Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ПОМЕЩЕНИЙ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ПОМЕЩЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
222
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ПОМЕЩЕНИЙ»

Литература. Адо А. Д., Ишимова Л. М. Патологическая физиология. М., 1980. Кисляк Н. С. и др. — В кн.: Справочник по функциональной диагностике в педиатрии. М., 1979, с. 450—500. Маслов М. Л. — Гиг. и сан., 1980, № 1, с. 10—12. Павлов Б. А. — Тер. арх., 1960, № 9, с. 44—48.

Берстон М. Гистохимия ферментов. М., 1965.

Пирс Э. Гистохимия. Теоретическая и прикладная. М

1962. '

Справочник по клиническим лабораторным методам исследования. Под ред. Е. А. Кост. М., 1975.

Поступила 21.10.80

УДК 613.155

М. П. Захарченко, М. Т. Дмитриев ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ПОМЕЩЕНИЙ

Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, Ленинград, Институт общей и коммунальной гигиены им: А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Химический состав воздуха в помещениях не должен резко отличаться от атмосферного. Однако нередко, особенно в зимнее время или при плохом проветривании, он может существенно изменяться вследствие поступления продуктов обмена веществ человека, продуктов сгорания или возгонки с нагретых поверхностей отопительных и осветительных приборов, поверхностей ограждений (полимеров, красок), поступления веществ с загрязненным атмосферным воздухом.

Общепризнанный показатель загрязнения воздуха помещений — содержание двуокиси углерода (COj), которое до определенных пределов не является токсичной. Но, как установил Петтенкофер, динамика ее накопления в жилых помещениях отражает изменение химического состава и физических свойств воздушной среды (повышение температуры, влажности и др.), увеличение количества микроорганизмов и запыленности. О суммарном накоплении органических веществ в воздухе судят также по окис-ляемости, определяемой бихроматным методом. В последние годы в гигиенической практике используются газовая хроматография, масс-спектрометрия и инфракрасная спектрометрия (М. Т. Дмитриев и В. И. Киприн; М. Т. Дмитриев и соавт., 1977; М. П. Захарченко и соавт., 1979).

Методические достижения последних лет ставят под сомнение правильность использования СОа в качестве единственного интегрального показателя чистоты воздуха в жилых и общественных" зданиях (М. Т. Дмитриев и соавт., 1979; М. П. Захарченко и соавт.). В связи с этим нами предпринята попытка на основе оценки чистоты воздуха в идентичных условиях с помощью различных показателей установить закономерности их изменения по отношению друг к другу.

Исследования проводили в жилых помещениях с различной плотностью заселения. Измеряли содержание С02, отбирали пробы воздуха для последующего лабораторного определения окисляемости и хромато-масс-спект-рометрического анализа с целью установления суммарного показателя загрязненности. Содержание СОг определяли интерферометрическим методом, общее количество органических веществ — по окисляемости воздуха методом Ц. П. Кругликовой (А. А. Минх). Идентификацию орга- . нических веществ проводили хромато-масс-спектрометри-ческим методом с помощью прибора LK.B-2091, суммы отношений концентраций идентифицированных веществ к ПДК, который обеспечивает предварительное хромато-графичебкое разделение смеси и последующий масс-спект-ральный анализ каждого хроматографического пика путем многократного сканировании. Полученные спектры расшифровывали с помощью атласа масс-спектров (Cornu и Massot). Результаты исследования представлены в таблице.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что концентрация СОг и окисляемость воздуха увеличивались параллельно в соотвётствии с ухудшением условий пребывания людей в помещениях. Что касается содержания веществ, идентифицированных с помощью хромато-масс-спектро-метра, то количество их в зависимости от условий заселения (если судить об этом по суммарному показателю загрязненности) также изменяется. Степень изменения ука-

занных показателей различна, несмотря на идентичные условия эксперимента. Так, в воздухе помещения № 3 концентрация С02 возросла по сравнению с помещением № 1 в 2,7 раза, окисляемость —лишь в 1,6 раза, а суммарный показатель загрязненности — в 3,4 раза. Во всех помещениях обнаруживались одни и те же вещества, но в различных концентрациях.

