щем воздухе. Этот вывод относится ко всем видам топлива, данные по которым приведены в таблице, включая древесину и даже бензин, сгорающий в бензиновом двигателе.
Не может не вызывать тревоги и желания глубже разобраться в проблеме то, что при сжигании 1 м3 природного газа образуется и выбрасывается в атмосферу в отдельные периоды до 130—170 мкг НДМА. К этому выводу позволяет прийти пересчет данных таблиц. В опытах, проведенных на ТЭЦ-6 в марте 1989 г., изменение коэффициента избытка воздуха (а) с 1,25 до 1,45 повысило концентрацию НДМА а дымовых газах более чем в 3 раза. Это означает, что выход НА зависит от режима горения, а вероятно, и от конструктивных особенностей и других факторов. Следовательно, изучение этих вопросов позволит разработать профилактику поступления НА в окружающую среду из этого
источника. Немалый интерес представляют относительно высокие концентрации НДМА в воздухе рабочей зоны по сравнению с его содержанием в продуктах сгорания. Однозначного объяснения этого мы пока не имеем.
Эти и другие вопросы, возникающие в связи с представленными нами данными, должны рассматриваться в специальных исследованиях.
Литература
1. Янышева Н. Я-, Черниченко И. А., Литвиненко О. Н., Соверткова Л. С. // Канцерогенные N-нитрозосоединения и их предшественники — образование и определение в окружающей среде.— Таллинн, 1987.— С. 43—45.
Поступила 09.02.90
Summary. During the testing of new sorption impuls gas-analyser the nitrosamines content in burning products of organic fuels (natural gas, coal and so on) was noted.
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1991 УДК 614.78
Ш. С. Хикматуллаева, Е. И. Гиршевич, А. Б. Хамрабаев
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ИНДУСТРИАЛЬНОМ
ГОРОДЕ
Ташкентский медицинский институт; Институт ботаники АН Узбекской ССР. Ташкент
Важнейшее значение для охраны окружающей среды имеет снижение загрязнения атмосферного воздуха и предотвращение его неблагоприятного воздействия на состояние здоровья населения.
Увеличение числа автомобилей и интенсивности транспортного движения, расширение улично-до-рожной сети обусловливают постоянное загрязнение атмосферного воздуха на все больших площадях городских территорий.
Для сохранения чистоты атмосферного воздуха на примагистральных территориях жилой застройки в Ташкенте осуществляются градостроительные, административно-организационные, технические мероприятия. Однако в практике градостроительства нерационально используются планировочные приемы для рассеивания и разбавления выхлопных газов автомобилей, не соблюдаются санитарно-защитные зоны, снижаются площади зеленых насаждений.
С гигиенической точки зрения представляет интерес изучение пылегазозащитных свойств архи-тектурно-планировочных решений примагистраль-ной территории жилой застройки, а также влияния различных зеленых насаждений на микроклимат и уровни загрязнения атмосферного воздуха на примагистральной территории и внутри-дымовых участках.
С этой целью исследовали воздух примагистральных территорий в различных районах Ташкента при различных вариантах планировочных
решений жилой зоны относительно магистралей с разной поточностью движения машин.
Атмосферный воздух примагистральных территорий загрязняется выбросами автотранспорта, в состав которых входят сернистый ангидрид, диоксид азота, пыль, оксид углерода. Концентрации указанных загрязнителей в городах превышают гигиенические нормативы более чем в 2—4 раза [1—3].
Воздух примагистральных, внутриквартальных территорий города исследовали на содержание сернистого ангидрида, оксида углерода, пыли, оксидов азота на 8 магистралях с различным поперечным профилем, планировкой, зонированием и озеленением, а также интенсивностью движения автотранспорта.
Пробы воздуха брали одновременно в 3—5 точках каждого объекта с 10 до 18 ч, причем регистрировали метеорологические условия и интенсивность движения транспорта. На границе магистралей была расположена 1-я точка, под деревом — 2-я точка, за деревом — 3-я точка, у первого здания — 4-я точка и на внутридомовой территории — 5-я точка.
Максимальное загрязнение воздуха отмечалось у магистрали (2—9 ПДК) с интенсивным движением грузового и легкового транспорта, причем с удалением от магистралей концентрация загрязнений снижается. Загрязнение меньше на 30—40 % под деревом и на внутриквартальной
территории. С удалением жилой зоны от магистралей на 30—50 м концентрации вредных веществ снижаются до нормативов.
