Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИИ НА МОРСКИХ НЕФТЯНЫХ ПРОМЫСЛАХ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИИ НА МОРСКИХ НЕФТЯНЫХ ПРОМЫСЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИИ НА МОРСКИХ НЕФТЯНЫХ ПРОМЫСЛАХ»

УДК 613.6:622.24(260)

И. И. Алекперов, А. Н. Мелкумян, А. И. Замчалов, Р. X. Алиева,

М. Д. Гликштейн

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИИ НА МОРСКИХ НЕФТЯНЫХ ПРОМЫСЛАХ

НИИ гигиены труда и профзаболеваний им. М. М. Эфенди-заде, Сумгаит

В настоящее время более 12 % мировых запасов нефти находится в пределах морских акватории, и с каждым годом перспективы роста добычи нефти на море увеличиваются.

В Советском Союзе морская нефтегазодобыча впервые стала осуществляться на Каспийском море. Пробуренная там в 1949 г. первая разведочная скважина положила начало промышленной разработке многопластового морского нефтяного месторождения.

Развитие добычи нефти со дна моря потребовало совершенствований морских сооружений, в результате чего появились новые конструкции в виде крупноблочных оснований различных типов. Наибольшее распространение на Каспийском море получил эстакадный способ строительства нефтепромыслов. Этот способ имеет ряд преимуществ, так как дает возможность комплексно вести работы по бурению, эксплуатации, хранению и транспортировке нефтн.

В настоящее время бурение разведочных скважин на глубоководных (свыше 100 м) участках Каспийского моря осуществляется с плавучих буровых установок (ПБУ).

Производственный персонал ПБУ — инженерно-технический состав, буровая бригада слесари, электрики, мотористы, такелажники, рабочие по приготовлению глинистого раствора, лаборанты-коллекторы и экипаж ПБУ.

Технологические процессы бурения и добычи нефтн и газа на морских промыслах и суше в основном аналогичны. Вместе с тем различные виды работы на морских промыслах производится на небольших производственных площадках, насыщенных различными механизмами, оборудованием и агрегатал!и, окруженных водой, что ограничивает применение стационарной и автоматизированной техники.

Доставка работающих на промыслы осуществляется воздушным н морским транспортом. Работники ПБУ и морских стационарных оснований находятся в море в течение 7—8 дней, чередуя дневные и ночные вахты продолжительностью до 12 ч в сутки, с 7—8-дневным отдыхом на суше.

Наряду со сложными условиями труда гигиеническая обстановка на морских нефтепромыслах во многом зависит от климатических и метеорологических факторов. Так, в условиях юга работающие подвергаются воздействию высокой температуры воздуха (до 40 °С) с повышенной радиацией (суммарная радиация колеблется от 88,7 до 110 ккал/см2 в год). В зимнее время года отмечаются частые штормы и сильные ветры (до 30 м/с). В условиях северных морей работающие подвергаются воздействию низких температур.

Изучение метеорологических условий в районе морских нефтяных промыслов Каспийского моря |1, 2, 4] показало, что температура воздуха там более низкая, чем на промыслах, расположенных на суше, а среднегодовая относительная влажность выше, чем на суше, на 15—26 %. Большая скорость ветра (5—20 м/с), временами достигающая 30—40 м/с, значительная подвижность воздуха служат причиной больших волнений моря, которые отрицательно влияют на условия труда нефтяников, создают напряженную обстановку.

На Каспийском море сила шторма достигает 7 баллов, особенно часты они в зимние месяцы. Среднегодовая температура воздуха составляет 14—15 °С при максимальной 35—46 °С н минимальной 2—3°С. Среднегодовая относительная влажность равна 82 %. Количество атмосферных осадков летом резко уменьшается, особенно в период с июля по сентябрь, однако в это время повышаются температура воздуха, относительная влажность, солнечная ра-

диация, что может быть причиной перегревания организма рабочих.

