Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ РАДИАЦИИ СОЛНЦА И НЕБОСВОДА В РАЙОНЕ СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ РАДИАЦИИ СОЛНЦА И НЕБОСВОДА В РАЙОНЕ СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ РАДИАЦИИ СОЛНЦА И НЕБОСВОДА В РАЙОНЕ СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

SS

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ РАДИАЦИИ СОЛНЦА И НЕБОСВОДА В РАЙОНЕ СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА

Врач дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс 4», кандидат медицинских наук Л. Е. Пономарев

Из отдела полярной медицины Главного управления Северного морского пути Министерства морского флота СССР

В решениях XX съезда КПСС указано о дальнейшем освоении Северного морского пути как одной из важной водной магистрали страны. Учитывая, что в осуществлении этого решения будут принимать участие большие контингенты людей, мы считаем необходимым поделиться некоторыми данными о характере ультрафиолетовой радиации и опыте компенсации ее недостаточности в высоких широтах Арктики.

На дрейфующей станции «Северный полюс 4» нам удалось в летний период дрейфа (с июля по сентябрь 1955 г.) провести наблюдения за ультрафиолетовой радиацией в районе Северного полюса между 82—83°08' северной широты.

В нашей работе был использован фотохимический щавелевокислый метод в модификации, разработанный в Ленинградском научно-исследовательском санитарно-гигиеническом институте А. Н. Бойко и 3. Н. Куличковой.

Этим методом учитывались ультрафиолетовые лучи с длиной волны от 290 до 400 m(j., т. е. все ультрафиолетовые лучи солнечной энергии, достигшие земной поверхности. Для измерения суммарной ультрафиолетовой радиации применялись кварцевые пробирки в светонепроницаемой оболочке с кольцевым световым окошком различной площади для часовых и суточных наблюдений. Наблюдения проводились через день, независимо от погоды.

В сентябре было проведено всего 5 наблюдений, а дальнейшие исследования в связи со значительным понижением внешней температуры и отсутствием круглосуточного источника электроэнергии для подогревания пробирки были прекращены.

Максимальная величина ультрафиолетовой радиации характеризуется количеством разлагающейся за сутки щавелевой кислоты в безоблачные дни. Хотя полных безоблачных суток в период наших наблюдений не было, все же мы попытались произвести подсчет максимально возможной ультрафиолетовой радиации в высокоширотном районе.

Результаты вычисления максимальных величин ультрафиолетовой радиации, возможных в безоблачные дни, суммарно по месяцам составляли в июле 1052,2 и в августе 826,6 мг/см2 щавелевой кислоты.

Фактическая ультрафиолетовая радиация в районе дрейфа была значительно меньше.

Например, самая большая величина фактической радиации в течение 31 июля была равна 35,04 мг/см2 щавелевой кислоты.

Самые меньшие величины естественной ультрафиолетовой радиации при единичных определениях за период наблюдений были получены при сплошной облачности в сопровождении значительных туманов. Так, 29 июля она составляла 7,56 мг/см2, а 21 августа— 8 мг/см2 разложившейся щавелевой кислоты в сутки.

В результате наблюдений нами выявлено, что в высокоширотном районе, так же как и на материке, облака нижнего яруса (слоисто-кучевые, слоисто-дождевые, слоистые) снижают напряженность естественной ультрафиолетовой радиации гораздо больше, чем облака верхнего яруса, при той же степени облачности.

Результаты определения фактических среднесуточных суммарных величин ультрафиолетовой радиации (в мг/см2 щавелевой кислоты) в июле и августе в районе Северного полюса по сравнению с данными других районов представлены в таблице.

Из приведенного видно, что в районе Северного полюса в июле и августе, несмотря на малое число ясных часов солнечного сияния, ультрафиолетовая радиация выражалась такими цифрами, которые превышают показатели городов средней полосы.

