Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка условий труда ремонтников железнодорожного подвижного состава в заводских условиях'

Гигиеническая оценка условий труда ремонтников железнодорожного подвижного состава в заводских условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1115
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ВАГОНОРЕМОНТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / УСЛОВИЯ ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / RAILWAY ROLLING STOCK PLANT / WORK CONDITIONS / OCCUPATIONAL RISK / OCCUPATIONAL DISEASES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Судейкина Наталья Александровна, Куренкова Г.В.

Комплексная гигиеническая оценка условий труда основных профессиональных групп вагоноремонтного производства в заводских условиях свидетельствует о том, что работники подвергаются воздействию факторов химической природы в концентрациях, превышающих предельно допустимые (свинца, марганца, щелочей едких, серной и азотной кислот, хрома триоксида, пыли с содержанием кремния, корунда белого, дижелеза триоксида, силикатсодержащей пыли, пыли древесной и углеродной), высоких уровней шума, локальной вибрации, недостаточных уровней искусственной освещенности. Используется ручной труд, что определяет высокую степень тяжести трудового процесса большинства работников. Выявлено несоответствие качественной и количественной оценки условий труда по химическому фактору при проведении разных видов контроля: аттестации рабочих мест по условиям труда, производственного и государственного контроля. Дана априорная оценка профессионального риска в трех основных цехах, определено 13 профессий с малым (умеренным) риском, 9 профессий со средним (существенным) риском, 6 профессий с высокой (непереносимой) категорией риска и 1 профессия с очень высокой (непереносимой) категорией риска. Установлено, что низкие показатели профессиональной заболеваемости, по данным официальной статистики, не согласуются с высокой вероятностью их возникновения на производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Судейкина Наталья Александровна, Куренкова Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic assessment of working environment for repairers of railway rolling stock in plant conditions

The comprehensive hygienic assessment of working environment for main occupational groups Railway Car Repair Plant in factory conditions shows that workers are exposed to the impact of factors of chemical nature in concentrations exceeding maximum allowable (lead, manganese, alkali caustic, sulphuric and nitric acids, chromium trioxide, silicon-containing dust, white corundum, diiron trioxide, silicate-organic dust, wood and carbon dusts), the high level of noise, the local vibration, insufficient levels of artificial lighting. The manual work is used, that determines the high severity of the labor process in the most of workers. There was identified the inconsistency of quality and quantitative estimation of the work conditions on chemical factor at implementation of various types of control: certification of workplaces on work conditions, productions and state control. There was given an a priori evaluation of the occupational risk in the three main workshops, there were detected 13 occupations with mild (moderate) risk, 9 occupations with average (significant) risk, 6 professions with high (intolerable) risk category and 1 occupation with very high (intolerable) risk category. Low indices of occupational diseases according to official statistics were established fail to be consistent with a high probability of their occurrence in the production.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка условий труда ремонтников железнодорожного подвижного состава в заводских условиях»

О СУДЕЙКИНА Н.А., КУРЕНКОВА Г.В., 2015

УДК 613.6:656.3

СудейкинаНА.12, Куренкова Г.В.1

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА РЕМОНТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ЗАВОДСКИХ УСЛОВИЯХ

'ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России, 664003, Иркутск; 2Восточно-Сибирский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, 664039, Иркутск

Комплексная гигиеническая оценка условий труда основных профессиональных групп вагоноремонтного производства в заводских условиях свидетельствует о том, что работники подвергаются воздействию факторов химической природы в концентрациях, превышающих предельно допустимые (свинца, марганца, щелочей едких, серной и азотной кислот, хрома триоксида, пыли с содержанием кремния, корунда белого, дижелеза триоксида, силикатсодержащей пыли, пыли древесной и углеродной), высоких уровней шума, локальной вибрации, недостаточных уровней искусственной освещенности. Используется ручной труд, что определяет высокую степень тяжести трудового процесса большинства работников. Выявлено несоответствие качественной и количественной оценки условий труда по химическому фактору при проведении разных видов контроля: аттестации рабочих мест по условиям труда, производственного и государственного контроля. Дана априорная оценка профессионального риска в трех основных цехах, определено 13 профессий с малым (умеренным) риском, 9 профессий со средним (существенным) риском, 6 профессий с высокой (непереносимой) категорией риска и 1 профессия с очень высокой (непереносимой) категорией риска. Установлено, что низкие показатели профессиональной заболеваемости, по данным официальной статистики, не согласуются с высокой вероятностью их возникновения на производстве.

