сложной медицинской аппаратуры (жидкостные и газожидкостные хроматографы, полярографы, импортная шумовиброизмерительная и др.).
Лабораторное стекло и посуду, химические реактивы, диагностические препараты и питательные среды СЭС получают со складов Главного аптечного управления (ГАПУ) Минздрава Молдавской ССР. Вопросы улучшения снабжения лабораторий СЭС химреактивами и лабораторной ' посудой в 1985 г. обсуждались на совместном заседании медицинского совета республиканской СЭС и совета ГАПУ Минздрава Молдавской ССР. Был намечен контрольный план мероприятий, за реализацией которого установлен контроль. В отделе химреактивов ГАПУ составлен график, согласно которому СЭС в определенные дни 1 раз в месяц получают реактивы и лабораторную посуду по годовым заказам-заявкам и требованиям с мест. При республиканской СЭС действует отдел по производству и контролю питательных сред, работающих на спецсредствах по договорам с СЭС и обеспечивающий их необходимыми питательными средами.
В лабораториях СЭС возрос объем и расширена номенклатура сапитарно-химических, бактериологических и вирусологических исследований. Шире стали применяться такие прогрессивные методы исследований, как полярография, хрома-то- и спектрография. Улучшилось соблюдение требований действующей НТД в части отбора, доставки, хранения проб, проведения исследований согласно утвержденным методикам; оформление результатов исследований, ведение лабораторной документации, хранение химреактивов, питательных сред, диагностических препаратов.
За последние 5 лет объем санитарно-гигиениче-ских исследований и измерений в республике возрос на 15%, бактериологических — на 38%» в том числе санитарно-бактериологических на 65%.
Результаты проверки метрологического обеспе-
УДК 614.72:546.49
Ртуть — один из наиболее токсичных элементов — относится к 1-му классу опасности. Мировое производство ртути ежегодно увеличивается примерно на 2 %. Наиболее крупными потребителями ртути являются производства красителей и предприятия электротехнической
чения измерений и исследований в лабораториях СЭС показали, что в 95 % из них в процессе работы полностью соблюдаются требования НТД. Лаборатории одной СЭС в течение года используют в работе в среднем около 250 методик, причем в 99 % случаев НТД полностью соблюдается.
Существенное значение в совершенствовании работы СЭС имеет проводимая в республике с 1984 г. аттестация лабораторий, результаты которой показывают, что она повышает ответственность руководителей СЭС и специалистов лабораторий, способствует улучшению качества их работы, укреплению материально-технической базы. Аттестацией охвачены лаборатории в 29 учреждениях. Аттестация лабораторий продолжится и в последующие годы. Практика показывает, что там, где главный врач, заведующие отделами и лабораториями СЭС активно включаются в подготовку к аттестации, там и результаты работы хорошие.
Главная задача в области стандартизации и метрологического обеспечения лабораторного контроля СЭС республики в двенадцатой пятилетке— внедрение в практику госсаннадзора новых утвержденных методик измерений и исследований (и новых средств измерений по этим методикам), своевременное применение их с учетом санитарно-гигиенической и противоэпидемической ситуации.
СЭС республики принимают участие в реализации плана основных мероприятий по совершенствованию деятельности лабораторий СЭС и программы совершенствования метрологического обеспечения учреждений санэпидслужбы на 1986—1990 гг., утвержденных Минздравом СССР в 1986 г. Выполнение их, на наш взгляд, будет способствовать дальнейшему улучшению работы по стандартизации и метрологическому обеспечению лабораторного контроля в СЭС всех уровней.
