Научная статья на тему 'Гигиенические требования к отоплению и вентиляции самолетов'

Гигиенические требования к отоплению и вентиляции самолетов Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
63
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиенические требования к отоплению и вентиляции самолетов»

Д-р В. В. ЛЕВАШЕВ (Москва)

Гигиенические требования к отоплению и вентиляции самолетов

Из отдела гигиены летного труда Центральной лаборатории авиационной

медицины ГВФ

Человек пользуется одеждой и жилищем для создания вокруг своего организма искусственно регулируемого климата, что делает его менее зависимым от вредных влияний погоды и климата.

Естественный и искусственный климат влияет на организм человека свойствами воздуха, зависящими: Г) от физического состояния, 2) от химического состава и 3) от механических примесей.

Из физических факторов, имеющих гигиеническое значение, главнейшими являются: 1) температура воздуха, 2) влажность, 3) движение его. Совокупное действие этих факторов определяет в известной мере самочувствие человека (так называемое комфортное и дискомфортное состояние).

В зависимости от назначения помещения на основе гигиенических данных в СССР установлены и приняты следующие нормы температур (ОСТ 45-42-2 и 45-42-3). Жилые комнаты, служебные помещения, помещения умственного труда 18°; классные и зрительные помещения 16°, мастерские от 14 до 17° (по характеру работы); гаражи с производственными процессами 10°, гаражи-стоянки 5° 'И т. п.

На железнодорожном транспорте температура для пассажирского загона установлена от 17,5 до 18°. Для пассажирских самолетов на воздушном транспорте у нас в СССР нет установленных норм температуры. В Англии для самолетов приняты следующие температуры: в кабине пилота 16°, в пассажирской кабине 21°; в США от 15,5 до 24°. Эти нормы температур для самолетов выше предлагаемых нашей лабораторией норм (8—10°), что объясняется различными условиями акклиматизации (климат, одежда, привычная температура и т. п.).

В наших условиях для пассажирской кабины самолета в кабине пилота вполне достаточной является температура от 17,5 до 18°, т. е. та, которая принята для жилищ и -пассажиров железнодорожного транспорта. Эта температура обеспечивает удовлетворительное тепловое ощущение для нормально одетого человека (обычное белье и зимний костюм). Но при технических затруднениях обеспечения указанной температуры возможна иная постановка и разрешение вопроса. Можно допустить пребывание в самолете пассажира и пилота, одетых в легкое (демисезонное) пальто и в обычную одежду: при этих условиях температура воздуха в 8—10° будет достаточной. Такие условия, конечно, не являются идеалом комфортабельности самолета, но на первом этапе разрешения проблемы отопления самолета могут быть допустимы. Кроме того, полеты в демисезонной одежде будут более приемлемы для летного состава, выходящего из самолета на промежуточных посадках.

К температуре помещения предъявляются следующие требования: 1) постоянство и 2) равномерность в вертикальном и горизонтальном направлении. Колебания температуры в помещениях допускаются не более 2°.

Эмпирически установленные пределы относительной влажности воздуха при комфортной температуре (18—20°) составляют 30—60°/о. Кроме температуры и влажности воздуха, для хорошего самочувствия имеет значение также движение воздуха. При обычных условиях не должно быть ощутимо движение воздуха в помещениях. Токи воздуха не ощутимы при скоростях ниже 0,5 м/сек.

Рассмотренные физические факторы оказывают суммарное действие на тепловое равновесие организма и в пределах приведенных норм' обеспечивают теп-

лов ой комфорт. Изменение одного из этих факторов влечет за собой изменение теплоощущения; так, например, при 19° и 50°/о относительной влажности человек испытывает приятное теплоощущение, если воздух находится в состоянии покоя, т. е. скорость движения его ниже 0,5 эд/сек. Если же воздух движется со скоростью 0,5 :м/сек., то яри той же температуре и влажности чувствуется уже прохлада, а при движении воздуха 2,5 м/сек. появляется неприятное ощущение холода.

Суммарное действие различных комбинаций те!мттературы воздуха, влажности и движения его на организм' определяется в градусах так называемой эффективной температуры, т. е. такой температуры, которая указывает общий эффект действия трех указанных факторов.

Так как в самолетах нужно считаться с изменениями движения воздуха внутри пассажирской кабины, то придется менять другие факторы (температуру, влажность). Этот вопрос для самолета придется прорабатывать опытным путем; здесь должна быть проведена совместная работа гигиениста и инженера.

В отношении химического состава воздуха помещений гигиенические требования сводятся к тому, чтобы воздух помещений соответствовал воздуху открытой атмосферы (не содержал бы углекислоты более 0,1%, посторонних газов и т. д.). Попадание в кабины самолета окиси углерода (угарный газ) от выхлопных газов представляет опасность для здоровья как летного состава, так и пассажиров. У различных индивидуумов при одинаковой концентрации и времени воздействия окиси углерода отмечаются значительные колебания чувствительности. Факторами, повышающими чувствительность к окиси углерода, являются: переутомление, усиленная мышечная работа и недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, что имеет место при высотных полетах.

На рейсовых машинах при полетах на высоте до 1 ООО м содержание окиси углерода не должно превышать 0,0016%. На высотных самолетах (4 000—5 000 м) присутствие окиси углерода в воздухе кабин не допускается, так как вдыхание разреженного воздуха и окиси углерода ведет к обеднению крови кислородом и тем самым снижает работоспособность организма. Воздействие окиси углерода и разреженного воздуха взаимно усиливает одно другое.