Ключевые слова: вагоноремонтное предприятие; условия труда; профессиональный риск; профессиональные заболевания.

Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(7): 73-77.

Sudeikina N.A.12, Kurenkova G.V.1 HYGIENIC ASSESSMENT OFWORKING ENVIRONMENT FOR REPAIRERS OF RAILWAY ROLLING STOCK IN PLANT CONDITIONS

Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russian Federation, 664003; 2East-Sibirian territorial Department of the Federal Servicefor the Oversight of Consumer Protection and Welfare on Railway railway transport, Irkutsk, Russianfederation, 664039

The comprehensive hygienic assessment of working environment for main occupational groups Railway Car Repair Plant in factory conditions shows that workers are exposed to the impact of factors of chemical nature in concentrations exceeding maximum allowable (lead, manganese, alkali caustic, sulphuric and nitric acids, chromium trioxide, silicon-containing dust, white corundum, diiron trioxide, silicate-organic dust, wood and carbon dusts), the high level of noise, the local vibration, insufficient levels of artificial lighting. The manual work is used, that determines the high severity of the labor process in the most of workers. There was identified the inconsistency of quality and quantitative estimation of the work conditions on chemical factor at implementation of various types of control: certification of workplaces on work conditions, productions and state control. There was given an a priori evaluation of the occupational risk in the three main workshops, there were detected 13 occupations with mild (moderate) risk, 9 occupations with average (significant) risk, 6 professions with high (intolerable) risk category and 1 occupation -with very high (intolerable) risk category. Low indices of occupational diseases according to official statistics were established fail to be consistent with a high probability of their occurrence in the production.

Key words: railway rolling stock plant; work conditions; occupational risk; occupational diseases. For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(7): 73-77. (In Russ.) For correspondence: Natalia A. Sudeikina; е-mail: sudeikina_na@mail.ru Received 15.02.15

Введение

В настоящее время на большинстве предприятий нашей страны сложилась неблагополучная, а нередко критическая, ситуация с условиями труда. Число работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, в последние годы не меняется и составляет около трети работающего населения. Основными причинами сложившейся ситуации названы старение и износ технологического оборудования, сокращение объёмов ремонта, реконструкций и технологического перевооружения производств [1].

В транспортной инфраструктуре занято 6% трудоспособного населения страны, из них около 26% (при-

Для корреспонденции: Судейкина Наталья Александровна; sudeikina_na@mail.ru

мерно один миллион) составляют работники железнодорожного транспорта [2]. Экономическое развитие, жизнеобеспечение значительных по площади территорий восточных регионов обусловили актуальность гигиенических исследований условий труда и оценки последствий воздействия факторов рабочей среды, разработки профилактических мероприятий для работников железнодорожных объектов Восточной Сибири.

Во многом безопасность подвижного состава железнодорожного транспорта непосредственно зависит от работников, производящих ремонт, модернизацию и сервисное обслуживание локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов. Особое место занимают работы в заводских условиях вагоноремонтного производства, где осуществляется ремонт пассажирских, багажных, почтовых, специальных вагонов работниками разных

Таблица 1

Химические вещества, АПФД воздуха рабочей зоны вагоноремонтного производства и их источники

Цех Технологические процессы (участки) Химические вещества Профессиональные группы условий

труда

Вагонокузовной

Вагоносборочный

Вагоноколесный

Разборка и ремонт кузовов вагонов, ремонт систем отопления и водоснабжения, ремонт и комплектация вагонной гарнитуры, гальваническая обработка деталей, распиловка и обработка древесины, окраска деревянных конструкций

Резка оргстекла, текстолита, пайка, лужение, очистка, мойка, окрасочные работы (распылителем), механическая обработка деталей, зарядка аккумуляторов, обработка древесины и изготовление деревянных конструкций для электровозов и вагонов, окраска деревянных конструкций

Ремонт и новое формирование вагонных колесных пар, механическая обработка осей колесных пар, центров колесных пар