Поступила 09.10.86
промышленности, на долю которых приходится в сумме около 55% общего потребления элемента [5]. В настоящее время отмечается увеличение загрязнения атмосферного воздуха городов парами ртути за счет все увеличивающегося потребления минерального топлива теплоэлект-
Краткне сообщения
М. Т. Дмитриев, А. Б. Ермаченко, В. Г. Литвиненк.0
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РТУТНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысинз АМН СССР, Москва
ростанциями, ТЭЦ и отопительными котельными [1, 3). Бурное развитие теплоэнергетики, рост числа промышленных предприятий и чрезвычайно широкая сфера применения ртути и ее соединений служат причиной того, что население большинства промышленных городов в той или иной степени подвергается воздействию ртути [5, 6]. Наряду с такими источниками постоянной эмиссии ртути, как объекты теплоэнергетики, имеются производства, где ртуть обнаружена как одна из профессиональных вредностей,— это коксохимические производства, заводы по выпуску серной кислоты, предприятия цветной металлургии и др. [2, 3, 7]. В то же время среди специалистов нет единого мнения относительно ртутного загрязнения атмосферного воздуха. 'Гак, по мнению ряда авторов, из-за низкого равновесного давления паров содержание ртути в воздухе (как атмосферном, так и жилых помещений) практически не может превышать ПДК [4]. Кроме того, этому может способствовать и очень большая скорость испарения металлической ртути.
В связи с вышеизложенным представляет интерес изучение особенностей загрязнения атмосферного воздуха ртутью. Проведенные исследования позволили установить, что содержание ртути в атмосферном воздухе характеризуется значительной зариабельностью концентраций, которые зависят от эмиссии и высоты выброса, расстояния от источника загрязнения, наличия и эффективности работы очистных сооружений и метеорологических условий. Анализ зонального распределения загрязнения воздушного бассейна вокруг ртутного производства показал, что на расстоянии 1,5 км от предприятия (1-я зона) количество проб с превышением среднесуточной ПДК составляло 51,5%, на удалении 3 км (2-я зона)—33,6%, 5 км (3-я зона)—8,3%. Максимум загрязнения воздуха ртутью приходится на 1-ю зону. Сравнительная оценка данных о концентрации ртути, полученных за 3 года, позволяет отметить, что наиболее высокая кратность превышения среднесуточной ПДК определялась в 1-й зоне — 2,46, во
2-й она равнялась 1,63. На удалении 5 км (3-я зона) среднее значение содержания ртути приближалось к ПДК.
Существенное влияние на содержание ртути в атмосфере оказывает температура воздуха [10]. Наиболее низкие концентрации ртути определяются в холодный период года, причем эта зависимость прослеживается на всех удалениях от завода. Максимальное содержание ртути в атмосфере регистрируется в теплые месяцы года, что, несомненно, связано с более интенсивным испарением ее из почвы, растений и отвалов. О существенном влиянии температурного фактора на повышение концентрации ртути в воздухе указывает тот факт, что кратность превышения ПДК в летний период была значительной во 2-й и
3-й зонах, в то время как в 1-й зоне существенных различий в содержании ртути в теплый и холодный периоды не выявлено. Это свидетельствует о том, что концентрация ртути в воздухе на удалении 1,5 км от завода в первую очередь обусловлена интенсивностью выброса и в меньшей степени — температурным фактором.
Следует подчеркнуть, что для среднегодовой динамики концентраций ртути характерно наличие двух пиков, приходящихся на апрель — июнь и август. Некоторое снижение содержания металла в воздухе в июле связано со значительным сокращением выброса в атмосферу в связи с проведением ремонтных работ в этот период.
При оценке уровней фактического загрязнения воздушного бассейна ртутью в основном учитывается парообразная форма. Вместе с тем, как показывают экспериментальные исследования, определенная часть ртути находится в сорбированном виде на пылевых частицах [8, 9|. Нами установлено, что количество ртути, связанной с пылевыми частицами, в воздухе на расстоянии 1—1,5 км от предприятия по производству ртути составляет 25— 35 % от общего содержания ее в атмосфере, на удалении 3 км от завода — 15—20 % и на расстоянии 5 км — не более 5 %.
Было также изучено распределение ртути в воздушной среде жилых и общественных зданий, расположенных в зоне влияния выбросов ртутного производства. Отбор
проб воздуха на содержание ртути проводили в зданиях, расположенных в непосредственной близости от стационарных постов. Результаты анализа указывают на определенную связь между содержанием ртути в атмосферном воздухе и воздухе помещений. В зданиях, расположенных на удалении 1,5 км от источника выброса, концентрация ртути была на уровне 0,15—0,35 мкг/м3, на удалении 3 км — 0,085—0,3 мкг/м3, 5 км — 0,16 мкг/м3. Ртуть в помещениях часто обнаруживается в смывах с пола (до 25%). В квартирах рабочих, занятых на ртутном производстве и проживающих в поселке предприятия, процент выявления ртути в смывах с пола был » значительно выше (до 36%), что указывает на возможность переноса ртути за счет сорбции одеждой и обувью.