Основные профессиональные группы рабочих (операторы, дизелисты, слесари, электрики) лишь в отдельных случаях могут подвергаться кратковременному воздействию углеводородов в концентрациях, колеблющихся от 152 до 292,8 мг/м3 (суммарно), поскольку открытое водное пространство и частые сильные ветры способствуют быстрому рассеиванию газа (1].

На ПБУ источниками общей вибрации и шума являются работающие двигатели, насосы, буровое оборудование [2]. При спуско-подъемных операциях уровни вибрации находились в пределах от 120 до 129 дБ (1,6 Гц), а при бурении— от 103 до 117 дБ (16 Гц). Шум на ПБУ широкополосный, иногда импульсный. Его уровни при спуско-подъемных операциях колеблются в пределах от 86 до 103 дБ А, при бурении — от 92 до 97 дБ А.

Трудовая деятельность морских нефтяников, особенно занятых на спуско-подъемных работах, связана с нервным напряжением и требует от работников определенных физических усилий из-за неполной механизации отдельных производственных операций |2, 4]. Частые перемещения по буровой площадке и вынужденное положение стоя в течение рабочей смены связаны с физическим, динамическим и статическим напряжением.

Хронометражные наблюдения показали, что на выполне- ¥ ние основной работы бурильщиком и его помощником затрачивается 86—89 % рабочего времени |5).

Высокая загруженность рабочего дня, своеобразная обстановка производства буровых работ, деятельность, связанная с элементами физического труда и нервно-эмоциональным напряжением н протекающая на фоне неблагоприятного воздействия метеофакторов, могут способствовать развитию функциональных нарушений со стороны отдельных органов и систем организма |3, 6].

Физиологические исследования нефтяников моря в динамике рабочей смены и вахты, проведенные нами в 70-е годы, позволили выявить функциональные сдвиги со стороны сердечно-сосудистой, ЦНС и нервно-мышечного аппарата, свидетельствующие о развитии утомления и снижении работоспособности. Результаты проведенных иследований позволили разработать и внедрить комплекс санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических ме- ^ роприятий по улучшению условий труда и состоянии здо- w ровья нефтяников моря. Их внедрение оказало благоприятное влияние на функциональное состояние работающих [7]. Так, физиологические исследования, проведенные до внедрения профилактических мероприятий, показали, что трудовая деятельность бурильщиков вызывает напряжение аппарата кровообращения: если в начале работы нормальная частота сердечных сокращений (ЧСС) была отмечена у 88,3% работающих, а более 80 в минуту — у 11,7%, то в конце смены повышенная ЧСС отмечалась у 51,4 % обследованных, а нормальная — у 48,6%. Увеличение уровня систолического АД в конце работы до 130 мм рт. ст. и выше было зарегистрировано у 62,7 % бурильщиков, в то время как днастолическое увеличивалось незначительно у 10,4 % рабочих.

Согласно данным исследований, проведенных после внедрения профилактических мероприятий, в начале рабо- щ ты нормальная ЧСС отмечена у 90,2 % бурильщиков, а выше 80 в минуту — у 9,8%. В конце работы нормальная ЧСС наблюдалась у 55,4 % бурильщиков, а повышенная — у 44,6 %. Систолическое АД увеличивалось до 130 мм рт. ст. н выше в 53,4 % случаев, а днастолическое

Результаты физиологических исследований бурильщиков

<М±т)

Время исследования

Показатель 70-е годы 80-е годы

в начале в конце в начале в конце

работы работы работы работы

ЧСС в минуту 64,3±1,2 78,2±1,4* 62,6± 1,4 70.8±1.1*

АД. мм рт. ст.

систолическое 124,4±1.6 137,8±1,4 • 118.0±1.6 130,4±1,4»

диастол ическое 74,7±1,5 79.5±1,8 72.4±1,3 76.6±1,5

Латентный период

зрительно-моторной

реакции, с 0,38±0.02 0,64±0,04* 0.32+0,04 0,48±0,3*

Мышечная сила.

мм рт. ст. 12.9±0.6 9,4±0,6* 14.2±0.5 12,8±0,4

Выносливость мышц.

