Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК К ПИЩЕ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК К ПИЩЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
31
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Б.П. Суханов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК К ПИЩЕ»

Таблица 3

Суточная нагрузка ДОН на человека в среднем по России

Год

Средняя концентрация ДОН, мг/кг зерна

Суточная нагрузка ДОН, мкг/кг массы тела

1989

1990-1991

1992

1993

1994

1995

0,23 0.02 0,33 0,20 0,03 0,03

0,96 0,07 1,40 0,89 0,12 0,12

требления контаминированной пшеницы в Центральном регионе России — до 19% от общего числа загрязненных партий при достаточно высоком уровне содержания ДОН — до 6,65 мг/кг. На долю остальных регионов приходилось от 1 до 6% потребляемого контаминированного зерна.

На основании результатов этих исследований и данных о фактическом потреблении продуктов переработки зерна в период 1989—1995 гг. в среднем по России была рассчитана суточная нагрузка ДОН на человека (табл. 3). Как видно из табл. 3, суточная нагрузка ДОН на 1 кг массы тела человека в среднем по России различалась по годам и варьировала от 0,07 мкг в 1990—1991 гг. до 1,40 мкг в 1992 г., но во всех случаях оставалась ниже принятой допустимой суточной дозы ДОН для человека — 3 мкг/кг массы тела [14]. Более подробный анализ расчетных величин суточной нагрузки ДОН на человека в отдельных регионах России показал, что эти величины в Северо-Кавказском регионе в течение всего периода наблюдения были выше, чем в других регионах и в среднем по России, и варьировали в период с 1992 по 1995 г. от 0,29 до 4,10 мкг/кг массы тела.

Таким образом, проведенные исследования показали, что в период 1989—1995 гг. в зонах интенсивного производства зерна сохранялся высокий уровень поражения зерновых культур фузариозом и контаминации их ДОН. В годы массовых эпи-фитотий (1989, 1992 и 1993) до 100% изученных партий заготавливаемого зерна содержали ДОН, причем в 50—70% случаев в количествах, превышающих ПДК. Особого внимания заслуживают данные о возможности накопления в зерне, пораженном фузариозом, одновременно двух фузарио-токсинов — ДОН и ЗЛ.

Следует подчеркнуть высокую частоту и уровни загрязнения ДОН продовольственного зерна пшеницы в отдельные годы (1989, 1992, 1993). Высокая частота обнаружения ДОН в зерне (23— 38% образцов), предназначенном на продовольственные цели, очевидно, является прямым следствием широкого распространения фузариоза пшеницы в эти годы. Выявление большого числа партий (9—20%) с превышающим ПДК содержанием ДОН следует расценивать как результат недостаточной эффективности системы производственного контроля за содержанием фузариотоксинов в зерне. Результаты мониторинга и данные о суточной нагрузке ДОН на человека свидетельствуют, что по крайней мере в некоторых регионах России существует вероятность постоянного поступления с пищей ДОН в количествах, которые, согласно современным представлениям о его токсических свойствах [11, 12], нельзя считать абсолютно безопасными для человека.

Литература

1. Методические указания по обнаружению, идентификации и определению содержания дсзоксиниваленола (во-митоксина) и зеараленона в зерне и зернопродуктах. — М„ 1990.

2. Методические указания по учету фузариоза колоса и визуальному определению фузариозного зерна пшеницы. — М„ 1988.

3. Соболев В. С.. Эллер К. И., Пименова В. В. и др. // Вопр. питания. - 1990. — № 1. - С. 68-71.

4. Тутельяи В. А., Кравченко J1. В. Микотоксины. — М.. 1985.

5. Bhat R. V.. Ramakrishna Y., Sashidhar R. В. // Niitr. News India. - 1989. - Vol. 10 - P. 1-3.

6. IARC Monographs on the Evaluation of Carcinogenic Risks to Humans. Vol. 56. - Lyon, 1993. - P. 397-444.

7. Liio X. Y. // Vlycotoxins and Phycotoxins (7-th International IUPAC Symposium: Proceedings). — Tokyo, 1988. - P. 97-98.

8. Morosas W. F. O. // Nat. Toxins. - 1995. - Vol. 3. -P. 193-198.

9. Miller J. D. // J. stored Prod. Res. - 1995. - Vol. 31. -P. 1-16.

10. Park J. J., Smalley E. В., Chu F S. // Appl. Environ. Microbiol. - 1996. - Vol. 62. - P. 1642-1648.

11. Pestka /., Bondy G. S. // Can. J. Physiol. Pharmacol. — 1990.

- Vol. 6S. - P. 1009-1016.

12. Rotler В. A., Preliisky D. В., Pestka J. J. // J. Toxicol. Environ. Health. - 1996. - Vol. 48. - P. 1-34.

13. Scott P. M. ¡j Trichothecene Mycotoxicosis: Pathophysiological Effects / Ed. V. R. Beasley. — Boca Raton. Fl. 1989. — Vol. I. - P. 1-26.

14. Snijers C. H. A. // Neth. J. Plant Pathol. - 1990. - Vol. 96.

- P. 187-198.

