Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНЫЕ ПРИНЦИПЫ АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЫ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНЫЕ ПРИНЦИПЫ АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНЫЕ ПРИНЦИПЫ АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЫ»

ков»6. Он подчеркивал, что «Рост числа и влияния таких лиц, служащих в земстве в качестве врачей, техников, статистиков... давно обращает на себя внимание наших реакционеров»7. Этим можно объяснить неожиданное прекращение исследования фабрик и заводов Владимирской губернии и спешное увольнение С. В. Любимского после опубликования им первых результатов санитарно-статистического исследования фабрик.

Несмотря на антипатию губернской администрации к подобным исследованиям, многие их материалы легли в основу деятельности земства по борьбе с эпидемиями и улучшению санитарного состояния населенных мест. Санитарно-ста-тистические исследования промышленных предприятий и населенных мест были прогрессивным шагом на пути развития отечественной гигиены. В. И. Ленин, рассматривая первые санитарно-статистические исследования в России, отмечал, что «Санитарное исследование... приподняло краешек завесы, прикрывающей условия труда в деревенских захолустьях»8.

Результаты исследований послужили яркой иллюстрацией теоретических положений марксистов о развитии капитализма. В работе «Развитие капитализма в России» В. И. Ленин в качестве примера неоднократно использовал материалы санитарно-статистических исследований Херсонской, Харьковской и других губерний.

Являясь теоретической базой для дальнейшего развития медицинской организации губернии, санитарно-статистические исследования оказали влияние на формирование не только гигиенических взглядов земских врачей, но и обществен-

• Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 5, с. 331.

'Там же, с. 327.

«Там ж е, т. 3, с. 242.

ной позиции передовой интеллигенции и рабочих.

Менее чем через 10 лет вопросы, поднятые передовыми земскими врачами, нашли отражение в требованиях, предъявленных рабочими фабрикантам во время подъема стачечного движения. В прокламации, выпущенной в январе 1905 г. Иваново-Вознесенской группой Северного комитета РСДРП наряду с политическими владимирский пролетариат выдвигал требования, направленные на улучшение гигиенических условий труда. Владимирские социал-демократы призывали рабочих к активной борьбе за улучшение своего положения. Так, в листовке, выпущенной в Муроме в 1904 г., говорилось: «разрушительные болезни вследствие нездоровых условий в помещениях фабрик и заводов в корень подтачивают ваш и без того усталый, истощенный организм. Очнитесь, товарищи... требуйте политической и экономической свободы»9.

Таким образом, санитарно-статистические исследования земских врачей С. В. Любимского, С. И. Сычугова и А. В. Смирнова носили обличительный характер. Неопровержимые факты, полученные в результате их деятельности, становились оружием в руках социал-демократов. Санитарно-статистические исследования внесли определенный вклад в развитие губернской санитарной организации и отечественной санитарной статистики, легли в основу борьбы врачей с высокой заболеваемостью населения.

Поступила 16.0883

• Стачечное движение во Владимирской губернии в 1900—1907 гг. В кн.: «О рабочем движении и социал-демократической работе во Владимирской губернии в 900-х годах». Вып. 2. Изд. Владимирского истпарта, 1925, с. 39.

УДК 61(3)

Г. А. Краковецкая

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНЫЕ ПРИНЦИПЫ АНТИЧНОЙ

МЕДИЦИНЫ

Полтавский медицинский стоматологический институт

В истории европейской цивилизации глубокий след оставила античная эпоха. В период, когда большая часть населения Европы пребывали в состоянии варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского моря талантливым греческим народом закладывались основы будущей науки и культуры. Выдающийся ученый, знаток античной истории, философ Ф. Энгельс так оценил роль античных народов в развитии европейской цивилизации: «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы»

1 Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Соч., т. 20, с. 185.

Среди многих наук, возникших и получивших свое развитие в Греции, была и медицина. Греческая медицина использовала достижения Египта в области изучения анатомии, а также медицинский опыт и знания, накопленные в Египте, Вавилонии, Ассирии, Финикии, в результате чего произошло «удачное сочетание греческой теории и практики с древневосточным опытом»2.

Выдающимся представителем медицины не только античной Греции, но и всего древнего мира был Гиппократ. Материалистическое мировоззрение древнего ученого, то благотворное влия-

2 История Древней Греции. Под ред. В. И. Авдиева, А. И. Бокщанина и Н. Н. Пикуса. М., Высшая школа, 1972, с. 380.

ние, которое на него оказал Демокрит, врачебный опыт семейной школы (он был семнадцатым потомком врачевателей, ведущих свой род от Асклепия — искуснейшего врача, признанного полубогом) [3], позволили ему обобщить достижения предшественников, учеников, народной медицины, привнести много нового в науку врачевания и все это изложить в своих трудах.

