выми показателями рук и дыхательной системы, что опосредовано этническими особенностями развития организма. Морфофункциональные показатели имеют значительный диапазон индивидуальной изменчивости, которая определяется не только возрастно-половыми, но и региональными особенностями. Выявлена различная динамика изменения морфофункциональных показателей по национальностям в ходе обучения. Мы считаем, что на младших курсах основным критерием развития является возрастно-половой признак, а на старших курсах — этнически-национальный.
Литература
1. Айзман Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. — Новосибирск, 1996.
2. Анайбан 3. В. Межэтнические отношения в Туве в 90-е годы. — М., 1999.
3. Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Рогинекий Я. Я. Антропология. Краткий курс. — М., 1941.
4. Гаголина С. В. Оценка и прогнозирование психофизиологического напряжения организма студентов в процессе обучения: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — Караганда, 2004.
5. Гребнева И. Н. Функциональные резервы формирования детского организма в Западной Сибири: Автореф. дис. ... д-ра биол. наук. — Томск, 2001.
6. Драгич О. А. Ц Вестн. Тюменск. ун-та. — 2005. — № 5. - С. 181-191.
7. Картышева С. И. Основные характеристики процесса формирования качества жизни студентов различ-
ного профиля обучения: Автореф. дис.... канд. биол. наук. — Воронеж, 2005.
8. Койносов П. Г. Возрастные морфофункциональные особенности организма жителей Тюменского Севера: Автореф. дис.... д-ра мед. наук. — Новосибирск, 1993.
9. Косовский Г. В. // Здоровье и образование в XXI веке. - М., 2006. - С. 261.
10. Мартиросов Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии. — М., 1982.
11. Никитюк Б. А., Чтецов В. П. Морфология человека.
- М., 1990.
12. Никитюк Б. А. // ВИНИТИ. Итоги науки и техники. Сер.: Антропология. — М., 1991.
13. Ондар С. О. // Проблемы развития и сохранения тувинского генофонда. — Томск, 2000. — С. 189—203.
14. Степанова Г. К. // Бюл. СО РАМН. - 2005. - № 2.
- С. 68-74.
15. Суховеркова Г. В. Индивидуально-типологические особенности адаптации студентов алтайской национальности к процессу обучения в вузе: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — Горно-Алтайск, 2002.
16. Устименко О. А. // Здоровье и образование в XXI веке. - М„ 2006. - С. 515-516.
17. Цепко О. А. Оздоровительная методика совершенствования морфо-функционального состояния и физической подготовленности студенток, проживающих в условиях Крайнего Севера: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Омск, 2005.
18. Чикова С. Н. Адаптивные возможности и психофизиологический статус студентов приполярного региона: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — Архангельск, 2007.
Поступила 21.02.08
О Ю. В. ЧЕРНЕНКОВ, О. И. ГУМЕНЮК, 2009 УДК 613.955:681.31
/О. В. Чернен/сов', О. И. Гумепюк2
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ
Посвящается 100-летию образования Саратовского государственного медицинского университета
'Заведующий кафедрой поликлинической, социальной педиатрии и неонатологии ГОУ ВПО Саратовский государственный медицинский университет Росздрава, профессор, доктор мед. наук (т. 8452-669779); 'Ассистент кафедры поликлинической, социальной педиатрии и неонатологии СГМУ, канд. мед. наук (e-mail: [email protected])
В статье приводятся результаты изучения влияния использования мобильных телефонов и персональных компьютеров на состояние здоровья 277 школьников (средний возраст 13,2 ± 2,3 года) Саратова. Установлено, что около 80% подростков используют мобшгьные телефоны и персональные компьютеры, в основном, с игровой целью. Для активных владельцев мобильных телефонов и компьютеров характерны высокий уровень агрессивности, тревожности, враждебности и социального стресса, низкий уровень стрессоустойчивости, резистентности, склонность к артериальной гипотонии. Негативное влияние мобильных телефонов и компьютеров на здоровье школьников усиливается с увеличением длительности и кратности их использования.
