ЛИТЕРАТУРА. Навакатикян А. О., Нагорная А. М. Врач, дело. 1973, № 12, с. III.
Поступила 22/11 1974 г.
MEANS OF IMPROVING LABOUR CONDITIONS OF THE MACHINE-OPERATORS
AT THERMAL ELECTRIC POWER STATIONS AND THEIR ECONOMICAL
EFFECTIVENESS
Yu. I. Kundiev, A. 0. Navakatikyan, E. P. Tupchy, Ya. D. Peker, M. I. Zakharenko,
A.M. Nagornaya
The morbidity rate of the machine-operators of boilers and turbines at the thermal electric power stations depends to a great extent on prevailing labour conditions (the microclimate, the industrial noise). The labour conditions of workers may be improved by means of creating special noiseproof operating blocks (cabins) with air conditioning. The paper presents a method of designing such cabins for the boiler and turbine shops.
УДК 613.692(99
В. Ф. Гаршенин
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ТИПОВ ЖИЛИЩ НА ПРИБРЕЖНЫХ АНТАРКТИЧЕСКИХ СТАНЦИЯХ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Создание современных антарктических станций предъявляет к строителям ряд гигиенических требований. При планировке и застройке населенных мест в полярных районах следует исходить из того, чтобы их обитателям был обеспечен максимум жизненных удобств, чтобы наиболее полно удовлетворялись все потребности человека с учетом особых природно-климатических условий, неблагоприятно влияющих на организм.'
Эта задача может быть успешно решена при осуществлении таких мероприятий, как рациональная застройка территории станции, строительство специальных ветрозащитных сооружений, повышение теплозащитных свойств ограждающих поверхностей и др.
Расценивая планировочные решения станций, расположенных в прибрежной зоне Антарктиды, следует сказать, что в них не был учтен ряд гигиенических требований, предъявляемых к планировке и строительству населенных мест, расположенных в полярных условиях. Большая разбросанность жилых и служебных помещений на территории станции ведет к значительному увеличению переходов, что в условиях низких температур и ураганных ветров не только влечет за собой учащение случаев травматизма, но и становится опасным для жизни. Кроме того, возведение жилых помещений на большой площади приводит к изменению рельефа местности и как следствие этого к быстрому накоплению снега на территории станции, резко затрудняет, а порой и делает невозможным возведение всех санитар-но-технических сооружений.
Для борьбы с заносом зданий на всех вновь строящихся и реконструируемых станциях стали возводить дома, поднимая их на высоту 1—1,5 м; в результате образующийся под домами аэродинамический поток проносит снег, не давая ему задерживаться. Быстрый занос зданий и станций в целом, с одной стороны, сильная вибрация домов, поднятых на высоту, — с другой, привели к тому, что стали строить станции, расположенные целиком под снегом (станции Бэрд, Амундсен-Скотт). Однако это имеет не только положительные стороны (высокая компактность станции, более комфортная температура домов под снегом, возможность создания санитарно-техниче-ских устройств), но и отрицательные, такие как отсутствие в помещениях естественного света и солнечной инсоляции и неудобства вентиляции; нельзя не учитывать при этом также отрицательный психологический фактор.
Чрезвычайная жесткость погоды, особенно на внутриконтинентальных станциях, вынуждает полярников находиться в помещении не менее 90% су-
Таблица!
Данные температурного режима в алюминиевых и арболитовых домах
Показатели Алюминиевый дом Арболитовый дом
данные данные
средние макси-мальн ые минимальные средине максимальные минимальные
Температура воздуха:
на высоте 10 см 16,4 19,0 13,5 14,7 18,5 7,0
> » 100 см 19,6 23,0 17,0 19,2 22,6 11,0
» » 150 см 20,2 24,0 17,5 19,8 23,2 12,5
Температура пола 15,8 18,8 12,8 12,7 14,8 8,4
Температура стен
внутренняя 17,7 19,6 16,2 16,1 19,4 12,6
наружная 17,4 19,0 15,6 14,9 18,0 9,6
Относительная влажность 48 59 40 26 36 20
воздуха (в %)
Движение воздуха (в м/с) 0,067 0,1 0,004 — — —
Разница между температу- 3,7 — — 7,1 — —
рой пола и тепературой
воздуха ка высоте 150 см
Примечание. Исследования проводились при температуре наружного воздуха от — 14,1 до —26,8°, относительней влажности воздуха от 43 до 69% и скорости ветра от 8 до 30 м/с.
