Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ОСТЕКЛЕНИЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ОСТЕКЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

НYGIENIC EVALUATION OF MICROCLIMATIC AND ILLUMINATION CONDITIONS FOR GROUP-ACTIVITY ROOMS DESIGNED FOR PREPARATORY GROUPS OF PRESCHOOL INSTITUTIONS

A number of designs of such rooms (intended for group activities of senior preschool children in kindergartens) were evaluated in relation to amount and type of glasswork. Statistical treatment and analysis of the data obtained in this evaluation have made it possible to give recommendations on how to ensure the best microclimatic and illumination conditions for these rooms. The optimal natural illumination is considered to be bilateral illumination through windows located at corners and secondary additional illumination through the bedroom. This would also create optimal microclimatic conditions that correspond to the zone of thermal comfort and the moderate degree of thermoregulation prescribed for children's institutions constructed from standard building blocks.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ОСТЕКЛЕНИЯ»

Выводы

1. В условиях повторных затравок ДМНА наиболее высокий процент выхода опухолей отмечен у самых молодых животных, у них же по сравнению с животными других возрастных групп опухолевый рост наиболее злокачественный.

2. Большая опасность появления опухолей в результате хронической интоксикации ДМНА наблюдалась у животных молодого в озраста, у них же обнаруживался активный рост новообразований и преимущественно его злокачественный характер.

ЛИТЕРАТУРА

Бенеманский В. В., Литвинов Н. H.— Арх. пат., 1969, 10, с. 79—83.

Напалков Н. П., Александров В. А,— В кн.: Канцерогенные N-нитрозоеоединения — действие, синтез, определение. Таллин, 1975, с. 88—89.

ШабадЛ.М. Методы изучения бластомогенности химических веществ, М., 1970.

Шабад Л. М., Савлучинская Л. А.— Бюлл. экспер. биол., 1971, № 3, с. 76.

Шабад Л. М. О циркуляции канцерогенов в окружающей среде. М., 1973.

Шабад Л. М., Саноцкий И. В., Заева Г. Н. и соавт. Гиг. и сан., 1973. № 4, с. 78—81.

Швембергер И. Н.— Вопр. онкол., 1965, № 1, с. 34—39.

BrusickO., JagennathD., Weekes U.— Mutât. Res., 1976, v. 41, p. 51—59.

Druckrey H. et al.— Naturwissenschaften, 1961, Bd 48, S. 134-135.

Druckrey H. et al.— Ibid., 1962, Bd 49, S. 451

Magee Р., Barnes /.— Brit. J. Cancer, 1956, v. 10, p. 114— 122.

Magee Р., Barnes /.— В кн.: Успехи в изучении рака. М. 1971, т. 10, с. 242—323.

Magee Р., Barnes /.— Acta Un. int. Cancer., 1959, v.15, p. 187-190.

Uang /.—Urol. int. (Basel), 1966, v. 21, p. 229.

Zak F., Holzner /.— Proc. Arn. Ass. Cancer Res., 1959, v. 3, p. 75.

Zak F., Holzner 1. et al.—Cancer Res., 1960, v. 20, p. 96—100.

Поступила 23/V11 1979 r.

BLASTOMOGENIC ACTIVITY OF DIMETHYL NITROSAMINE IN RATS OF

DIFFERENT AGES

M. F. Savchenkov, V. V. Benemansky, V. Ya. Levina

The title compound was studied for carcinogenicity in young, adult, and old rats in experiments where it was injected intraperitoneally on 10 occasions at 3 me/kg or administered by inhalation for 8 months at 1.62 mg/m3. In the case of intraperitoneal injections, the percentage tumor yield

was highest and the tumor growth took the most malignant course in those rats given the compound shortly (2 weeks) after birth. In the case of chronic exposure by inhalation, the incidence of tumors, most of which were malignant,-was likewise highest in young rats. '

УДК 613.953.4 + 813.954.41:613.165

Канд. мед. наук Б. 3. Воронова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ОСТЕКЛЕНИЯ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Изучением влияния больших остекленных поверхностей на тепловой и световой режимы учебных помещений школ и физиологические функции учащихся занимались ряд авторов (В. В. Недева; Е. И. Кореневская, 1969; Б. 3. Воронова). Аналогичных работ в детских дошкольных учреждениях не проводилось.