Если судить о загрязненности по общепризнанному интегральному показателю (СОг), то можно считать воздух чистым в помещении № 1, так как концентрация в нем СОг не превышала ПДК (0,1%). Примерно такой же вывод напрашивается и в отношении окисляемости. Однако это заключение не согласуется с данными хромато-масс-спектрометрии, поскольку содержание многих из идентифицированных веществ превышало ПДК. К числу таких веществ относятся ацетон, толуол, гексаналь, этил-бензол, п-ксилол, сероводород, окись углерода, формальдегид, метилсульфид, диэтиламин, метилиндол, меркаптан и др. То же можно отметить и в отношении остальных жилых помещений. Так, в помещении № 3 концентрация С03 превышала ПДК лишь в 2,2 раза, тогда как концентрация некоторых обнаруженных веществ была выше нее в десятки и даже сотни раз. Прежде всего это касается метилмеркаптана, метилиндола, метилсульфида, 2-этил-гексаналя, диметиламина, диэтиламина, формальдегида, этилбензола, 2-пролилгептанола. У некоторых из идентифицированных веществ (2-метилгексана, м-ксилола, 3,5-днметилгептана, м- и о-ксилола, 2,2-диметил-З-этилпен-тана, 2-метилоктана, 2,3-днметилгептана, З-метил-З-этил-гексена, 2,3-днметилоктана, 2-этил-1-гексанола, 2-этил-гексаналя, 1-метил-2-этилбензола, 1,2,3-триметилбензола, 1,2,3,4-тетраметилпентана, 2,2,4-триметилгептана, 1,2,4-триметилбензола, 1,3,5-триметилбензола, 1-метил-2-изо-пропилбензола, н-декана, 2-этил-4-метил-1-пентанола, 1,2-диэтилбензола, ундекана, 2,6-диметилундекана, 4,8-днме-тилтридекана, гексадекана) не выявлены закономерности накопления параллельно характеру условия пребывания людей в помещениях. Это объясняется наличием других источников образования данных веществ, которые приводят к их значительному накоплению в жилых помещениях, причем содержание некоторых идентифицированных веществ при улучшенном варианте размещения в несколько раз превышало ПДК. Например, концентрация гексаналя превышала ПДК в 3,7 раза, о-ксилола — в 2,3 раза и т. д.

Характеристика газового состава воздуха в помещениях

Показатель Помещение

№ 1 № 2 № 3

Количество С02, % 0,08±0,13 0,15±0,11 0,22±0,12

Окисляемость,

мг/м3 7,4 ±0,91 7,6±0,86 11,9±0,98

Суммарный пока-

затель загряз- 1179,2

ненности, ПДК 351,2 • 433,8

Суммарное содержание в воздушной среде помещений веществ, идентифицированных с помощью хромато-масс-спектрометрии, во всех случаях превышало окисляемость в 4,5—7,8 раза. Столь большое различие между этими веществами можно объяснить совершенством хромато-масс-спектрометрического метода, с помощью которого удается обнаружить вещества, не поддающиеся окислению.

Таким образом, СО^ являющаяся до настоящего времени интегральным показателем степени чистоты воздуха, не отражает всех процессов, происходящих в воздушной среде жилых и общественных зданий. Это обстоятельство должно учитываться при текущем санитарном надзоре. Широкое использование в последние годы в строительстве различных полимерных материалов, одежды из искусственных тканей приводит к образованию комплекса веществ, выделение которых в окружающую среду не связано с накоплением С02. То же можно сказать и об окисляемости. Недоокисленные продукты не улавливаются бихроматным способом, но они составляют значительную часть. Следовательно, идентификацию и определение веществ с помощью хромато-масс-спектрометрии следует шире применять при оценке воздушной среды жилых и общественных зданий и других помещений. Вместе с тем важно продол-

жать изыскание таких простых и доступных интегральных показателей санитарно-химнческой оценки воздушной среды, как содержание С02, но более надежно и полно отражающих загрязнение воздушной среды помещений.

Литература. Дмитриев М. Т., Киприн В. И. —

Гиг. и сан., 1976, № 7, с. 84—88. Дмитриев М. Т., Растянников Е. Г., Елоян Е. Р. —

Там же, 1977, № 12, с. 65—69. Дмитриев М. Т., Губернский Ю. Д., Ты Хыу Тхием

и др. — Там же, 1979, № 11, с. 38—42. Дмитриев М. Т., Губернский Ю. Д., Ты Хыу Тхием и др. — В кн.: Гигиена жилых и общественных зданий. М., 1980, с. 41—44. Захарченко М. П., Краснобаев П. Е., Дмитриев М. Т.—

Воен.-мед. ж., 1979, № 11, с. 49—51. Минх А. А. Методы гигиенических исследований. М., 1971. »

Cornu A., Massot R. Compilation of Mass Spectra! Data. New York, 1975.

