Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A randomized study of lifestyle, quality of life, and the degree of depression was carried out in 399 Novokuznetsk high-school students (219 young men and 180 young women). Daily dietary pattern and eating behavior were studied in the students experiencing the highest psychoemotional stress caused by their adjustment to a new behavioral stereotype at higher school. Varying depression was observed in 16.5% of the students. The findings suggest the students’ poor awareness of healthy lifestyle; however, 70.5% regarded their life as satisfactory. The students’ diets characterized by the low levels of essential nutrients may diminish the body’s adaptive abilities and provoke the development of various abnormalities. Eating behavioral disorders were observed in 21.5% of the respondents. Correlation analysis showed that the higher level of depression in young males, the more pronounced emotional eating behavioral disorders are (r = 0.31; p ≤ 0.05). Such a correlation was not detected in young females. The higher degree of depression was found to affect the students’ life quality (r = -0.37; p ≤ 0.05). The study has provided a municipal special program "Health and Education" for 2007-2011, which will make it possible to carry out among students a regional policy aimed at popularizing the principles of healthy lifestyle, forming proper dietary habits and mechanisms of optimal behavioral models and their introduction.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ»

детей оказался нормальным, что, по-видимому, объясняется употреблением достаточного количества продуктов с высоким содержанием кальция в домашнем питании. Выявленная нами легкая степень гипофосфатемии у детей объясняется недостаточным количеством фосфора в рационе и требует коррекции меню ДОУ.

В процессе работы выявилась также необходимость усиления разъяснительной работы с родителями по введению в рацион детей продуктов, обогащенных не только йодом, но и другими не менее важными для здоровья детей микронутриентами.

Литература

1. Маймулов В. Г., Якубова И. Ш., Черняки на Т. С. Питание и здоровье детей. — СПб., 2003. — С. 106— 107.

2. Мартинчик А. Н., Маев И. В., Петухов А. Б. Питание человека. — М., 2002.

3. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге / Под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы. — М., 1999. — С. 150-255.

4. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР: Приложение № 1 к приказу МЗ СССР № 5786-91. - М., 1991.

5. Руководство по методам анализа качества и безопасности пищевых продуктов / Под ред. И. М. Скури-хина, В. А. Тутельяна. — М., 1998.

6. Спиричев В. Б., Шатнюк Л. Н., Позняковский В. М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами. — Новосибирск, 2004.

7. Химический состав российских пищевых продуктов / Под ред. И. М. Скурихина, В. А. Тутельяна. — М., 2002.

8. Хохлова Е. А., Сапожников С. П., Толмачева А. Ю. и др. // Вопр. дет. диетол. — 2006. — Т. 4, № 4. — С. 60-63.

9. Шилина H. М., Конь И. Я. // Вопр. дет. диетол. — 2004. - Т. 2, № 2. - С. 7-10.

10. Guo S., Roche A. F., Moore W. H. // J. Pediatrics. -1988. - Vol. 113, N 3. - P. 490-494.

11. Wolker W. A., Waikins J. B. Nutrition in Pediatrics. Basic Science and Clinical Applications. — London, 1997. - P. 7-62.

Поступила 09.04.07

Summary. The purpose of the study was to analyze the diets of preschool children going to infant schools (IS) in Cheboksary and to evaluate their provision with calcium and phosphorus. For this, the authors developed the serum content of calcium and phosphorus, the indices of children's physical development, the levels of macro- and micronutrients, and calorie content by the calculation method and chemical analytical method and quantities of calcium and phosphorus in the IS food allowances. Our studies using the calculation and chemical analytical methods revealed differences in the content of macroelements. In the children being examined, the serum levels of calcium complied with the normal values; 59% of the children were found to have mild hypophospathemia attributable to inadequate phosphorus amount in the diet. The study showed it necessary to correct the quantities of calcium and phosphorus in the children's diets.

