3. Свидовый В. И., Шлейкин А. Г. // Гиг. труда,— 1987.— № 5,— С. 50-52.
4. Свидовый В. И., КоАмаков В. Н., Кулеба В. А., Тимофеева В. М. // Гиг. и сан,— 1987,—№ 5.— С. 78—79.
Поступила 21.11.90
© Е. А ГЕЛЬТИЩЕВА. Г. Н. СЕЛЕХОВА, 1992 УДК 378.17: |378.16:681.327.12
Е. А. Гельтищева, Г. Н. Селехова ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ВИДЕОТЕРМИНАЛАХ ДВУХ ТИПОВ
Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
Задачей исследования являлись изучение условий и характера работы студентов на дисплейно-вычислительных комплексах ДВК-2 и ДВК-3 и их функционального состояния в динамике трудового дня, а также гигиеническая оценка режима их работы.
Исследования осуществлялись в 2 аудиториях, в которых потолки и стены выше панелей были облицованы звукопоглощающими материалами, отвечающими гигиеническим требованиям. Площадь и кубатуру воздуха рассчитывали при условии работы всех студентов одновременно. В аудитории с ДВК-2, ориентированной на северо-запад, площадь на 1 работающего составляла 12,4 м2 при кубатуре 35,5 м3, а в аудитории с ДВК-3, ориентированной на юго-восток,— соответственно 12,3 и 35,1 м3. Створки окон имели солнцезащитные жалюзи, перенаправляющие воздушный поток, на окнах были смонтированы занавеси. Расстановка рабочих мест была смешанной (периметральная+центральная). Экраны видеомониторов располагались на расстоянии 2 м от оконных проемов перпендикулярно к ним. Аудитории имели общеобменную вытяжную вентиляцию на естественном побуждении.
Работа проводилась при естественном освещении, причем уровни освещенности соответствовали нормативным требованиям, и при открытых окнах, что позволяло нормализовать химический и ионный состав воздушной среды. На микроклимат влияли погодные условия и ориентация помещений. Так, в аудитории с ДВК-3 температура воздуха в первой половине дня была выше на 2 °С по сравнению с аудиторией, где работали на ДВК-2. В конце рабочего дня температура воздуха выравнивалась и в среднем составляла 28 °С, что не отвечало гигиеническим требованиям (19—21 °С). Относительная влажность к концу рабочего дня снижалась с 60 до 50 % и находилась в пределах оптимальных величин. Скорость движения воздуха была ниже 0,1 м/с и соответствовала гигиеническим требованиям.
Уровень шума составлял при включении ДВК-2 64—66 дБА, при работе ДВК-3 56—60 дБА, что превышало допустимый (50 дБА) за счет работы вентиляторов, встроенных в видеомонитор, особенно на ДВК-2. Шум стабильный, широкополосный, с преобладанием звуковой энергии в области октав со среднегеометрическим значением частот 250— 1000—2000 Гц. При вводе информации в ЭВМ уровень шума повышался на 2—3 дБА, работа принтера приводила к его повышению до 70— 71 дБА, но студенты обычно пользовались принтером в конце рабочего дня.
При работе ДВК вблизи экрана и сзади монитора регистрировалось неиспользованное рент-
геновское излучение, превышающее фоновые значения, но ниже допустимых величин (7,74Х X Ю 12 А/кг или 100 мкР/ч).
Напряжение статического электричества находилось в пределах 11 — 14 кВ/м и соответствовало гигиеническим требованиям (15 кВ/м).
Длительность рабочего дня студентов составляла 6 ч с 1-часовым перерывом, работа начиналась в 9 ч 30 мин, заканчивалась в 16 ч 30 мин. За каждым студентом было закреплено рабочее, место. Студенты разрабатывали учебные программы непосредственно на ДВК, редко пользовались записями в тетради. Работа носила творческий характер, сопровождалась умственным и зрительным напряжением, иногда стрессовыми ситуациями и отрицательными эмоциями, статическим напряжением мышц шеи, спины и рук.