Поступила 26.05.81

УДК 613.6:669.162.1«

С. К. Амангельдин

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ КОКСОВЫХ БАТАРЕЙ

Карагандинский'медицинский институт

Нами проведена оценка эффективности оздоровительных мероприятий в коксохимическом производстве (КХП). Исследования выполнены на Карагандинском КХП, в составе которого имеется 7 современных типовых коксовых батарей. Каждая состоит из 65 печей с парными вертикальными регенераторами (ПВР), построенных с учетом последних достижений в технологии производства кокса.

В то же время технология производства кокса имеет ряд проектных недоработок гигиенического характера: недостаточная теплоизоляция, герметизация печей н их оборудования, применение очень- высокой (до 1400 °С) температуры, наличие процессов с открытием раскаленных камер коксования и работ, требующих физических усилий и частого выполнения ремонта, нерациональная схема вентиляционных систем и их недостаточная эффективность и др. Перечисленные санитарно-технические недостатки печей способствовали значительному загрязнению воздуха различными токсическими веществами (компонентами коксового газа), аэрозолями каменноугольной смолы, коксовой и угольной пылью и созданию крайне неблагоприятных микроклиматических условий на рабочих местах (Э. Г. Курова; С. К. Амангельдин, 1969).

Оздоровление условий труда проводилось общими усилиями инженерно-технических работников, врачей медико-санитарной части и санитарной службы области, сотрудниками центральной санитарно-технической лаборатории Карагандинского металлургического комбината с привлечением общественности, служб вентиляции и техники безопасности.

В настоящее время на всех батареях применяется бездымная загрузка шихты, а на батарее № 7 — беспыльная выдача кокса. На всех тушильных башнях установлены каплеотбойные насадки с автоматической промывкой, способствующие уменьшению испарения сточно-феноль-нон воды и загрязнения воздуха ее компонентами (фенолами, аммиаком, цианидами и Др.) на батареях. Для этой же цели она очищается от всех вредных примесей до ПДК на биохимической установке производства. Коксонаправ-ляющие корзины двересъемных машин и планирующие штанги коксовытягивателей защищены от ветра и снаб-

жены кожухом. Герметизированы н теплоизолированы стоянки, газосборники, регенераторы и газовая арматура печей. Своевременно и полностью отсасывается сырой коксовый газ из коксовых камер газодувками цехов хим-улавливання с применением систем автоматизации, что полностью исключает аварийный выход газа в воздух рабочей зоны. Установлены теплоотражательные щиты на стоянках и других рабочих местах. Проведена реконструкция вентиляционных систем УСТ К. Территория цеха убирается с применением специальных машин с пылесосами и контейнерами. Полностью механизированы чистка дверей и рам, крышек и колен стояков, работы на рампе и коксотушительной башне, погрузка и разгрузка на складе огнеупсрсв и др.

Внедрение этих мероприятий дало существенный гигиенический эффект по нормализации микроклимата и снижению содержания вредных веществ и пыли в воздухе рабочей зоны и в целом по улучшению гигиенической обстановки на батареях. За 1979—1980 гг. по сравнению с 1968—1970 гг. резко снизились интенсивность лучистой энергии (в 5—7 раз) и температура воздуха (в среднем на 9,2—14,6°С) на верхних площадках батарей и в тоннелях, уменьшилась запыленность воздуха на верху печей (в 4—8 раз) и на обслуживающих площадках (в 1'/г— 2 раза).

За последние годы отмечалось прогрессирующее увеличение числа проб, содержащих вредных веществ менее ПДК Или их следы. Таких проб в 1968—1970 гг. было 38,4% от общего числа 817, а в 1978—1980 гг.—более 85% из 1340. Процент же проб с количеством, вредных веществ, превышающим ПДК, резко (в 41/2 раза) уменьшился. Следует отметить, что многие компоненты коксового газа (аммиак, бензол и его гомологи, нафталин, пиридин, сернистый газ, сероводород, сероуглерод, цианистые соединения, фенолы н др.) в воздухе всех рабочих мест батарей в 63,7% проб не обнаруживались, а в остальных их было менее ПДК.

Однако условия труда на печах утяжеляются периодическими процессами (загрузка шихты, выдача и прием кокса), при которых необходимо открытие коксовых ка-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.