Ключевые слова: мобильные телесроны, персональные компьютеры, влияние на здоровье школышков
Yu. V. Chernenkov, О. I. Gumenyuk. - STUDY OF THE INFLUENCE OF CELLULAR PHONES AND PERSONAL COMPUTERS ON SCHOOLCHILDREN'S HEALTH: HYGIENIC ASPECTS
The paper presents the results of studying the impact of using cellular phones and personal computers on the health status of277 Saratov schoolchildren (mean age 13.2±2.3 years). About 80% of the adolescents have been ascertained to use cellular phones and computers mainly for game purposes. The active users of cellular phones and computers show a high aggressiveness, anxiety, hostility, and social stress, low stress resistance, and susceptibility to arterial hypotension. The negative influence of cellular phones and computers on the schoolchildren's health increases with the increased duration and frequency of their use.
Key words: cellular phones, personal computers, influence on schoolchildren's health
Во второй половине прошлого века появилось немало устройств, сделавших более комфортными жизнь и быт человека. К их числу относятся мо-
бильная связь и персональные компьютеры, доступ к которым сейчас имеет не только взрослое, но и детское население. Активными пользователями
мобильных телефонов и персональных компьютеров являются школьники. Наряду с позитивными моментами эти достижения современной цивилизации оказывают отрицательное воздействие на организм человека, связанное с влиянием электромагнитного излучения, что показано в ряде работ [1—3]. Согласно экспериментальным данным электромагнитное излучение способно приводить к развитию психических и иммунных нарушений.
Цель исследования — изучение влияния использования мобильных телефонов и персональных компьютеров на состояние здоровья (самочувствие, состояние психических процессов и резистентности) школьников.
Провели анкетирование и психологическое тестирование 277 школьников в возрасте 11—16 лет (средний возраст 13,2 ± 2,3 года) из общеобразовательных школ Саратова. Обследуемые отмечали в анкетах наличие или отсутствие мобильного телефона, персонального компьютера, давность, кратность и цель их использования, марку телефона, наличие жалоб на головные боли, головокружения, слабость, утомляемость, снижение работоспособности и успеваемости в школе, раздражительность. Резистентность определяли по частоте острых респираторных инфекций (ОРИ) за год и считали хорошей при 1—3 ОРИ в год, сниженной — при 4— 5, низкой — при 6—7 и очень низкой — при 8 и более ОРИ за год (М. А. Куршин, 1989). При психологическом тестировании оценивали уровень общей тревожности, социального страха, сопротивляемости стрессу при помощи методики Филлип-са, агрессивности и враждебности — опросника Басса—Дарки.
Статистический анализ проводили с помощью программы XL-Stat 4.0 (R. Carr, Австралия, 1998) и Microsoft Exel 2000. Использовали критерий Манна—Уитни; ANOVA; корреляционный анализ Спирмена (rs). Различия рассматривали как статистически достоверные при р < 0,05.
Обследуемые подростки были разделены на 4 группы: 1-я группа (л = 45) — школьники, имеющие только мобильные телефоны, 2-я (л = 29) — только персональные компьютеры, 3-я (л = 181) — мобильный телефон и персональный компьютер, 4-я (контрольная; л = 22) — школьники, не имеющие мобильного телефона и компьютера.
При анализе анкет установили, что всего 226 (82%) опрошенных имеют мобильный телефон и 210 (76%) — компьютер. Мобильный телефон менее 1 года, до 3 лет и более 3 лет имели соответственно 45 (20%), 75 (34%) и 106 (47%) школьников, компьютер - 19 (9%), 95 (45%) и 96 (46%). Только играли в игры 35 (17%) опрошенных школьников, использовали компьютер для приготовления уроков 24 (11%), для игр и приготовления уроков 151 (56%). На время, затраченное за компьютером, до 1 ч в день указали 36 (17%) подростков, до 3 ч — 46 (22%), более 3 ч — 58 (28%), не смогли точно указать время 70 (7%) опрошенных. На разговоры по мобильному телефону 113 школьников тратили от 1 до 30 мин в день, 33 — до 1 ч, 80 — более 1 ч; 201 (89%) — звонили родителям и друзьям. Только для общения с родителями или экстренных звонков (вызов "скорой помощи", милиции и др.) мо-
бильные телефоны использовали 25 (11%) школьников.
