зателями были высокими степень отклонения от нормы баллисто- и сейсмокардиограммы, а также индекс напряжения — комплексный показатель, отражающий уровень напряжения регуля-торных систем лри управлении сердечным ритмом, — в среднем на 40 % в положении лежа (особенно у мужчин) и ортоположении (особенно у женщин). Наряду с этим в группе X мужчины среднего и старшего возраста, а также женщины старшего возраста имели достоверно повышенное артериальное давление в течение всего цикла физической нагрузки (в среднем на 8— 11 %). Склонность к гипертонии свидетельствует об ухудшении компенсаторно-восстановительных способностей сердечно-сосудистой системы у людей, имеющих повышенное значение данного показателя иммунологической реактивности.
Следует отметить, что во всех микропопуляциях при проведении нагрузочных тестов в группе X наблюдались снижение функциональных способностей кардиореспираторной системы и инертность механизмов восстановления функций. Это следует прежде всего из большого времени, затрачиваемого организмом на процессы восстановления после физической нагрузки, и механизма компенсации функциональной дыхательной недостаточности за счет увеличения частоты дыхания, а не его глубины.
Таким образом, наличие измененных иммунологических показателей (АБОК и лейкергия 10 % и более) соответствует нарушениям функции основных физиологических систем. В данной работе впервые установлена корреляция получаемых с помощью этих показателей данных с изменениями физиологических функций.
Выводы. 1. Сопоставление изменений физиологических функций у людей с различным состоянием иммунологических показателей позволило установить, что в группах с повышением АБОК
и лейкергии до 10 % и более достоверно чаще встречаются отклонения в функции сердечно-со-ц^ судистой, дыхательной и нервной систем.
2. Рассмотренные иммунологические методы являются информативными для выделения группы риска при проведении массовых профилактических осмотров населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. А улик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М., 1979.
2. Брыкин И. С., Власенко Н. Я-. Литвинов В. П. и др. — В кн.: Иммунореактивность организма. Калининград—Таллин, 1973, с. 385—386.
3. Воробьев Е. И.. Корнелюк В. А.. Кузьменко А. С. и др.— Атомная энергия, 1984, т. 56, № 1, с. 43—47.
4. Завьялов А. П. — В кн.: Актуальные вопросы иммунодиагностики и иммунорегуляции. Таллин, 1982, с. 29—30.
5. Казначеев В. П.. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. Л., 1980.
6. Кейзер С. А., Меркина Л. Г. — В кн.: Теоретическая иммунология — практическому здравоохранению. Таллин, 1978, с. 449—450.
7. Клемпарская Н. Н. — Ж. микробиол., 1969, № 8, с. 18—21.
8. Коляда Т. И. — В кн.: Теоретическая иммунология — практическому здравоохранению. Таллин, 1978, с. 450— 452.
9. Показатели состояния основных систем и органов здорового человека. М., 1977.
10. Раннее выявление признаков нарушения здоровья, вызванного профессиональными вредностями. М., 1977.
11. Силла Р. В.. Теосте М. Э.. Коплус М. О. — В кн.: Иммунореактивность организма. Калининград — Таллин, 1973, с. 57—58.
12. Сосонкин И. Е. — Лаб. дело, 1968, № 12, с. 707.
13. Шальнова Г. А., Исиченко И. Б.. Кузьмина Т. Д. и др. — В кн.: Проблемы создания и совершенствования автоматизированных систем охраны труда, окружающей среды и здоровья населения промышленных городов. Ангарск, 1983, ч. 2, с. 7—8.
Поступила 20.02.84
УДК в28.М7.3+»28Л1.1/Л
В. М. Перелыгин
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТОЧНЫХ ВОД НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Проблема использования сточных вод в сельском хозяйстве широко освещена в многочисленной специальной сельскохозяйственной, гидромелиоративной и гигиенической литературе [1 — 6, 15, 17, 18, 22]; опубликованы нормативные документы [19, 20], санитарные правила [23], методические указания [7—14], оценочные показатели [ 16] и др.
