Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.И. Глейзеров, Е.Б. Соболь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Variations in mental and physical working capacity rates were analyzed in 285 schoolchildren during their training courses in chess groups of sports schools for children and adolescents. Significant variations in some kinds of mental activity were emphasized in order to detect fatigue in schoolchildren of different age groups. It is recommended to limit duration of continuous training of schoolchildren of 7 to 9, 10 to 12, and 13 to 15 years of age in chess groups of sports schools with 30, 45 and 60 min, respectively.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ»

УДК 613.735:794.1J-07:612.745.6

В. И. Глейзеров, Е. Б. Соболь

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Минский медицинский институт; Жодинская центральная городская больница

В условиях реформы школы все большее значение приобретают вопросы гигиенической регламентации внеучебиой деятельности учащихся. Одной из распространенных форм организации свободного времени детей школьного возраста являются занятия в шахматных секциях и группах детско-юношеских спортивных школ (ДСЮШ). В имеющейся литературе мы не встретили работ, касающихся гигиенических аспектов шахматной игры. Критерии оценки тренировочных нагрузок юных шахматистов в практике врачебного контроля отсутствуют.

В задачу настоящего исследования входило: выявление изменений в умственной и физической работоспособности юных шахматистов в процессе тренировочных занятий и определение возможности использования этих изменений в качестве гигиенических критериев оценки тренировочных нагрузок.

С этой целью в 1982—1985 гг. были обследованы 285 здоровых школьников, посещавших шахматные группы Смолевичской ДЮСШ. Из числа обследованных в группе начальной подготовки (возраст 7—9 лет) занимались 158 человек, в учебно-тренировочной (10—12 лет) — 110 человек, в группе спортивного совершенствования (13—15 лет) — 17 человек.

Для оценки изменения уровня физической работоспособности использовали апробированную рядом авторов функциональную пробу Руфье [7, 8, 10]. Вычисления проводили по формуле (Р2-70)-(Р3-Р1)

ô =-Го-'

где В— индекс Руфье—Диксона; Р\ — частота сердечных сокращений (ЧСС), определяемая до нагрузки в положении лежа на спине в течение 15 с; Р2 — ЧСС, определяемая в том же положении в первые 15 с после 30 приседаний, выполненных за 45 с; Р3 — ЧСС, определяемая в последние 15 с первой минуты восстановления. При результате от 0 до 2,9 индекс оценивали как хороший, от 3 до 6 — средний, от 6 до 8 — удовлетворительный, более 8 — как плохой. Комплексная оценка умственной работоспособности включала определение показателей внимания, памяти, «комбинаторики», «критики», а также процессов отвлечения и обобщения. Обследование проводили по атласу для исследования отклонений в психической деятельности [3]. По методике, предложенной Ф. Е. Рыбаковым и А. П. Берштейном, определяли активное внима-

ние, реакцию сосредоточения, зрительную и слуховую память. Контрольными служили следующие тесты: счет кружков, размещенных по секторам круга в последовательно увеличивающихся количествах, обнаружение отсутствующих деталей в изображениях, различение изображений, отличающихся малозаметными деталями, запоминание линейных и геометрических фигур, простых и более сложных рисунков, запоминание цифр, слов и предложений по слуху. Для исследования «комбинаторики» применяли пробы Ро-веиа — заполнение отсутствующей детали в изображении, пропущенных букв в словах, и Руш-кевича — пропускание по заданию буквы в слове, слова в фразе, элемента в геометрической фигуре. Физическую работоспособность определяли до и после тренировки. Психометрические исследования проводили до занятий, а затем спустя 30, 45 и 60 мин. Полученные данные (более 6000 показателей) обрабатывали статистически. Для оценки достоверности различий применяли критерий Стыодента и %2 [6].

При анализе результатов выполнения функциональной пробы Руфье выявлены удовлетворительный, средний и хороший уровни исходных показателей физической работоспособности у большинства испытуемых. Только в 2 случаях в младшей возрастной группе величина индекса оказалась больше 8. В процессе тренировочных занятий физическая работоспособность юных шахматистов изменялась незначительно. Так, в группе начальной подготовки до начала занятий величина индекса Руфье—Диксона составила в среднем 6,1, после занятий — 6,2, в учебно-тренировочной группе и группе спортивного совершенствования — соответственно 3,6 и 3,8, 2,4 и 2,5. Полученные материалы подтверждают общепризнанное положение об увеличении с возрастом физической работоспособности учащихся

[4,7].