Значительное место в развитии древней медицины заняли Герофил, Эрасистрат, Асклепнад, Соран, Цельс, Гален и др., но их труды о врачевании оставили меньший след, чем учение Гиппократа.

Длительный опыт врачевателей и народной медицины догиппократового периода, Греции и Рима способствовал выработке и утверждению стойких гигиенических и лечебных норм, некоторые из них приняты на вооружение современной медицинской наукой. Многие положения лаконично сформулированы в рифмованной форме. Аккумуляция и психологический анализ многовекового опыта человечества и накопленных знаний, народная мудрость и тонкая наблюдательность, отраженные в содержании, способствовали широкой популярности этих положений, некоторые из которых стали крылатыми фразами и существуют до сих пор.

Важнейшая задача здравоохранения — профилактика болезней и оздоровление населения — была определена и сформулирована в древнейшее время, о чем свидетельствуют сохранившиеся латинские изречения — Est medicina triplex: servare, cavere, mederi — задание медицины тройное: предохранять, предупреждать, лечить. Faci-lius est morbos evitare, quam eos curare — легче болезни предупредить, чем их лечить.

В античный период большое внимание уделялось личной и общественной гигиене (Hygiena est arnica valetudinis: гигиена — спутница здоровья), спорту и труду как компонентам физического и нравственного совершенствования человека. На греческих вазах изображены уход за телом (обливания, растирания, массаж и др.) и физические упражнения (борьба, прыжки, состязания на колесницах, метание диска и копья, кулачные бои и др.). Самым древним видом спорта был бег.

Особое место в античной культуре занимали термы — общественные бани, состоявшие из комплекса сооружений. Там были бассейны с холодной водой — фригидарии, с теплой — тепидарии, с горячей — калндарии, плавательные бассейны, гимнастические залы, галереи и площадки для прогулок, игр, помещения для раздевания, смазывания тела и др. Физическое развитие сочеталось с духовным обогащением личности. В термах были оборудованы читальни, библиотеки, великолепные залы, где проводились народные собрания, диспуты философов, общественные увеселения, обсуждались политические вопросы. Лечебную и гигиеническую роль купаний и омо-

вений обосновал Асклепиад. Он придавал особое значение «невидимому дыханию кожи — испаре-нию», которое поддерживается чистотой и обмыванием тела.

Обоснование влияния физического развития и закаливания на общее состояние организма и здоровье человека пытались дать еще в Древней Греции. Представители древнегреческого материализма и атеизма знали, что в человеческом организме заложены большие возможности, способные предупредить заболевания и противостоять им. Демокрит, в частности, утверждал, что организм имеет в своем распоряжении средства, поддерживающие здоровье, надо только правильно их использовать. Известно, что Сократ ходил босиком в любую погоду [1], а Юлий Цезарь, чтобы закалить свое слабое от природы здоровье, часто ходил вместе с солдатами пешком, спал на голой земле, в походах стойко переносил лишения, холод и жару. Светлая, не покрытая загаром кожа у мужчин вызывала всеобщее презрение.

Гиппократ указывал, что лень и безделье отрицательно воздействуют на человека: «Где нет , праздности, там нет, следовательно, зла, ибо ' праздность и ничегонеделанье ищут порочности и влекут ее за собою; напротив того, бодрость духа и устремление ума к чему-либо приносят с собой нечто направленное к украшению жизни» [2]. Благотворное влияние труда и вредное воз- ** действие лени на организм человека и его помыслы отражены в следующих крылатых выражениях; labor corpus firmat — труд укрепляет тело; ánimos labor nutrit — труд питает умы; labor ominia vincil — труд все побеждает; labor non onus, sed beneficium — труд не бремя, а благодеяние; homines nihil agendo discunt male age-re— люди, ничего не делая, учатся делать плохое; labor iuventuti optimus obsonium est — труд — наилучшая пища для молодежи; mens 1 sana in corpore sano magum bonum est — здоровый дух в здоровом теле — большое благо; otia dant vitia — праздность рождает пороки; pigritia mater omnium vitiorum est — лень — мать всех пороков.

Учению Гиппократа и всей античной медицине присуще драгоценное чувство меры. Принцип умеренности, осуждение пресыщения отражены в истории, литературе, устном народном творчестве: omne nimium nocet — все излишнее вредит; ubi über, ibi tuber — где изобилие, там порок; cibi, potus, somnus, venus — omnia moderata sint —пища, питье, сон, любовь —пусть все будет умеренным.