Следует подчеркнуть, что наряду с внедрением научных достижений в технологию применения сточных вод в сельском хозяйстве совершенствовалось и санитарное законодательство по данно-
му вопросу. Первые «Временные санитарные правила строительства и эксплуатации земледельческих полей орошения для обеззараживания и использования сточных вод» утверждены Минздравом СССР 30/У 1957 г. и действовали вплоть до 1972 г. Только более чем через 3 года (17/Х1 1975 г.) были разработаны и утверждены Минздравом СССР «Санитарные правила устройства и эксплуатации земледельческих полей орошения». В этом санитарно-законодательном документе в соответствии с технологическими методами применения сточных вод на земледель^
ческих полях орошения (ЗПО) как сооружениях ¿^естественной биологической доочистки сточных ''вод регламентированы мероприятия по предупредительному и текущему санитарному надзору. Соблюдение санитарных правил на всех этапах устройства и эксплуатации должно гарантировать безопасность для окружающей среды и здоровья населения как при прямом, так и при опосредованном воздействии сточных вод.
Обязательными условиями обеспечения санитарной безопасности являются выбор сточных вод для использования на ЗПО и их необходимая предварительная подготовка (полная механическая и биологическая очистка). Только наличие аналитических сведений о физических свойствах, химическом составе при отсутствии жизнеспособных яиц гельминтов и патогенных возбудителей дает основание для использования этих сточных вод на ЗПО. Разумеется, соблюдение оросительных норм на 1 га площади земель-фных угодий при выращивании однолетних и многолетних трав, кормовых зерновых и силосных культур, а также древесных и кустарниковых пород строго обязательно. В районах, неблагоприятных по тениаринхозу среди людей и финнозу среди крупного рогатого скота, выращиваемые на ЗПО травы должны перерабатываться на травяную витаминную муку или закладываться в сенаж на срок не менее 1,5—2 мес. Перечисленные рекомендации касаются в большей мере бытовых сточных вод, оцениваемых по наличию органических веществ и основных элементов питания для растений: азота, фосфата, калия.
Вместе с тем смешанные городские сточные воды содержат не только органические, биологические ингредиенты, но и весь комплекс возможных химических загрязнителей (тяжелые металлы, поверхностно-активные и другие вещества органического синтеза), требующих особого внимания при их использовании на ЗПО, поскольку химические загрязнители, обладая различными фи-Ч|зико-химическими свойствами, могут накапливаться в поверхностном слое почвы, мигрируя из нее в подпочвенный водный горизонт, переходить в зеленую массу и плоды растений, а затем в организм животных и человека. О высоком содержании вредных химических веществ в сточных водах могут косвенно свидетельствовать результаты многочисленных аналитических исследований осадков очистных сооружений бытовых сточных вод, в которых обнаруживается сухого осадка (в миллиграммах на 1 кг сухого осадка): бора до 15, кобальта 2—110, марганца 60—720, меди 65—3200, молибдена 0,5—10, цинка 40—5000, свинца 100—300, мышьяка до 8, кадмия 5—170, ртути до 8, никеля 25—100 и др. При этом, разумеется, содержатся и необходимые для растений питательные вещества: азота общего 1,6%, фосфата (Р205) 0,6 %, калия (К20) 0,2%. Осадки сточных вод изучаются научными учреждениями ^ сельскохозяйственного и гигиенического направ-
ления в целях возможного использования их в сельском хозяйстве как органоминеральных удобрений. Впервые разработаны рекомендации «Применение термически высушенных осадков городских сточных вод в качестве органомине-рального удобрения» [21].
Впервые рекомендована методика математического моделирования, позволяющая с учетом фонового количества каждого тяжелого металла на площадях земельных угодий, фактического содержания их в осадках и утвержденных ПДК для тяжелых металлов, рассчитать дозу нагрузки в тоннах на 1 га за сезон осадков, вносимых на участок, и определить сроки повторного внесения осадков на одни и те же площади. Однако уже на данном этапе решения вопроса использования осадков сточных вод как удобрения есть необходимость дальнейшего совершенствования подготовки осадков и безопасности их применения в сельском хозяйстве. Для этого следует, на наш взгляд, провести исследования в следующих направлениях.