Анализ показателей, отражающих динамику умственной работоспособности в процессе тренировочных занятий, свидетельствует о выраженном влиянии нервно-психической нагрузки на организм юных спортсменов. Снижение функциональных возможностей ЦНС у представителей различных возрастных групп отмечалось при каждом последующем обследовании. Наиболее четкими изменениями характеризовалась динамика психической деятельности 7—9-летних школьников. Так, уже через 30 мин после начала тренировки з группе начальной подготовки

на 23,4 % по сравнению с исходным уровнем увеличилось количество отрицательных проб, характеризующих «реакцию сосредоточения» (р< <0,001), нарушения памяти отмечались у 20,3 % испытуемых (/><0,001), ослабление внимания — у 16,4 % (р<0,01). Спустя еще 15 мин произошли достоверные изменения «комбинаторики»: количество отрицательных проб Ровена и Руш-кевича возросло по сравнению с исходным уровнем соответственно на 17,1 и 14,6% (р<0,001). Еще через 15 мим активное внимание сохранялось на исходном уровне только у 40,2 % испытуемых.

После первых 30 мин занятий нарушения реакции сосредоточения были выявлены у 14,5 % 10—12-летних шахматистов [р<0,05), при этом активное внимание было нарушено у 12,8 % испытуемых (/?<0,05). Число учащихся, у которых после 45 мин занятий наблюдались ухудшение способности к запоминанию и негативная динамика результатов проб Ровена и Рушкевича, составило соответственно 29,1, 21,8 и 20,8 % (р< <0,001).

Показатели психической деятельности 13—15-летних школьников в процессе тренировки отличались большей устойчивостью по сравнению с таковыми у представителей предыдущих возрастных групп. Вместе с тем по истечении 60 мин у спортсменов-подростков четко прослеживались нарушения «комбинаторики»: пробы Ровена и Рушкевича были положительны только в 48,4 % случаев против 81,4 % до начала занятий |'р< <0,05).

Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что изменения отдельных компонентов психической деятельности в процессе тренировочных занятий специфически взаимосвязаны с возрастом учащихся. Наиболее ранним диагностическим признаком утомления детей 7—12 лет оказались нарушения процесса сосредоточения. Второе по степени диагностической значимости мес-«I то заняли у 7—9-летиих школьников снижение памяти, у 10—12-летних — расстройство внимания. При диагностике утомления у 13—15-летних шахматистов наиболее наглядными были нарушения «комбинаторики». Изменения критериальной значимости проявлений отдельных сторон психической деятельности на разных этапах зоз-растного развития объясняются, вероятно, гете-рохронностью созревания соответствующих структур коры головного мозга.

Материалы исследований в целом позволяют отметить, что эффективность умственной деятельности юных шахматистов в процессе трени-ровочных занятий определяется продолжительностью нагрузки и возрастом учащихся. Выявленные в процессе тренировки изменения показателей умственной работоспособности с учетом особенностей этих изменений у школьников различных возрастных групп позволяют считать, что длительность непрерывной тренировочной

нагрузки юных шахматистов при занятиях в группе начальной подготовки целесообразно ограничивать 30 мин, в учебно-тренировочной группе— 45 мин, а группе спортивного совершенствования— 60 мин. Специально проведенные дополнительные наблюдения показали, что организация 10—15-минутных перерывов, активный отдых (игра в настольный теннис) способствуют быстрому восстановлению работоспособности учащихся. Результаты исследования, проведенного на шахматистах ДЮСШ, согласуются с данными отечественных и зарубежных авторов, полученными при изучении влияния на детский организм учебной нагрузки в школе [1, 2, 5, 9]. Представленные данные еще раз подтверждают общность природы физиологических механизмов, определяющих развитие утомления при различных видах умственной деятельности.

Выводы. 1. Изменения показателей умственной работоспособности могут служить гигиеническим критерием оценки влияния тренировочной нагрузки на организм юных шахматистов. Изменения физической работоспособности в процессе занятий шахматами малоинформативны.

2. Различия критериальной значимости проявлений отдельных сторон психической деятельности (реакция сосредоточения, внимание, память, «комбинаторика») следует учитывать при осуществлении контроля за тренировочным процессом в шахматных секциях и группах ДЮСШ.

3. Время тренировки юных шахматистов следует дифференцировать в зависимости от возраста учащихся. Непрерывная длительность занятий в возрастных группах 7—9, 10—12 и 13— 15 лет не должна превышать соответственно 30, 45 и 60 мин.

Литература

1. Адаптация организма учащихся к учебной :: физической нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой.— М., 1982.

2. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности.— М., 1968.

3. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. И. А. Полищука, А. Е. Видренко.— Киев, 1980.

4. Байбикова Л. С. /'/ Гигиенические основы физического воспитания и спорта детей и подростков. — Таллин, 1975. —С. 19—20.

5. Зубкова В. М. Гигиенические принципы организации учебного процесса на начальном этапе обучения в школе: Автореф. дис... канд. мед. наук.— М., 1972.

6. Рокицкий П. Ф. Биологическая статистика. — Минск, 1973.

7. Спортивная медицина / Под ред. А. В. Чоговидзе, Л. А. Бутченко. — М., 1984.

8. Тихвинский С. Б.. Лулик И. В. //Детская спортивная медицина, — М., 1980.— С. 171—189.