15. Wang Z. G., Feng J. N.. Tong Z. // Biomcd. Environ. Sei. — 1993. - Vol. 6. - P. 65-70.

© Б. П. СУХАНОВ. 1998 УДК 614. 31(470)

Б. П. Суханов

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ

ДОБАВОК К ПИЩЕ

ММА им. И. М. Сеченова; Институт питания РАМН, Москва

Сертификация является важнейшим механизмом обеспечения контроля качества и безопасности питания человека.

До 1992 г. Россия относилась к тем немногим экономически развитым странам, где общегосударственная система сертификации качества отсутствовала. И только в 1993 г. был принят Закон "О

сертификации продукции и услуг", по которому изготовитель несет полную ответственность за качество и безопасность производимой продукции, в котором также оговорены механизмы защиты прав потребителей и обеспечения интересов государства.

Среди основных целей сертификации можно выделить следующие:

— создание условий для деятельности предприятий и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации; обеспечение возможности их работы на международном уровне;

— обеспечение защиты потребителей от возможности проникновения на рынок недоброкачественных товаров;

— обеспечение качества и безопасности продукции для населения и окружающей среды.

Сертификация подразделяется на обязательную и добровольную. Обязательная сертификация качества направлена на определение соответствия характеристик каждого конкретного продукта требованиям соответствующей государственной нормативной документации (ГОСТы, ОСТы, Медико-биологические требования к качеству продовольственного сырья и продуктов питания и др.). Добровольная сертификация проводится на соответствие любым другим нормативным документам, согласованным между поставщиком (заявителем) и заказчиком.

Что касается непосредственно биологически активных добавок (БАД) к пище, то, несмотря на огромный интерес к ним со стороны как специалистов, так и потенциальных потребителей, на чрезвычайно интенсивное развитие этой пограничной области науки в последние несколько лет, до настоящего времени вопросы создания законодательной, нормативной и методической базы для их медико-биологической оценки, регистрации и сертификации не разрешены полностью ни на международном, ни на национальном уровне. В данном направлении наиболее активно работают в США, где на федеральном уровне принят ряд документов, касающихся этой проблемы. В соответствии с этими документами, в частности, разработчикам и изготовителям БАД к пище категорически запрещено рекламировать какие бы то ни было терапевтические, лекарственные свойства этих продуктов. Они рассматриваются только как добавки к пище, не проявляющие выраженных лечебных свойств.

В Российской Федерации экспертиза документации, медико-биологическая оценка, санитарно-химические, микробиологические и другие необходимые исследования БАД к пище, равно как и (при необходимости) принятие решения о необходимости проведения их клинической апробации, возложены приказом министра здравоохранения Российской Федерации (№ 117 от 15.04.97 "О порядке экспертизы и гигиенической сертификации биологически активных добавок к пище") на Центр гигиенической сертификации пищевой продукции Департамента санэпиднадзора Минздрава РФ, который расположен на базе Института питания РАМН. В некоторых случаях эта работа проводится совместно с другими уполномоченными на это учреждениями. Организационные формы этой работы постоянно совершенствуются. Принятие решений о сертификации рассматриваемых продуктов осуществляется на заседаниях экспертного совета, в состав которого входят ведущие специалисты Института питания РАМН, Департамента санэпиднадзора Минздрава РФ, Фармкомитета Минздрава РФ, ММА им. И. М. Сеченова, РАПО и др.

Первым этапом работы, связанной с регистрацией БАД в РФ, является обращение заинтересованной в этом организации с письмом на имя руководителя центра, в котором обозначается цель обращения, дается краткая характеристика продукции (страна и фирма-изготовитель БАД, названия продуктов, их назначение). Письмо должно сопровождаться полным набором следующих документов:

— сертификатом происхождения, выданным соответствующими уполномоченными на то органами страны-изготовителя БАД, которым свидетельствуется, что данный продукт производится в такой-то стране, такой-то фирмой, таким-то заводом и что БАД относится к такой-то группе продуктов, что продукция данного предприятия находится под контролем таких-то организаций;

— сертификатом качества фирмы-изготовите-ля на каждый конкретный вид БАД, в котором фирма-изготовитель подтверждает соответствие состава данного продукта и его характеристик декларируемым в представленных для экспертизы документах положениям и санитарному зако-н одател ьству стра н ы - и з готов ител я;

— сертификатом медицинских органов страны-изготовителя БАД, которые ведут контроль за производством, качеством и санитарной безопасностью продукции, изготовляемой на данном предприятии, с указанием, что данный вид БАД соответствует требованиям по качеству и безопасности, предъявляемым к данной продукции в стране, где она производится, и что она зарегистрирована в стране-изготовителе в качестве БАД к пище (должны быть приведены соответствующие реквизиты этой регистрации) и разрешена там для свободной продажи;

— сертификатом фирмы-изготовителя, отражающим ингредиента ьтй состав БАД с указанием доли каждого из входящих в БАД ингредиентов, характеристику БАД, назначение, рекомендации по использованию, методы контроля качества и безопасности, содержания действующих активных начал, сроки и условия хранения;

— сертификатом анализа БАД, выданным фир-мой-изготовителем, где указаны конкретные цифры по результатам санитарно-химических, микробиологических и всех других необходимых исследований, а также о содержании основных активных компонентов, результатах клинических апробаций (если таковые имеются).