Пыль с содержанием кремния, хрома триоксид, корунд белый, щелочи едкие, углерода оксид, гидроксибен-зол, формальдегид, никель, медь, серная кислота, азотная кислота, этинилбензол, цинка оксид, гидрохлорид, дижелеза триоксид, марганец, азота диоксид, углерода пыль, свинец, диметилбензол, метилбензол, бензол, уайт-спирт, углеводы алифатические предельные, кремния диоксид, силикатсодержащие пыли, пыль древесная, керосин

Диметилбензол, метилбензол, бензол, уайт-спирт, углеводы алифатические предельные, гидроксибензол, формальдегид, азотная кислота, углерода пыль, силикатсодержащие пыли, пыль стекловолокна, алюминий и его сплавы, щелочи едкие, углерода оксид, дижелеза триоксид, марганец, азота диоксид, свинец, гидрофторид, гидрохлорид, пыль древесная

Диметилбензол, метилбензол, бензол, щелочи едкие

Гальваник, газорезчик, изолировщик, 3.1/3.4 заточник, корректировщик ванн, котельщик, лудильщик, маляр, машинист моечных машин, обойщик, полировщик, прессовщик-вулканизаторщик, прессовщик изделий из пластмасс, столяр, травильщик, фрезеровщик, чистильщик, электросварщик, слесарь-инструментальщик, слесарь по ремонту подвижного состава, наладчик оборудования, мойщик-уборщик

Аккумуляторщик, жестянщик, 3.1/3.2

заточник, маляр, комплектовщик, мойщик-уборщик подвижного состава, оператор установок по нанесению нанопокрытий в вакууме, обойщик, рамщик, слесарь по ремонту подвижного состава, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, станочник деревообрабатывающих станков, столяр, шлифовщик, электросварщик, пропитчик

Маляр, машинист моечных машин, 3.1 машинист крана, прессовщик колесных пар, слесарь, токарь, стропальщик, шлифовщик

специальностей вручную с применением механизированного и немеханизированного инструмента.

Цель работы - выявить особенности формирования и дать комплексную гигиеническую оценку условий труда работников вагоноремонтного производства для разработки профилактических мероприятий.

Материалы и методы

Гигиенические исследования проводились на локо-мотивовагоноремонтном заводе в вагоносборочном, ва-гонокузовном и вагоноколесном цехах, с общим числом рабочих мест 899.

С целью изучения условий труда дана качественная и количественная характеристика факторов производственной среды (химических веществ, аэрозолей преимущественно фиброгенного действия (АПФД), параметров микроклимата, шума и вибрации, освещенности, тяжести и напряженности трудового процесса) в соответствии с действующими методическими и нормативными документами санитарного законодательства по материалам собственных исследований, производственного и государственного контроля, аттестации рабочих мест.

Полученные результаты обработаны с использованием общепринятых статистических методов исследования и последующей оценкой классов условий труда, априорного профессионального риска в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов производственной среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки».

Проведён анализ профессиональной заболеваемости за 10-летний период (с 2004 по 2014 г.) в 16 профессиональных группах 14 основных производственных участков.

Результаты и обсуждение

При комплексном гигиеническом обследовании установлено, что ремонт вагонов производится в несколько этапов в трёх основных цехах вагоноремонтного производства на разных производственных участках. Работы в вагоносборочном цехе осуществляются на малярном, мебельном, оконно-дверном, электровагонном и ваго-ностолярном участках; в вагонокузовном цехе производятся разборка и ремонт кузовов вагонов, ремонт систем отопления и водоснабжения, ремонт и комплектация вагонной гарнитуры на гальваническом, комплектовочном, механо-тележечном, слесарном, тормозном участках, а также столярно-обойном и слесарно-обойном участках разборки. Работники вагоноколесного цеха производят ремонт и новое формирование вагонных колесных пар, механическую обработку осей колесных пар, центров колесных пар, формирование колесных пар на участке пресса и роликовом участке.

Исследование производственной среды на рабочих местах позволило выявить комплекс неблагоприятных факторов, воздействующих на работающих: химические вещества и АПФД, шум, локальная вибрация, неблагоприятная световая среда, вынужденная рабочая поза, опасность производственного травматизма.

Следует отметить, что на заводе отдельные изолированные помещения для каждого этапа производства не предусмотрены, условное зонирование участков в цехах

проведено по видам работ, вследствие чего влиянию неблагоприятных факторов подвергаются все работающие, участвующие в ремонте вагонов.