Древним народам было известно пагубное влияние чревоугодия на здоровье. Подобно египтянам, некоторые греческие врачи считали, что причина всех болезней — излишество в питании [6]. В еде греки были ограничены, римляне— несколько свободнее. Умеренная еда, в основном растительного происхождения (острые

травы, бобы, чечевица, каштаны, оливки, яблоки, I инжир и др.), а также физическая нагрузка спо-' ** собствовали нормальному физическому развитию. Modicus cibi, medicus sibi — умеренный в еде — сам себе врач. Полнота в античном мире осуждалась. Полный человек вызывал открытые насмешки сограждан, его не допускали к государственным должностям и управлению государством. Аргументацией этого служило резонное суждение о том, что человек, который не может управлять своим телом, не может руководить ► людьми и государством. К врачу античного мира предъявлялись высокие требования. Гиппократ высказался следующим образом: врач должен быть «упитан соответственно своей природе, ибо те, кто сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других» [2]. i По наблюдениям древних, обильный прием пи-

щи оказывал вредное воздействие не только на здоровье и внешность человека, но и ограничивал его духовные возможности, что отражено в следующих латинских выражениях: copia cibo-rum subtilitas animi impeditur — обилие пищи I удерживает остроту ума; edimus, ut vivamus, non P vivimus, ut edamus — мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть; plenus venter non studet li-benter — перевод этого выражения соответствует русской пословице «Полное брюхо к учению глухо».

Обед греков и римлян, а часто и завтрак, особенно у зажиточных людей, сопровождались употреблением вина. Его разбавляли водой 1 :2 или 1 :3. Соотношение обычно измеряли пальцами: 1 по горизонтали — вино, 2 или 3 пальца — вода. Пить цельное вино считалось варварской неумеренностью, напиваться же считалось неприличным [5]. Гиппократ знал о вредном влиянии вина на организм человека. Он писал, что врач должен удалять от больных запахи, особенно I вина, «ибо это последнее хуже всего». Выявлен-I ные афоризмы показывают резко отрицательное отношение античных народов к злоупотреблению вином. Ebrietas est voluntaria insania — пьянство— это добровольное безумие; homines soli ani-malium non sitientis bibimus — мы, люди, единственные из существ без жажды пьем; in vino feritas — в вине дикость; multum vinum bibere non diu vivere — много вина пить — недолго жить; поп est culpa vini, sed culpa bibentis — виновато не вино, а пьющие его.

Умеренное питание и питье, физические упражнения и труд, пребывание на свежем воздухе и водные процедуры (in aqua sanitas — в воде здоровье) способствовали гармоничному развитию человека. Чтобы показать красоту и физическое совершенство тела, греки изображали своих богов и героев без одежды, римляне им подражали. Античные философы разработали учение о прекрасном, которое актуально и в ваши дни, так как основано на реалистическом

восприятии мира. Красоту человека древние понимали в широком смысле — как физическое и моральное совершенство: pulchra res homo est, si homo est — прекрасное создание человек, если это человек.

Греки знали, что в процессе восстановления здоровья важную роль играют психопрофилактика и психотерапия, которые чаще всего проводятся с помощью слова. Гиппократ рекомендует при лечении ободрять и успокаивать больных. Он обосновывает физиологическое воздействие этих приемов на организм и рекомендует применять их как лечебное средство: «Очевидным и великолепным доказательством существования искусства будет, если кто, устанавливая правильное лечение, не перестанет ободрять больных, чтобы они не слишком волновались духом, стараясь приблизить к себе время выздоровления» [2].

Советская медицинская школа уделяет должное внимание силе слова в процессе лечения. И. П. Павлов писал, что «слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные... но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие» [4].

Греки и римляне знали об оздоровительных и целебных свойствах природы: natura sanai, medicus curat morbos — природа оздоровляет, врач лечит болезни; vis medicatrix naturae — целебная сила природы. Им также было известно о вредном воздействии шума, забот, душевного беспокойства на организм человека. Гиппократ считал, что от больных «должно избегать и удалять шум». Цельс подчеркивал благотворное влияние покоя: optimum medicamentum quies est — наилучшее лекарство — покой. В народе сохранилось выражение «Non curatur, qui carat» (не излечивается тот, кто имеет заботы).

Сила врачебного искусства отражается на здоровье человека. Высокий и почетный долг врачей и медицинской науки перед обществом закреплены в следующих положениях: salus populi — suprema lex medicorum — здоровье народа — высочайший врачебный принцип: summum bonum medicinae — sanitas — высочайшее благо медицины— здоровье; medicus amicus et servus insa-norum — врач — друг и слуга страждущих; nulla ars tarn necessaria est omni generi humano, quam medicina — никакое занятие (искусство) не есть так необходимо человечеству, как медицина; omnium profecto artium medicina nobilissima est — из всех наук медицина, конечно, самая благородная.