Особенности работы студентов на ДВК определили комплекс методических приемов, позволяющих объективно характеризовать состояние психической деятельности по модифицированным тестам Крепелина, а также центральной нервной системы (ЦНС) по данным простой рефлекторно-двигательной реакции на свет и звук, сердечнососудистой системы (ССС) по частоте сердечных сокращений (ЧСС), систолическому (САД), диа-столическому (ДАД), пульсовому (ПАД), среднему (АД ) артериальному давлению (АД), ударному (УОК) и минутному (МОК) объемам крови, зрительного анализатора по критической частоте слияния световых мельканий (КЧССМ), ближайшей и дальней точек видения с последующим вычислением абсолютного объема аккомодации (ОА) и коэффициента утомляемости (КУ) по С. Л. Шаповалову.
Под наблюдением находились 2 группы студентов по 6 человек: 1-я работала на ДВК-2, 2-я — на ДВК-3. Все студенты имели I и II группу здоровья.
По разрешающей способности светящейся точки на экране видеомонитора оба ДВК были одинаковы, разница заключалась в цвете индикации: на экране ДВК-2 информация высвечивалась зеленым цветом на темном фоне, на ДВК-3 — бледно-голубым цветом на сером фоне. Визуальная оценка студентами контрастности изображения показала преимущество первого экрана перед вторым.
Физиологические исследования проводили 4 раза в день: до и после работы, до и после обеденного перерыва, при этом всегда сначала определяли функциональное состояние зрительного анализатора, затем ЦНС и высшей нервной деятельности, а спустя 5 мин — ССС в положении сидя. Результаты обрабатывались на ЭВМ. Во время работы студентов на ДВК контролировали
соблюдение оптимального расстояния от глаз до экрана видеомонитора (60—70 см).
Как показали результаты исследований, время рефлекторных двигательных реакций студентов на свет увеличивалось к обеденному перерыву и к концу рабочего дня примерно в одинаковой степени (на 7—8 мс) при работе на обоих комплексах. Реакция на звук была более выражена, и уже перед обеденным перерывом и до конца рабочего дня регистрировались нарушения межцентральных отношений зрительного и слухового анализаторов, свидетельствующие о переутомлении. При этом наибольшие изменения наблюдались у студентов 1-й группы.
По скорости восприятия и переработке информации достоверные сдвиги получены только в 1-й группе к концу рабочего дня. Анализ индивидуальных данных этой группы показывал, что в большем проценте случаев (59 до обеда и 52 в конце работы) наблюдалось снижение скорости восприятия и переработки информации по сравнению со 2-й группой (соответственно 27 и 29). Не выявлено изменений концентрации внимания по средним данным, хотя в 1-й группе снижение этой функции выявлено в 43 % случаев до обеда и в 36 % в конце рабочего дня, а во 2-й группе — соответственно в 25 и 17 %.
Зрительное напряжение отрицательно сказывалось на функциональном состоянии зрительного анализатора студентов и выражалось в снижении КЧССМ — временном пороге зрительного анализатора, абсолютного ОА и увеличении К.У, что свидетельствовало о развитии утомления. Выявленные сдвиги проявлялись в большей степени во 2-й группе и не восстанавливались за время обеденного перерыва в отличие от 1-й группы. Во 2-й группе по сравнению с 1-й уже до обеда регистрировалось в 3 раза больше жалоб на усталость глаз (60 л 22 % случаев) и общую усталость (в 73 и 25 % соответственно).
Работа на ДВК сопровождалась напряжением функции ССС: к обеденному перерыву происходило снижение ЧСС в среднем на 2—6 в минуту, ПАД на 13—9 мм рт. ст., УОК на 12,4 и 9,0 мл, МОК на 1,2 и 0,75 л/мин и ДАД увеличивалось на 7 и 9 мм рт. ст. При этом более выраженные сдвиги отмечены в 1-й группе. Во вторую половину дня происходило дальнейшее нарастание неблагоприятных изменений гемодинамики, выражавшееся в повышении САД до 137 и 146 мм рт. ст. и АДМ> до 112 и 119 мм рт. ст.