О Л. А. ПРОСКУРЯКОВА, 2008 УДК 613.2-057.875

Л. А. Проскурякова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

ГОУ ДПО Новокуэнеикий институт усовершенствования врачей

Состояние здоровья современной студенческой молодежи характеризуется негативными тенденциями. Согласно данным различных авторов, в настоящее время отмечается повышение частоты функциональных отклонений и хронических заболеваний на старших курсах обучения по сравнению с младшими курсами [1, 9]. Спектр заболеваний учащейся молодежи достаточно широк [1]. Однако наиболее часто встречаются отклонения в психоэмоциональной сфере, в показателях соматического здоровья, не последнее место занимают патология желудочно-кишечного тракта и алиментарно-зависимые заболевания [7, 8, 12]. Такие изменения в состоянии здоровья студентов в процессе обучения обусловлены различными факторами: адаптацией к новому режиму дня, ломкой старого (школьного) стереотипа, неумением самостоятельно распределять свое время, отсутствием постоянного и систематического контроля взрослых, большими учебными нагрузками и излишней информацией, несовпадением требований преподавателей различных дисциплин, что вызывает у студентов психоэмоциональный дискомфорт. В свою очередь юношеский возраст представляет собой особенный этап жизни человека. Он связан с такими жизненно важными событиями, как профессиональная

ориентация, становление личности, выработка ассоциативного мышления, выбор жизненных целей и установок, формирование привычек и навыков, используемых в течение жизни. Неправильно сформированные модели поведения студентов (соматического, психического и пищевого) в будущем являются основой возникновения и прогрессиро-вания разных патологических состояний будущих специалистов различных областей науки и техники, что негативно отразится на конкурентоспособности выпускников вузов России на современном рынке труда.

Цель настоящего исследования — дать гигиеническую оценку здоровья, питания и пищевого поведения студентов высших учебных заведений и разработать Муниципальную целевую программу сохранения здоровья учащейся молодежи.

В поперечном исследовании участвовали 399 человек (10% студентов первых курсов), из них 219 юношей и 180 девушек. В работе представлены данные о состоянии психического и соматического здоровья, питания и типах пищевого поведения студентов двух крупнейших вузов Новокузнецка: Кузбасской государственной педагогической академии (КузГПА) и Сибирского государственного индустриального университета (СибГИУ).

[гиена и санитария 3/2008

Для обработки данных применяли статистические методы группировки, проверки статистических гипотез, изучения взаимосвязей, реализованные в пакете прикладных программ Statistika for Windows. Были использованы методы параметрической и непараметрической статистики: линейные коэффициенты корреляции для количественных характеристик, гамма-коэффициент, ранговые коэффициенты корреляции Спирмена и Кендала для качественных показателей, а также оценена их значимость. По всем количественным данным рассчитывали основные статистические характеристики: среднее, среднеквадратическое откпонение, ошибка среднего. Достоверность полученных результатов оценивали с помощью /-критерия Стью-дента (критический уровень значимости р при проверке статистических гипотез принимали равным 0,05).

На первом этапе исследования проведен социологический опрос обследуемых студентов с целью изучения особенностей их образа жизни в первые годы обучения в высшей школе. Образ жизни является санологической характеристикой, отражающей качество, уклад и стиль жизни человека. По определению ВОЗ, это способ существования, основанный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения индивида [5]. В настоящее время нет единой стандартизированной методики для оценки образа жизни, так как понятие "образ жизни" имеет дискретный характер, изучение его сопровождается различными целями. В связи с этим для изучения образа жизни студенческой молодежи нами специально было разработано рационализаторское предложение — анкета "Субъективная оценка образа жизни" [11]. Анкета содержит стандартизированные вопросы, оценивающие образ жизни, здоровье, досуг и отдых, наличие вредных привычек у студентов.

Анкетирование позволило выявить отношение студентов к своему здоровью. Однако по некоторым характеристикам получены противоречивые данные. Так, 86,7% студентов знакомы с основными принципами здорового образа жизни (ЗОЖ), а 13,3% не имеют о нем даже представления, 8,5% не считают необходимым придерживаться принципов ЗОЖ, 14% студентов затрудняются ответить на вопрос о ЗОЖ. В то же время респонденты, указавшие на свою некомпетентность в принципах ЗОЖ, все же смогли перечислить основные составляющие ЗОЖ (отсутствие вредных привычек, двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены). Отсутствие системы знаний о здоровье у данной группы студентов подтверждается тем, что они не знают главного здоровьесберегающего фактора — рационального питания. При ранжировании предложенных жизненных ценностей большая часть опрошенных студентов все же отдают приоритет здоровью.

