выраженное рефлекторное влияние. Пороговые концентрации этих веществ по запаху и раздражающему действию равны 0,04 мг/м3, по действию на биоэлектрическую активность головного мозга они равны 0,02—0,025 мг/м3. Недействующая концентрация антибиотиков, по данным электроэнцефалографии, на уровне 0,01 мг/м3 рекомендуется в качестве максимальной разовой предельно допустимой концентрации всех 3 антибиотиков в воздухе населенных мест.
2. Хроническая круглосуточная затравка морских свинок тетрациклином в концентрации 0,1 мг/м3 оказывает сенсибилизирующее и общетоксическое действие, в концентрации 0,013 мг/м3 — сенсибилизирующее действие, концентрация тетрациклина 0,006 мг/м3 недействующая, она рекомендуется в качестве среднесуточной предельно допустимой концентрации для воздуха населенных мест.
3. При оценке биологического действия микроконцентраций тетрациклина на организм морских свинок аллергенные свойства его проявились в меньших концентрациях, чем общетоксическое действие, что свидетельствует о целесообразности использования специфических аллергологических тестов при гигиеническом нормировании атмосферных загрязнений.
ЛИТЕРАТУРА. Бородин Ю. П. В кн.: Аллергия и аллергические заболевания у детей. М., 1964, с. 17. — Б у ш т у е в а К. А., Полежаев Е. Ф., Семененко А. Д. Гиг. и сан., 1960, № 1, с. 57. — 3 и л ь б е р г Л. А. В кн.: Иммунохимический анализ. М., 1968, с. 136. — П ы ц к и й В. И. Вестн. АМН СССР, 1963, №4, с. 20. — Р я з а н о в В. А., Буштуева К. А., Новиков Ю. В. В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1957, в. 3, с. 117. — С е л ь е Г. Очерки об общем адаптационном синдроме. М., 1960.
Поступила 7/11 1972 г.
DATA FOR HYGIENIC STANDARDIZATION OF TETRACYCLINS IN THE ATMOSPHERE
F. M. Erman
The threshold and the nonefficient concentrations of tetracycline, oxytetracyclin and oxytetracyclin chlorhydrate according to their reflex action to smell and irritating effect were at the level of 0.04 and 0.03 mg/m® and judging by its effect on the bioelectric activity of cerebrum were at the level of 0.02 and 0.01 mg/nA The concentration of 0.01 mg/m3 is suggested as the one time maximum permissible concentration of all the three antibiotics in the air of residential districts. The daily average maximum permissible concentration of tetracyclin in the air of residential lots is recommended to be set at a level of 0.006 mg/m®.
УДК 613.3I:[642.723:620. 198
А. Г. Иличкина
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦИНКСИЛИКАТНЫХ АНТИКОРРОЗИЙНЫХ ПОКРЫТИЙ ЕМКОСТЕЙ ДЛЯ„ВОДЫ
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт
Емкости для хранения питьевой воды на судах дальнего плавания защищают антикоррозийными материалами. Однако используемые для этого покрытия могут ухудшать свойства питьевой воды, регламентируемые ГОСТ «Вода питьевая» (Л. И. Эльпинер, П. Н. Яговой).
Нашей целью являлось определение возможности применения в качестве антикоррозийной защиты емкостей для хранения питьевой воды высокомодульного калиевого жидкого стекла (ВКЖС), среднемодульного натриевого жидкого стекла (СНЖС) и жидкого стекла марки ЖС-80, цементированных цинковой пылью. Эти марки покрытий наносили на внутреннюю поверхность 20-литровых бачков и металлических пластинок. Бачки, стеклянные аквариумы с погруженными в них пластинками и контрольные аквариумы без пластинок заполняли дехлорированной водопроводной водой.
2* 35
С учетом требований ГОСТ, состав покрытия и технология его изготовления при анализе качестве воды определяли ее органолептические показатели, реакцию, окисляемость, жесткость, содержание в ней цинка, железа, общее число бактерий и коли-титр. Последний исследовали методом бродильной пробы по ГОСТ 5215-501, а остальные показатели — согласно методикам, регламентируемым соответствующими ГОСТ (Официальные материалы по лабораторному делу, 1961). Исследования проводили в течение 2 месяцев через каждые 5 дней. При этом были поставлены 2 серии опытов: I серия — без обеззараживания и II серия—с предварительным обеззараживанием и последующим промыванием. Как показали исследования, органолептические свойства и содержание железа в контрольной воде и воде, контактировавшей с покрытием пластинок, находились в пределах, допустимых ГОСТ «Вода питьевая». В контрольной воде отсутствовал цинк, жесткость до конца опыта сохранялась на уровне 2°. Отмечалось незначительное увеличение окисляемости (с 3 до 6 мг кислорода в 1 л), общее число бактерий возрастало с 3 до 8 в 1л, коли-титр через 30 суток равнялся 333 мл, а через 60 суток — 300 мл. Из цинксиликатных покрытий в воду мигрировал цинк в количестве 8 мкг/л. Жесткость ее возросла через 30 суток экспозиции до 12°. Окисляемость воды за тот же срок достигла 15 мг кислорода в 1 л. В отличие от контроля в воде опытных аквариумов значительно увеличилось общее количество микрофлоры, коли-титр воды снизился до 250 мл.