точного времени. В результате в немалой степени нивелируется воздействие на человека экстремальных условий Антарктиды и большое значение приобретают такие условия, как обстановка на станции, микроклимат жилых и служебных помещений, питание и одежда.
Снижение параметров микроклимата может вызвать нарушение трудоспособности, увеличение подкожно-жировой складки, повышение в отдельных случаях артериального давления; кроме того, это заставляет носить больше одежды, что сказывается на энерготратах человека.
Ведущим принципом жилищного строительства на наших и зарубежных станциях является использование сборных домов из дерева или металла (различные сплавы алюминия) с хорошей теплоизоляцией, в которых достигается благоприятный для человека микроклимат, чему способствует использование в широком масштабе, в том числе и для отопления, электроэнергии.
В период 13-й и 17-й советских антарктических экспедиций мы исследовали микроклимат домов из алюминиевых блоков и домов из арболитовых блоков (т. е. из бетона и деревянной стружки). Результаты, полученные на основании более чем 1000 замеров, приведены в табл. 1.
Кроме того, в период исследований микроклимата этих домов нами проведено изучение ряда физиологических функций у полярников, таких как артериальное давление, пульс, дыхание, температура тела и кожи, проведен опрос полярников, проживающих в таких домах. Как видно из табл. 1, температурный режим алюминиевого дома несколько отличается от температурного режима дома из арболитовых блоков. Так, за период обследования в алюминиевом доме средняя температура воздуха на высоте 150 см держалась на уровне 20,2°, а температурный перепад по вертикали составлял 3,7°, минимальная температура воздуха составила 17°, что вполне допустимо. Довольно высока была температура пола и стен. Хотя средняя температура воздуха в арболитовом доме была высокой (19,8°), мы наблюдали в нем довольно резкий перепад ее по вертикали; он достигал 10° и более. Кроме того, отмечались более низкие температуры пола и стен, что создает условия для высоких радиационных потерь человека, находящегося в помещении (табл. 2).
Отмечено, что в арболитовом доме в большинстве случаев снижение температуры наружного воздуха вызывало снижение температуры внутри помещений; такой закономерности не наблюдалось только в 20% случаев. Не выявлено подобной закономерности и в алюминиевом доме.
При физиологических исследованиях полярников, проживающих в арболитовом и алюминиевом домах, не обнаружено никаких различий в таких показателях, как артериальное давление, пульс, дыхание, тепловое состояние. Установленные отклонения были статистически недостоверны и носили физиологический характер, тогда как субъективная оценка этих домов была различной.
Полярники, проживающие в алюминиевом доме, предъявляли жалобы только на шум, связанный с вибрацией дома, и вибрацию, которая возникает при силе ветра 15—17 м/с (среднемесячная сила ветра в период полярной ночи 17—20 м/с). Это служит дополнительным источником воздействия на человека, главным образом на его слуховые анализаторы. Наибольшее количество (52,7%) жалоб отмечается у полярников, проживающих в арболитовом доме. При этом преобладают жалобы на большую сухость в помещении, сухость слизистых оболочек, кожи и ее придатков, шум и вибрацию зданий, дискомфортное состояние, связанное с температурным режимом в помещении.
Температурно-влажностный и радиационный режим в полярных поселках складывается прежде всего из особенностей поведения строительных материалов в условиях холода. Применение пластических масс часто лимитируется их токсичностью и изменением свойств при постоянном воздействии холода и инсоляции, тогда как использование железобетона и кирпича в силу их теплопроводности и теплоемкости требует значительного увеличения толщины стен и перекрытий. Не очень удачными оказались и дома, построенные из арболитовых блоков, поскольку эти блоки при длительной вибрации быстро трескаются, в результате чего резко ухудшается температурный режим в таких домах. Наиболее перспективными являются дома из алюминиевых блоков с изолирующим слоем пенопласта.
В течение года зимовки наблюдалось постепенное увеличение числа людей, которые желали бы жить в комнате по одному, без соседей. Это относилось главным образом к научно-технической и научной группе полярников. Если сравнить такое желание с результатами психофизиологических исследований, то можно заметить прямую зависимость его от нарастания утомления центральной нервной системы. Учитывая это, необходимо при строительстве новых и реконструкции старых антарктических станций стремиться к тому, чтобы дома, используемые для жилья полярников, имели до 50—60% помещений, рассчитанных на проживание в них 1 человека.