Субъективно удовлетворительно оценивают свое здоровье 55,3% опрошенных, хорошо — 40,6%. При этом 42,8% респондентов пытаются следить за своим здоровьем. На вопрос о том, часто ли они болеют, только 2,3% студентов ответили, что вообще не болеют, 10,2% — болеют реже, чем 1 раз в год, 23,6% — болеют 1 раз в год и 44,9% студентов

— 1 раз в полгода. Вредные привычки имеют почти половина (45,6%) обследованных студентов, около 27% студентов употребляют алкогольные напитки 1 раз в неделю, а 21,9% — 1 раз в месяц. Так, 77,1% респондентов выкуривают ежедневно от 1 до 10 сигарет, причем 35,2% начали курить еще в школьном возрасте (с 12—16 лет). Радует то, что, несмотря на анонимность анкетирования, 100% студентов указали, что не используют наркотики.

На вопрос о том, ведут ли они активный образ жизни, 39,6% студентов ответили отрицательно, однако 40% обследованных указали, что занимаются зарядкой, гимнастикой или другой двигательной активностью 1 раз в неделю. Свое материальное положение 74,8% студентов оценивают как удовлетворительное, т. е. на повседневные расходы денег достаточно, но покупка одежды вызывает трудности, 73% — хотели бы его улучшить. Основным источником дохода у 69,1% студентов является помощь родителей, а 14,5% молодежи одновременно учатся и работают, только 5,4% вынуждены жить в студенческом общежитии.

Кроме этого, получена информация о качестве жизни студентов с помощью методики "Роза качества жизни" [6, 10]. Самооценка студентов своего качества жизни показала, что 70,5% оценивают его как удовлетворительное или почти соответствующее желаемому (3 балла), 19,7% — как терпимое или умеренное, т. е. субъективно ощущают расхождение между ожидаемым и реальным происходящим (2 балла), 10,2% — ощущают свою жизнь в полном соответствии с желаемым (4 балла). Среди обследованных студентов не было ни одного, оценившего свое качество жизни на 1 балл, т. е. абсолютно недовольных своим качеством жизни. Средний балл по группе исследования составил 2,8 ± 0,039.

Полученные результаты свидетельствуют о низком уровне знаний студентов о ЗОЖ, трудных социально-экономических условиях, недостаточном материальном благополучии. Все это можно отнести к отрицательно воздействующим на психическое здоровье факторам, негативно влияющим на формирование и развитие личности в процессе профессиональной ориентации будущего специалиста.

Оценку фактического питания и пищевого поведения студентов осуществляли с помощью методики "Субъективная оценка питания" и анкеты "Оценка пищевого поведения" [3]. Питание является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека и одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на соматическое и психическое здоровье [13]. Характер питания и пищевого поведения можно отнести к числу поведенческих факторов риска, связанных с развитием различных отклонений: метаболического синдрома, сердечнососудистых заболеваний, кариеса, ожирения и др.

Проведенный социологический опрос по изучению особенностей питания и пищевого поведения студентов показал, что в их рационе понижено содержание белка и витаминов (в связи с малой долей свежих овощей, фруктов и однообразного рациона). Только 53,1% студентов предпочитают ежедневно употреблять свежие овощи и фрукты. Среди

Таблица 1

Распределение респондентов по типам нарушения пищевого поведения [3]

Нарушения пищевого статуса

Тип пищевого поведения нарушений нет пищевое поведение в пределах нормы нарушения есть

абс. % абс. % абс. %

Экстернальный Эмоциогенный Ограничительный 123 159 131 69,1 89,3 73,6 2 4 1,2 2,3 53 15 47 29,7 8,4 26,4

Итого... 137,7 76,9 2 1.1 38,3 21,4

Примечание. "—" — данные отсутствуют.

обследованных 20% студентов не употребляют рыбу и яйца, 30,3% человек не любят и предпочитают не есть сливочное масло, 9,6% — молоко, 24,8% — крупы (в основном, рисовая и ячменная), 26,9% не употребляют бобовые и орехи. Большая часть (65%) студентов принимают пищу бессистемно, только 35% человек предпочитают принимать пищу в строго определенное время и 3—4 раза в день.

Анкетирование показало, что 32,4% студентов связывают свое нездоровье с неправильным питанием. Отвечая на вопрос о том, что мешает им правильно питаться, 34,5% студентов указывают на незнание требований к рациональному питанию, 48% выделяют такие причины, как недостаток времени и собственная неорганизованность, только 17,5% человек указали на недостаток материальных средств. Анализ анкетных данных по изучению фактического питания студентов вузов Новокузнецка позволил установить, что содержание основных пищевых ингредиентов (белки, жиры, углеводы), некоторых витаминов и минеральных элементов в суточных рационах питания студентов значительно ниже физиологической потребности в этих нутриентах для молодого организма, что может негативно сказаться на психическом и физическом здоровье молодежи [14]. Изучение фактического питания студенческой молодежи позволило выявить адаптационные резервы молодого организма и наметить профилактические мероприятия по предотвращению развития различных заболеваний, вызванных иммунодефицитной недостаточностью.

