дили в связи с тем, что на предварительных этапах не получены данные, позволяющие от них отказаться. Кроме того, следует учитывать возможность миграции в воду из ПММА некоторого количества окисляющихся и бромирующихся веществ.
В течение хронического эксперимента подопытные белые крысы получали водные вытяжки из ПММА (срок настаивания 10 дней, температура 20°). В течение 12 месяцев затравки мы наблюдали за общим состоянием, поведением и динамикой веса подопытных и контрольных животных. Систематически проводили анализы периферической крови, определяли содержание аскорбиновой кислоты в надпочечниках и гликогена в печени (после 6 и 12 месяцев затравки), суммационно-пороговый показатель, ставили пробу на синтез гиппуровой кислоты и бромсульфалеиновую пробу, проверяли активность холинэстеразы в сыворотке крови и гомогенате печени. В конце опыта животные были забиты, а их внутренние органы взвешены и подвергнуты патоморфологическому исследованию. Экспериментальные данные подвергли статистической обработке, которая показала отсутствие достоверных (95%) сдвигов у подопытных животных по сравнению с контрольными. При патоморфологическом исследовании также не выязлено каких-либо структурных изменений во внутренних органах животных, которые могли бы быть отнесены за счет затравки их водными вытяжками из ПММА.
Для полной токсиколого-ги гиен и ческой оценки ПММА изучали влияние ММА на репродуктивную функцию лабораторных животных. С этой целью неполовозрелым крысам — самцам и самкам (средний вес 60,0—3,52) на протяжении 2 месяцев вводили перорально ежедневно ММА в количестве 0,42 мг/кг ('/го ЬОзд). По окончании срока затравки у самок изучали течение и характер эстрального цикла. При анализе данных, характеризующих течение как всего цикла, так и отдельных его фаз, не удалось отметить существенных отличий показателей у подопытных животных по сравнению с контрольными.
Всех подопытных самок с правильным эстральным циклом спаривали с контрольными самцами (1-я группа), затравленных самцов спаривали с контрольными самками (2-я группа), 3-ю группу составили контрольные самки и самцы. Такая схема эксперимента дала возможность выявить влияние ММА раздельно на гонады самок и самцов. Наблюдения, проводимые на протяжении всей беременности крыс-самок показали, что животные 1-й и 2-й групп по внешнему виду и поведению не отличались от контрольных; продолжительность беременности составляла в среднем 22,6 дня, а количество родившихся плодов колебалось от 8 до 13 во всех группах. Состояние потомства опытных групп не отличалось от контроля.
Сопоставление результатов органолептических санитарно-микробиологических и са-нитарно-токсикологических исследований позволяет заключить, что образцы ПММА марок Дакрил-2Б, 4Б и 2М не влияют на качество воды и не сообщают ей токсических свойств.
Вывод
Изученные образцы ПММА могут быть допущены для использования в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для сооружения молокопроводов.
Поступила 20/X 1972 г.
УДК 614.7:628.492.2
Член-корр. АМН СССР И. И. Беляев, канд. мед. наук М. П. Грачева
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЖИГАНИЯ ЖИДКОСТНОФАЗНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ КАК МЕТОДА ИХ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ
Горьковский медицинский институт
В последнее время наряду с другими методами обезвреживания жидких промышленных отходов все шире стала применяться их термическая обработка. Следует, однако, отметить, что этот способ получил освещение и оценку лишь в работах технического профиля (К- А. Лобашов и соавт.; Д. Ф. Царик; Г. П. Беспамятной и соавт.; В. А. Мухин). Гигиеническая оценка сжигания жидких промышленных отходов как метода их обезвреживания в литературе не дана.
Мы попытались восполнить этот пробел. Нами изучалась эффективность сжигания жидких отходов некоторых производств органического синтеза (ацетона, кумола, фенола, полиэфиров, пластификатов и ряда других), исследовалась зависимость полноты сгорания жидких отходов от их состава, конструкции установки для сжигания, ее производительности, температурного режима и других условий эксплуатации. Работа наша является комплексной: в ее выполнении наряду с гигиенистами и санитарными врачами принимали участие сотрудники Научно-исследовательского института промышленной и санитарной очистки газов и Научно-исследовательский институт химической промышленности инженерно-технические работники химических предприятий и центральных заводских лабораторий.
С помощью высокочувствительных методов хроматографического и спектрально-флюоресцентного анализа был изучен состав жидких отходов (сточные воды, кубовые остатки, маточники), подаваемых на сжигание. Определен также состав отходящих дымовых газов.
