УДК 613.41:615.661.185
Доктор мед. наук А. И. Саутин, Н. И. Казнина, Т. К■ Руднева
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НОВЫХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В БЫТУ
Институт общей и коммунальной гигиены им. Сысина АМН СССР, Москва
Мы ставили своей задачей разработать, обосновать и усовершенствовать методические подходы к гигиенической оценке анионактивных синтетических моющих средств (CMC) и на их основе изучить возможное неблагоприятное влияние на организм поверхностноактивных веществ (ПАВ) и CMC, применяемых в быту.
Объектами исследования были выбраны наиболее распространенные в быту CMC — порошки «Астра», «Эра» и «Новость», паста «Юбилейная» и жидкость «Друг».
При определении малых концентраций ПАВ и CMC в жидких средах и в виде аэрозолей, поступающих во время приготовления растворов в воздух, мы усовершенствовали применительно к нашим условиям методы определения анионактивных ПАВ. Наиболее удачным для этих целей оказался метод, основанный на реакции ПАВ с метиленовым синим. Для объективной оценки ПАВ проведены испытания по применению фотометрических измерений на фотоэлектроколориметре, что в значительной степени упростило технику анализа определения ПАВ.
Для выявления остаточных количеств ПАВ и CMC на тканях был установлен режим технологической обработки последних с учетом параметров обработки белья, применяемых в производственных условиях. Готовили растворы CMC, содержащие 25—40 г моющего средства на 1 кг сухого белья с водным модулем 8. Опытным путем установлено количество'производствен-ных операций, которое требовалось провести, с тем чтобы на образцах не оставалось ПАВ. После 3—5 полосканий анализировали промывные воды на содержание остаточных количеств ПАВ. В промывных водах концентрация ПАВ находилась в следующих пределах: после 3 полосканий — 20— 80 мг/л, после 5 полосканий — 10—40 мг/л (0.004% раствора ПАВ).
ПАВ и CMC по-разному удаляются с различных видов тканей — легче с синтетических тканей (капрон, нейлон, ацетатный шелк) и значительно труднее с натуральных (хлопок, шерсть, лен). Растворы первичных алкил-сульфатов химически устойчивы в течение 17г мес и вторичных алкилсуль-фатов — в течение 2 мес.
В токсикологическом эксперименте использован метод кожных аппликаций, позволяющий оценивать кожнораздражающее действие ПАВ и CMC и метод воздействия этих веществ на слизистую оболочку глаза.
Наряду с кожнораздражающим действием изучено и общерезорбтивное влияние ПАВ и CMC на организм. Исследованы морфологический состав крови (эритроциты, лейкоциты, гемоглобин), белковые фракции, холин-эстераза и каталаза в крови, холестерин в сыворотке крови, рибофлавин и аскорбиновая кислота в моче, тканях и коже. Для гистологической оценки действия ПАВ и CMC мы использовали ряд морфологических показателей и методов. Одновременно учитывали вес и поведение животных, их реакцию на окружающие раздражители, температурную реакцию и рН кожи, весовые показатели.
После 30-дневного нанесения на кожу CMC и ПАВ для выяснения раздражающего действия этих веществ проведено в течение 10 дней изучение их сенсибилизирующего действия. При оценке проявлений аллергии организма животных применены кожные тестЬг.
В результате установлено, что 0,10% растворы ПАВ и CMC не обладают кожнораздражающим и резорбтивным действием. При использовании же этих веществ в 1 % концентрации отмечались незначительные раздраже-
ния кожи. Те же ПАВ и CMC вызывали явное кожнораздражающее и об-щерезорбтивное влияние на организм в концентрации 10 и 20%. Местное кожнораздражающее действие у кроликов проявилось в форме контактных дерматитов.
Наряду с местным кожнораздражающим действием выявлено и общере-зорбтивное влияние ПАВ и CMC на организм животных. Под влиянием аппликаций 10—20% концентраций исследуемых веществ наблюдалось достоверное снижение содержания в крови эритроцитов, лейкоцитов и гемоглобина, с 3—4-й недели наблюдений отмечается повышение холестерина в крови, начиная с 1-й недели наблюдений — изменение содержания общего белка и белковых фракций в сыворотке крови, понижение содержания альбуминов и повышение уровня глобулинов, достоверное снижение количества холестерина и каталазы крови, начиная с 3—4-й недели. Содержание аскорбиновой кислоты и рибофлавина в крози по сравнению с контролем не изменялось. В то же время в надпочечниках, селезенке, почках и печени, а также в коже кроликов всех групп снижалось содержание восстановленной формы аскорбиновой кислоты. В некоторых случаях содержание общей аскорбиновой кислоты увеличилось. Было отмечено снижение обеспеченности рибофлавином органов всех групп животных. В органах обнаружены следующие морфологические изменения- в печени — резкое снижение гликогена в центре и полное отсутствие по периферии дольки, в селезенке — расширение реактивных центров в лимфоидных фолликулах, увеличение молодой лимфоидной ткани, в лимфоидных фолликулах — участки с явлениями лимфоцитоза.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о влиянии ПАВ (первичные и вторичные алкилсульфаты) и CMC (жидкость «Друг» и паста «Юбилейная») на кровь (снижение содержания гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов), холестериновый и ферментативный обмен. Вместе с тем можно предположить отсутствие влияния ПАВ и CMC на содержание аскорбиновой кислоты и рибофлавина в крови подопытных животных. В органах и коже отмечается корреляция между воздействием испытанных веществ и содержанием аскорбиновой кислоты (восстановленной и общей) и рибофлавина.