Одной из важных характеристик электромагнитного излучения мобильного телефона, определяющей его биологическое действие (влияние на организм человека), является удельная мощность излучения SAR (Specific Absorption Rates). Чем ниже SAR, тем меньшее воздействие электромагнитное поле мобильного телефона оказывает на организм человека. По международной директиве (ICNIRP) нормативное значение SAR равно 2 Вт/кг. Марки мобильных телефонов различаются по SAR, допустимые значения которого в России точно не нормированы [3]. Исследование показало, что свыше 30% обследуемых школьников пользовались телефонами с допустимыми, но достаточно высокими значениями SAR (выше 1 — 1,5 Вт/кг).
При оценке жалоб выявили головные боли у половины школьников из 1, 2 и 3-й групп: 28 (62%), 19 (66%) и 91 (50%) соответственно (р < 0,01). Головокружения имелись только у подростков 3-й группы. Более 2/3 школьников из 1, 2 и 3-й групп жаловались на слабость и утомляемость: 33 (73%), 17 (59%) и 119 (66%) соответственно — и 4 (18%) школьника 4-й группы (р < 0,05). Обращало внимание, что у 68 (38%) школьников, пользующихся мобильными телефонами и компьютерами, отмечали склонность к артериальной гипотонии. Дети, не имеющие мобильного телефона и компьютера, имели хорошую резистентность и значительно реже болели ОРИ (не более
1 раза в год). У 9 (20,5%) школьников, использующих мобильную связь, 5 (17,9%) — компьютеры и 44 (24%) школьников, использующих как телефон, так и компьютер, ОРИ регистрировали более 4 раз в год (р < 0,01). Наибольшее число жалоб, низкую резистентность (более 6 ОРИ за год) отмечали у школьников, пользующихся обоими источниками электромагнитного излучения свыше 3 лет и 30 мин в день.
Корреляционный анализ выявил слабую положительную зависимость между наличием жалоб на головные боли, раздражительность и агрессивность и использованием компьютера (rs = 0,13, г, = 0,15 и rs = 0,24 соответственно; р < 0,05), умеренную — мобильного телефона (г, = 0,39, rs = 0,45 и rs = 0,3 соответственно; р < 0,05), сильную — между частотой ОРИ, артериальной гипотонией и использованием и телефонов, и компьютеров (г3 = 0,47 и rs = 0,58 соответственно; р < 0,01).
При проведении психологического тестирования получили следующие результаты. Уровень тревожности был повышен практически в 2 раза у школьников 1-й и 3-й групп (соответственно 16,6 ± 1,7 и 20Л ± 1,7 балла; р < 0,01), в 1,5 раза -2-й группы (15,1 ±3 балла; р = 0,02) в отличие от подростков 4-й группы (10 ± 1,3 балла). Уровень социального стресса был очень высоким у обследуемых 1-й и 3-й групп, использующих мобильную связь и компьютер (соответственно 9,4 ± 1 и 10,3 ± 0,7 балла; р < 0,01) и высоким у подростков, использующих только персональный компьютер (8,3 ± 1,5 балла; р = 0,03). У школьников 4-й группы этот уровень был средним и составлял 6,6 ± 1,4 балла. Сопротивляемость стрессу была низкой в 1,
2 и 3-й группах (соответственно 4 ± 0,8; 3,3 ± 0,5;
4,4 ± 0,7 балла) и достаточной в 4-й группе (1,3 ± 0,5 балла; р < 0,01). Высокий уровень враждебности выявили только у школьников, использующих и мобильный телефон, и компьютер (7,8 ± 1,5 балла; р = 0,04). Склонность к агрессии была характерна для подростков 1, 2 и 3-й групп (соответственно 24,2 ± 3,7; 23,3 ± 3; 24,5 ± 3,3 балла; р < 0,05).
