Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка влияния занятий физической культурой на функциональные возможности организма обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья'

Гигиеническая оценка влияния занятий физической культурой на функциональные возможности организма обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ "А" МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / PREPARATORY AND SPECIAL MEDICAL GROUP "A" / FUNCTIONAL CAPACITY OF THE ORGANISM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Храмцов Петр Иванович, Березина Н.О., Седова А.С.

Приведены результаты динамического наблюдения за 65 обучающимися 2-х и 5-х классов подготовительной (занимались по традиционной программе физического воспитания) и специальной «А» (занимались по специальной авторской программе физического воспитания) медицинских групп в течение учебного года. Установлено, что функциональные возможности организма обучающихся специальной медицинской группы «А» к концу учебного года возрастали более значимо, чем у детей подготовительной медицинской группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Храмцов Петр Иванович, Березина Н.О., Седова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic assessment of the impact of physical education the functional capacity of the organism students with disabilities

Contains results of dynamic observation of 65 pupils of 2-nd and 5-th classes of preparatory and special medical groups «A» (SMG «A») during the academic year. Children of SMG «A» studied by new program of physical education. It is shown that the functional capacity of the organism pupils by the end of the school year has increased. However for children of SMG «A» it increased more significantly than for children of preparatory medical group.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка влияния занятий физической культурой на функциональные возможности организма обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»

АПРЕЛЬ №4 (253)

43

g

УДК 613.955

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

П.И. Храмцов, Н.О. Березина, А.С. Седова НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАН, г. Москва

Приведены результаты динамического наблюдения за 65 обучающимися 2-х и 5-х классов подготовительной (занимались по традиционной программе физического воспитания) и специальной «А» (занимались по специальной авторской программе физического воспитания) медицинских групп в течение учебного года. Установлено, что функциональные возможности организма обучающихся специальной медицинской группы «А» к концу учебного года возрастали более значимо, чем у детей подготовительной медицинской группы. Ключевые слова: функциональные возможности организма; физическое воспитание; подготовительная и специальная «А» медицинские группы.

P.I. Khramtsov, N.O. Berezina, A.S. Sedova □ HYGIENIC ASSESSMENT OF THE IMPACT OF PHYSICAL EDUCATION THE FUNCTIONAL CAPACITY OF THE ORGANISM STUDENTS WITH DISABILITIES □ Research institute of hygiene and health care of children and adolescents, Scientific Center of Children's Health, RAS, Moscow □ Contains results of dynamic observation of 65 pupils of 2-nd and 5-th classes of preparatory and special medical groups «A» (SMG «A») during the academic year. Children of SMG «A» studied by new program of physical education. It is shown that the functional capacity of the organism pupils by the end of the school year has increased. However for children of SMG «A» it increased more significantly than for children of preparatory medical group. Key words: functional capacity of the organism; physical education; preparatory and special medical group «A».

Одной из приоритетных задач образовательного процесса в области физической культуры, установленных Федеральными государственными образовательными стандартами является укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма [5, 6]. В связи с неблагоприятной многолетней динамикой здоровья детей особо актуальными становятся разработка, обоснование и гигиеническая оценка образовательных программ по физической культуре для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья [1, 5].

Цель исследования состояла в гигиенической оценке динамики функциональных возможностей организма обучающихся 2-х и 5-х классов в процессе реализации образовательной программы по физической культуре для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья.

Под наблюдением в динамике учебного года находились 107 обучающихся 2-х и 5-х классов. Проводилась оценка исходного состояния здоровья детей по распределению на группы здоровья в начале учебного года и функциональных возможностей их организма по показателям ЖЕЛ, кистевой динамометрии и координаторной пробы в динамике учебного года [7]. Изучалась также реакция сердечно-сосудистой системы организма детей основной медицинской группы на дозированную физическую нагрузку на основе анализа результатов функциональной пробы Мартине-Кушелевского.

В течение учебного года во 2-х и 5-х классах ре-ализовывалась «Программа по физической культуре для учащихся I—VIII классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А» [2]. Данная программа одобрена экспертным советом по физической культуре Министерства образования и науки Российской Федерации и рекомендована для внедрения в образовательные учреждения страны.

Исходное состояние здоровья детей анализировалось в соответствии с методикой комплексной оценки состояния здоровья детей

(приказ Минздрава России от 30.12.2003 № 621). Установлено, что к I группе здоровья было отнесено 20,4 % второклассников и 11,5 % пятиклассников, ко II группе — 55,5 и 46,2 % соответственно, к III группе — 24,1 и 42,3 % соответственно.