При исследовании состава сжигаемых отходов и отходящих дымовых газов наряду с выявлением компонентов, которые могли быть в отходах, согласно технологическим регламентам производств выявлялось также содержание в них бенз(а)пирена. Для исследования отбирали разовые и усредненные пробы. Отбор проб дымовых газов производили аспира-ционным методом непосредственно на дымовой трубе перед выбросом в атмосферу. При отборе проб дымовых газов для определения бенз(а)пирена использовали фильтры ФПП и ФПА, а также ряд поглотителей, заполненных нефлюоресцирующим бензолом. Для количественного определения бенз(а)пирена в сжигаемых отходах и дымовых газах применяли спектрально-флюоресцентный метод с использованием эффекта Шпольского. Запись спектров производили на спектрографе ИСП-51 с фотоэлектрической приставкой ФЭП-1.
Полученные результаты позволили заключить, что эффективность сжигания зависит от состава обезвреживаемых отходов и конструкции установки сжигания, а также от режима ее эксплуатации. Правильным подбором типа установки сжигания, рациональным режимом эксплуатации в ряде случаев можно добиться полного разложения сложных органических компонентов до практически безвредных простых соединений. Вместе с тем установлено, что при сжигании жидких отходов ряда производств в отходящих дымовых газах могут содержаться вредные промышленные вещества.
Установлено, что при прочих равных условиях более высокую эффективность дают установки циклонного типа. Следует отметить, однако, что и они обладают рядом конструктивных недочетов, снижающих эффективность и надежность их работы. К таким недочетам относятся низкая удельная производительность печей, что позволяет сжигать лишь незначительные количества отходов; неполнота сгорания некоторых соединений, в результате чего установки в ряде случаев могут явиться источниками загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами. При сжигании минерализованных стоков наблюдается вынос солей с отходящими газами, что также приводит к загрязнению атмосферного воздуха. В процессе эксплуатации печей образуется большое количество плава, вопрос утилизации и обезвреживания которого пока еще не решен. Краткий срок эксплуатации футеровки (максимум 5—6 месяцев) заставляет прибегать к частым ремонтам печей и вызывает необходимость строительства резервных установок, что приводит к повышению строительных и эксплуатационных расходов на сжигание. Наконец, в существующих конструкциях печей сжигания неудовлетворительно решаются вопросы .очистки отходящих дымовых газов и утилизации их тепла.
Характер выявленных недостатков указывает направления, в которых должны проводиться исследования с целью дальнейшего совершенствования метода огневого обезвреживания жидких отходов.
Тем не менее полученные нами материалы дают основание полагать, что в отдельных экстремальных случаях для очистки сильно концентрированных высокотоксичных жидких отходов, обработка которых общепринятыми методами трудно выполнима и малоэффективна, с достаточно высокой степенью эффективности может применяться метод сжигания. Для каждого вида жидких отходов при этом должна быть определена соответствующая конструкция установки сжигания, а также экспериментально отработаны оптимальные параметры эксплуатации ее. Кроме того, должна быть учтена санитарн ая ситуация места расположения промышленного предприятия и установки сжигания.
ЛИТЕРАТУРА. Беспамятно^ Г. П., Богушевская К. К-, Зеленская Л. А. и др. Термические методы обезвреживания промышленных отходов. Л., 1969.— Лобашов К-А., Ал а нова Т. Г., Соколов В. П. и др. Ж- Всесоюзн. хим. о-ва им. Д. И. Менделеева, 1961, т. 6, Л*« 2, с. 173.— Мухин В. А Водоснабжение и сантехника, 1969, № 6, с. 18 — Ц а р и к Л. Ф. Там же, 1962, № 10 с. 10.
Поступила 27/11 1973 г.
УДК «13.«:в91.618.93
Канд. мед. наук М. Н. Григорьева, Н. Г. Шплет
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАРБАМИДНЫХ ПЕНОПЛАСТОВ
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт и Ленинградский зональ-н ый научно-исследовательский институт типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий
•
В Советском Союзе с каждым годом увеличивается потребность в новых строительных теплоизоляционных материалах, в том числе пенопластах на основе карбамидных (фенол-формальдегидных) смол. Благодаря малому объемному весу (7= 10—40 кг/м3) и низкому коэффициенту теплопроводности (Х=0,03 ккал/м г/град) они являются хорошим тепло-и звукоизоляционным материалом. Карбамидные смолы, на основе которых изготовляют пенопласты, являются не только самыми дешевыми, но и наименее дефицитными. Низкая стоимость карбамидных пенопластов (1 м3 при у=20 кг/м3 не превышает 10 руб.) объясняется малым содержанием твердой фазы, невысокой стоимостью смолы и простотой технологии изготовления.