Таким образом, около 80% школьников подросткового возраста используют мобильные телефоны и персональные компьютеры в основном с игровой целью. Более 30% школьников используют марки телефонов с достаточно высокими значениями SAR т. е. с максимально неблагоприятным воздействием электромагнитного излучения на организм. Использование мобильных телефонов и компьютеров оказывает негативное влияние на здоровье их владельцев, предъявляющих жалобы на головные боли, повышенную слабость, утомляемость, раздражительность, имеющих низкую резистентность. Для владельцев мобильных телефонов и компьютеров характерны высокий уровень агрессивности, тревожности, враждебности и социального стресса, низкий уровень стрессоустойчивости. Негативное влияние мобильных телефонов и компьютеров на здоровье школьников усиливается с увеличением длительности и кратности их исполь-
зования. Результаты исследования диктуют необходимость создания комплексных здоровьесбере-гающих программ, строгого соблюдения гигиенических нормативов [4] по продолжительности занятий за персональным компьютером, разработки нормативов использования мобильных телефонов информирования населения (особенно родителей) о негативном влиянии последних на здоровье детей, пропаганды здорового образа жизни. При необходимости выбора средства мобильной связи следует внимательно оценивать его технические характеристики и отдавать предпочтение маркам с более низкими значениями SAR.
Литература
1. Долодарвнко А. Г. Проспективное исследование влияния занятий за компьютером на функциональное состояние и физическое развитие детей среднего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Казань, 2006.
2. Дунаев В. Н. // Гиг. и сан. - 2007. - № 6. - С. 56-57.
3. Ким И. Н., Мегеда Е. В. // Гиг. и сан. - 2007. - № 1. - С. 44-47.
4. СанПин 2.2.2/2.4 1340—03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. — М., 2003.
Полупила 18.02.08
О А. Я. СОКОЛОВ, Ю. В. ЗАВОДЧИКОВА, 2009 УДК 613.95:572.51
А. Я. Соколов', Ю. В. Заводчикова2
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ МАГАДАНА 7-10 ЛЕТ
'Северо-восточный государственный университет, Международный научно-исследовательский центр "Арктика" ДВО РАН, Магадан (e-mail: [email protected])
Показано, что среди девочек и мальчиков Магадана с 7 до 10 лет происходит снижение доли мезосоматиков и увеличение микро- и макросоматиков. К 10 годам существенно возрастает доля детей с дисгармоничным физическим развитием, что негативно отражается на уровне соматического здоровья. Анализ данных по индексу массы тела показывает, что в целом девочек со средними показателями индекса массы тела меньше и с его значениями ниже и выше среднего больше, чем мальчиков.
Ключевые слова: физическое развитие детей, тип телосложения
A. Ya. Sokolov, Yu. V. Zavodchikova. — THE PHYSICAL DEVELOPMENT AND THE TYPES OF CONSTITUTION IN THE 7-IO-YEAR-OLD GIRLS AND BOYS OF MAGADAN
It has been shown that in the 7- 10-year-old Magadan girls and boys, there is a reduction in the proportion of meso-somatics and an increase in that of micro- and macrosomatics. The proportion of children with disharmonious physical development substantially increases by age of 10 years, which negatively affects at the level of somatic health. Analysis of body mass index data shows that fewer girls have the average body mass indices with its values being less and higher than the average ones than the boys.
Key words: children's physical development, type of constitution
Изучение физического развития детей и подростков является одним из важных направлений возрастной биологии. Расширение научных представлений о формировании растущего организма в различных экологических условиях имеет большое значение для разработки теории адаптации с онтогенетических позиций [3]. Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза, когда происходит преобразование генотипических потенций в фенотипическое проявление. Генотип
характеризует индивидуальные морфофункцио-нальные особенности организма, унаследованные от родителей. Фенотип изменяется в течение всей жизни, отражая возрастную динамику физического развития. Известно, что влияние генетической программы и факторов внешней среды на физическое развитие неодинаково в различные периоды жизни. Период 7—10 лет в возрастной физиологии человека обычно рассматривается как предшествующий пубертату и соответствует периоду второго детства. С поступлением в школу экстремальные