Анализ анкет по выявлению нарушения пищевого поведения студентов показал, что уже в возрасте 18—19 лет в период первой сессии отмечается нарушение пищевого поведения у 21,4% студентов

(табл. 1). Отклонения в пищевом поведении имеют почти 77% опрошенных. Таким образом, у большей части студентов младших курсов в период сессии можно прогнозировать развитие аддиктивного поведения (алиментарная аддикция, различные виды химической аддикции) и ожирения на фоне отклонений в психоэмоциональной сфере; нарушение пищевого поведения в дальнейшем приводит к развитию различных заболеваний.

Однако своевременно выявленные негативные пищевые привычки, являющиеся потенциальными факторами риска здоровью человека, легче искоренить и предотвратить путем повышения компетентности учащейся молодежи в вопросах здорового питания и формирования у них жестких стереотипов рационального пищевого поведения [15].

Следующим этапом гигиенической оценки здоровья студентов вузов было изучение распространенности депрессии у учащихся в период первой сессии [2]. Для достижения данной цели использовали валидный метод "Шкала Цунга" [4]. Исследование показало, что устойчивость к стрессам проявили 86,8% юношей и 80% девушек. Эти студенты сохраняют организованное поведение, ситуативную целенаправленность как в обычных, так и в стрессовых ситуациях и менее всего подвержены развитию пищевой зависимости. Легкая депрессия, указывающая на эмоциональную нестабильность респондентов на момент обследования, наблюдалась у 12,8% человек (11,4% юношей и 14,4% девушек); среднетяжелая — у 3,5% студентов (1,8 и 5,6% соответственно). В целом по группе исследования среднее значение показателя депрессии составило 42,9 ± 0,75 (р < 0,05), что соответствует границе уровня без депрессии. Вместе с тем у девушек легкая и тяжелая депрессия наблюдается чаше, чем у юношей. При отсутствии должного жизненного опыта это объясняется большей эмоциональностью девушек и их способностью воспринимать любые события трагически (р < 0,03).

С целью изучения связи между уровнем депрессии и типом пищевого поведения юноши и девушки были сгруппированы по типам пищевого поведения, были рассчитаны показатели взаимосвязи (критерии Спирмена и Кендала), а также проверяли значимость различия между исследуемыми показателями у юношей и девушек по критерию Стьюдента. В результате выявлено, что у юношей с экстернальным типом пищевого поведения наблюдается зависимость от уровня депрессии: в группе с нарушениями — обратная связь (с ростом уровня депрессии уменьшается доля юношей, имеющих экстернальный тип нарушения пищевого

Таблица 2

Распределение студентов по уровню депрессии и типу пищевого поведения, %

Уровень депрессии Эмоциогенный тип Экстернальный тип Ограничительный тип Итого без нарушений (по уровням депрессии) Итого

с нарушениями без нарушений с нарушениями без нарушений с нарушениями без нарушений

Без депрессии (я = 334) 10,5 89,5 71,6 28,4 70,7 29,3 22,8 83,7

Легкий (л = 51) 86,2 13,8 66,7 33,3 80,4 19.6 22,2 12,8

Среднетяжелый (л = !•») 92,8 7,2 42,8 57,2 78,6 21,4 28,6 3,5

Итого... 23 77 70 30 72,2 27,8 -—-51

гиена и санитария 3/2008

поведения; г = -0,34 при р < 0,05); в группе с нормальным пищевым поведением — прямая зависимость (с ростом депрессии увеличивается доля юношей, не имеющих экстернального типа нарушения пищевого поведения; г = -0,36 при р < 0,05). Для юношей с эмоциогенным пищевым поведением все меняется с точностью до наоборот: чем выше уровень депрессии, тем сильнее у них выражен эмоциогенный тип пищевого поведения. У девушек такая зависимость не выявлена (табл. 2).

Проведенное пилотажное исследование показало взаимосвязь психического напряжения, возникающего у студентов в период первой сессии, и возникновения нарушений в пищевом поведении, что коррелирует с физиологическими резервами молодого организма, негативно отражаясь на его адаптационных возможностях.