— изучить количественный вынос тяжелых металлов и микроэлементов из почвы, удобренной осадками городских сточных вод, выращенными растениями за вегетационный период в течение периода от начала внесения до конца пятилетнего срока наблюдения для сравнения с гигиеническими регламентами (для пищевых продуктов и почвы); определить характер биохимических изменений питательной ценности белков, углеводов, жиров, витаминов в растениях, выращенных на полях, удобренных осадками бытовых сточных вод, в целях их гигиенической оценки; при высоком количественном содержании тяжелых металлов в осадках сточных вод научно разработать методы осаждения, инактивации тяжелых металлов из осадков в целях безопасности их применения для окружающей среды и здоровья населения.
Нам представляется, что высказанные соображения в отношении научного обоснования возможностей использования осадков сточных вод как органоминерального удобрения должны быть распространены и на применение сточных вод для ЗПО. Это тем более становится важным, поскольку Всесоюзное научно-производственное объединение по сельскохозяйственному использованию сточных вод «Прогресс» на высоком научном уровне разрабатывает способы и технические средства использования сточных вод в целях орошения и удобрения сельскохозяйственных угодий, предотвращения загрязнения окружающей среды. Этой проблемой занимаются сельскохозяйственные, гидромелиоративные и гигиенические научные учреждения нашей страны.
Не менее высокие гигиенические требования должны предъявляться к использованию отходов животноводческих комплексов, обладающих высокими удобрительными качествами. Это одна из сложных и трудных проблем, в решении которой
участвует значительное число специалистов.
В связи с бесподстилочным содержанием животных на фермах крупного рогатого скота и свиноводческих комплексах и механизированной уборкой путем гидросмыва фактически образуется жидкий навоз (пульпа) с влажностью более 90 %, который направляется в места биологического обезвреживания и подготовки к использованию на ЗПО. При любых способах подготовки отходов должна быть обеспечена сепарация на твердые и жидкие фракции. Подготовка отходов в гигиеническом плане должна быть раздельной, обеспечивающей освобождение от яиц гельминтов и патогенной микрофлоры. Последнее достигается для твердых фракций методом компостирования, для жидкой — с помощью искусственных очистнь.х сооружений, обеспечивающих биологическую очистку. После бактериологического и гельминтологического контроля, пользуясь «Оценочными показателями санитарного состояния почвы», сточные воды и твердые отходы животноводческих комплексов можно применять как органические удобрения на полях.
Если не обеспечена сепарация отходов и жидкий навоз поступает в биологические пруды или искусственные отстойники, то образуются в значительном количестве осветленные сточные воды и осадки сточных вод, требующие периодического удаления, обезвреживания описанными выше способами. Если же пульпа подается на поля запахивания, то необходим лабораторный контроль за процессами обезвреживания почвы от яиц гельминтов, патогенных микроорганизмов. Все эти мероприятия должны быть в поле зрения работников сельского хозяйства, призванного обеспечить население продуктами питания высокого качества.
В пищевые продукты, помимо белков, жиров, углеводов, должен входить набор витаминов и микроэлементов. К сожалению, данный вопрос пока не привлек должного внимания исследователей. Это является важным и потому, что современные животноводческие комплексы, работающие на промышленной основе, используют для кормления животных различные виды кормов, в том числе комбикорма с внесением в них минеральных добавок в виде микроэлементов (марганца, железа, меди, цинка, кобальта), витаминов (В,. В2, В3, В|2, РР, А, Б), незаменимых аминокислот, ферментов, кормовых антибиотиков [24]. Поэтому возникает необходимость изучить наличие остаточных количеств указанных ингредиентов не только в продуктах животноводства, но и в твердых и жидких отходах с учетом фонового содержания микроэлементов в почве полей, куда будут вноситься отходы.