Полученные данные согласуются с литературными источниками. Так, И. Д. Гадаскина и другие авторы использовали для гигиенической оценки ПАВ и CMC гематологические показатели (белковые фракции сыворотки крови, морфологические изменения и другие данные). Pethica и Schulman указывают на значение холестерина при взаимодействии анионактивных ПАВ и CMC с эритроцитами крови с последующим гемолизом их и выходом гемоглобина из эритроцитов. Это взаимодействие состоит в разрушении комплекса холестерин — фосфолипид — липопротеид, присутствующего на стенках эритроцитов в виде пленки. Ввиду того что в наших исследованиях были использованы анионактивные ПАВ и CMC, вполне оправданно определение холестерина в крови. К. С. Косяков и другие авторы приводят данные биохимических показателей (фосфатазы, каталазы, холинэстеразы и др.) при изучении действия CMC на организм. Нами в эксперименте установлено также сенсибилизирующее действие ПАВ и CMC, подтвержденное рядом признаков (появлением реакции воспламенения, ускорением сроков появления воспалительных процессов и т. д.). Были получены положительные кожные тесты, указывающие на аллергизацию животных.
Мы провели также наблюдения за 10 добровольцами. Цель эксперимента состояла в том, чтобы выявить у них возможное неблагоприятное кожнораздражающее действие ПАВ и CMC. Наблюдения проводили в течение Р/г мес, ежедневные опыты продолжались 5—6 ч. Было выбрано 5 концентраций ПАВ и CMC (0,1, 0,25, 0,3, 0,4 и 0,5%), воздействие каждой из них прослеживали в течение 3—5 дней.
Установлено, что неприятные субъективные ощущения (чувство жжения и другие явления) появляются у людей при 0,2—0,3% концентрациях
ПАВ и CMC, а кожные реакции в виде гиперемии, небольшой припухлости, отечности наблюдаются при 0,3—0,5% концентрациях ПАВ и CMC. Следовательно, кожнораздражающее действие у человека способны оказывать более низкие концентрации исследуемых веществ, чем в эксперименте на кроликах.
Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о неблагоприятном влиянии ПАВ и CMC на организм, которое проявляется в местном кожнораздражающем и общерезорбтивном действии этих веществ.
Выводы
1. Для гигиенической оценки CMC по определению малых концентраций ПАВ в жидких и воздушных средах является наиболее приемлемой усовершенствованная нами методика с метиленовым синим.
2. Вымывание CMC из синтетических тканей (капрон, нейлон, ацетатный шелк и др.) происходит более эффективно по сравнению с натуральными материалами (хлопок, шерсть, лен).
3. В эксперименте выявлено кожнораздражающее действие ПАВ и CMC на кроликов и человека, проявляющееся в контактных дерматитах, и обще-резорбтивное влияние.
4. В наблюдениях за людьми установлено, что 0,3—0,5% растворы ПАВ и CMC способны вызвать признаки кожнораздражающего действия.
ЛИТЕРАТУРА. Гадаскина И. Д. В кн.: Материалы Научной сессии по токсикологии высокомолекулярных соединений. М.—Л., 1961, с. 133. — Косяков К- С. Лабор. дело, 1967. № 9, с. 533. — Р е t h ¡ с а В. A., S с h u 1 m a n I. Н., Biochem. J., 1953, v. 53, p. 177.
Поступила 26/1 1973 года
HYGIENIC ASSESSMENT OF DETERGENTS USED AT HOME A. I. Sautin, N. I. Kaznina, T. K. Rudneva
A method of detecting surface active substances (SAS: primary and secondary alkyl-sulphates) and synthetic washing compounds (SWC) was elaborated with the use of methylen blue. A toxicologic experiment carried out over rabbits revealed the skin irritating (contact dermatitis) and the general resorptive action of SAS and SWC. Observations made over men showed that the investigated SAS and SWC at a concentration of 0,3—0,5% caused a skin irritating effect.
УДК 371.7:378
A. 3. Белоусов, Э. Э. Саркисянц, Л. П. Кондакова-Варламова, Jl. А. Рыбакова, В. И. Белявская, И. И. Пономаренко, И. И. Слепушкина
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова, Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана и Киевский медицинский институт
Современная высшая школа достигла значительных успехов в воспитании и обучении студентов, но вместе с тем она переживает период определенного «кризиса», как отмечено на Всесоюзной учебно-методической конференции руководителей вузов по оптимизации учебного процесса (1969). В значительной степени это связано с научно-технической революцией, которая приводит к интенсификации умственного труда, изменяет социальный ритм жизни студенчества. В рамках установленных сроков обучения до студента должны быть доведены новейшие достижения науки и техники. Поэтому не случайно в последние годы внимание гигиенистов, преподавателей высшей школы, психологов и социологов приковано к решению проблем, связанных с высшей школой.
2 Гигиена и санитария № 3
33