Вместе с тем создание оптимального светового режима и микроклимата в детских дошкольных учреждениях, т. е. создание благоприятных условий для правильного роста и развития организма и в особенности обеспечение оптимальных условий для сохранения зрительных функций и общей работоспособности организма — важнейшая задача гигиенистов.

Мы изучали тепловой, световой режим и некоторые физиологические функции детей 6-летнего возраста в условиях групповых помещений детского сада в разные сезоны года в зависимости от характера остекления. Работу проводили в детском саду, построенном из панелей, изготовленных для жилых зданий серии 1-515. Здание смешанной этажности (средняя часть здания трехэтажная, боковые секции двухэтажные). Высота помещений 3 м. Исследования выполняли в 2 типах групп; I тип — с односторонним остеклений и правосторонним вторичным подсветом через спальню, 11 тип — с двусторонним остеклением с угловым размещением окон и правосторонним вторичным подсветом через спальню. Площадь

Таблица 1

Изменение температуры воздуха в групповых помещениях с разно? степенью остекления в зависимости от температуры

наружного воздуха

Группа односторонним остеклением Группа с двусторонним остеклением и угловым

Температура на- размещением жон

ружного воздуха,

°С число измере- температура воз- пределы коле- число измере- температура в 03- пределы коле-

ний духа, °С баний ний духа, "С баний

-6-10 18 18,4+0,2 16,9—19,9 55 19,7 18,6+21,8

0—5 45 19,2 18,0—20,0 47 20,3+0,3 18,2—21,8

0-5 72 19,7 15,0—22,0 37 19,5 15,5—21,2

6—10 20 20,2-4-0,02 19,9—20,3 20 19,7+0,0{ 1 18,8—20,0

11—15 28 20,8 18,7—22,9 26 19,8 18,0—21,2

16—20 26 23,34-0.2 21,7—24,2 46 20,8 18,2-23,2

21—25 19 23.2+0,07 22,8—23,6 26 22,9+0,2 21,8—23,4

остекления основных светопроемов в группе с односторонним остеклением 5,4 м2, вторичного подсвета через спальню 4,9 м2. В группе с двусторонним остеклением площади остекления основных светопроемов и вторичного подсвета такие же, как в первом случае, а дополнительных светопроемов 8,1 м2. Площади обеих групп 64 м2. Ориентация основных светопроемов одинаковая — юго-западная.

Исследования проводили в течение 2 лет с учетом сезонности. Микроклимат изучали общепринятыми методами. Для оценки микроклимата групповых помещений на протяжении дня с 9 до 16 ч регистрировали температуру и влажность воздуха Гв 6 точках: в 10 см от внутренних и наружных ограждений и в центре групповой на уровне 10 см и 50 см от пола. Одновременно определяли подвижность воздуха. Периодически измеряли температуру воздуха на рабочих местах учащихся и радиационный режим помещений шаровым термометром Вернона. Регулярно регистрировали температуру наружных ограждений, которая влияет на состояние микроклимата (А. Г. Глущен-ко; В. В. Недева).

Условия отопления и вентиляции в сравниваемых помещениях были примерно одинаковыми, о чем свидетельствовали результаты периодических измерений температуры теплоносителя и поверхности отопительных приборов (радиаторов). Группы имели вытяжную вентиляцию с естественным побуждением, в процессе исследований учитывали все изменения в условиях проветривания помеще-I ний с помощью фрамуг, окон и дверей. Всего про-' ведено около 4000 исследований микроклимата. Одновременно изучали световой режим групповых помещений с помощью люксметра Ю-16. Проведено 12 364 определения естественной освещенности.