Ведущим вредным фактором производственной среды вагоноремонтного производства является содержание вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны, превышающее предельно допустимые концентрации (ПДК): свинца на рабочем месте слесаря-электрика по ремонту электрооборудования вагоносборочного цеха (в 48 раз); марганца на рабочем месте маляра ваго-нокузовного цеха (в 7,6 раза); щелочей едких на рабочих местах корректировщика ванн, гальваника, слесаря-инструментальщика, чистильщика металла и отливок ва-гонокузовного цеха (в 1,5-2 раза); на рабочем месте травильщика вагонокузовного цеха серной кислоты (в 3,9 раза) и азотной кислоты (в 1,6 раза); хрома триоксида на рабочем месте гальваника вагонокузовного цеха (в 1,2 раза) (табл. 1).

Содержание в воздухе рабочей зоны аэрозолей, преимущественно фиброгенного действия, и пылей, содержащих природные искусственные волокна, также значительно выше допустимых значений: пыль с содержанием кремния на рабочих местах чистильщика металлов и отливок, слесаря по ремонту подвижного состава, полировщика-котельщика вагонокузовного цеха превышала ПДК от 1,5 до 9,4 раза; корунда белого на рабочем месте полировщика вагонокузовного цеха - в 1,5 раза; дижеле-за триоксида на рабочих местах слесаря по ремонту подвижного состава, чистильщиков металла и отливок, электросварщиков ручной сварки, газорезчиков, столяров, котельщиков вагонокузовного цеха - в 1,5-2 раза, сили-катсодержащих пылей - в 3,8 раза - на рабочем месте изолировщика вагонокузовного цеха, пыли древесной на рабочем месте шлифовщика вагоносборочного цеха - в 2,9 раза; углерода пыли - в 1,5-2,2 раза - на рабочих местах электросварщика ручной сварки, слесаря по ремонту подвижного состава, газорезчика, электросварщика вагонокузовного и вагоносборочных цехов.

Превышение ПДК химических веществ может привести к развитию профессиональных заболеваний (отравлений). Воздействие пыли может вызвать специфические и неспецифические заболевания: пылевые фиброзы (пневмокониозы), аллергические реакции, поражения глаз (конъюнктивиты, воспаление роговицы), рак легких, а также оказывать непосредственно токсическое действие (в случае вдыхания пыли, токсичной по своему химическому составу) [3].

Следует отметить, что при проведении анализа химического фактора производственной среды ваго-нокузовного цеха по результатам аттестации рабочих мест, производственного и государственного контроля выявлено несоответствие качественной и количественной оценки условий труда по химическому фактору при проведении разных видов контроля. Так, при проведении аттестации рабочих мест вагонокузовного цеха были изучены лишь медь, серная кислота, щелочи едкие, кремния диоксид, бензол, диметилбензол, керосин, углерода оксид, дижелеза триоксид, углерода пыли, азота диоксид, марганец. При этом фактов превышения ПДК не установлено, расчет коэффициента суммации не проведен, что позволило аттестуемой организации отнести условия труда на данных участках к допустимым (2-й класс). В то же время по результатам производственного и государственного контроля на рабочих местах, по степени превышения гигиенических нормативов химических веществ, а также с учетом ко-

эффициента суммации условия труда относены к вредным 1-й и 2-й степени (классы 3.1 и 3.2). На расхождения оценки по результатам аттестации рабочих мест и производственного контроля указывают и другие исследователи [4].

Основными источниками шума в цехах являются механическая обработка деталей на токарных, фрезерных, заточных станках, сварка, обработка древесины на ленточных, строгальных, фрезерных, шипорезных, свер-лильно-пазовальных, круглопильных станках, работа пневмо- и виброинструментов.

Установлено, что эквивалентные уровни звука на рабочем месте электросварщиков ручной сварки, слесарей газодинамической чистки, столяров, полировщиков, заточников, котельщиков, чистильщиков металла, маляров, газорезчиков составляли от 82 до 104 дБ (превышение предельно допустимых уровней (ПДУ) на 2-24 дБ), наибольший уровень звука зафиксирован на рабочем месте слесарей газодинамической чистки вагонокузов-ного цеха - 104 дБ.