Вполне допустимо предположение, что сточные воды животноводческих комплексов могут выполнять дефицит микроэлементов в почве отдельных районов страны, особенно в южных регионах. —
В данном сообщении сконцентрировано внимание на гигиенических требованиях к возможному использованию сточных вод в сельском хозяйстве. При соблюдении этих требований органами коммунального, сельского и водного хозяйства может быть достигнута безопасность применения сточных вод для окружающей среды, здоровья населения и обеспечен высокий экономический вклад земледелия в реализацию Продовольственной программы нашей страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Временные санитарные правила строительства и эксплуатации земледельческих полей орошения для обезвреживания и использования сточных вод. М., 1957.
2. Временные технические условия на термически высушенный осадок городских сточных вод, используемый в качестве удобрения для сельского хозяйства. М., 1979.
3. Гигиена земледельческих полей орошения. Под ред. Н. Н. Литвинова и др. М„ 1962.
4. Гончарук Е. И. Санитарная охрана почвы от загрязнения химическими веществами. Киев, 1977.
5. Гигиенические основы почвенной очистки сточных вод. / Гончарук Е. И., Сидоренко Г. И., Хруслова Т. Н. и др. М„ 1976.
6. Матвеев П. Н. Гигиенические основы развития земледельческих полей орошения. М., 1976.
7. Методические рекомендации по изучению влияния животноводческих комплексов на окружающую среду. М., 1981.
8. Методические указания по осуществлению Государственного санитарного надзора за системами сбора, удаления, хранения, обеззараживания и использования навоза и навозных стоков животноводческих комплексов и ферм промышленного типа. М., 1980.
9. Методические указания по осуществлению государственного санитарного надзора за устройством и эксплуатацией земледельческих полей орошения. М., 1975.
10. Методические указания по проведению санитарного надзора за работой биологических прудов. М., 1974.
11. Методические указания по гельминтологическому исследованию объектов внешней среды и санитарным мероприятиям по охране от загрязнения яйцами гельминтов и обезвреживанию от них нечистот, почвы, овощей, ягод, предметов обихода. М., 1976.
12. Методические указания по саннтарно-микробиологнче-скому исследованию почвы. М., 1977.
13. Методические рекомендации по гигиенической оценке дефицита микроэлементов (кобальта, меди и марганца) в различных типов почв и оптимизация их содержания в объектах окружающей среды. М., 1976.
14. Методические рекомендации по проведению мероприятий в биогсохимических провинциях с пониженным содержанием йода, фтора, меди, кобальта, цинка, железа, кальция и фосфора в почвах. М., 1979.
15. Мироненко М. А., Ярмолик И. Ф., Коваленко А. В. Санитарная охрана внешней среды в районах промыш-ленно-животноводческих комплексов. М., 1978.
16. Оценочные показатели санитарного состояния почвы населенных мест. М., 1977.
17. Перелыгин В. М. — В кн.: Гигиена села и охрана здоровья сельского населения. М., 1976, с. 46—48.
18. Перелыгин В. М., Разнощик В. В. Гигиена почвы и санитарная очистка населенных мест. М., 1977.
19. Предельно допустимые концентрации химических веществ в почве. М_, 1980.
20. Предельно допустимые концентрации химических веществ в почве. М., 1982. уф 21. Применение термически высушенных осадков городских сточных вод в качестве оргаио-мннерального удобрения (рекомендации). М., 1982.
22. Романенко Н. А., Хижняк Н. И. Гигиеническая оценка земледельческих полей орошения. Киев, 1975.
23. Санитарные правила устройства и эксплуатации земледельческих полей орошения. М., 1976.
24. Святославова В. В. — В кн.: Гигиенические вопросы современных животноводческих комплексов. Саратов, 1976, с. 75—77.