Критерием оценки микроклимата служило тепловое состояние учащихся. Под наблюдением на-ЛЬдились 60 детей 6-летнего возраста без отклонений в состоянии здоровья. У них измеряли температуру кожи в 8 точках 3—4 раза в день, что позволило судить о динамике кожной температурной топографии. Определяли электрическое сопротив-

ление кожи в 3 точках. Теплоощущение детей не регистрировали, так как их ответы не отражали истинного теплового состояния. Учитывали также одежду детей.

Для более глубокой оценки теплового состояния детей изучали также кожно-сосудистые реакции на локальное охлаждение. Всего проведено около 9500 исследований теплового состояния и около 1000 «холодовых» проб. Дети были в основном в одежде, состоящей из 2 слоев в области туловища и обеспечивающей тепловое сопротивление около 1,2 кло.

Температура наружного воздуха в течение эксперимента изменялась в диапазоне от +25 до —10 °С. Сравнительная оценка полученных материалов показала, что средняя температура воздуха в обеих группах при температуре наружного воздуха от —5 до +15 °С колебалась в диапазоне от 19 до 21 °С (табл. 1).

При диапазонах температур наружного воздуха 16—20 и 21—25 °С средние показатели вгруппах с односторонним остеклением значительно повышались и составляли в среднем 23,3 °С, в то время как в группе с двусторонним остеклением температура в помещении соответственно составляла 19— 21 °С и 22,9 °С (что, по-видимому, связано с более низкой температурой дополнительного остекления, ориентированного на северо-западные румбы горизонта).

Данные скорости движения воздуха были близки в обеих группах, за исключением весеннего периода, когда в группе с двусторонним остеклением скорость движения воздуха была выше, чем в группе с односторонним остеклением, что, вероятно, можно объяснить большим количеством стекла, а отсюда — и большей продуваемостью. Влажность воздуха в помещении почти всегда была выше в группе с двусторонним остеклением с угловым размещением окон. Радиационная температура изменялась аналогично температуре помещения, и отмечена та же тенденция. Проведенный анализ микроклиматических факторов в помещении групп с разной степенью остекления показал, что относительная влажность и скорость движений

Таблица 2

Коэффициенты равномерности естественного освещения ■ групповых помещениях с разным типом остекления по сезонам года

Остекление Зима Весна Осень

Одностороннее 0,23 0,43 0,21

Двустороннее с угловым 0,45 0,45 0,33

размещением окон

воздуха в сравниваемых помещениях существенно не различались. Температура воздуха в группе с двусторонним остеклением укладывалась в диапазон воздуха 19—22 °С, в 85 % случаев, в группе же с односторонним остеклением—только в 50 %.

Анализируя показатели теплового состояния, мы определили зоны теплового комфорта для детей в группах с разной степенью остекления.

Критериями для определения зоны теплового комфорта для детей служили следующие признаки: относительная стабилизация средних показателей температуры кожи туловища и конечностей при повышении температуры воздуха, вариабельность их индивидуальных значений, минимальная активность потовых желез, высокая лабильность кожных сосудов (С. М. Громбах; Е. И. Коренев-ская, 1965).

Анализ материала о тепловом состоянии показал, что относительная стабилизация температуры кожи груди и кисти у детей обеих групп отмечалась при температуре воздуха 20—21 °С, голени у детей в помещении с односторонним остеклением при температуре 19—20 °С, в группе с двусторонним остеклением — при 21—22 °С. Максимальный размах колебаний индивидуальных значений температуры кожи отдельных участков тела и отсутствие потоотделения отмечались в группе с односторонним остеклением при температуре воздуха 19—20 °С, в группе же с двусторонним остеклением — при 20—21 °С. В группе с односторонним остеклением при температуре воздуха 19—20 сС и в группе с двусторонним остеклением при температуре воздуха 20—21 °С наблюдалась высокая лабильность кожных сосудов, т. е. наибольшее снижение температуры кожи в ответ на охлаждение прн наиболее коротком времени ее восстановления, и максимальная величина отношения периода быстрого восстановления температуры кожи после охлаждения к общему времени восстановления, что свидетельствует о более совершенном протекании реакции кожных сосудов на внешнее воздействие (М. Н. Евлампиева; Е. И. Кореневская, 1969).

