчеты показывают, что кубатура здания в среднем на 1 ребенка составляет 35,2 м:', что видно- из приводимой таблице (стр. 48).

Для ускорения массового развертывания сети дошкольных учреждений возможно также исходить из принципа осуществления строительства детских садов в 2 очереди. Для этого здание детского сада с полным набором помещений отстраивается постепенно; идея такого строительства не нова, но при этом требуется особенно тщательная проработка проектных заданий и самого проекта.

В первую очередь могут быть возведены все основные помещения по приведенной программе, помимо веранд и зала, которые достраиваются во вторую очередь, и по плану, указанному в объяснительной записке и сметах к каждому строительному проекту. Временной компенсацией этих помещений может служить вполне благоустроенный земельный участок. Таким мероприятием можно в первую очередь значительно увеличить количество основных детских групповых помещений. Основная кубатура в детских садах для первой очереди строительства составит 30 м:' на ребенка.

При этом условия работы детского учреждения не должны быть резко снижены. Это решение может быть принято только в случае объявления дошкольного всеобуча при наличии двух условий, декретированных правительством: чтобы сроки развертывания второй очереди строительства были точно установлены и чтобы одновременно с возведением необходимых помещений первой очереди были полностью освобождены и освоены отводимые под детские сады земельные участки, на которых должны быть к моменту открытия детского сада устроены площадки для игр и портативные облегченного типа веранды и навесы.

4 Гигиена и санитария, 9—1#

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.