Данные литературы свидетельствуют, что у работников, подвергающихся интенсивной шумовой нагрузке, имеется большой риск потери слуха [3]. До проявления тугоухости возрастает реактивная тревожность, ухудшается самочувствие и настроение, возникают изменения в эмоционально-волевой сфере. Проявляются и экстра-ауральные эффекты шума, в том числе вегетативно-соматические реакции [5]. Действие шума на организм, рассматриваемое с позиций хронического стресса, приводит к разным проявлениям - от функциональных церебральных нарушений регуляции до различной органической патологии, при этом стабильное напряжение эндокринной системы рассматривается А.В. Лизаревым [6] как защитная (адаптивная) реакция организма.

Технологический процесс вагоноремонтного производства предусматривает большую долю использования ручного труда, в том числе при работе на заточном оборудовании, шлифовальных машинах, а также на станках с режущим инструментом. При этом уровень локальной вибрации от механизированного инструмента выше допустимого отмечался у заточников вагонокузовного цеха - 115-116 дБ (превышение на 3-4 дБ).

Действие на организм вибрации наиболее опасно развитием вибрационной болезни. Отечественные авторы описывают также биохимические изменения процессов окислительного метаболизма (интенсивно снижается уровень показателей антиоксидантной защиты организма). Одновременно со снижением антиок-сидантной защиты значительно повышаются процессы свободнорадикального окисления и перекисного окисления липидов [7]. Кроме этого, как показывают последние исследования, у мужчин от воздействия локальной и общей вибрации значительно выражены андрогеноде-фицит и эректильная дисфункция [8], что может сказаться на качестве жизни работников.

Рабочая среда вагоноремонтного производства представляет собой закрытые помещения, высотой 12 м, в холодное время года отопление цехов осуществляется централизованно от городских сетей, посредством регистров, в теплое время года, за счет солнечной энергии, а также за счет источников тепловыделения - работающего оборудования. Параметры микроклимата следует оценить как допустимые: температура воздуха как в холодный, так и в теплый периоды года колеблется от 20 до 23°С, скорость движения воздуха 0,1-0,4 м/с, относительная влажность воздуха 34-59%.

Таблица 2

Общая гигиеническая оценка условий труда вагоноремонтного производства по степени вредности и опасности

Вагоноремонтное производство

Производственные факторы вагонокузовной цех вагоноремонтный цех вагоноколесный цех

Химический 2/3.4 2/3.4 2/3.1

Аэрозоли АПФД 3.1/3.4 3.2/3.3 2/3.1

Шум 3.2/3.3 3.1/3.2 2/3.1

Вибрация локальная 3.1 - -

Микроклимат 2 2 2

Световая среда 3.1 3.1 3.1

Тяжесть трудового процесса 2/3.2 2/3.2 2/3.1

Напряженность трудового процесса 2 2 2

Общая оценка условий труда 3.2/3.4 3.1/3.4 3.1/3.2

Категория профессионального риска Очень высокий (непереносимый) Высокий Средний (непереносимый) (существенный)

Источниками естественного освещения вагоноремонтного производства являются световые проемы в потолочной части цехов. Искусственное освещение осуществляется лампами системы общего и местного освещения. Выявлено, что 100% рабочих мест не соответствуют нормативным уровням освещенности. Так, на рабочих местах газорезчиков, маляров, чистильщиков металла, котельщиков, прессовщиков-вулканизаторщиков, прессовщиков изделий из пластмасс, слесарей-инструментальщиков, изолировщиков уровни искусственной освещенности колебались от 130 до 178 лк (при нормативных значениях 200 лк), на рабочих местах столяров, гальваников, корректировщиков ванн, травильщиков - от 191 до 238 лк при нормируемом значении 300 лк; на рабочем месте полировщика уровень искусственной освещенности был занижен в 1,5 раза (327 лк при норме 500 лк).

Известно, что при недостаточном уровне освещенности у человека снижается работоспособность: появляется напряжение в глазах, повышается усталость, ухудшается память [3]. Недостаточная освещенность рабочих мест является одним из факторов возникновения производственного травматизма.