Накопление ртути в объектах окружающей среды может послужить предпосылкой вторичного загрязнения атмосферного воздуха. Исследования, проведенные в период остановки завода для ремонтных работ, позволили установить, что фоновые концентрации ртути в воздухе определялись в широких пределах: 0,00025—0,00062 мг/м3 на удалении 1,5 км от источника, 0,00038—0,00061 мг/м3 на расстоянии 3 км и 0,00023—0,00045 мг/м3 на расстоянии 5 км.
Установлено, что чем больше размеры города, тем выше концентрации ртути в воздухе [2, 3], причем повышенное содержание обнаруживается не только в районе размещения промышленного предприятия, но и в центральной части города. Нами изучено содержание ртути в воздушном бассейне крупного города с развитой промышленностью. Результаты исследований на расстоянии 0,5—1 км от источника выброса показали, что минимальные и максимальные концентрации ртути вокруг различных предприятий составили соответственно для металлургического завода 0,42 и 0,93 мкг/м3, для коксохимического производства 0,16 и 2,90 мкг/м3, для завода химических реактивов 0,3 и 1,4 мкг/м3, для завода цветных сплавов 0,28 и 0,82 мкг/м3. В центральной части города эти концентрации были равны 0,16 и 3 мкг/м®.
Следовательно, наиболее высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха формируются за счет выбросов коксохимического производства и завода химреактивов. Полученные нами данные подтверждают положение, что чем больше насыщенность города промышленными объектами, тем выше уровни ртути в атмосферном воздухе. Причем в центральной части города максимальные концентрации в воздухе могут быть выше, чем около отдельных промышленных предприятий.
Сложившаяся ситуация требует применения эффективных мер, направленных на снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха ртутью на всех этапах ее получения. Это прежде всего совершенствование технологического процесса и доведение его до уровня мало- или безотходного производства, герметизация оборудования и коммуникаций, обеспечение максимально возможной очистки технологических и вентиляционных выбросов (глубокая очистка), отвечающей современному техническому уровню развития промышленности, ликвидация отвалов и рекультивация отработанных карьеров.
Литература
1. Бояркина А. П. и др.//Всесоюзное совещание по ядерно-физическим методам анализа в контроле окружающей среды. — Рига, 1982. — С. 76—77.
2. Буштуева К. А. и др.//Гигиенические аспекты оценки и оздоровления окружающей среды. — М., 1983.— С. 109—118.
3. Гильденскиольд Р. С. и др.//Гиг. и сан.— 1987. — № 5. —С. 9—12.
4. Дмитриев М. Т. // Водоснабжение и сан. техника. — 1987, —№ 9.— С. 15—16.
5. Ртуть: Пер. с англ. — М., 1979.
6. Трахтенберг И. М. Хроническое воздействие ртути на организм. — Киев, 1969.
7. Breden R„ Flucht R. // Sei. Total Environm. — 1984. — Vol. 40. — P. 231—244.
8. Durnarey R., Dams R. // Environm. Boll. — 1985. — Vol. 4. — P. 277—282.
9. Kothny E. I. The Fhree-Phase Egvilibrium of mercury in the Natural Trance Elements in the Environment. — Wa-
shington, 1973.
10. Williston S. H.//J. Geophys. Res. — 1968. — Vol. 73,— P. 7051—7056.
Поступила 16.05.88
t.
УДК 613.32:546.451-074
С. А. Воронин, В. Я■ Никифорова, Л. Г. Коньшина, К. П. Селянкина
МАТЕРИАЛЫ К ПЕРЕСМОТРУ ПДК БЕРИЛЛИЯ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ
Свердловский НИИ гигиены труда и профзаболеваний
Бериллий встречается в незначительном количестве во всех объектах окружающей среды. Содержание бериллия в водах колеблется от 0,03 до 10 мкг/л, достигая иногда сотен микрограммов на 1 л [1]. В поверхностных речных, озерных и пресных подземных водах бериллий содержится на уровне 0,2 мкг/л [3]. Вымывание бериллия чз рудных скоплений может служить источником поступления его в грунтовые воды и водоемы. По данным на-шнх наблюдений в районах, приуроченных к месторождениям бериллиевых руд, торфяным и каменноугольным разработкам, содержание металла в воде подземных и поверхностных питьевых источников достигает 1—2 мкг/л.
