Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА ОПЕРАТОРОВ ОРОСИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ПО УТИЛИЗАЦИИ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ СТОКОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА ОПЕРАТОРОВ ОРОСИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ПО УТИЛИЗАЦИИ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ СТОКОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
4
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study on the labour conditions of the operators at the irrigation systems for livestock sewage utilization showed the discomfortable microclimatic conditions and irrational ergonomic parameters of the work place for pumping station operators and unfavourable microclimate and bacterial contamination of the work environment of water sprinkler system operators.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА ОПЕРАТОРОВ ОРОСИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ПО УТИЛИЗАЦИИ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ СТОКОВ»

13. Шляхецкая Jl. П. Роль серотонина в генезе нейро-со-суднстых расстройств при вибрационной и шумовой патологии: Дис. канд. мед. наук. — Л., 1980.

14. Cooper I. R., Melcer I. // J. Pharmacol, exp. Ther. — 1961. — Vol. 132. — P. 265—268.

15. Kahlson G„ Nilsori K. et al.//Lancet. — 1930. — Vol. 2. — P. 230.

Поступила 25.11.85

Summary. The study involved 200 white male rats

exposed to separate and combined effects of intensive mo-

tor-transport noise and electromagnetic field (ultrashort waves). Histamine anc serotonin levels in the blood and viscera were determined. Considerable quantitative changes in biogenic amines: increased histamine levels and increased or decreased serotonin ones were detected. On case of a combined exposure changes in histamine level were induced by both factors and changes in serotonin level, mostly by the radiowave component. The obtained data stimulate the search for the general and specific approaches to treating the "noise" and "radiowave" diseases on the level of ^ neurohumoral regulation.

УДК 613.6: [628.36:628.312:630

Е. С. Буянов, В. Ф. Спирин, Т. А. Новикова, В. Н. Шилов, Н. И. Махонько, А. Н. Клипов

гигиеническая характеристика условий труда операторов оросительных систем по утилизации

животноводческих стоков

Саратовский НИИ сельской гигиены

Производство продуктов животноводства на промышленной основе выдвинуло на первый план проблему утилизации отходов крупных животноводческих комплексов и связанные с ней вопросы охраны окружающей среды. Применение сточных вод комплексов для орошения сельскохозяйственных угодий обеспечило значительное снижение сброса их в естественные водоемы

[1-3].

В настоящее время достаточно хорошо изучены аспекты загрязнения окружающей среды при различных способах утилизации отходов животноводческих комплексов и разработаны мероприятия по предотвращению их негативного воздействия [4, 6]. Однако в литературе отсутствуют сведения об особенностях условий работы операторов оросительных систем по использованию для орошения животноводческих стоков. В связи с этим была поставлена задача охарактеризовать условия труда новой профессиональной группы — рабочих насосных станций и дождевальных установок.

В качестве объекта исследования использованы оросительные системы комплексов крупного рогатого скота «Чапаевский» Вольнянского района Запорожской области и «Вороново» Подольского района Московской области. Орошение подготовленной жидкой фракцией животноводческих стоков в совхозе «Чапаевский» проводилось с помощью дождевальных машин типов ДД-30-1, ДД-50-1, ДД-80-1, в совхозе «Вороново»— машиной «Коломенка-100». Приготовлением и утилизацией сточных вод занимались рабочие двух групп: операторы насосных станций и операторы дождевальных установок. Были изучены параметры микроклимата, уровень шума и вибрации, загазованность, бактериальная обсемененность рабочей зоны, профессиографи-ческие и эргономические показатели условий труда.

Изучены услозия труда 13 операторов насосных станций и 19 операторов дождевальных машин в теплое время года (май — август), т. е. в период, который характеризуется максимальным загрязнением окружающей среды [5]. Температура производственной среды во время обследования достигала 21—29,6°С. Всего проведено 840 измерений микроклимата, 164 измерения шума, 82 исследования вибрации, 100 определений освещенности, исследовано 440 проб на химическое и 520 проб на бактериальное загрязнение, выполнено более 2000 измерений про-фессиографических и эргономических показателей.

Исследование микроклимата в помещении насосной станции показало, что температура воздуха в среднем на 8°С, а скорость движения воздуха на 0,3 м/с выше оптимальных значений, предусмотренных ГОСТом 12.1.005—76. Относительная влажность воздуха находилась в допустимых пределах (46,7+0,85 %)- Шум на станции генерируется работой электродвигателей и насосов, по характеру широкополосный и посто- ♦ янный по времени. Максимальный уровень шума в зоне расположения насосов — 80,0±0,31 дБ А, что на 5 дБ Л ниже предельно допустимого. Уровень звука в слышимом спектре на 3—5 дБ А ниже предельно допустимого с максимумом выраженности на высоких частотах. Внутрисменная относительная доза шума, получаемая операторами насосной станции, равна 100%.

Уровень общей вибрации на станции незначительный, самая высокая виброскорость зарегистрирована на частоте 32 Гц, ее величина в 20 раз меньше предельно допустимой (ГОСТ 12 1.012—78).