Поступила 03.03.84
Summary. Hygienic aspects of the safe use of waste waters, municipal treatment plant residuals and effluents from stockbreeding complexes in agriculture are dealt with.
УДК 614.777:628.191: [818.285.7+631.8] :828.33( [47+ 57)-22)
И. Е. Ильин
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ БАРЬЕРНОЙ ФУНКЦИИ ЛОКАЛЬНЫХ ВОДООЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ «АГРОХИМИКАТЫ + ПАВ»
Саратовский медицинский институт
Целью настоящей работы является гигиеническое изучение эффективности барьерной функции сельскиих водопроводных очистных сооружений в отношении комбинаций основных химических загрязнителей водоемов.
В современных условиях загрязнение водных ресурсов носит многокомпонентный характер — в водоемах одновременно присутствуют пестициды, минеральные удобрения, нефтепродукты, красители, поверхностно-активные вещества (ПАВ).
Необходимо отметить, что в присутствии ПАВ химические загрязнители, находящиеся в воде, переходят из объема воды на ее поверхность, образуя пленку микроскопической толщины, характеризующуюся чрезвычайно высоким (до 103 ПДК) содержанием загрязнений практически всех видов.
В то же время физико-химические свойства ПАВ, их способность к эмульгированию и солю-билизации, в значительной степени способствуют проникновению загрязнителей сквозь барьеры водоочистных сооружений и попаданию в пить-л евую воду, представляя тем самым потенциальную угрозу для здоровья населения.
В этих условиях наши экспериментальные исследования проводились с учетом качественно новой формы существования химических веществ в воде — перераспределения (редистрибуции) загрязнителей в воде под влиянием ПАВ.
Изучено влияние присутствующих в воде ПАВ на эффективность барьерной функции сельских водопроводных сооружений в отношении так называемых агрохимикатов — пестицидов различных классов и минеральных удобрений. Исследована эффективность общепринятых в условиях сельских населенных мест технологических приемов обработки воды: отстаивания (седиментации), без реагентной медленной фильтрации через песок и хлорирования.
Для экспериментальных исследований были отобраны представители нескольких классов ядо-м химикатов: хлорорганические (ГХЦГ, у"изомеР
ГХЦГ, гептахлор, ДДБ), фосфорорганические (карбофос, метафос, трихлорметафос, хлорофос), ртутьорганические (гранозан), дитнокарбаматы (поликарбацин, цинеб, карбатион) и медьсодержащие (купрозан).
Эффективность барьерной функции сельских локальных водоочистных сооружений изучали также в отношении минеральных удобрений: азотсодержащих (аммиачная селитра, сульфат аммония, карбамид, кальциевая селитра, натриевая селитра, аммиак, хлорид аммония) и фосфорсодержащих (суперфосфат, преципитат, фосфоритная мука).
Моделирование загрязнения воды ПАВ для изучения эффективности барьерной функции в условиях перераспределения осуществлялось представителями так называемых жестких детергентов, принадлежащих к двум различным группам: не образующим в воде типичных ионов (не-ионогенных) ОП-7 и ОП-Ю и гидролизуюшихся с образованием специфических анионов (анионо-активных)—азолята А и сульфонола НП-1. Нс-ионогенные препараты очень близки по химическому строению и, отличаясь друг от друга лишь на три оксиэтиленовые группы, принадлежат к одному гомологическому ряду. Близость химической структуры анионоактивных ПАВ также позволяет отнести их к категории гомологов.
Таким образом, эффективность барьерной функции сельских водопроводных станций изучена с учетом влияния особенностей гомологии и структуры ПАВ. Каждое вещество являлось объектом отдельного специального изучения. Все исследуемые препараты вносили в воду в количестве, равном 1 ПДК, что соответствует их реальному содержанию в водоемах. Концентрации изучаемых веществ определяли в процессе прохождения технологического цикла в объеме воды (слой микроконвекции) и поверхностной пленке с использованием общепринятых аналитических методов.
Установлено, что обработка воды по двухступенчатой технологической схеме, используемой в