Таким образом, по большинству показателей можно судить, что тепловой комфорт детей в группе с односторонним остеклением обеспечивается при температуре воздуха 19—20 °С, в группе с двусторонним остеклением с угловым размещением окон — температурой воздуха 20—21 сС, т. е. зона теплового комфорта по сравнению с группой

с односторонним остеклением сдвинута в сторону более высоких температур. Это, по-видимому, связано с различной радиационной обстановкой сравниваемых помещений. Аналогичный сдвиг отмечался в классах с ленточным остеклением, ориентированных на север (В. В. Недева; Б. 3. Воронова). При температуре воздуха 22—23 °С установлено существенное увеличение влажности кожи, которое сопровождается некоторым снижением температуры кожи лба и груди. При темпе* ратуре выше 22 °С отмечается уже выраженное напряжение терморегуляционного аппарата детей. Исследования позволили выделить микроклиматические параметры, обеспечивающие комфортное тепловое состояние детей 6 лет дифференцированно для групп с разной степенью остекления.

Наши данные в отношении зоны теплового комфорта для детей 6-летнего возраста в условиях групповых помещений детского сада из унифицированных панелей оказались аналогичны данным зоны теплового комфорта для детей младшего школьного возраста в школах из новых строительных материалов во 2-й строительно-климатической зоне, разработанных ранее в Институте гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР (В. В. Недева; Е. И. Кореневская, 1969; Б. 3. Воронова).

Анализ естественного освещения в сравниваемых помещениях показал, что коэффициент естественной освещенности (КЕО) во все сезоны года в учебной зоне обоих помещений соответствует допустимому — 2,5—5% (М. А. Шарова, 1964). Глубина^ помещения в обеих группах была 6 м. Высота верхнего края окна составляла 2 м 50 см. В глубине помещения в группе с односторонним остеклением во все сезоны года в точках, наиболее удаленных от окна, КЕО был меньше единицы, в то время как в группе с двусторонним остеклением с угловым размещением окон КЕО ниже единицы не снижался. Осенью в группе с двусторонним освещением с угловым размещением окон КЕО на 2-м ряду столов был значительно выше, чем в сравниваемой группе (4,6 против 3,1%). В учебной зоне столы стояли параллельно основной ленте окон (табл. 2).

Как видно из табл. 2, в группе с двусторонним остеклением коэффициент равномерности освещения по сравнению с группой с односторонним остеклением довольно высок: в зимний и весенний периоды он составлял 0,45 против 0,23 и немного снижался осенью, но и тогда ом был значительно выше, чем в сравниваемой группе (0,33 против 0,21). С количественной стороны естественное освещение в группе с односторонним остеклением не удовлетворяет гигиеническим требованиям, так как во все сезоны года на 2-м ряду столов в учебной зоне помещения в небольшом проценте случаев вст» чаются допустимые уровни освещения — 600-^ 1200 лк. Осенью достаточно часто встречаются низкие уровни освещения и на 1-м н на 2-м рядах столов. В группе же с двусторонним остеклением

оно также не тсегда благоприятно, однако уровни естественной освещенности здесь более близки к оптимальным, меньше случаев с крайне низкой освещенностью (только осенью в маленьком проценте случаев).

Полученные данные показали, что при сравнении 2 групп с разной степенью остекления наиболее благоприятная световая обстановка создается в группе с двусторонним остеклением с угловым Лйзмещением окон и правосторонним вторичным подсветом через спальню, так как в данной группе наблюдались наиболее высокие уровни естественной освеще нности и КЕО, наибольший коэффициент равномерности помещения, а также благоприятные условия естественной освещенности во все сезоны года в

учебной зоне, т. е. на поверхности столов, где осуществляются обязательные учебные занятия.

Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что наиболее рациональным из изучаемых вариантов в системе естественного освещения окон следует считать двустороннее освещение с угловым размещением окон и правосторонним вторичным подсветом через спальню. В этих же помещениях создаются наиболее оптимальные микроклиматические условия, которые в большинстве случаев соответствуют зоне теплового комфорта и умеренного напряжения терморегуляции, установленным для детских учреждений, созданных из унифицированных панелей.

ЛИТЕРАТУРА

Воронова Б. 3,— Гиг. и сан., 1971, № 11, с. 118—119.

Глущенко А. Г. Гигиеническое обоснование выбора ориентации классных комнат в условиях средней климатической полосы Украины. Дис. канд. Киев, 1963.

Г ромбах С. М. Гигиеническое обоснование норм температуры воздуха в учреждениях для детей раннего возраста. М., 1956.

Евлампиева М. Н.— Гиг. и сан., 1968, № 6, с. 24—28.

Кореневская Е. И.— В кн.: Гигиенические вопросы строительства школ и дошкольных учреждений. М., 1965, с. 107.

Кореневская Е. И. Тепловое состояние детей как основа нормирования микроклимата школьных зданий. Дис. докт. М., 1969.

Недева В. В. Микроклимат учебных помещений и тепловое состояние детей в школах с новыми ограждающими конструкциями. Дис. канд. М., 1966.

Шарова М. А.— В кн.: Научная конф. по гигиеническим вопросам строительства и оборудования школ и детских дошкольных учреждений. Материалы. М., 1964, с. 49—50.

Поступила 12/1V 1979 г.

H YGIENIC EVALUATION OF MICROCLIMATIC AND ILLUMINATION CONDITIONS FOR GROUP-ACTIVITY ROOMS DESIGNED FOR PREPARATORY GROUPS OF PRESCHOOL INSTITUTIONS

B. 1. Voronova

A number of designs of such rooms (intended for group activities of senior preschool children in kindergartens) were evaluated in relation to amount and type of glasswork. Statistical treatment and analysis of the data obtained in ¡his evaluation have made it possible to give recommendations on how to ensure the best microclimatic and illumination conditions for these rooms. The optimal natural illumi-

nation is considered to be bilateral illumination through windows located at corners and secondary additional illumination through the bedroom. This would also create optimal microclimatic conditions that correspond to the zone of thermal comfort and the moderate degree of thermoregulation prescribed for children's institutions constructed from standard building blocks.

УДК1617-001.37-092.9-02:54«. 175-323

Акад. АМН СССР проф. Л. А. Ильин, доктор биол. наук А. Т. Иванников, канд. мед. наук Б. А. Попов, Г. А. Алтухова, И. М. Парфенов *

РЕЗОРБЦИЯ И МИКРОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ 241Ат В КОЖЕ КРЫС ПРИ ОЖОГЕ АЗОТНОЙ КИСЛОТОЙ

В условиях профессионального контакта с ра-[иоактивными веществами возможно загрязнение ожного покрова радионуклидами в концентрированных кислотах. Сведения о проникновении адионуклидов в кожу и всасывании их при хими-еских ожогах кожи, вызванных кислотами, не-шогочисленны. Имеются сообщения об усилении ежрбции плутония в организм в результате ожо-кожи плеча II степени, вызванного сильнокис-ым раствором нитрата плутония и

эавт.). Об ожоге кожи горячей хлоруксусной ислотой, меченной "С, и значительном всасыва-

нии последнего в организм сообщают Dancer и соавт. На увеличение резорбции через кожу крыс плутония в концентрированной азотной кислоте указывается в работах Weeks и Oakley. Согласно результатам их исследования, скорость всасывания плутония через кожу крыс колеблется от 0,3"о для 0,1 н. HNOs до 2% для 10 н. HN03 раствора 239 Ри на протяжении 5 сут. В то же время при нанесении слабокислого раствора азотнокислого плутония (0,4 н.) на ладонь человека уровень резорбции 238 Ри за 8 ч контакта был незначителен и составил всего 0,016%, или 0,002% в час (Langham).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.