В еще большей степени ухудшились свойства воды, выдерживаемой в бачках, защищенных ВКЖС, СНЖС и ЖС-80. Это связано с большей насыщенностью цинксиликатным покрытием бачков, чем аквариумов — она составляла соответственно 260 и 105 смъ/л. К концу опыта появился затхлый запах интенсивностью 2 балла. Окисляемость воды, контактировавшей с исследуемыми покрытиями, через 10 суток равнялась 15 мг кислорода в 1 л, через 30 суток — 30—40 мг в 1 л. Ухудшение показателя окисляемости происходило параллельно нарастанию жесткости, концентрации железа, цинка и общего числа микроорганизмов. Общая жесткость воды через 15 и 60 суток была на уровне 22 и 28° соответственно, причем в большей степени увеличивалась карбонатная жесткость. Концентрация цинка в воде через 15 суток равнялась 30 мкг/л, через 30 суток — 35 мкг/л, а к 60-м суткам достигла 70 мкг/л. Содержание железа через 2 месяца контакта воды с ВКЖС и ЖС-80 увеличилось с 0,02 до 0,3 мг/л, а с ВКЖС — до 0,6— 1 мг/л. Общее число условно патогенной и непатогенной микрофлоры увеличилось через 15 суток в 40 раз по сравнению с исходными величинами. Коли-титр снизился через 30 суток экспозиции до 200 мл и держался на этом уровне до конца опыта. Это, вероятно, происходит из-за вымывания микроорганизмов с микропористой поверхности покрытия, а также вторичного нарастания биомассы за счет отмирания имеющейся микрофлоры.
С учетом изложенного и ввиду необходимости дезинфекции емкости перед эксплуатацией во II серии опытов испытывали различные методы обеззараживания покрытий с последующим двукратным промыванием и ежесуточным сливом воды. После такой обработки емкости заполняли водопроводной водой и исследовали ее свойства при условиях, аналогичных тем, которые были в I серии опытов. В качестве обеззараживающих средств использовали растворы хлорной извести (100 и 20 мг активного хлора в 1 л), марганцовокислого калия (0,1 и 1 мг/л) и хлорамина (20 мг/л). Установлено, что раствор хлорной извести с концентрацией активного хлора 100 мг/л совершенно непригоден для обработки покрытий, так как нарушается их целость и поверхность емкости быстро ржавеет. При обеззараживании покрытий раствором хлорной извести меньшей концентрации (20 мг активного хлора в 1 л) видимые изменения поверхности отсутствовали. После об-
1 ГОСТ 5215-50, 5216-50 — «Вода хозяйственно-питьевого и промышленного назначения». Методы санитарно-бактериологического анализа.
работки емкостей и их заполнения водой коли-титр в ней, как и в контрольной воде, оставался на уровне 300 мл. Однако ухудшились органолепти-ческие свойства воды: появились незначительная опалесценция и специфический запах интенсивностью 4 балла. В контрольной воде в 1-е сутки после заполнения аналогично обработанных емкостей определялся запах на уровне 2 баллов, опалесценции не было. В опытных емкостях концентрация цинка через 30 и 60 суток достигала соответственно 40 и 180 мкг/л, т. е. значительно увеличилась миграция его из покрытия после контакта этого металла с агрессивной хлорной водой. Появились хлорцннковые соединения, обусловливающие опалесценцию воды. Окисляемссть изменялась в меньшей степени, жесткость воды также была значительно ниже, чем без обработки емкостей. В воде, контактировавшей с ВКЖС, кроме указанных изменений, после хлорирования образовывались ржавые хлопья, которые появлялись и после фильтрации. Это, вероятно, объясняется усилившейся миграцией из покрытия железа, его концентрация достигала 6—8 мг/л.
Предварительная обработка покрытия раствором марганцовокислого калия в концентрации 0,1 мг/л оказалась малоэффективной, коли-титр воды в этом случае не улучшился. Повторная дезинфекция воды в емкостях растворами марганцовокислого калия в концентрации 1 мг/л вызывала увеличение цветности до 55°.
Незначительная опалесценция отмечалась после обеззараживания покрытий раствором хлорамина (20 мг активного хлора в 1 л), однако в меньшей степени, чем при обработке хлорной известью. Запах и цветность воды не изменялись. Концентрация цинка через 30 дней экспозиции составляла 42 мкг/л, окисляемость — 6 мг/л кислорода, жесткость не превышала 9°, а через 60 суток —13°. Коли-титр в течение 60 суток наблюдения оставался в пределах 300 мл. Следовательно, после обеззараживания раствором хлорамина емкости, защищенной СНЖС и ЖС-80, улучшаются не только бактериологические, но и санитарно-химические показатели качества воды. Из покрытия ВКЖС при обработке хлорамином также выделяется железо (до 8 мкг/л), и образуются ржавые хлопья, как и при хлорировании.