Если перевести фактические величины ультрафиолета, выраженные в миллиграммах разложившейся щавелевой кислоты, в эритемные дозы, то мы получим более наглядное представление о характере ультрафиолетовой радиации. За эритемную дозу принимается количество ультрафиолетового излучения, эквивалентное 3,7—4,1 мг/см* разлагающейся щавелевой кислоты. Минимально необходимым количеством ультрафио-

летового излучения, оказывающим антирахитический эффект и предупреждающим явления «светового голодания», является '/в эритемной дозы.

При подсчетах оказывается, что в июле и августе в районе Северного полюса ультрафиолетовая радиация колеблется в пределах от 2 до 9 эритемных доз в сутки.

, Часовые величины ультрафиолетовой радиации, полученные в ясный полдень, по месяцам составляли: 23 июля — 2,21 мг/см2 щавелевой кислоты, 1 августа — 2,19 и 5 сентября — 1,12 мг/см2.

В сентябре в районе Северного полюса, когда, несмотря на еще продолжающийся полярный день, солнце находится очень низко над горизонтом, наблюдается резкое снижение интенсивности ультрафиолетовой радиации. Вместе с тем приведенные данные показывают, что в ясный полдень имеются такие количества ультрафиолетовой радиации, что ее можно практически использовать для облучения людей.

Для суждения о биологической эффективности рассеянной радиации голубого неба в ясную безоблачную погоду в полуденные часы нами измерялась не только суммарная,

но и рассеянная ультрафиолетовая радиация, приходящаяся на вертикальную цилиндрическую поверхность. В результате проведенной работы нами выяснено, что рассеянная радиация небосвода в суммарном потоке ультрафиолетовых лучей от солнца и небосвода составляет 80%,

Такие высокие показатели рассеянной радиации голубого неба, несомненно, связаны с наличием подстилающей снежной поверхности, обладающей большой способностью к отражению.

В течение лета как на станции СП-4, так и га станции СП-5 большинство сотрудников пользовалось солнечными ваннами, которые, как правило, проводились в ясные дни, при температуре воздуха у стен черных палаток и домиков, где принимали ванны, 16° и выше. Облучению подвергалась верхняя половина туловища.

В течение июня и июля половина сотрудников станции приняла по 6—8 облучений; продолжительность каждого сеанса колебалась от 30 минут до 1 часа. После 40-минутной экспозиции возникала слабо заметная эритема кожи, а через 5—6 суммарных часов облучения наступала легкая пигментная реакция кожи.

Учитывая, что в полярную ночь организм человека совершенно лишен естественного ультрафиолетового облучения, нами на станции в этом периоде производилось искусственное облучение всех участников дрейфа кварцевой лампой. Каждому полярнику, начиная с ноября, было проведено 20—25 сеансов облучения до образования отчетливой пигментации. Условия облучения были следующими: ртутно-кварцевую лампу ПРК4-152 устанавливали на расстоянии 65—75 см от поверхности тела, продолжительность сеансов была по 3—10 минут, облучение производили через день.

В процессе облучения нами было подмечено, что лица, прибывшие на станцию в середине и к концу лета, были менее чувствительны к искусственному ультрафиолетовому облучению, эритема кожи у них появлялась после более значительной дозы облучения по сравнению с теми, которые на станции были с конца зимы 1955 г., хотя и подвергались естественному облучению на льдине. У последних была повышенная кожная чувствительность к кварцевому облучению. Это обстоятельство говорит о наличии явлений ультрафиолетовой недостаточности у лиц, находящихся длительное время в условиях Арктики.

Облучение полярников проводилось в жилых домиках и в некоторых рабочих помещениях. Подвергая облучению жилые и рабочие объекты, мы одновременно снижали бактериальную загрязненность воздуха.

Поступила 17/1Х 1956 г.

Среднесуточные суммарные величины ультрафиолетовой радиации (в мг/см2 щавелевой кислоты)

Район исследования Июль Август Автор

Станция СП—4 . . 21,4 15,6 Л. Е. Пономарев

Е. В. Данецкая,

Ленинград (1947) . 14,7 12,1 Г. А. Свидерская

Окраина Ленингра-

да (1950) . . 19,9 20,9 3. Н. Куличкова

-Й- -А- -Й-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.