Полученные данные существенно отличались от результатов анализа состояния здоровья детей по данным врачебных заключений из медицинских карт для образовательных учреждений (форма № 26/у—2000). По данным медицинской документации, в школе каждый третий ребенок 2-х классов и каждый четвертый обучающийся 5-х классов был отнесен к I группе здоровья, что в 1,7—2,0 раза превышало количество здоровых детей, установленное в соответствии с методикой комплексной оценки состояния здоровья. В III группу здоровья были включены 7,4 % обучающихся 2-х классов и 21,0 % обучающихся 5-х классов, что в 2—3 раза меньше количества детей, отнесенных к данной группе согласно методике комплексной оценки состояния здоровья.

Анализ показателей физического развития обучающихся 2-х и 5-х классов свидетельствует о высокой частоте встречаемости отклонений (соответственно 36,0 и 38,8 %) с преобладанием детей с избыточной массой тела.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о высокой частоте встречаемости отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья как у второклассников, так и у пятиклассников.

Перед проведением исследований по оценке динамики функциональных возможностей организма обучающихся в процессе физического воспитания сформированы медицинские группы для занятий физической культурой в соответствии с методическими рекомендациями «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» [3, 4].

Для уточнения состава основной медицинской группы обучающиеся этой группы для оценки функционального состояния организма вы-

44

ЗНиСО АПРЕЛЬ №4 (253)

полняли функциональную пробу с дозированной физической нагрузкой Мартине-Кушелевского. Анализ полученных результатов выявил, что 43,3 % второклассников и 33,3 % пятиклассников имели неблагоприятную реакцию сердечнососудистой системы на дозированную физическую нагрузку.

С учетом полученных данных к основной медицинской группе было отнесено только 24,5 % второклассников и 10,9 % пятиклассников. Более половины обучающихся были включены в состав подготовительной медицинской группы, а каждый пятый второклассник и каждый третий пятиклассник — в состав специальной медицинской группы «А» (табл. 1).

Необходимо отметить, что полученные данные не соответствуют распределению детей на медицинские группы по результатам анализа врачебных заключений из медицинских карт, в соответствии с которыми большинство обучающихся было отнесено к основной медицинской группе (85,0 % второклассников и 76,1 % пятиклассников), к подготовительной группе — 11,3 и 21,7 % детей соответственно и только 3,7 % второклассников и 2,2 % пятиклассников были включены в специальную медицинскую группу «А».

Установленный факт указывает на недостаточно высокий профессиональный уровень медицинских работников при распределении обучающихся на медицинские группы для занятий физической культурой.

После уточнения распределения обучающихся 2-х и 5-х классов на медицинские группы проводилась оценка функциональных возможностей организма у обучающихся подготовительной группы и специальной группы «А» в динамике учебного года

Таблица 1. Распределение обучающихся 2-х и 5-х

в процессе реализации образовательной программы по физическому воспитанию обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. 3

У большинства детей подготовительной £ (табл. 2) и специальной (табл. 3) медицинских групп отмечалось увеличение значений показателей жизненной емкости легких, мышечной силы ведущей руки и координаторной пробы. Наряду с позитивными изменениями физиометрических показателей выявлена также отрицательная динамика показателей жизненной емкости легких у 25 % второклассников с отклонениями в состоянии здоровья, а также у каждого третьего обучающегося 5-х классов подготовительной группы и у 42 % детей специальной медицинской группы «А». Ухудшение показателей мышечной силы наблюдалось у каждого четвертого обучающегося подготовительной группы как во 2-х, так и в 5-х классах.

Анализ результатов выполнения координа-торной пробы выявил положительную динамику показателей координации движений у 53 % второклассников подготовительной медицинской группы и у 63,6 % детей специальной медицинской группы «А». В 5-х классах положительная динамика наблюдалась более чем у 90 % обучающихся.

классов на медицинские группы для занятий физической культурой

Медицинская группа 2 классы 5 классы

абс. % абс. %

Основная 13 24,5 5 10,9

Подготовительная 29 54,7 26 56,5

Специальная «А» 11 20,8 15 32,6

Таблица 2. Характер динамики показателей ЖЕЛ, мышечной силы (МС) и координаторной пробы (КП) у обучающихся 2-х и 5-х классов подготовительной медицинской группы

Характер динамики

Класс п Показатели Положительная Отрицательная Без изменений

абс. % абс. % абс. %

ЖЕЛ 14 73,7 5 26,3 0 0

2 кл. 17 МС 10 52,6 5 26,3 4 21,1

КП 9 53,0 4 23,5 4 23,5

ЖЕЛ 14 58,3 8 33,3 2 8,4

5 кл. 24 МС 18 75,0 6 25,0 0 0

КП 22 91,7 2 8,3 0 0

Таблица 3. Характер динамики показателей ЖЕЛ, мышечной силы (МС) и координаторной пробы (КП) у обучающихся 2-х и 5-х классов специальной медицинской группы «А»