Важнейшие врачебные принципы сформулированы следующим образом. Aliis inserviendo ipse consumor — служа другим, сгораю сам. Этому выражению сопутствует изображение свечи. Tuto, celeriter et iucunde curare — лечить следует надежно, быстро и приятно.

Сохранились выражения, свидетельствующие о том, что врачебное мастерство не всегда доброжелательно и положительно оценивалось па-

циентами, были обиды и несправедливость: si iuvatur, natura laudatur, si non iuvatur, medicus accusatur — если помогает (лечение)—хвалят природу, если не помогает — обвиняют врача.

Советский врач — это врач-патриот, борец за здоровье и активное долголетие людей. Критически воспринимая и используя накопленный за многие века лечебный опыт, гигиенические и профилактические принципы, наши медики совершенствуют свое мастерство, чтобы отвечать тем высоким профессиональным и моральным требованиям, которые предъявляются к ним социалистическим государством.

ЛИТЕРАТУРА

1. Античная цивилизация. Под ред. В. Д. Блаватского. М.,

1973, с. 108.

2. Гиппократ. Избранные книги. М., 1936, с. 96, 109, 123.

3. Карпов В. П. —В кн.: Гиппократ. Избранные книги. М., 1936, с. 13.

4. Павлов И. П. — В кн.: Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы. Избранные труды. М., 1952, вып. 4, с. 266.

5. Санчцрский Н. Краткий очерк римских древностей. СПб, 1899, с. 166.

6. Менье Л. История медицины. М.—Л., 1926, с. 11.

Поступила 30.11.83

УДК 614.3/.4

Н. Е. Склярская, Т. А. Вильнер, А. А. Галич, С. М. Слонимская, С. Е. Раскина, 3. И. Семерник, Е. Б. Кудряшова, И. В. Сизова

МЕЖЛАБОРАТОРНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФОРМА МЕТОДИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА

Московская городская санэпидстанция

Главная цель методической работы лаборатории городской санэпидстанции — повышение качества деятельности лабораторий районных санэпидстанций. Традиционные формы методической работы: семинарские занятия, инструктнв-но-методические совещания, кураторские обследования, обучение специалистов на рабочих местах и др. на современном этапе не могут быть достаточными, ввиду повышенных требований к результатам лабораторных исследований в области контроля за состоянием объектов окружающей среды.

Основным источником информации о степени загрязнения атмосферного воздуха и воды являются результаты исследований, проводимых специалистами санитарной и других служб. Далеко не всегда исследования, выполненные одним и тем же методом, но различными специалистами в разных лабораториях, сопоставимы. Это объясняется рядом причин: неодинаковой квалификацией аналитиков, различной оснащенностью и обеспеченностью лабораторий и др. Трудность состоит еще и в том, что исследование некоторых микрокомпонентов в воде и особенно в атмосферном воздухе связано с аналитическим определением субмикроконцентраций (порядка Ю-7— Ю-9) токсичных веществ. В связи с этим аналитикам приходится определять концентрации, близкие к предельно обнаруживаемым. Это также зачастую приводит к существенным погрешностям при определении ряда ингредиентов.

Однако для правильной оценки состояния воздушного и водного бассейнов города в целом или отдельного района необходимо иметь достаточно достоверные и сопоставимые результаты исследований.

Межлабораторный контроль как форма установления качества работы лабораторий и отдель-

ных аналитиков различных стран в области охраны окружающей среды получил распространение в 70-е годы как по линии ВОЗ, так и по линии стран — членов СЭВ.

Опыт участия в проверках на международном уровне дал возможность специалистам лаборатории Московской городской санэпидстанции организовать межлабораторный контроль по разделу санитарно-химических исследований объектов окружающей^ТрёДЫ'с лабораториями районных санэпидстанций Москвы. Перед нами стояла задача определить качество работы каждой подконтрольной лаборатории и отдельных специалистов с последующей корректировкой, чтобы в дальнейшем получать достаточно достоверные и сопоставимые результаты исследований.

С 1979 г. организованы межлабораторные проверки по заданным концентрациям различных токсичных веществ как в атмосферном воздухе, так и в воде. При подготовке к межлабораторным проверкам специалистами городской санэпидстанции проводилась большая предварительная работа, включающая изучение специальной литературы, подготовку и проведение семинара по статистической обработке результатов анализа для специалистов районных санэпидстанций, дополнительные эксперименты, построение и проверку градуировочных графиков.

В процессе организации межлабораторного контроля была разработана программа, включающая основные этапы его проведения. Для межлабораторной проверки в первую очередь выбирались ингредиенты в воде и воздухе с фотометрическим окончанием анализа, имеющие в настоящее время наиболее широкое распространение и большое санитарно-гигиеническое значение. Так, по разделу «Исследования атмосферы» задавались концентрации сернистого газа, дву-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.