Выводы
1. Высокомодульное калиевое жидкое стекло (ВКЖС), среднемо-дульное натриевое жидкое стекло (СНЖС) и жидкое стекло ЖС-80, рекомендуемые в качестве антикоррозийной зашиты, могут ухудшать бактериологические свойства воды; повышается ее жесткость и окисляемость.
2. Предварительная обработка емкостей, защищенных ВКЖС, СНЖС и ЖС-80, растворами хлорной извести (100 мг активного хлора в 1 л) нарушает целость покрытия, а при концентрации активного хлора 20 мг/л улучшаются санитарно-химические и бактериологические показатели, но ухудшаются органолептические свойства воды.
3. Обработка покрытия марганцовокислым калием (0,1 мг/л) малоэффективна; при повторной же обработке в концентрации 1 мг/л повышается цветность воды.
4. Положительной оценки заслуживают антикоррозийные покрытия СНЖС и ЖС-80 при предварительном обеззараживании их хлорамином из расчета 20 мг активного хлора в 1 л и последующем 2-кратном промывании емкостей со сменой воды каждые сутки.
5. Покрытие ВКЖС непригодно в связи со значительной миграцией железа и хлопьеобразованием.
ЛИТЕРАТУРА. Пашкина Е. Н. Гигиеническая оценка некоторых антикоррозионных покрытий емкостей для хранения питьевой воды. Автореф. дисс. канд. Л., 1969. — Эльпинер Л. И. В кн.: Материалы Научной конференции по вопросам гигиены водного транспорта. М., 1964, с. 54. — Я г о в о й П. Н. Гиг. и сан., 1966, № 6, с. 93.
Поступила 24/XI 1971 г.
HYGIENIC FEATURES OF SILICATE ANTICORROSION COATINGS FOR WATER
RESERVOIRS
A. G. Ilichkina
A study of the anticorrosion coatings of the trade marks ВКЖС, СНЖС and ЖС—80 proved them to have a negative effect on drinking water quality. When the reservoir walls coated with СНЖС and ЖС—80 were disinfected with chloramin at a dose of 20 mg of chorine a liter and twiced washed with water in the course of two days, the quality of the drinking water met the requirements of the "Drinking Water" standard. The ВКЖС proved to be unfit for use, as after its contact with chorine the iron of the coating passed into the water and produced flocullation, that persisted even after filtration of water.
УДК 613.164(574.31-25)
В. А. Токарев ШУМОВАЯ КАРТА КАРАГАНДЫ
Казахский научно-исследовательский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний, Караганда
Правильное составление шумовых карт имеет большое научно-практическое значение. Карты показывают состояние шумового режима на магистралях и территории жилой застройки, непосредственно примыкающей к ним, указывают наиболее опасные в акустическом отношении участки, позволяют следить за осуществлением мероприятий, направленных на снижение шума, путем сравнения уровней шума до и после выполнения этих мероприятий.
При составлении картограммы применяют различные методики, что мешает сравнению и обработке данных и может привести к ошибкам. Необходима единая методика, однако ни одну из существующих методик нельзя признать пригодной для всех городов, так как опыт использования методов измерения и расчетов шума в связи с особенностями планировки и организации движения транспорта еще освещен и обобщен недостаточно.
Принятый нами вариант составления шумовой карты направлен на то, чтобы наглядно показать на плане города с улично-дорожной сетью наиболее шумные магистрали и зоны распространения транспортного и внутриквар-тального шума на территории жилой застройки. При этом мы учитывали данные натурных исследований, цель которых — определение интенсивности движения и замер уровней шума транспортных потоков в 7,5 м от первой полосы движения на городских магистралях, измерение уровнен шума как на территории жилой застройки, непосредственно примыкающей к магистралям, так и внутри ее.
Материалы исследования показали, что система городских магистралей, улиц и проездов не отвечает требованиям современной организации движения транспорта, изобилует пересечениями с железнодорожными путями в одном уровне, не создает удобных транспортных связей по кратчайшим направлениям между отдельными селитебными массивами, вызывает снижение скоростей движущегося транспорта, не обеспечивает безопасности движения его и пешеходов, создает повышенный шумовой фон.
По значению и положению на плане города пути сообщения в Караганде можно разделить на 4 категории: главные улицы, магистрали общегородского значения, магистрали районного значения и жилые улицы. Интенсивность движения и уровень шума на этих магистралях показаны в табл. 1.
Застройка главных магистральных улиц (проспект Советский, проспект Ленина, улица Чкалова, бульвар Мира) характеризуется наличием как жилых многоэтажных, так и общественных зданий, торговых и зрелищных предприятий, домов культуры. Здесь осуществляется преимущественно легковое и автобусное движение. На отдельных участках этой сети (проспект Советский, бульвар Мира) разрешено движение грузового транспорта, что,