Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка учебников для средней школы, изданных в УССР в 1934—1935 гг.'

Гигиеническая оценка учебников для средней школы, изданных в УССР в 1934—1935 гг. Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка учебников для средней школы, изданных в УССР в 1934—1935 гг.»

верхности воды в бассейне или жолоба, через которые верхние, наиболее загрязненные слои воды могли бы удаляться из бассейна.

4. Для санитарной охраны бассейна, как и всякого водоема, для плавания должна быть издана инструкция, предусматривающая ряд моментов, могущих вредно отразиться на санитарном состоянии бассейна. К числу этих моментов следует отнести: устройство самого бассейна и способы его очистки, устройство комнаты для раздевания и уборной, необходимость предварительного обмывания купающихся' под душем, медосмотр перед допуском в бассейн, освещение и вентиляция бассейна.

Е. А. ПАВЛОВА, 3. А. РОЖНОВА и Г. К. АДАМИН (Од!есса)

Гигиеническая оценка учебников для средней школы, изданных в УССР в 1934—1935 гг.

Из кафедры гигиены Одесского фармацевтического института (дир. института П. Б. Захаров, зав. кафедрой—проф. А. И. Бурштейн)

Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 7.УШ.1935 г. об издании и продаже учебников для начальной, неполной средней и средней школы должно привлечь внимание гигиенистов к вопросам качества нашей учебной книги. В этом направлении должны производиться периодические и систематические исследования, что будет, несомненно, способствовать скорейшей и наиболее полной реализации постановления партии и правительства.

Настоящая работа дает гигиеническую оценку 120 Учебников, изданных в 1934—1935 гг. на Украине.

Таблица 1

Число подвергшихся обследованию книг по году издания и концентру

Год издания Общее число обследованных книг Число книг для 1-го концентра Число книг для 2-го концентра

1934 1935 31 89 5 25 26 64

Исследования производились по схеме в соответствии с положением Государственного ученого совета о внешнем оформлении учебной книги, опубликованным в 1928 г., с некоторыми дополнениями, которые в приведенной ниже схеме представлены в рубрике «Общие данные», а также в пунктах, отмеченных звездочкой. Данные исследования заносились в предварительно заготовленные карточки; полученный карточный материал затем подвергся статистической обработке.

Принятая схема исследования приводится в табл. 2.

Таблица 2

1. Общие данные. Автор. Название книги. Год обучения. Год издания. Место издания. Формат.

2. Бумага. Цвет и оттенок. Глянцевитость. Поверхность (гладкость, чистота, равномерность).. Просвечиваемость. Толщина. Содержание древесной массы.

3. Шрифт. Четкость. Разнообразие и пестрота. Высота1 Толщина основных штрихов. Расстояние между основными штрихами. Расстояние между буквами.

4. Набор. Длина полной строки. Расстояние между строками (интерлиньяж). Расстояние между словами (аппрош). Плотность шрифта.

5. Печать. Четкость. Интенсивность. Равномерность. Выполнение рисунков и подписей под ними.

6. Примечания. )

Общие данные о каждой книге были необходимы для последующей статистической обработке й выводов о качестве книги по годам издания, а также по концентрам. Толщина бумаги определялась нами потому, что от нее зависит в некоторой степени просвечиваемость бумаги. По гигиеническим нормам толщина бумаги должна быть не менее 0,075 мм. Определение древесной массы диктовалось теми соображениями, что при обилии ее бумага становится мало прбчной, желтой и, как думают некоторые авторы, повышает свою просвечиваемость. Содержание древесной массы по гигиеническим нормам не

н

I

Рис. 1. Диафанометр системы проф. А. И, Бурштейн (в разрезе)

Рис. 2. Диафанометр системы проф.

А. И. Бурштейн (внешний вид)

должно превышать 10%. Плотность шрифта, т. е. количество букв в 1 см2 поверхности, представляет функции не только размера шрифта, но и аппроша и интерлиньяжа, т. е. характеризует и набор, ввиду чего по плотности шрифта можно в значительной степени судить о гигиенических достоинствах книги. Наконец, для полноты гигиенической характеристики книги мы считали существенным дать оценку выполнению рисунков и подписей под ними.

Методика исследования

Цвет и оттенок, глянцевитость и характер поверхности бумаги определялись простым осмотром: в немногих случаях, как, например, при оценке гладкости и чистоты поверхности бумаги, осмотр производился при помощи лупы. Просвечиваемость бумаги определялась при помощи диафанометра, предложенного проф. А. И. Бурштейн. Здесь этот прибор описывается впервые.

