Научная статья на тему 'Гигиеническая рационализация условий труда при ремонте огневой коробки паровоза'

Гигиеническая рационализация условий труда при ремонте огневой коробки паровоза Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биотехнологиям в медицине , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая рационализация условий труда при ремонте огневой коробки паровоза»

И. Ф. Запалкевич, М. Г. Бабаджанян

Гигиеническая рационализация условий труда при ремонте огневой коробки паровоза

Из Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и эпидемиологии Министерства путей сообщения СССР

Эксплуатация паровозного парка связана с периодической промывкой котлов паровозов для удаления накипи, осевшей на их стенках.

После определенного пробега паровоз вводят в депо при температуре в котла около 100°. Нередко на колосниковой решетке огневой коробки, в бункерах и в поддувале остается небольшое количество тлеющего, а иногда даже горящего угля.

Охлаждение воды в котле осуществляется специальной насосной установкой путем циркуляции воды по трубопроводам, присоединяемым к котлу. По достижении температуры воды 30—40° ее спускают из котла и приступают к промывке.

Одновременно с промывкой котла производят ремонт огневой коробки, так как во время пробега паровоза нарушается целость кирпичного свода и герметичность стенок, а также оседает нагар на стенках котла и в дымогарных трубах.

В работе по ремонту огневой коробки принимают участие печники, котельщики и чистильщики труб. Характер и длительность выполняемых ими работ зависят от технического состояния огневой коробки. Иногда внутри ее работает один рабочий, иногда двое или трое одновременно. В одних случаях ремонт внутри огневой коробки длится 15—20 минут, в других— 1—3 часа и более.

В гигиеническом отношении работа по ремонту огневой коробки характеризуется некоторыми неблагоприятными моментами:

1) работа производится внутри замкнутого ограниченных размеров пространства с нагретыми поверхностями.

Произведенные измерения показали, что температура стенок котла со стороны топки достигает 38—40°, колосниковой решетки — 36—46°, кирпичного свода — 40—60°. Нагретые поверхности обусловливают повышение температуры воздуха внутри огневой коробки до 40—50° и выше;

2) при всех операциях, выполняемых в огневой коробке, выделяется большое количество пыли;

3) при горении или тлении даже небольшого количества угля, оставшегося на колосниковой решетке и в гольнике, происходит выделение газов, главным образом окиси углерода.

Наши исследования воздушной среды в огневой коробке во время ремонта паровозов показали наличие окиси углерода почти во всех случаях в концентрациях от 0,01 до 0,35 мг/л воздуха.

В одном из обследованных нами депо было установлено, что до начала ремонта огневой коробки внутренние ее поверхности обмывали из шланга той же водой температуры 30—40°, которой промывали котел. При этом мощная струя воды очищала стенки и свод от сажи и пыли и удаляла все остатки угля. Ремонт в огневой коробке начинали по окончании обмыва через 15—20 минут, в течение которых образовавшиеся там испарения удалялись через дымовые пути. Эта дополнительная обмывочная операция, не предусмотренная «Инструкцией по производству теплой промывки паровозов» и не практикуемая в других депо, должна была дать с гигиенической точки зрения определенный положительный эффект, что и подтвердилось нашими исследованиями.

С целью оценки эффективности этого мероприятия мы произвели ряд параллельных исследований при ремонте огневой коробки без обмыва ее и предварительно обмытой.

Результаты наших исследований показали, что температура поверхностей огневой коробки после промывки снижалась: стен с 38—40° до 35—33°, колосников — с 46—36° до 38—27°, свода —с 60—51° до 49—39°.

Это способствовало понижению температуры воздуха внутри огневой коробки на 6—24°.

Предварительное обмывание огневой коробки дает возможность рабочим начинать ремонт при температуре воздуха в ней до 25—35°, в то время как в необмытой коробке работы начинаются при температуре 35° и выше.

Кроме снижения температуры воздуха, понижение температуры поверхностей огневой коробки приводит к уменьшению интенсивности теплового облучения работающих в огневой коробке.

