Научная статья на тему 'Гигиенические аспекты инноваций школьного образования'

Гигиенические аспекты инноваций школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-ND
124
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиенические аспекты инноваций школьного образования»

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИЙ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ*

М.И. Степанова

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва

Получение школьного образования предъявляет высокие требования к состоянию ведущих функциональных систем ребенка. С этими требованиями он, зачастую, не может справиться без риска потери здоровья. Учебные нагрузки, превышающие психофизиологические возможности ребенка, приводят к снижению адаптационных возможностей нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, иммунной систем растущего организма, что способствует формированию различных функциональных расстройств и хронической патологии. При наличии функциональных нарушений, хронической патологии, отклонений в физическом развитии снижаются учебные возможности и работоспособность учащихся. По-прежнему высокой остается и распространенность школьно-обусловленных болезней - отклонений костно-мышечной системы и органа зрения, нервно-психического статуса, причем в структуре нарушений здоровья и сформировавшихся заболеваний они начинают доминировать. Сегодня, опираясь на результаты научных физиолого-гигиеничес-ких исследований, мы в значительной степени

можем прогнозировать состояние здоровья выпускников наших школ в зависимости от того, в каких условиях организован учебный процесс и насколько, с позиций гигиены, он грамотно ведется. Создание здоровьесберегающей, безопасной для здоровья школьников образовательной среды предполагает, по нашему мнению, не только и не столько проведение оздоровительных медицинских мероприятий, сколько гигиенически рациональный, адекватный возрасту детей учебный процесс, который организован в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил. Выполнение же этих требований мы рассматриваем как условие обеспечения минимально необходимого уровня безопасности образовательного процесса, необходимый фон для его реализации. Заметим, что существующие санитарные правила, регламентирующие школьное образование, нуждаются в серьезной переработке.

Инновации в школьном образовании, как показывают наши наблюдения и публикации педагогов, пока не дают никаких оснований говорить о том, что происходит снижение образовательной нагрузки. Между тем мы

располагаем убедительными доказательствами того, что большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в двигательной активности, пребывании на воздухе. Не умаляя значимости других причин неблагополучия в состоянии здоровья детской популяции, исследователи прослеживают четкую связь повышения утомляемости и невротизации, усиления дезадаптации и ухудшения состояния здоровья учащихся с интенсификацией школьного обучения и увеличением объема учебных нагрузок. Несмотря на заявленные в «Концепции модернизации российского образования» (2001) требования о снижении образовательных перегрузок, вопрос о посильности, возрастной своевременности учебных нагрузок, общем рациональном уровне учебной загруженности остается по-прежнему актуальным. В качестве свежего примера можно привести ситуацию, которая характерна сегодня для старшей школы. Особенность обучения старшеклассников заключается в существенном увеличении объема суммарной образовательной нагрузки в сравнении с завершающим годом обучения в основной школе (9 класс). Особенно резко, по данным наших исследований, образовательная нагрузка увеличивается в профильных классах. Это свидетельствует о том, что в настоящее время реализация профильного обучения происходит без сокращения объема базового компонента учебных планов, на необходимость которого указывается в Концепции профильного обучения. Результаты наших исследований подтвердили, что обучение в 10 классе сопровождается самым значительным увеличением объема образовательной нагрузки, в связи с этим и более выраженным, чем в 9 и 11 классах, утомлением учащихся (частота случаев сильного и выраженного утомления составляла

40,6 % против 29,6 и 30,4 % соответственно).

Несмотря на обоснованные требования гигиенистов, физиологов, психологов, да и самих педагогов, для жизненно необходимой разгрузки школьного образования пока мало что конкретно делается. Определенные надежды на решение этой проблемы мы возлагаем на начатую работу по пересмотру, общеобразовательных программ и разработку общеобразовательных стандартов второго поколения. Гигиенические требования к условиям реализации новых образовательных стандартов, по замыслу разработчиков, должны войти в пакет готовящихся документов, принятие которого планируется на правительственном уровне.

В условиях вариативного характера организации школьного образования учебные нагрузки, по нашему мнению, должны рассматриваться с учетом особенностей организации учебного процесса и тех образовательных технологий, которые могут как усилить их негативное влияние, так и ослабить. В связи с этим все большую актуальность приобретает использование здоровьесберегающих образовательных технологий. В последние годы и в педагогической и гигиенической литературе этот термин широко используется, однако на сегодняшний день отсутствует единое его понимание. В нашем представлении, здоровьесберегающая технология обучения - это технология, которая основана на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Отказ от унифицированных программ и способов обучения, расширение вариативности образования, внедрение инновационных форм обучения, в том числе дистанционного и интернет-образования, предполагает контроль за тем, чтобы педагогические инновации соответствовали не только психологопедагогическим требованиям, но и функциональным и возрастным возможностям детей. Важность такого контроля проиллюстрируем следующими примерами.

Гигиеническая оценка обучения младших школьников на фоне активной сенсорноразвивающей среды показала достоверно менее выраженные, чем у традиционно обучающихся сверстников, неблагоприятные сдвиги со стороны ряда функциональных систем и состояния здоровья. Это проявлялось в меньшей частоте случаев сильного и выраженного утомления, неблагоприятных изменений артериального давления (вегетативный компонент утомления) и распространенности неблагоприятных сдвигов со стороны сердечно-сосудистой системы, нервно-психического статуса детей, в повышении неспецифической резистентности организма (снижении острой заболеваемости в течение учебного года), более выраженной положительной тенденции изменений состояния здоровья детей по результатам медицинского осмотра, в уменьшении индекса пропуска занятий по болезни и увеличении численности детей с хорошей и отличной успеваемостью.

