И. Ф. Запалкевич, М. Г. Бабаджанян
Гигиеническая рационализация условий труда при ремонте огневой коробки паровоза
Из Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и эпидемиологии Министерства путей сообщения СССР
Эксплуатация паровозного парка связана с периодической промывкой котлов паровозов для удаления накипи, осевшей на их стенках.
После определенного пробега паровоз вводят в депо при температуре в котла около 100°. Нередко на колосниковой решетке огневой коробки, в бункерах и в поддувале остается небольшое количество тлеющего, а иногда даже горящего угля.
Охлаждение воды в котле осуществляется специальной насосной установкой путем циркуляции воды по трубопроводам, присоединяемым к котлу. По достижении температуры воды 30—40° ее спускают из котла и приступают к промывке.
Одновременно с промывкой котла производят ремонт огневой коробки, так как во время пробега паровоза нарушается целость кирпичного свода и герметичность стенок, а также оседает нагар на стенках котла и в дымогарных трубах.
В работе по ремонту огневой коробки принимают участие печники, котельщики и чистильщики труб. Характер и длительность выполняемых ими работ зависят от технического состояния огневой коробки. Иногда внутри ее работает один рабочий, иногда двое или трое одновременно. В одних случаях ремонт внутри огневой коробки длится 15—20 минут, в других— 1—3 часа и более.
В гигиеническом отношении работа по ремонту огневой коробки характеризуется некоторыми неблагоприятными моментами:
1) работа производится внутри замкнутого ограниченных размеров пространства с нагретыми поверхностями.
Произведенные измерения показали, что температура стенок котла со стороны топки достигает 38—40°, колосниковой решетки — 36—46°, кирпичного свода — 40—60°. Нагретые поверхности обусловливают повышение температуры воздуха внутри огневой коробки до 40—50° и выше;
2) при всех операциях, выполняемых в огневой коробке, выделяется большое количество пыли;
3) при горении или тлении даже небольшого количества угля, оставшегося на колосниковой решетке и в гольнике, происходит выделение газов, главным образом окиси углерода.
Наши исследования воздушной среды в огневой коробке во время ремонта паровозов показали наличие окиси углерода почти во всех случаях в концентрациях от 0,01 до 0,35 мг/л воздуха.
В одном из обследованных нами депо было установлено, что до начала ремонта огневой коробки внутренние ее поверхности обмывали из шланга той же водой температуры 30—40°, которой промывали котел. При этом мощная струя воды очищала стенки и свод от сажи и пыли и удаляла все остатки угля. Ремонт в огневой коробке начинали по окончании обмыва через 15—20 минут, в течение которых образовавшиеся там испарения удалялись через дымовые пути. Эта дополнительная обмывочная операция, не предусмотренная «Инструкцией по производству теплой промывки паровозов» и не практикуемая в других депо, должна была дать с гигиенической точки зрения определенный положительный эффект, что и подтвердилось нашими исследованиями.
С целью оценки эффективности этого мероприятия мы произвели ряд параллельных исследований при ремонте огневой коробки без обмыва ее и предварительно обмытой.
Результаты наших исследований показали, что температура поверхностей огневой коробки после промывки снижалась: стен с 38—40° до 35—33°, колосников — с 46—36° до 38—27°, свода —с 60—51° до 49—39°.
Это способствовало понижению температуры воздуха внутри огневой коробки на 6—24°.
Предварительное обмывание огневой коробки дает возможность рабочим начинать ремонт при температуре воздуха в ней до 25—35°, в то время как в необмытой коробке работы начинаются при температуре 35° и выше.
Кроме снижения температуры воздуха, понижение температуры поверхностей огневой коробки приводит к уменьшению интенсивности теплового облучения работающих в огневой коробке.
Относительная влажность воздуха повышается после обмыва с 30 до 60—70%. Нами было проведено исследование сердечно-сосудистой системы у 16 рабочих. Каждое исследование складывалось из троекратного измерения кровяного давления и пульса:-до входа рабочего в огневую коробку, по выходе из нее и после пятиминутного отдыха.
Всего таких исследований проведено 120, из них при режиме без обмыва 70, а с обмывом 50.
Максимальное кровяное давление за время пребывания в огневой коробке несколько повышается при обоих режимах. По выходе из нее при режиме с обмывом происходит восстановление его в течение 5-минутного отдыха почти до начальной величины, а при режиме без обмыва полного восстановления за это время не наступает.
Особенно резкие изменения отмечаются со стороны минимального кровяного давления. При режиме без обмыва оно за время пребывания в огневой коробке понижается на 35—40 мм, за 5 минут отдыха восстановление происходит далеко неполностью— давление остается ниже нормального на 10—20 мм. При режиме с обмывом минимальное кровяное давление за время пребывания в огневой коробке понижается не более чем на 10 мм, а 5-минутный отдых дает полное восстановление.
Та же закономерность отмечается и в отношении пульса: при режиме без обмыва пульс за время пребывания в огневой коробке дает гораздо большее учащение и восстановление после отдыха менее полное, чем при режиме с обмывом.
Указанные закономерности, но с некоторыми индивидуальными различиями были выявлены во всех исследованиях.
Выше мы указывали, что при некоторых основных работах, производимых внутри огневой коробки при ремонте (при разбивке кирпичной кладки свода и выбросе разбитых кирпичей, при ремонте и чистке дымогарных труб и др.), выделяется большое количество пыли.
При обмывании огневой коробки смываются приставшие к ее поверхности твердые частицы и сажа и увлажняются кирпичи свода, в результате чего выделение пыли резко снижается и составляет при режиме с обмывом не более 20 т/и3.
Концентрации окиси углерода в воздухе ргневой торобки паровоза во время ремонта колеблются в широких пределах. При режиме без обмыва из 51 пробы воздуха, взятой в огневой коробке через 10 и 20 минут после начала ремонта, в 2/з всех проб концентрации окиси углерода были выше предельно допустимых.
Пробы воздуха, взятые при режиме с обмывом, в начале ремонта дали более благоприятные результаты: из 44 проб около 50% были ниже предельно допустимых концентраций или не превышали их. Остальные в значительной части не превышали 0,06 мг/л.
Это снижение, в частности, выявилось и при исследовании крови на содержание карбоксигемоглобина. Из 28 анализов крови, произведенных после пребывания в огневой коробке в течение 1—3 часов при режиме без обмыва, карбоксигемоглобин был найден спектроскопически в 9 анализах, т. е. почти в одной трети. Из 12 анализов крови у работавших при режиме с обмывом только в одном был найден карбоксигемоглобин.
На основе проведенного нами сравнительного изучения условий труда при ремонте огневой коробки паровоза при режимах без обмыва и с обмывом мы можем сделать следующее заключение.
Ремонт огневой коробки паровоза с предварительным обмыванием внутренних поверхностей циркуляционной промывочной водой температуры 30—40° дает значительное улучшение санитарно-гигиенических условий труда: снижается температура воздуха, уменьшается тепловое облучение, резко уменьшается запыленность воздуха и снижается концентрация окиси углерода.
Субъективно это сказывается улучшением самочувствия рабочих, а объективно — значительным уменьшением физиологических сдвигов, в частности, со стороны сердечно-сосудистой системы.
Поэтому режим ремонта с предварительным обмыванием огневой коробки следует рассматривать с гигиенической точки зрения как мероприятие, значительно улучшающее условия труда. Для обеспечения еще более высокой гигиенической эффективности обмывания огневой коробки необходимо до ввода паровоза в цех теплой промывки производить тщательную очистку колосниковой решетки и зольников от всех остатков шлака.
Ъ -й -йт
4*
•к