Опыт зимовок в Арктике и Антарктиде убедительно доказал возможность создания благоприятных для человека условий жизни и быта в экстремальных условиях полярных областей, что имеет большое значение для акклиматизации человека.
В экстремальных условиях Антарктиды наиболее приемлемым является строительство небольших станций в пределах 1 здания; крупные станции желательно возводить в нескольких зданиях, соединяя их между собой крытыми переходами. Это позволит резко сократить переходы и легко возводить все санитарно-технические сооружения (водопровод, канализацию).
Поступил* 19/ХП 1973 г.
Таблица 2
Число случаев температурных перепадов в алюминиевом и арболитовых домах на станции Молодежная
Температурные перепады (в градусах) Алюминиевый дом Арболнтовый дом
абс. % абс. %
0—3 418 83,7 1 0,5
3—5 56 11,2 26 11.1
5—10 26 5,1 179 76,0
Свыше 10 - 29 12,4
HYGIENIC ASSESSMENT OF CERTAIN TYPES OF HOUSES AT COASTAL
ANTARCTIC STATIONS
V. F. Garshenin
In the course of winters of the 13th and the 17th Soviet Antarctic expeditions the author investigated the microclimate prevailing in variouus types of houses used. The results obtained show that the houses made of aluminium blocks satisfy most fully the hygienic requirements and should be the main types of houses to be used in the Antarctic. Besides, an optimal set of living quarters is suggested for these houses.
УДК 612.592.1-087.S
Канд. мед. наук С. Г. Саливон, А. А. Стихарев
ВЫБОР МИНИМАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ОХЛАЖДЕНИЯ
Институт биофизики Министерства здравоохранения СССР, Москва
Нашей целью была сравнительная оценка информативности ряда физиологических показателей и выбор минимального комплекса для оперативного медицинского контроля за тепловым состоянием человека, находящегося в состоянии покоя в условиях низких температур.
Исследования проводили в микроклиматической камере при температуре окружающего воздуха —20±1°, относительной влажности 25—30% и скорости движения воздуха, не превышающей 0,2 м/с. Испытуемыми были 10 адаптированных к холоду мужчин в возрасте 25—35 лет в одежде с теплоизоляцией 1,5 кло, которые пребывали в состоянии покоя. Изучали ответные физиологические реакции при дефиците тепла в организме, равном 0,8, 1,3, 1,6, 2,1 и 2,5 ккал/кг веса. Среднее время пребывания в камере составляло при этом 20, 40, 60, 90 и 120 мин. В подавляющем большинстве случаев на 115—120-й минуте опыта испытуемые отказывались от дальнейшего пребывания в камере из-за чрезмерного охлаждения. Контроль за тепловым состоянием людей, подвергавшихся действию охлаждения различной стенени, осуществляли путем изучения функционального состояния систем, наиболее чувствительных к нарушению теплового постоянства: терморегуляции, сердечно-сосудистой системы, дыхания и центральной нервной. Физиологические показатели регистрировали до начала охлаждения, в динамике эксперимента и сразу после выхода испытуемого из холодовой камеры.
Зависимость между величиной охлаждения и ответными физиологическими реакциями, характеризующими некоторые функции организма человека, показана в табл. 1 и 2. Приведенные в табл. 1 и 2 данные свидетельствуют о том, что при недостаточной защите от холода организм мобилизует работу терморегуляторных механизмов для поддержания температуры тела на постоянном уровне. Дефицит тепла, равный 0,8 ккал/кг, оказался относительно легко переносимым, теплоощущения оценивались испытуемыми как «прохладно». Мышечная и умственная работоспособность сохранялась на высоком уровне; не изменялась и тонкая координация движений. Так, если максимальное количество произведенной работы на кистевом динамографе в условиях комфортного микроклимата принять за 100%, то при дефиците тепла в организме человека, равном 0,8 ккал/кг, оно составляло 95%. Средневзвешенная температура кожи за 20-минутное пребывание в камере снижалась на 3,4°, теплопродукция увеличивалась с 1,8 до 2,5 ккал/мин. Ректальная температура практически не изменялась. При дефиците тепла 1,3 ккал/кг субъективные теплоощущения испытуемыми оценивались как «холодно». При этом отмечалась некоторая тенденция к снижению физической работоспособности, нарастало количество ошибок при выполнении тонких координированных движений (однако Р<95%).