Несколько повышенные уровни САД до работы объясняются проведением ежедневной утренней зарядки с большой физической нагрузкой (бег, подъем тяжести и пр.). При благоприятной реакции ССС студентов и работе без эмоционального и умственного напряжения и шума показатели гемодинамики должны были бы иметь положительную динамику: при некотором снижении ЧСС увеличились бы УОК и МОК, понизились бы САД и АДму, но этого не произошло.
Не выявлено различий в показателях функционального состояния студентов обеих групп в результате повышения температуры воздуха в первой половине дня на 2 °С. В связи с этим отмеченные изменения функционального состояния ЦНС, высшей нервной деятельности и ССС можно объяснить напряженной умственной работой, ги-
подинамией и воздействием шума [1], более сильным в 1-й группе. В то же время происходили неблагоприятные изменения функционального состояния зрительного анализатора, в большей степени выраженные во 2-й группе, что обусловлено недостаточным контрастом индикации и фона. Данное наблюдение согласуется с проведенными ранее исследованиями по оптимальному выбору индикации и фона экрана [2].
Введение профилактических мероприятий в виде физкультурных пауз и комплексов упражнений для глаз, согласно «Методическим указаниям по профилактике переутомления студентов вузов при работе с видеотерминалами» (№ 4563—88), позволило подтвердить ранее проведенные исследования аналогичной работы студентов на ПЭВМ «Ямаха MSX-1» [3]. Использование комплекса упражнений для глаз с интервалом 25—30 мин при работе на ДВК приводило к снижению утомляемости зрительного анализатора, а физические паузы — к уменьшению общего утомления и улучшению работы ССС.
Результаты исследований позволили предложить следующие режимы работы на видеотерминалах в студенческих отрядах: время ежедневной работы для студентов первых 3 курсов должно быть не более 3 ч, а 4—5-х курсов — не более 4 ч с обязательным проведением профилактических мероприятий (упражнения для глаз через 20—25 мин и физкультурные паузы через 45—50 мин работы).
Выводы. 1. Работа студентов на ДВК-2 приводит к более существенным изменениями функционального состояния ЦНС, высшей нервной деятельности и ССС, что наряду с условиями и характером работы определяется влиянием шума, превышающем допустимый уровень (50 дБА) на 16—19 дБА, по сравнению с работой студентов на ДВК-3, где уровень шума был ниже.
2. Наибольшее утомление зрительного анализатора при работе студентов на ДВК-3 обусловлено недостаточной контрастностью изображения и фона на экране (бледно-голубое свечение на сером фоне) в отличие от ДВК-2, где обеспечивалась хорошая индикация (зеленый цвет на темном фоне).
3. Оба комплекта не отвечают гигиеническим требованиям по уровню шума, возникающего при работе на них, а ДВК-3 — и по контрастности изображения, поэтому их использование для работы студентов не рекомендуется.
4. Существующий режим работы студентов во внеучебное время в студенческом отряде (6 ч с 1-часовым обеденным перерывом в середине рабочего дня) не отвечает гигиеническим требованиям, в связи с чем был разработан рациональный режим работы студентов, ограничивающий рабочее время, и рекомендовано обязательное выполнение профилактических мероприятий (упражнения для глаз и физкультурные паузы).
Литература
1. Гельтищева Е. А. // Гиг. труда,— 1985,— № 6.— С. 50—51.
2. Гельтищева Е. А., Селехова Г. Н. // Информатика и
образование,— 1989,— № 1,—С. 74—78.
3. Гельтищева Е. А., Селехова Г. Н. // Гиг. и сан,— 1991.—
№ 4,— С. 31—34.
Поступила 14.02.91