При использовании модульной технологии обучения в средних и старших классах (сдвоенные уроки по одному предмету, возможность выбора уровня трудности учебного материала и темпа самостоятельной работы) количество учащихся, у которых развивается сильное и выраженное утомление, составляет в среднем 22 %, а после традиционного урока у этих же подростков - 49,6 %.

Гигиеническая экспертиза обучения и воспитания в одной из школ с повышенной

образовательной нагрузкой (превышение объема недельной аудиторной нагрузки во всех возрастных группах от 2 до 7 часов) показала, что персонализация обучения (малая наполняемость классов, личностно-ориентиро-ванная педагогическая технология), психоло-го-педагогическое сопровождение учащихся в течение всего времени пребывания их в школе, обеспечение благоприятного психологического климата на уроках, интеграция в учебные программы вопросов, связанных с формированием здорового образа жизни и др., увеличение двигательной активности (ежедневные двигательно-активные занятия), трехразовое полноценное горячее питание, в том числе и диетическое, комплексная оздоровительная работа способствовали оптимизации условий обучения, поскольку у подавляющего большинства школьников они не приводили к кумуляции утомления в динамике учебного дня, недели и года.

В настоящее время целый ряд школ не только в Москве, но и в других городах России перешли на новую структуру учебного года. В отличие от существующей она предполагает регулярное чередование учебного и каникулярного времени: 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами. При этом продолжительность учебного года, число каникулярных дней и продолжительность летних каникул остаются неизменными.

Гигиеническая оценка новой структуры учебного года показала, что равномерное чередование учебы и каникул в сравнении с традиционно организованным обучением обеспечивает более благоприятную динамику работоспособности учащихся младших классов даже при использовании интенсифицирующих педагогических технологий. Преимущества нового календаря школьных каникул наиболее значимо проявляются в большей устойчивости показателей работоспособности учащихся на протяжении учебного года и достоверно меньшей частоте случаев сильно-

го и выраженного утомления учащихся, особенно в середине учебного года (54,2 против

42,7 %), когда степень утомления традиционно обучающихся наиболее выражена.

Здоровьесберегающий эффект новой структуры учебного года по сравнению с традиционной формой его организации определяется: снижением острой заболеваемости; меньшим напряжением тоногенной функции сердечно-сосудистой системы; сохранением более высоких адаптационных возможностей учащихся в конце учебного года; меньшей частотой случаев повышенной и высокой степени невротизации учащихся; более устойчивым психоэмоциональным состоянием учащихся; повышением учебной успеваемости учащихся.

Внимание гигиенистов привлекает и вариативность организации профильного обучения. Наиболее заметными формами его осуществления являются монопрофильные, мультипрофильные классы, школа-вуз, а также профильная школа. Наиболее благоприятной, с гигиенической точки зрения, оказалась мультипрофильная модель обучения. Реализация этой модели позволяет наиболее полно учесть интересы каждого учащегося, так как предполагает возможность не только формировать индивидуальные образовательные траектории путем создания индивидуальных учебных планов, но и проводить обучение подростков в малых группах, что создает реальную возможность для личностноориентированной педагогики. Сравнительный анализ выявил, что у учащихся мультипро-фильного класса был самый высокий уровень умственной работоспособности (интегральный показатель работоспособности - 1,7 уел. ед. против 1,16), а также наименьшее число неблагоприятных сдвигов работоспособности и артериального давления (26,1 % против 41,5 % в контроле). Кроме того, доля учащихся, имеющих низкий уровень работоспособ-

ности, в мультипрофильных классах была в пять раз меньше, чем в других профильных классах (4,0 против 20,7 %).

Для учащихся однопрофильных классов поддержание умственной работоспособности сопровождается значительным напряжением вегетативной нервной системы: почти у всех выявлены неблагоприятные сдвиги со стороны сердечно-сосудистой системы (91,4 против 59,1 %). Более низкие, чем при других моделях профильного обучения, уровни работоспособности учащихся мы связываем с особенностями обучения в однопрофильных классах. Для подростков этих классов выбор профиля обучения ограничен, так как школа, как правило, организует не более 1-2 профилей обучения, а при отсутствии непрофильных (общеобразовательных) классов у значительной части старшеклассников происходит «насильственная» профилизация. Это подтверждается результатами наших исследований, поскольку именно в этих классах более половины учащихся не определились с выбором будущей профессиональной деятельности. По данным нашего исследования, реализация этой модели у большинства учащихся приводит к значительному повышению объема суммарной образовательной нагрузки, так как не только для подготовки к поступлению в вуз, но и для успешного обучения в школе старшеклассники вынуждены заниматься дополнительно.

Приведенные результаты научных исследований, на наш взгляд, показывают актуальность проведения гигиенической экспертизы, позволяющей оценить адекватность функциональным возможностям детей всего комплекса образовательных нагрузок и педагогических приемов обучения. Для решения этой задачи и унификации методического арсенала в Институте разработаны методические указания по проведению гигиенической экспертизы программ, технологий и режимов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.