Анализ результатов, полученных при изучении загазованности воздуха рабочей зоны, пока- $ зал, что содержание сероводорода на расстоя-

нии 1 м от приемного резервуара на 4,8 мг/м3, а аммиака на 6,32 мг/м3 меньше ПДК.

Бактериологические исследования сточных вод, используемых для полива, показали, что общая микробная обсемененность равна 1,7-105, коли-титр — 4-Ю-4, титр энтерококков — 4Х ХЮ-2 — 4-Ю-3. В смывах с рабочих поверхностей задвижек гидрантов и рук операторов содержалось до 40 микроорганизмов на 1 см2 поверхности, в том числе по 2 бактерии группы кишечной палочки.

Профессиографические исследования, включающие фотографию рабочего дня, выборочный хронометраж и моментные наблюдения, показали, что внешняя нагрузка на операторов насосных станций отличается стабильностью и определяется особенностями организации рабочих мест операторов и технологического процесса. Эргономические параметры обрудования и устройств управления не в полной мере соответствуют требованиям эргономики и техники безопасности. Так, рубильники и тумблеры пульта управления расположены в труднодоступных местах, на границе максимальной досягаемости рук операторов. Контрольно-измерительные приборы установлены намного вь:ше (до 2360 мм) допустимой границы их размещения (ГОСТ 12.2.033— 78). Ниже границы оптимальной досягаемости расположены маховики задвижек гидросистемы, находящиеся в колодцах глубиной 190—200 см. При манипуляции ими оператор вынужден принимать неудобную позу — сгибаться, находясь в ограниченном пространстве. Рабочая поза операторов — стоя, с возможностью отдыха сидя и передвижениями в пространстве. В структуре рабочих поз и положений имеется вынужденная неудобная поза с наклоном корпуса вперед более чем на 30° и нерациональными, с биомеханической точки зрения, углами сгиба в коленном и локтевых суставах. Время поддержания неудобной рабочей позы в течение 1 ч работы 3—5 мин. В течение 1 ч оператор в среднем выполняет до 10 визуальных наблюдений, совершает около 1800 шагов, 7—8 переключений кнопок и тумблеров пульта управления, 5— 6 манипуляций маховиками задвижек с усилиями от 3 до 7 кг и 2—3 — с усилиями 70—80 кг (превышение предельно допустимого уровня) и 2—3 спусками — подъемами в колодцы гидросети. Статическая нагрузка оператора за смену не превышает 1500 кг-с.

Условия труда операторов дождевальных установок во многом зависят от типа эксплуатируемой техники и метеорологических условий, так как их рабочая зона находится на открытом воздухе. Замеры и теплый период года в рабочих зонах операторов показали, что скорость движения воздуха в среднем 2,9±0,08 м/с, температура 26,5±0,25°С, относительная влажность 55,2+1,01 %.

Шум в зоне работы далыюструйных дождевальных установок создается только за счет распыления водяной струи, и его уровень значительно ниже предельно допустимого. Шум у дождевальной установки «Коломенка-100» генерируется электродизельным агрегатом и в среднем составляет 65±0,21 дБ А, по характеру широкополосный, постоянный.

Загазованность воздушной среды рабочей зоны операторов дождевальных установок сероводородом и аммиаком не превышает ПДК и составляет соответственно 3,7±0,08 и 14,1 ±0,07 мг/м3.

При изучении характера бактериального загрязнения рабочей зоны определяли количественные показатели, зону распространения во время работы установок и эпидемиологически безопасные сроки технического обслуживания машин после прекращения дождевания. В пробах воздуха производственной зоны и смывах с рабочих поверхностей определяли общее количество микроорганизмов, бактерий группы кишечной палочки, коли-титр, титр энтерококков и сальмонелл. Дальность распространения бактериального аэрозоля от дождевального аппарата ДД-30-1 (скорость ветра 1—2 м/с) от границы зоны орошения не общему количеству бактерий в 1 м3 достигла 300 м, по коли-титру — 200 м. Дальность распространения от дождевального аппарата ДД-50-1 (скорость ветра 1—2 м/с) по общей численности бактерий составляла 300 м, по коли-титру — 350—400 м. Распространение аэрозоля от дождевальной установки ДД-80-1 (скорость ветра 3—4 м/с) равнялась по общей микробной обсемененности 700 м, по коли-титру 400 м. От дождевальной машины «Коломенка-100» (скорость ветра 2—3 м/с) дальность распространения бактериального аэрозоля достигала 350 м.