ПДК бериллия в питьевой воде принята равной 0,2 мкг/л [2] и находится на уровне, а в некоторых случаях на порядок ниже природного содержания, что вносит трудности в организацию питьевого водоснабжения. Кроме того, гигиенический норматив бериллия был разработан в 60-е годы без изучения отдаленных последствий.
В настоящее время известно, что бериллий, поступающий в организм с воздухом, оказывает канцерогенное, аллергенное и эмбриотоксическое действие. Однако изучение отдаленных последствий при поступления бериллия в малых концентрациях с питьевой водой не проводилось. В связи с этим возникла необходимость в осуществлении экспериментальных исследований по уточнению ПДК бериллия в питьевой воде.
В хроническом 6-месячном эксперименте на беспородных белых крысах изучали общетоксическое, мутагенное, эмбриотоксическое, гонадотоксическое и аллергенное действие металла. Сульфат бериллия вводили в организм с питьевой водой через специальные поилки.
Дозы выбирали с учетом действующей ПДК бериллия в питьевой воде: 0,00001 мг/кг (0,0002 мг/л —ПДК), 0,00005 мг/кг (0,001 мг/л), 0,0005 мг/кг (0,1 мг/л) и 0,005 мг/кг (0,1 мг/л).
На протяжении всего хронического эксперимента животные всех опытных групп по общему состоянию и поведению не отличались от контрольных. Тесты для оценки токсического действия бериллия представлены в табл. 1.
Результаты хронического воздействия металла показали, что наиболее выраженное общетоксическое действие бериллия проявилось при затравке животных в дозе 0,005 мг/кг. У животных этой группы уже на 2-м месяце затравки обнаружено повышение активности лактатде-гидрогеназы, сменившееся к концу хронического эксперимента стойким угнетением активности фермента.
На 5-м и 6-м месяцах затравки у этих же подопытных животных выявлено снижение суммационно-порогового показателя, уровня холинэстеразы, пировнноградной кислоты, повышение количества сульфгидрнльных групп и активности кислой фосфатазы лимфоцитов и нейтрофилов крови.
Бериллий в этой дозе вызывал выраженные изменения эритропоэза. При анализе эритробластограммы клеток костного мозга животных, забитых через 6 мес затравки, установлено статистически значимое в сравнении с контролем снижение числа проэритробластов и базофильных эритробластов. В периферической крови к концу экспери-
мента отмечалась также выраженная тенденция к снижению количества ретикулоцитов.
По другим показателям морфологического состава крови, костно-мозгового кроветворения, содержанию БН-групп в печени и мозге, активности сукцинатдегидрогена-зы лимфоцитов, холинэстеразы печени и мозга изменений не установлено.
Таблица 1
Результаты исследования хронического воздействия бериллия при пероральной затравке животных по изученным показателям
Концентрации бериллия.
мг/кг
Показатели IÍ5
■i ó о О
о о о О
о о о о
Общетоксическое действие
Суммационно-пороговый пока-
затель + + — —
Активность лактатдегидроге-
назы в крови + + — —
Морфологический состав кро-
ви — — — —
Костно-мозговое кроветворе-
ние 4_ — — —
Содержание БН-групп в крови 4- — — —
Содержание БН-групп в ткани
печени и мозга _ — — —
Содержание пировиноградной
кислоты в крови + — — —
Активность холинэстеразы в
крови + — — —
Активность холинэстеразы в
ткани печени и мозга — — — —
Активность кислой фосфатазы
лимфоцитов и нейтрофилов
крови + — — —
Активность сукцннатдегидро-
геназы лимфоцитов крови — — — —
Кумуляция в органах — — — —
Мутагенное действие
Доминантные летали — — — —
Частота хромосомных аберра-
ций + — — —
Аллергенное действие
Реакция микропреципитации + — — —
Эмбриотоксическое действие - — — —
Гонадотоксическое действие
Примечание, вие эффекта.
+ наличие эффекта;
отсутст-