Прибор представляет собой коробку прямоугольного сечения. Размеры коробки 30 X 18-Х >17 м. Верхняя крышка коробки разделена иа две части, соединенные между собой петлями, причем часть А укреплена неподвижно, часть В

.может быть повернута на петлях, благодаря чему открывается доступ внутрь коробки. На расстоянии 13 см от задней боковой стенки в коробку вставляется кассета И, состоящая из двух деревянных пластинок, соединенных у одного из краев петлями. В центре кассеты имеется круглое отверстие диаметром 6 см. Против указанного отверстия в диафанометре установлена электрическая лампочка а, снабженная параболическим рефлектором Ь. Лампочка питается током от батареи С, состоящей из двух щелочных (никель-кадмиевых) аккумуляторов \ дающих напряжение около 2,7 V. В щель включен вольметр V реостат г. Поверхность коробки внутри зачернена. Циферблат вольтметра и движок реостата <7 находятся снаружи и укреплены на задней боковой стенке прибора. На крышке прибора имеется кнопка ё, при надавливании которой создается контакт в цепи. В передней боковой стенке укреплена зрительная трубка Л. Просвечиваемость бумаги определяется так. В кассету Р помещается несколько листов бумаги, сложенных вместе; кассета помещается в соответствующее место внутри прибора, после чего нажимом на кнопку с/ создают контакт и в цепи появляется ток. При помощи реостата напряжение тока устанавливается такое, чтобы сила света лампочки была равна международной свечи. Для нашей лампочки это напряжение равнялось 2 V. Для каждой лампочки это напряжение должно быть установлено и указано в документе прибора. После того как лампочка зажжена, смотрят в зрительную трубку, наблюдая, проходит ли свет через помещенные в кассету листы испытуемой бумаги. Если свет проходит, то прибавляют еще соответствующее количество листов до тех пор, пока свет совершенно не будет проходить через бумагу и, следовательно, наблюдатель в диафанометре совершенно не увидит света. Из ряда исследований было установлено,

что если полная светонепроницаемость отмечена в интервале от 1 до 5 листов, то такая бумага не дает просвечивания печати: таким образом, при испытании описанным прибором величина абсолютной светонепроницаемости бумаги должна быть не ниже Vb для того, чтобы быть уверенным, что через такую бумагу просвечивание печати не будет заметно.

Такой способ определения светонепроницаемости бумаги имеет, на наш взгляд, преимущества не только перед способом, предложенным Винклером и дающим весьма неточные результаты, но также и перед способом Клемма, в котором источником света является свеча Гефнер-Альтенеке и где крайний предел для величины абсолютной светонепроницаемости бумаги установлен автором Vis.

Толщина бумаги исследовалась нами при помощи микрометра, изображенного на рис. 3 и 4. При помощи отклонения стерженька b вправо достигается расхождение браншей зажима а, между которыми и помещается лист испытуемой бумаги. Отсчет производится по циферблату. Если бумага очень тонка, то можно поместить не один, а два-три листа; в этом случае для определения толщины одного листа результат отсчета делится на число листов, вятых для данного случая. Толщина бумаги исследовалась нами не только на различных страницах испытуемой книги, но и в различных местах одной и той же страницы и на основании 15—20 определений выводилось среднее.

Количественное содержание древесной массы определялось при помощи реактива, предложенного Виснером и видоизмененного Клеймом: 1 часть флороглю-

1 Аккумуляторы взяты такие же, как в люксметре ГОИ.

Рис. 3. Микрометр (схематично)

Рис. -4.

(внешний вид)

цина1 растворяется в крепком этиловом алкоголе, разбавляется до 50 см3 крепкой соляной кислотой. Полученный реактив наносится стеклянной палочкой на испытуемую бумагу, при этом в зависимости от количественного содержания-древесины бумага окрашивается от слаборозового до тёмнокрасного цвета, который при очень больших количествах древесины приобретает буро-красный оттенок. Количественное определение древесины производится по эмпирической цветовой шкале Клемма

Четкость шрифта определялась простым осмотром различных мест книги и сопоставлением с образцом, соответствующим гигиеническим нормам. Разнообразие шрифта и отсутствие пестроты (добавочных штрихов для украшения букв) устанавливались также непосредственным осмотром. Высота шрифта, толщина основных штрихов и расстояние между основными штрихами определялись по букве Н, при помощи микролинейки, .нанесенной на стекле (окулярный микрометр) и лупы со штативом, снабженным предметным столиком и винтом для установки. Кусок вырезанного листа помещался непосредственно на предметный столик и сверху помещался окулярный микрометр, который для удобства передвижения заключался в медную оправу. При помощи этих же приборов определялось расстояние между буквами.