9. Magnin P. et al. // Rev. Med. scol. et univ.— 1975.— Vol. 1, —P. 48.

10. Vandervalle H., Sebert M. P.. Alimoradian S. Mo-nod H. //Med. Sport. — 1984. — Vol. 58, N 5.— P. 14—19.

Поступила 02.0S.86

Summary. Variations in mental and physical working capacity rates were analyzed in 285 schoolchildren during their training courses in chess groups of sports schools for children and adolescents. Significant variations in some kinds of mental activity were emphasized in order to detect

fatigue in schoolchildren of different age groups. It is recommended to limit duration of continuous training of schoolchildren of 7 to 9, 10 to 12, atid 13 to 15 years of age in chess groups of sports schools with 30, 45 and 60 mill, respectively.

УДК 614.7:615.285.7]-07:612.01 7.1-053.2

А. С. Козлюк, Л. А. Анисимова, И. Г. Шройт, А. Ф. Василос, Г. В. Кушнир, В. Д. Дмитриенко, Е. А. Тодорова

ИММУННЫЙ СТАТУС У ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ С РАЗЛИЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕСТИЦИДОВ

Молдавский НИИ гигиены и эпидемиологии, Кишинев

Возросший контакт населения с различными химическими веществами в условиях интенсивной химизации сельскохозяйственного производства может явиться причиной развития в организме неблагоприятных изменений и отрицательно сказаться на состоянии здоровья. В связи с этим изучение состояния защитных механизмов с целью выявления ранних нарушений, обусловленных действием неблагоприятных факторов малой интенсивности, является важной задачей гигиены окружающей среды.

В последние годы ряд иммунологов [1, 2] считают, что интенсивность продукции суммарного иммуноглобулина Е может рассматриваться в качестве одного из важнейших факторов, определяющих иммунологический гомеостаз и, что между 1дЕ и другими звеньями иммунной системы существует тесная взаимосвязь. В связи с этим определенный интерес представляло изучение состояния иммунитета у детей (как наиболее ранимого контингента населения), проживающих в районах с различной интенсивностью применения пестицидов. Выявление детей с нарушениями иммунной системы позволит выделить группу повышенного риска развития заболеваний и обеспечить проведение патогенетически направленных оздоровительных мероприятий.

Обследовано 100 практически здоровых школьников в возрасте 9—12 лет проживающих в 3 населенных пунктах (микрорайонах), отличающихся интенсивностью химизации сельскохозяйственного производства. В 1-м населенном пункте уровень применения пестицидов превышает общесоюзный в 5 раз, во 2-м и 3-м аналогичный показатель соответственно в 6 и 12 раз выше, чем в 1-м пункте.

Для характеристики иммунитета у детей определяли абсолютное и относительное количество лейкоцитов и лимфоцитов в периферической крови. Количество Т-лимфоцитов выявляли в реакции спонтанного розеткообразования [5], количество малодифференцированных В-лимфоци-тов — в реакции розеткообразования с эритроцитами мышей [4]. Функциональную активность

Т-лимфоцитов оценивали морфологически по количеству бластов в реакции бласттрансформ^ции лимфоцитов, поставленной микрометодом с цельной кровью [3]. ^ в сыворотке крови определяли методом радиальной иммунодиффузии с моноспецифическими сыворотками по Манчини. Содержание общего 1§Е в сыворотке крови выявляли радиоиммунным методом с применением стандартных наборов. Связанную радиоактивность определяли гамма-счетчиком.

Анализ полученных данных проводился с учетом как индивидуальных отклонений иммунологических показателей, так и по наличию г;ипер-глобулинемии Е. В последнем случае дети каждого населенного пункта были разделены на 2 подгруппы: одну (А) составили обследуемые с нормальным содержанием 1§Е в сыворотке крови, другую (Б) — с повышенным (более 150 МЕ/мл).

Исследования показали, что у детей 1-го населенного пункта основные параметры клеточного и гуморального иммунитета были близкими к показателям физиологической нормы для данной возрастной группы (табл. 1). Индивидуальный анализ полученных данных показал, что у 53,1 % детей иммунологические показатели были полностью сбалансированными. У 15,6 °/с обследованных от 5 до 8 иммунологических показателей значительно отличались от нормы. У этих детей определялись лимфопения, сопряженная со сниженным числом Т- и В-лимфоцитов, увеличенный уровень спонтанной бласттрансформа-ции лимфоцитов, гиперпродукция 1§М и ^Е. При этом у 33,3 % детей содержание общего 1§сЕ в среднем составляло 323,3±40,9 МЕ/мл.

У 27,6 % детей 2-го населенного пункта не было выявлено существенных сдвигов в иммунном статусе, однако у 44,8 % школьников от 5 до 10 иммунологических показателей не соответствовали физиологической норме. Качественная характеристика выявленных отклонений в иммунологических показателях была аналогична таковой у детей 1-го населенного пункта. Кроме того, отмечено существенное увеличение содержания . и 1дЕ. У 61,1 % детей этого насе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.