В гигиеническую оценку условий труда значительный вклад вносит тяжесть трудового процесса. При оценке факторов трудового процесса установлено, что тяжесть труда (статическая нагрузка - вынужденная рабочая поза, наклоны корпуса, более 80% времени смены) характерна для станочников деревообрабатывающих станков (вагоносборочный цех), столяров, маляров (вагонокузовной цех). При вынужденной рабочей позе велика вероятность развития заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Общая гигиеническая оценка факторов рабочей среды и трудового процесса с определением категории профессионального риска, вагоноремонтного производства представлена в табл. 2.

Удельный вес работников во вредных и опасных условиях труда вагоноремонтного производства составил: вагонокузовной цех - 82,5%, вагоносборочный - 93%, вагоноколесный - 42,5%.

По результатам гигиенических исследований и априорной оценки профессионального риска в трех основ-

ных цехах определено 13 профессий с малым, умеренным, риском (пропитчики, электросварщики, аккумуляторщики, шлифовщики по дереву, полировщики, лудильщики, заточники, столяры и др.), 9 профессий со средним, существенным, риском (прессовщики-вулканизаторщики, травильщики, электросварщики ручной сварки, изолировщики, газорезчики и др.), 6 профессий с высокой, непереносимой, категорией риска (слесарь по ремонту подвижного состава, оператор наноуста-новок, корректировщик ванн, гальваник, слесарь-инструментальщик, маляр) и 1 профессия с очень высокой, непереносимой, категорией риска (чистильщик газодинамической чистки). В основном профессии с высоким (непереносимым) и очень высоким (непереносимым) риском характеризуются ведущим для вагоноремонтного производства химическим фактором. Такая оценка условий труда определяет возможность развития острых, тяжелых форм профессиональных заболеваний с потерей трудоспособности.

Вместе с тем за период наблюдения было выявлено только четыре профессиональных заболевания с диагнозами: вибрационная болезнь 2 ст. (2004 г.); профессиональная полинейропатия рук (2005); 2 случая профессиональной двусторонней нейросенсорной тугоухости (2014). Такое положение, вероятно, обусловлено социальной напряженностью, сокращением штатов в связи с оптимизацией производственных процессов, сокрытием потенциального профзаболевания как со стороны работодателя (во избежание повышенных выплат в Фонд социального страхования), так и со стороны лечебно-профилактического учреждения, для дальнейшего сотрудничества с предприятием по вопросу проведения медицинских осмотров.

Выводы

1. Условия труда работающих вагоноремонтного производства характеризуются комплексом производственных факторов: загрязнением производственных помещений химическими веществами и АПФД, высокими уровнями шума, локальной вибрацией, низкой освещенностью рабочих мест и тяжестью трудового процесса. Ведущими неблагоприятными факторами являются высокие концентрации свинца, марганца, щелочей едких, серной и азотной кислот, хрома триоксида, пыли с содержанием кремния, корунда белого, дижелеза триоксида, силикатсодержащей пыли, пыли древесной и углеродной.

2. В соответствии с критериями оценки Р 2.2.1766-03 работники вагоноремонтного производства имеют категории подозреваемого профессионального риска по условиям труда от «малого, умеренного, риска» до «очень высокого, непереносимого, риска», что может проявиться развитием общих, производственно-обусловленных и профессиональных заболеваний.

Л итер атур а

1. Попова А.Ю. О состоянии условий труда и профессиональной заболеваемости в Российской Федерации. Основные положения доклада руководителя Роспотребнадзора. Медицина труда и промышленная экология. 2014; 7: 8-11.

2. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке на железнодорожном транспорте в 2013 году». Avaible at: http:// www.urpngt.rospotrebnadzor.ru.

3. Измеров Н.Ф., ред. Профессиональная патология: национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2011.

4. Игнатова Е.Н., Андреева Е.Е., Симонова Н.И., Низяева И.В. Место производственного контроля в системе управления профессиональными рисками. Здоровье населения и среда обитания. 2014; 9: 27-32.

5. Денисов Э.И., Чесалин П.В. Неспецифические эффекты воздействия шума. Гигиена и санитария. 2007; 6: 54-6.

6. Лизарев А.В. Динамика изменений гормональных показателей у работающих, подвергающихся воздействию шума. Медицина труда и промышленная экология. 2008; 1: 35-7.

7. Антошина Л.И. Клинико-лабораторные показатели у рабочих с вибрационной болезнью. В кн.: Материалы III Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». М.; 2007; 3: 50-1.