При торцевой застройке примагистральной территории концентрации сернистого газа, оксида углерода, пыли в ближайших точках наблюдения (1, 2-я точки) оказались ниже, чем при других вариантах планировки и застройки жилых районов.
Исследования атмосферного воздуха за двухрядной полосой растений (платан восточный и можжевельник виргинский) показали, что концентрации сернистого газа и диоксида азота в отобранных пробах на 30 % ниже наблюдаемых в 1-й точке (у магистрали).
Количественное изменение содержания сернистого газа и оксидов азота выражается следующими уравнениями регрессии. Ул. Чиланзарская:
У502= 1,19—0,02(г—0,96);
0,14—0,0024 х (г=—0,22).
Ул. К. Маркса:
ской, а влияние растений более четко проявляется в снижении содержания сернистого газа в воздухе на ул. Чилакзарской и диоксида азота на ул. К- Маркса.
Газозащитные свойства зеленых насаждений изучали на древесно-кустарниковых посадках. Незначительную газозащитную эффективность проявили одно-двухрядные полосы деревьев на тротуаре. Концентрации изучаемых веществ за такими полосами снижаются на 10—20 %, при 4-рядной полосе насаждений содержание пыли и сернистого газа в воздухе достигало нормативных величин.
Можно ожидать, что эффективность зеленых насаждений в отношении снижения концентрации токсических веществ будет увеличиваться при соблюдении 50—70 м санитарно-защитных зон примагистральных территорий, технической исправности автомобилей, четком зонировании жилой территории. Оздоровительный эффект достигается не простым увеличением площади зеленых насаждений, а их правильным составом с учетом способности поглощать газы и задерживать пыль и облиствения (сезона года).
К5О1=0,98+0,0007 (г=0,11) УШа=0,11—0,0009-х (г=—0,55),
где V — концентрация сернистого газа и диоксида азота в приземном слое воздуха (мг/м3); х — расстояние от магистрали (м).
Согласно уравнениям, концентрации исследованных веществ выше в районе ул. Чиланзар-
Литература
1. Пригода Ю. Г., Гордыня Н. П., Богословская Л. Г. Ц Гиг. и сан,— 1987,—№ 7,—С. 13—16.
2. Убайдуллаев Р. У // Вопросы санитарии и гигиены в Узбекистане.— Ташкент, 1972,— Т. 5,— С. 23—26.
3. Фельдман Ю. Г. Гигиеническая оценка автотранспорта как источника загрязнения атмосферного воздуха.— М„ 1975.
Поступила 06.11.90
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1991 УДК в 14.72:546.621-074:616-008.82/.92
Л. И. Жук, Г. С. Хаджибаева, А. А. Кист, В. А. Ковалева, И. Н. Михольская, Е. А. Данилова
О ВЛИЯНИИ ВЫБРОСОВ АЛЮМИНИЕВОГО КОМБИНАТА НА ЭЛЕМЕНТНЫЙ СОСТАВ
БИОСУБСТРАТОВ ЧЕЛОВЕКА
Институт ядерной физики АН Узбекистана, Ташкент
Производственная деятельность людей способствовала появлению в окружающей среде отдельных регионов, характеризующихся избыточным содержанием токсичных элементов и их соединений. Изучение состава биосубстратов человека в таких регионах является актуальной задачей. При производстве алюминия одним из токсичных элементов, поступающих в атмосферу, является фтор, который оказывает сильное токсическое действие на костную ткань [3], вызывая ее диффузное уплотнение, увеличение массы костей. При анализе течения беременности у работниц, подвергающихся производственному воздействию фтора, установлено увеличение частоты выкидышей, раннее отхождение вод, повышение крово-
потери при родах [1]. Особую опасность представляет накопление фтора в минерализующихся тканях плода [5], материнском молоке [8].
Вблизи алюминиевых производств можно ожидать изменение содержания и других элементов в биосубстратах человека.
Цель нашего исследования — оценка влияния выбросов алюминиевого комбината на элементный состав биосубстратов у населения. Нами изучен элементный состав внутренних органов, волос новорожденных, околоплодных вод, плаценты, крови и грудного молока рожениц, а также волос жителей разных колхозов Сариасийского района Сурхандарьинской области, на территорию которого выносятся выбросы Таджикского алюминие-