Кроме этого, установлена средняя степень корреляционной зависимости между показателями качества жизни и уровнем депрессии (-0,37 при р < 0,05). Студенты, имеющие даже слабый депрессивный уровень, субъективно негативно оценивают свое положение в контексте культурных ценностных ориентации, они более дезадаптированы, чем оптимистически настроенные их сокурсники.

Проведенное поперечное исследование показало наличие проблемы психического здоровья и питания студентов вузов. В рамках данного исследования разработана муниципальная целевая программа "Здоровье и образование" на 2007—2011 гг., включающая интегративную мониторинговую деятельность медицинских, статистических и образовательных учреждений города, направленную на оценку показателей физического и психического здоровья, питания и пищевого поведения учащихся всех возрастных групп, профилактику и лечение выявленных отклонений по исследуемым характеристикам здоровья. Региональная политика в этой области направлена на пропагандирование среди различных слоев населения, в том числе студентов, принципов ЗОЖ, формирование культуры рационального питания у молодежи, выработку механизмов оптимальных моделей соматического, психического и пищевого поведения и их внедрение.

Литература

1. Бирюков А. П., Кочергина Е. В., Габидулина М. X. и др. // Человек, питание, здоровье: Материалы Международной конф. / Под ред. Б. Н. Давыдова и др. - Тверь, 2006. - С. 219-222.

2. Боченков А. А., Чвякина С. А., Кабисова Ф А., Бога-евский А. Н. // Воен.-мед. журн. — 2006. — Т. 327, № 11. - С. 46-48.

3. Вознесенская Т. Г. // Ожирение и метаболизм. — 2004. - № 2. - С. 35-41.

4. Галиулин А. Н., Басов М. О., Яхин К. К. // Неврол. вестн. - 2004. - Т. 36, вып. 3-4. - С. 35-39.

5. Гончарук Е. Н., Кундиев Ю. И. Общая гигиена: пропедевтика гигиены. — М., 1999.

6. Гударов И. А. // Сиб. здоровье. — 1995. - № 1. — С. 15-16.

7. Латышевская И. И., Клаучек С. В., Москаленко Н. П. // Гиг. и сан. - 2004. - № 1. - С. 51-54.

8. Маркарян А. Г. // Человек, питание, здоровье: Материалы Международной науч. конф. — Тверь, 2006. - С. 260-262.

9. Медик В. А. Заболеваемость населения: история, современное состояние и методология изучения. — М., 2003.

10. Новик А. А., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. — СПб., 2002.

11. Проскурякова Л. А. // Анкета "Субъективная оценка образа жизни": Удостоверение на рационализаторское предложение № 285 от 30.05.2005 г.

12. Проскурякова Л. А. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2006. - № 5. - С. 41-44.

13. Тутельян В. А., Суханов Б. П., Васильев А. В. и др. // Центры оздоровительного питания — региональная политика здорового питания населения: Доклады и тезисы. — Новосибирск, 2006. — С. 12—18.

14. Guthrie Н. А. // Nutr. Res. - 1989. - Vol. 47, № 2. -P. 33-38.

15. Prochazka 1. О. et al. // Hlth Psychol. - 1993. -Vol. 12. - P. 399—P. 405.

Поступила 12.02.07

Summary. A randomized study of lifestyle, quality of life, and the degree of depression was carried out in 399 Novokuznetsk high-school students (219 young men and 180 young women). Daily dietary pattern and eating behavior were studied in the students experiencing the highest psychoemotional stress caused by their adjustment to a new behavioral stereotype at higher school. Varying depression was observed in 16.5% of the students. The findings suggest the students' poor awareness of healthy lifestyle; however, 70.5% regarded their life as satisfactory. The students' diets characterized by the low levels of essential nutrients may diminish the body's adaptive abilities and provoke the development of various abnormalities. Eating behavioral disorders were observed in 21.5% of the respondents. Correlation analysis showed that the higher level of depression in young males, the more pronounced emotional eating behavioral disorders are (r = 0.31; p < 0.05). Such a correlation was not detected in young females. The higher degree of depression was found to affect the students' life quality (r = -0.37; p < 0.05). The study has provided a municipal special program "Health and Education" for 2007-2011, which will make it possible to carry out among students a regional policy aimed at popularizing the principles of healthy lifestyle, forming proper dietary habits and mechanisms of optimal behavioral models and their introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.