8. Бабанов С.А., Косарева О.В., Воробьева Е.В. Влияние локальной и общей вибрации на формирование андрогенного дефицита у мужчин. Управление качеством медицинской помощи. 2012; 1: 88-90.

References

1. Popova A.U. The state of working conditions and occupational diseases in Russian Federation. The major provisions of the leader

Гигиена питания

report Rospotrebnadzor. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 2014; 7: 8-11. (in Russian)

2. The state report «About sanitary and epidemiological situation in the railway transport in 2013». Avaible at: http:// www. urpngt. rospotrebnadzor.ru (accessed 14 April 2014). (in Russian)

3. Izmerov N.F. The Professional Pathology: National Leadership [Professional'naya patologiya: natsional'noe rukovodstvo]. Moscow: GEOTAR-Media; 2011. (in Russian)

4. Ignatova E.N., Andreeva E.E., Simonova N.I., Nizyaeva I.V. The place of production control in the management system of the occupational risks. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2014; 9: 27-32. (in Russian)

5. Denisov E. I., Chesalin P.V. The nonspecific effects of noise. Gigiena i sanitariya. 2007; 6: 54-6. (in Russian)

6. Lizarev A.V. The dynamics of changes of hormone levels in workers exposed to noise. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 2008; 1: 35-7. ( in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Antoshina L.I. The clinical laboratory findings in workers with vibration diseases. In: Proceedings of the III all-Russian Forum «The Health of the Nation- is the Basis of Prosperity of Russia» [Materialy III Vserossiyskogo foruma «Zdorov'e natsii - osnova protsvetaniyaRossii»]. Moscow; 2007; 3: 50-1. (in Russian)

8. Babanov S.A., Kosareva O.V., Vorob'eva E.V. The influence of local and General vibration on the formation of androgen deficiency in men. Upravlenie kachestvom meditsinskoy pomoshchi. 2012; 1: 88-90. (in Russian)

Поступила 15.02.15

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015

УДК 613.2:616.155.194-084]:374

Глаголева О.Н., Турчанинов Д.В., Вильмс Е.А.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СТРУКТУРЫ ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ АНЕМИЙ

ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России, 644099, Омск

Проведено экспериментальное исследование применения образовательных программ как средства улучшения структуры питания и первичной профилактики анемий, связанных с питанием. Образовательные программы были дифференцированы для каждой целевой аудитории - школьников 5-7-х классов, студентов I-IV курса медицинского вуза и взрослого неорганизованного населения (п=645). Их эффективность оценивалась с помощью тестирования по вопросам, включенным в образовательную программу, и анализу фактического питания (только в группах студентов и взрослых). Тестирование проводилось в точках: до вмешательства, непосредственно после, через 6 и 12 мес после вмешательства. Анализ частоты потребления пищи с оценкой фактического потребления нутриентов проводился в исходной и конечной точках. Отмечен низкий уровень знаний населения о принципах рационального питания: удельный вес правильных ответов, отражающих уровень осведомленности в вопросах построения оптимального рациона в исходной точке исследования составлял 25% у школьников, 45% у взрослых, 35% у студентов, после вмешательства у 75, 90 и 85% соответственно. Спустя год после реализации образовательной программы уровень остаточных знаний у участников исследования сохранился выше исходного (удельный вес правильных ответов при тестировании у школьников 50% (р <0,001 к исходному уровню), у взрослых 60% (р=0,0005), у студентов 60% (р <0,001). Также отмечены позитивные изменения в структуре питания участников исследования через 12 мес после вмешательства: по отношению к исходному уровню увеличилось потребление витамина С и кальция у студентов, снизилось потребление жиров животного происхождения у взрослых и студентов, отмечена тенденция к увеличению употребления пищевого железа (р=0,059). Полученные результаты свидетельствуют об эффективности образовательных программ в качестве средства улучшения структуры питания в различных группах населения и первичной профилактики микронутриентных дефицитов и заболеваний с алиментарными факторами риска, включая анемии.

Ключевые слова: анемии; взрослое население; школьники; студенты; образовательные программы; популяци-онная профилактика; структура питания; алиментарно-зависимые болезни.

Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(7): 77-80.

Для корреспонденции: Глаголева Оксана Николаевна; medecolog@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.