Относительная влажность воздуха повышается после обмыва с 30 до 60—70%. Нами было проведено исследование сердечно-сосудистой системы у 16 рабочих. Каждое исследование складывалось из троекратного измерения кровяного давления и пульса:-до входа рабочего в огневую коробку, по выходе из нее и после пятиминутного отдыха.

Всего таких исследований проведено 120, из них при режиме без обмыва 70, а с обмывом 50.

Максимальное кровяное давление за время пребывания в огневой коробке несколько повышается при обоих режимах. По выходе из нее при режиме с обмывом происходит восстановление его в течение 5-минутного отдыха почти до начальной величины, а при режиме без обмыва полного восстановления за это время не наступает.

Особенно резкие изменения отмечаются со стороны минимального кровяного давления. При режиме без обмыва оно за время пребывания в огневой коробке понижается на 35—40 мм, за 5 минут отдыха восстановление происходит далеко неполностью— давление остается ниже нормального на 10—20 мм. При режиме с обмывом минимальное кровяное давление за время пребывания в огневой коробке понижается не более чем на 10 мм, а 5-минутный отдых дает полное восстановление.

Та же закономерность отмечается и в отношении пульса: при режиме без обмыва пульс за время пребывания в огневой коробке дает гораздо большее учащение и восстановление после отдыха менее полное, чем при режиме с обмывом.

Указанные закономерности, но с некоторыми индивидуальными различиями были выявлены во всех исследованиях.

Выше мы указывали, что при некоторых основных работах, производимых внутри огневой коробки при ремонте (при разбивке кирпичной кладки свода и выбросе разбитых кирпичей, при ремонте и чистке дымогарных труб и др.), выделяется большое количество пыли.

При обмывании огневой коробки смываются приставшие к ее поверхности твердые частицы и сажа и увлажняются кирпичи свода, в результате чего выделение пыли резко снижается и составляет при режиме с обмывом не более 20 т/и3.

Концентрации окиси углерода в воздухе ргневой торобки паровоза во время ремонта колеблются в широких пределах. При режиме без обмыва из 51 пробы воздуха, взятой в огневой коробке через 10 и 20 минут после начала ремонта, в 2/з всех проб концентрации окиси углерода были выше предельно допустимых.

Пробы воздуха, взятые при режиме с обмывом, в начале ремонта дали более благоприятные результаты: из 44 проб около 50% были ниже предельно допустимых концентраций или не превышали их. Остальные в значительной части не превышали 0,06 мг/л.

Это снижение, в частности, выявилось и при исследовании крови на содержание карбоксигемоглобина. Из 28 анализов крови, произведенных после пребывания в огневой коробке в течение 1—3 часов при режиме без обмыва, карбоксигемоглобин был найден спектроскопически в 9 анализах, т. е. почти в одной трети. Из 12 анализов крови у работавших при режиме с обмывом только в одном был найден карбоксигемоглобин.

На основе проведенного нами сравнительного изучения условий труда при ремонте огневой коробки паровоза при режимах без обмыва и с обмывом мы можем сделать следующее заключение.

Ремонт огневой коробки паровоза с предварительным обмыванием внутренних поверхностей циркуляционной промывочной водой температуры 30—40° дает значительное улучшение санитарно-гигиенических условий труда: снижается температура воздуха, уменьшается тепловое облучение, резко уменьшается запыленность воздуха и снижается концентрация окиси углерода.

Субъективно это сказывается улучшением самочувствия рабочих, а объективно — значительным уменьшением физиологических сдвигов, в частности, со стороны сердечно-сосудистой системы.

Поэтому режим ремонта с предварительным обмыванием огневой коробки следует рассматривать с гигиенической точки зрения как мероприятие, значительно улучшающее условия труда. Для обеспечения еще более высокой гигиенической эффективности обмывания огневой коробки необходимо до ввода паровоза в цех теплой промывки производить тщательную очистку колосниковой решетки и зольников от всех остатков шлака.

Ъ -й -йт

4*

•к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.