Должны быть представлены также образцы БАД в количестве, достаточном для проведения необходимых исследований по определению их качества и безопасности.

БАД к пище, действие которых направлено на активацию и стимуляцию в пределах физиологических функций отдельных органов и систем, например стимуляцию моторно-секреторной, эва-куаторной, выделительной функций, влияющие на жирообразование в организме и накопление или снижение массы тела("сжигатели жира", нормализаторы холестеринового обмена) и т. д., обычно требуют клинической апробации. Этот вопрос решается с поставщиком продукции после первичного рассмотрения представленных на экспертизу материалов. Документы, необходимые для осуществления этой работы, могут представляться в виде заверенных копий. Кроме того, эти

документы должны представляться обязательно в переводе на русский язык, заверены печатью и подписью.

В обязательном порядке фирмой-изготовите-лем представляется и утверждается экспертным советом проект этикеточной надписи для рассматриваемого вида БАД, в которую после согласования ее на экспертном совете не допускается

внесение каких бы то ни было дополнительных сведений и информации.

Положительные результаты экспертной оценки представленной для рассмотрения документации, экспериментальных и клинических исследований БАД служат основанием для принятия положительного решения о гигиенической сертификации БАД.

Условия труда и здоровье работающих

¡(¡. т © КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1998 УДК 613.633:622.34 (571)

Б. В. Устюшин, Р. В. Борисенкова, Л. А. Луценко, Т. В. Юдина, Т. С. Шушкова ГИГИЕНА И ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА ГОРНОРАБОЧИХ ПРИ ДОБЫЧЕ ПОЛИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ

РУД НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эриемана

На предприятиях горнодобывающей промышленности Крайнего Севера рабочие трудятся в условиях воздействия на их организм комплекса внутрирудничных факторов: повышенных концентраций полиметаллической пыли, газов, интенсивного шума, вибрации, дискомфортного микроклимата. Работа физически тяжелая, психоэмоционально напряженная и эргономически необеспеченная. Формирование производственной среды рудников Заполярья происходит в зависимости от внешних климатических условий, глубины разработок полезных ископаемых, геотермического градиента, технологии добычи, используемого оборудования, мощности вентиляционных систем.

Подобная многокомпонентность производственной среды диктует необходимость комплексного подхода к ее оценке, поиску причинно-следственной зависимости состояния здоровья горнорабочих от факторов рудничной среды для разработки системы первичных профилактических мероприятий.

Нами были проведены физиолого-гигиениче-ские исследования на Норильском горно-металлургическом комбинате — на 4 рудниках различного заглубления (от 200 до 1300 м). Функциональное состояние организма горнорабочих оценивали на основе изучения кардиореспираторной системы и антиоксидантного статуса в соответствии с разработанными методическими подходами [3, 4, 6]. Было обследовано 60 горнорабочих основных профессий (проходчики, машинисты ПДМ, ремонтный персонал), а в качестве контрольной группы — 40 рабочих наземной службы.

Проведенные исследования на рудниках Норильского горно-металлургического комбината показали, что одной из основных производственных вредностей является полиметаллическая пыль сложного химического состава, содержащая значительное количество металлов различной токсичности и направленности действия.

Наиболее интенсивное пылевыделение наблюдалось при ручном бурении без промывки, когда среднесменная концентрация пыли достигала 348 мг/м3. В то же время при влажном подавлении она составляла лишь 3,7 мг/м3, при машинном бурении — 4,3 мг/м3, а при отгрузке горной массы — 6,8 мг/м3.

Важное гигиеническое значение, помимо общей концентрации в воздухе взвешенной пыли, имеет содержание в ней металлов. По нашим данным, концентрация никеля в 68,4% отобранных проб превышала установленные нормативы для никеля (0,05 мг/м3) не более чем в 5—10 раз. При этом содержание меди и кобальта было значительно ниже ПДК.

Неблагоприятными производственными факторами, с которыми постоянно сталкиваются горнорабочие, являются также вредные газы, источниками которых служат самоходные дизельные горные машины (доставочно-погрузочные и буровые), буровзрывные работы. Имеет место также естественное поступление природных газов из пород и руд.

Выхлопы горных машин представляют собой сложную смесь газов, обладающих выраженными токсическими (оксид углерода, оксиды азота, некоторые углеводороды), раздражающими (диоксид серы, альдегиды) и канцерогенными (3,4-бенз(а)пирен) свойствами.

Наряду с пылевым и газовым факторами многие горнорабочие подвергаются воздействию шума и вибрации. Влияние шума на рабочих очистных забоев соответствует [1] классу 2-й степени вредности и опасности, на проходчиков — 3-й степени.

Вибрационная опасность связана в основном с использованием бурового инструмента и оборудования. При этом уровни локальной вибрации у проходчиков превышают ПДУ при работе перфораторов на 12—26 дБ при 1,5—2-часовой работе в смену. Бурильщики и машинисты ПДМ подверга-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.