Характер динамики

Класс п Показатели Положительная Отрицательная Без изменений

абс. % абс. % абс. %

ЖЕЛ 6 50,0 3 25,0 3 25,0

2 кл. 12 МС 9 75,0 1 8,3 2 16,7

КП 7 63,6 2 18,2 2 18,2

ЖЕЛ 5 41,7 5 41,7 2 16,6

5 кл. 12 МС 11 91,7 1 8,3 0 0

КП 10 90,9 0 0 1 9,1

АПРЕЛЬ №4 (253)

45

Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют об адекватности программы по физической культуре для обучающихся специальной медицинской группы «А». Выявленная отрицательная динамика отдельных физиометри-ческих показателей, вероятно, обусловлена дефицитом двигательной активности детей на фоне увеличения учебных нагрузок к концу учебного года. Случаи отрицательной динамики функциональных показателей необходимо учитывать при обосновании дифференцированного подхода к организации занятий физической культурой обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коданева Л.Н. Методика физического воспитания учащихся специальной медицинской группы //Физическая культура в школе. 2012. № 2. С. 9—16.

2. Коданева Л.Н. Программа по физической культуре для учащихся I—VIII классов общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А». М., 2011.

3. Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья: Методические рекомендации //Вопросы школьной и университетской медицины. 2012. № 1. С. 51—62.

4. Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья: Методические рекомендации — приложения //Вопросы школьной и университетской медицины. 2012. № 2. С. 29—53.

5. Сухинин М.В. Состояние здоровья детского населения мегаполиса в современных условиях //Здоровье населения и среда обитания, 2013. № 3 (242). С. 23—25.

6. ФГОС: примерные программы по учебным предметам //Физическая культура. 2013.

7. Чекалова Н.Г. Методика оценки функционального состояния детей в сфере школьной медицины //Вестник Уральской медицинской академической наук. 2009. № 1. С. 9—26._

Контактная информация:

Храмцов Петр Иванович, тел.: 8 (495) 917-48-31, е-mail: pikhramtsov@gmail.com

Contact information: Khramtsov Petr, рhone: 8 (495) 917-48-31, е-mail: pikhramtsov@gmail.com

УДК 614.38

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УНИВЕРСИАДЫ-2013 В Г.КАЗАНИ

М.А. Патяшина, М.В. Трофимова, А.А. Имамов, Л.Г. Авдонина, Л.А. Балабанова, М.А. Замалиева

Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан), г. Казань

Представлен детальный анализ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в период подготовки и проведения Универсиады 2013 года в городе Казань. Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие, массовые международные мероприятия.

M.A. Patyashina, M.V. Trofimova, A.A. Imamov, L.G. Avdonina, L.A. Balabanova, M.A. Zamalieva □ ABOUT ENSURING SANITARY AND EPIDEMIOLOGIC WELLBEING DURING PREPARATION AND CARRYING OUT UNIVERSIADE-2013 IN KAZAN □ Department of Rospotrebnadzor for the Republic of Tatarstan (Tatarstan), Kazan □

The detailed analysis of ensuring sanitary and epidemiologic wellbeing during preparation and carrying out University games of 2013 in the city of Kazan is submitted. Key words: sanitary and epidemiologic wellbeing, mass international actions.

В период проведения массовых спортивных и культурных мероприятий с участием большого количества спортсменов, гостей и жителей города вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения становятся особенно актуальными [2, 3].

В соревнованиях на XXVII Всемирной летней Универсиаде (далее — Универсиада) с 6 по 17 июля 2013 г. в г. Казани приняли участие почти 8 тыс. спортсменов и около 4 тыс. официальных лиц из 160 стран мира. Российская команда являлась крупнейшей и состояла из 663 спортсменов из 192 вузов 72 регионов, в том числе 51 спортсмен из Республики Татарстан. Было привлечено 19 970 волонтеров из 37 регионов РФ и 38 стран мира. Для проведения спортивных и тренировочных мероприятий были задействованы 48 спортивных объектов, из них 32 соревновательных и 16 тренировочных.

Впервые за период проведения Универсиад параллельно проводилась «Культурная Универсиада» с приуроченным к ней самым масштабным в республике и стране главным татарским национальным праздником «Сабантуй», международными фестивалями им. Ф.И. Шаляпина и им. Рудольфа Нуриева, «Белая сирень» (им. Сергея Рахманинова), «Музыка веры» и другими мероприятиями в области культуры и искусства.

Период проведения массовых мероприятий всегда сопряжен с рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с биологической, химической, радиационной опасностями, в частности заносом и распространением на территории инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, ввозом товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, угрозами террористического характера [1].

Работа Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (далее — Управление) была полностью нацелена на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и недопущение случаев групповых инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.

С момента прибытия первых участников и до отъезда последних гостей работа Управления была организована в круглосуточном режиме в течение 3 недель. Был создан оперативный штаб из 24 специалистов по различным направлениям.

В условиях массового прибытия в город гостей, спортсменов и обслуживающего персонала особое внимание было уделено контролю за местами размещения и соревнования, вопросам обеспечения качественной питьевой водой,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.