Кроме окиси углерода, с выхлопными газами в кабины самолета попадают продукты неполного сгорания смазочных масел, раздражающие слизистую оболочку глаз и дыхательных путей. Добавочным источником загрязнения воздуха помещений, в том числе и пассажирской кабины, при отоплении является перегрев отопительных приборов, который сопровождается возгонкой и пригоранием пыли. Сухая перегонка пыли с металлических частей нагревательных приборов начинается около 70°. Возгонка пыли вызывает чувство сухости в горле, затруднение речи, жжение в глазах. Для устранения этого недостатка проводящие отопительные приборы не должны нагреваться выше 70°.

Гигиенические требования сводятся к возможно меньшим количествам пыли и микроорганизмов и отсутствию патогенных микроорганизмов, могущих служить источником заражения людей. Таковы обоснования и общие гигиенические требования! в отношении воздуха открытых и закрытых помещений, естественного и искусственного климата, создаваемого с помощью отопления и вентиляции.

Из изложенных общих гигиенических требований и ряда специальных заданий к отоплению и вентиляции вытекают следующие гигиенические требования к отоплению и вентиляции самолета.

Отопление

1) Отопление на самолетах должно обеспечивать постоянную, равномерную во всех направлениях и регулируемую температуру в 18";

2) временно допускаются системы отопления, обеспечивающие в самолете температуру от 8 до 10°;

3) колебания температуры допускаются в пределах —2°'

4) для устойчивости и равномерности температуры внутри кабин должны быть обеспечены: а) надлежащая герметизация кабины и &) надлежащее утепление теплоизолирующими материалами;

5) температура внутренней поверхности стен может быть ниже температуры воздуха кабины не более как на 3°',

6) система отопления не должна уменьшать относительную влажность воздуха ниже 35% (ОСТ 45-42-2-3);

7) выходы нагретого воздуха должны распределяться в нескольких точках внизу у, кресел;

8) струя нагретого воздуха должна быть направлена вдоль стенки кабины вниз для защиты ног от действия высоких температур выходящего воздуха;

9) для предотвращения загрязнения отверстий и коробов пылью выходы нагретого воздуха должны устанавливаться на некоторой высоте от пола (15—20 см);

10) не допускается попадание в кабины (пилотскую и пассажирскую) выхлопных газов и продуктов неполного сгорания через систему отопления';

11) для предупреждения пригорания калориферов за ними должен быть установлен систематический и строгий контроль; калориферы следует своевременно менять;

12) не допускается загрязнение воздуха продуктами пригорания пыли с металлических частей нагревательных приборов, которые не должны нагреваться выше 70° (внутри кабины);

13|) система отопления должна предусматривать легкую очистку от пыли и нагара;

14) во время эксплоатации отопления должна производиться систематическая очистка от пыли и нагара;

15) система отопления должна быть безопасна в пожарном отношении.

Вентиляция

1) Система вентиляции самолета должна обеспечивать следующие свойства в кабинах: а) температура 18° (колебания 2е), б) влажность 35—60%, в) скорость движения воздуха 0,5 м/сек., г) нормальный химический состав, д) отсутствие загрязнения;

2) объем воздуха в кабине (кубатура) должен составлять 1,2— 2,5 м3 на одного человека;

3) обмен воздуха допускается пятикратный при условии снижения скорости его внутри самолета до 0,5 м/сек.;

4) на высотных самолетах (4 000—3 000 мО присутствие окиси углерода в кабинах (пилота и пассажирской) не допускается;

5) на рейсовых самолетах (до 1 000 м) допускается предельное содержание окиси углерода 0,001%;

6) чтобы воспрепятствовать попаданию выхлопных газов и продуктов неполного сгорания авиагорючего и смазочных масел, нужно предусмотреть: отвод выхлопных патрубков под фюзеляж, устройство герметических перегородок между винтомоторной группой, кабинами и хвостовой частью фюзеляжа и создание максимального подпора воздуха внутри самолета;

7) наружный воздух для вентиляции самолета должен забираться вне зоны выхлопных газов;

8) чтобы выхлопные газы не попадали в систему вентиляции, заборные отверстия наружного воздуха не следует располагать в нижней части фюзеляжа; наиболее удобным местом установки приточных

•отверстий является передняя часть фюзеляжа (вне потоков выхлопных газов и продуктов неполного сгорания маселО;

9) приборы, служащие для обогревания подаваемого вентиляцией воздуха, не должны являться источником порчи и загрязнения его (выхлопные газы, пыль);

10) воздуховоды системы вентиляции должны обеспечить возможность систематической очистки их от пыли;

11) для создания равномерного распределения приточного воздуха в кабине и допустимой скорости последний должен распределяться в верхней части кабины на несколько потоков;

12) во избежание прямого обдувания летного состава и пассажиров выходные отверстия -приточной сети должны быть направлены на боковые и верхние стенки кабины; допустима также система индивидуальной регуляции подачи воздуха (местно), но без нарушения общего воздухообмена;

13) устанавливаемые на самолетах системы отопления и вентиляции подлежат гигиеническому испытанию и экспертизе Центральной лаборатории авиационной медицины.

Перечисленные мероприятия являются первым звеном в создании единых требований проектирования и устройства систем вентиляции м отопления на самолетах и нуждаются в широком обсуждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.