Длина полной строки определялась при помощи металлической миллиметровой линейки. Расстояние между строками (интерлиньяж), а также расстояние между словами (аппрош) определялись при помощи лупы и окулярного микрометра. Плотность шрифта учитывалась посредством медной пластинки с вырезанным в ней квадратным окошечком в 1 см2 (пластинка Кона). Все эти промеры производились на различных страницах и в разных местах одной и той же страницы. На основании ряда измерений выводилось среднее.

Характер печати определялся непосредственным осмотром и сравнением с образцами, удовлетворяющими гигиеническим .нормам и отличающимися высокой степенью четкости и интенсивности, а также равномерностью. Подписи под рисунками оценивались так же, как и общий шрифт книги.

Результаты исследования представлены в табл. 3. Здесь по отдельным показателям, характеризующим книгу, представлено в процентах число книг, удовлетворяющих и не удовлетворяющих гигиеническим нормам за данный год издания.

Таблица 3

Показатели оформления книги 1У34 г. 1935 г.

число книг в процентах, удовлетворяющих нормам число книг в процентах, не 'удовлетворяющих нормам число книг в процентах, удовлетворяющих нормам число книг в процентах, не .удовлетворяю-* щих нормам

Бумага...... 5,2 94,8 П,7 88,3

Шрифт ..... 94,6 5,4 96,67 3,33

Набор ...... 92,31 7,69 95,83 4,17

Печать...... 65,3 34,7 70,83 29,17

Помимо общих данных, о качестве обследованных нами книг, представленных в табл. 3, считаем небезынтересным привести краткие дополнительные данные по отдельным факторам оформления книги.

Бумага оказалась в большинстве книг мало удовлетворительной, преимущественно ввиду большой просвечиваемости (91,7%) и повышенного содержания древесины (в 90%). Цвет и оттенок также в ряде случаев не соответствовали гигиеническим нормам: серый оттенок в 58%, желтый в 36%.

1 Флороглюцин — симметрический триоксибензол СоН3(ОН)2 1, 3, 5.

2 См. шкалу в книге проф. А. Г. Архангельского, «Руководство по

товароведным исследованиям», ч. 1, Госиздат, 1929.

Неудовлетворительность шрифта отмечена в очень немногих книгах, она обусловливалась преимущественно уменьшением размеров высоты и толщины основных штрихов (12%). В ряде учебников (32%) отмечено частое применение курсива. Разнообразие шрифта также наблюдалось в ряде книг (17%). На некоторых страницах число гарнитур достигало 7—8. В подавляющем числе книг (94,6%) шрифт, как было уже отмечено, удовлетворял всем гигиеническим нормам в отношении размеров, четкости и простоты очертания и однообразия гарнитур.

Длина строк превышала допустимые нормы в 8%. Плотность шрифта выше нормы отмечена в 6%. Отступление от норм в отношении расстояния между буквами, аппроша, интерлиньяжа было отмечено лишь в единичных случаях. В большинстве книг (92,3—95,8%) набор оказался вполне удовлетворяющим гигиеническим требованиям.

Печать оказалась неудовлетворительной в 29,1—34,7% за счет недостаточной четкости (27%) и интенсивности (13%). Неравномерность печати на отдельных страницах и разных страницах одной и той же книги отмечена в 13%.

Необходимо отметить, что рисунки в большинстве книг оказались мало удовлетворительными, отличаясь малой четкостью и интенсивностью.

Выводы

1. Качество шрифта и набора почти во всех исследованных книгах за немногими исключениями (3—7%) соответствует гигиеническим нормам.

2. Печать оказалась удовлетворительной в 65,3—70,83% обследованных книг.

3. Бумага в большинстве обследованных случаев оказалась плохого качества дав удовлетворительные показатели лишь в 5,2—11,7%.

4. По всем без исключения показателям учебные книги, изданные в 1935 г., дали больший процент удовлетворительных оценок, чем в 1934 г., что указывает на явно растущее улучшение в производстве учебников.

5. Дальнейшее улучшение учебников должно итти в первую очередь за счет качества бумаги; необходимо добиться также улучшения качества печати в соответствии с нормами, утвержденными Государственным ученым советом в 1928 г.

6. Необходимы дальнейшие систематические исследования учебной книги в разных местах нашего Союза, что будет содействовать внедрению высококачественной учебной книги в наши школы.