Физическая нагрузка операторов дождевальных установок в основном складывается из усилий, связанных с включением задвижек системы подачи подготовленной смеси в гидросистему полей орошения, манипуляций по установке и приведению в действие дождевальных машин и передвижений при контроле за работой дождевальных установок. Эргономические параметры оборудования и устройства управления установок не всегда соответствуют нормативным требованиям. Задвижки гидросистемы находятся в колодцах глубиной до 200 см. При включении гидросистемы оператор вынужден находиться в ограниченном пространстве с недостаточной площадью опоры для ног, прилагая усилия выше допустимых (ГОСТ 21753—76). Рабочая поза операторов свободная стоя с возможностью отдыха сидя. До 15 % рабочего времени он находится в нерациональной вынужденной позе согнувшись. Статическая физическая нагрузка за смену (при обслуживании 4 дождевальных машин) не превышает 2000 кг-с.

Таким образом, трудовая деятельность операторов оросительных систем по утилизации животноводческих стоков протекает в неблагоприятных условиях. Так, для производственных условий на оросительных системах характерна повышенная обсемененность в рабочих зонах, на рабочих местах операторов насосной станции в теплый период года отмечаются повышенная температура и высокая скорость движения воздуха; микроклиматические условия на рабочем месте операторов дождевальных установок полностью зависят от атмосферных условий. Кроме того, на рабочих местах систем орошения стоками параметры оборудования и устройств управления не в полной мере соответствуют требованиям эргономики и техники безопасности.

Выводы. 1. Бактериальная загрязненность воздушной среды рабочей зоны, обнаружение бактерий группы кишечной палочки на руках и одежде операторов указывают на необходимость разработки мероприятий по предотвращению воздействия на них микрофлоры. В связи с этим контроль содержания микроорганизмов является одним из этапов борьбы с загрязнением. Вторым этапом должно быть создание средств индивидуальной защиты при работе операторов дождевальных машин.

2. Неблагоприятные для теплого периода года микроклиматические условия в помещениях насосной станции, характеризующиеся высокой температурой и повышенной скоростью движения воздуха, являются следствием отсутствия организованного воздухообмена. Для удаления из помещения насосной станции избытка тепла необходимо предусмотреть (в проекте) аэрацию или активную вентиляцию.

С целью обеспечения защиты операторов дождевальных установок от метеорологических факторов необходимо применять средства индивидуальной защиты, предотвращающие перегревание

организма в солнечную погоду, способствующие сохранению тепла во время работы в переходное время года и обладающие водоотталкивающими свойствами.

3. Эргономические параметры рабочих мест операторов насосных станций и дождевальных установок типа ДД и «Коломенка» не в полной мере соответствуют регламентированным, что ^ вынуждает операторов принимать нерациональные неудобные рабочие позы и положения, что может явиться причиной преждевременного утомления, снижения работоспособности и производительности труда.

4. В связи с этим для обеспечения оптимальной трудовой деятельности операторов необходимо при проектировании и строительстве объектов систем орошения и дождевальных установок органы управления и оборудование размещать согласно регламентированным зонам.

Литература

1. Баубинас А. К.// Гиг. и сан. — 1981. — № 1. — С. 66-68.

2. Гурвич Л. С., Зиева В. И., Кибальчич И. А. и др. // Там же. — 197 Г. — № 1. — С. 8—11.

3. Крупные животноводческие комплексы и окружающая среда (Гигиенические аспекты) / Под ред. Д. П. Никитина. — М., 1980.

4. Мироненко М. А.. Ярмолик И. Ф., Коваленко А. В. Санитарная охрана внешней среды в районах промышлен-но-животноводческих комплексов. — М., 1978.

5. Михайлова Г. И., Передкова Л. И. // Гиг. и сан. — 1983. — № 12. — С. 66-68.

6. Шири, С. О. //Сельск. хоз-во за рубежом. — 1973. — № 8. — С. 30-31.

Поступила 14.02.86

Summary. The study on the labour conditions of the operators at the irrigation systems for livestock sewage utilization showed the discomfortable microclimatic conditions and irrational ergonomic parameters of the work place for pumping station operators and unfavourable microclimate and bacterial contamination of the work environment of water sprinkler system operators.

УДК 572.51-053.2/.6

Е. А. Шапошников

как же следует оценивать физическое развитие детей и подростков?

Рязанский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова

в работах Г. Л. Апанасенко [1—6] утверждается, что физическое развитие детей, подростков п состояние их здоровья — не связаны между собой. Обосновывается этот тезис несоответствием между такими характеристиками физического развития, как «хорошее», «ниже среднего», «плохое» и степенью выносливости детей; высоким уровнем физических возможностей детей с задержкой физического развития; отсутствием связи между состоянием физического развития и уровнем заболеваемости детей и подростков.

Верно ли, что дети, отстающие по соматоме-трическим показателям — ретарданты (РР) — функционально развиты лучше, чем их более зрелые сверстники — акселераты (АА)? Из табл. 1 видно, что «жизненный индекс» (жизненная емкость легких — ЖЕЛ в миллилитрах на 1 кг массы тела, рассчитанная Г. Л. Апанасенко [6] 1 по материалам В. Г. Властовского [7]), во всех возрастных группах действительно больше у РР. У детей с задержкой роста и полового созрева- • ния чаще отмечается и более высокий «силовой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.