7. Для определения степени просвечиваемости бумаги можно с успехом пользоваться диафанометром, предложенным проф. Д. И. Бурштейном.

В заключение считаем долгом выразить благодарность проф. А. И. Бурштейну за предоставление' темы и руководство работой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зак Н. В., Физические качества наших школьных учебников с точки зренияг гигиены глаз, Вестник воспитания, кн. 3., 1896 г. — 2. Гамму ль А. И., Исследование 2(Ь учебников и уч. пособий в санитарном отношении, Вестни с обществ, гигиены, № 11 — 12, 1902. —3. Ростовцев 1'. И.. Гигиеническое состояние учебников земских начальных школ, Вестник обществ, гигиены, № 5, 1904. — 4. Никитин А. Ф., Исследование учебных книг в гигиеническом отношении и его методика, изд. Врач.-санит. части МНП, СПБ, 1937.— 5. Шапиро, Московский

медицинский журнал, № 8, 19 б и № 7, 1927.— 6. Ган Г. С., Доклад на съезде бактериологов и санитарных врачей в 1928 г. в Ленинграде, см. также Курс общей гигиены Г. В. Хлопина, 1930.—7. Кизеветтер В. В. Курс общей гигиены Г. В. Хлопина, 1930.— 8. Маркарьянц М. Г. и Айнберг С. П., Гигиеническая оценка учебников для школ I ступени. „Гигиена и социалистическое здравоохранение", № 8—

9, 1932.— 9. Ляхов и ч М. Л. и Громбах С. М. Гигиена детской книги и чтения, изд. Центр, института охраны здоровья детей и по!ростков НКЗдрава, 1935 —

10. Гессен Л. И. Оформление книги, Огиз, ¡935.— 11. Печатные бумаги и их ис ытание, Сборник статей, из 5. Укргизместпром 1936 г.— 12. Школьная гигиена, под ред, А. В. Молькова, Ме гиз, 1934. — 13. А р х а н г е л ь с к и й А. Г., Руководство по товароведным исследованиям, ч. 1, Гиз, 1929 г.

Д-р М. Д. ГАЛЬПЕРИН (Минск)

Новый способ местной приточно-вытяжной вентиляции через окна с тепловой побудительной тягой

Из кафедры экспериментальной гигиены Белорусского государственного медицинского института (дир. кафедры—проф, 3. К. Могилевчик)

Наиболее распространенным и простым способом вентиляции жилых помещений является подвод и удаление воздуха через окна с помощью форточек или фрамуг. Однако этот способ вентиляции может применяться лишь в ограниченных размерах.

Постоянную вентиляцию через окна возможно производить только в теплое время года, да и то лишь при благоприятных метеорологических условиях; в холодное время года менять воздух в помещениях через форточки и фрамуги можно только периодически. При большой разнице температуры или при значительных ветрах долго держать фрамуги открытыми нельзя. Это в значительной мере ограничивает пользование вентиляцией через окна и не позволяет довести обмен воздуха до уровня, требуемого санитарно-гигиеническими нормами.

Из различных способов местного подвода свежего воздуха наиболее часто пользуются вентиляторами. Однако применение их в холодное время вызывает необходимость подогрева снаружи воздуха специальными сложными калориферами, обычно подогреваемыми паром, горячей водой или газом. Вентиляторы во многих случаях неприменимы ввиду вызываемого ими шума.

Усиление местной вентиляции с помощью печей имеет ряд санитарно-гигиенических недостатков (напыление каналов и т. п.). Кроме того, создается нежелательная зависимость вентиляции от приборов отопления, исключающая возможность пользования ею в неотопительный период.

Подвод свежего воздуха и нагрев его различными нагревательными приборами центрального отопления, с одной стороны, весьма ограничены ввиду малого распространения у нас центрального отопления, а с другой — связан с отопительным сезоном года.

Устройство различного рода каминов (Дуглас—Гальтона и др.) требует непрерывного специального отопления.

Предлагаемая нами новая система местной приточно-вытяжной вентиляции заключается в следующем.

Для создания приточной вентиляции в окне устраиваются две фрамуги (форточки), из которых одна, находящаяся в верхней части внутренней рамы, открывается внутрь помещения, а другая, помещающаяся в нижней части наружной рамы, откидывается кнаружи.

В межрамном пространстве устанавливается в горизонтальном положении соответствующий электрический прибор, с помощью которого промзвЬдится нагревание межрамного пространства. В результате образующейся тяги наружный воздух будет поступать внутрь помещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.