с 51.6±3.2 30^3,6' 96.8±5.5 72,4±4,6*

Примечание. Звездочка — достоверность изменения по срансиию с началом работы (/><0,05).

возрастало в 9,8 %. Как видно из таблицы, если в 70-е годы в начале работы систолическое АД составляло 124,4±1,6 мм рт. ст., то в 80-е — 118,0± 1,6 мм рт. ст. Более заметная разница отмечалась в конце работы: систолическое давление в среднем составляло 137,8±1,7 и 130,4±1,4 мм рт. ст. соответственно. Уровень ЧСС и диастолического давления в 80-е годы был также ниже, чем в предыдущие годы.

Аналогичная положительная динамика была выявлена и при изучении функционального состояния ЦНС. Так, в 70-е годы в течение рабочего дня показатели латентного периода двигательных реакций как на световое, так и на звуковое раздражние у бурильщиков находились на более высоком уровне, чем в 80-е.

В трудовой деятельности нефтяников моря значительное место принадлежит динамическим и статическим нагрузкам.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что показатели состояния нервно-мышечного аппарата у бу-

рильщиков в 80-е годы находились на более высоком функциональном уровне, что, по-видимому, связано с механизацией отдельных трудоемких операций, выполняемых ранее вручную.

Таким образом, внедрение комплекса оздоровительных мероприятий, более широкое использование в процессе бурения нефтяных скважин средств механизации и автоматизации, рационализация внутрисменного режима труда и отдыха, режима питания способствовали повышению функциональной устойчивости организма, оказали благоприятное влияние на работоспособность и состояние здоровья морских нефтяников.

Литература

1. Алекперов И. И., Амиров Р. О., Пивоваров В. Д., Лосева И. Е. Гигиена труда при разработке морских нефтяных месторождений. — М., 1974.

2. Алиева Р. л.. Винокурова М. И. // Грузинский респ. НИИ гигиены труда и профзаболеваний: Науч. сессия: Материалы. — Тбилиси, 1972.— С. 93—95.

3. Замчалов А. И., Мелкумян А. Н. // Вопросы охраны труда и состояние здоровья работающих в отдельных отраслях промышленности Азербайджана. — Сумгаит, 1981, —С. 23—24.

4. Мелкумян А. Н., Замчалов А. И. // Труды Азербайджанского НИИ гигиены труда и профессиональных заболеваний.— 1971, —Вып. 6.—С. 75—77.

5. Мелкумян А. Н., Замчалов А. И., Шейдаев Т. #.. Цибу-левский Л. М. // Вопросы гигиены и физиологии труда нефтяников моря и суши.—Сумгаит, 1985. — С. 132— 136.

6. Сулейманов М. М., Вечхайзер Л. И., Газарян Г. С. и др. // Средства техники безопасности и охрана труда в нефтяной промышленности. — М., 1980. — С. 27—30.

7. Цибулевский Л. М. // Съезд гигиенистов и санитарных врачей Азербайджана, 4-й: Материалы. — Баку, 1981.— С. 279—280.

Поступила 02.09.80

УДК 371.71:612.014.49

Б. О. Анджелян

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ШКОЛЕ И ВУЗУ

Армянский педагогический институт им. X. Абовяна

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы адаптации учащихся к условиям обучения в школе и вузе, что является актуальнейшей проблемой современной средней и высшей школы, которая привлекла внимание многих специалистов-психологов, педагогов, физиологов и гигиенистов.

Растущий н развивающийся организм постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой. Эта связь, согласно учению И. П. Павлова о нервизме, осуществляется через ЦНС. Гармоническое развитие подростков возможно лишь при правильной организации всего учебно-воспитательного процесса как в детском учреждении, так и в семье.

При адаптации наблюдается некоторое снижение физиологической реактивности организма, а стало быть, снижение силы сопротивляемости организма, в основе которого лежат физиологические механизмы, обеспечивающие защиту детей; снижение реактивности особенно заметно бывает в конце учебного года. Процесс адаптации зависит не только от индивидуальных особенностей организма, которые обусловлены индивидуальными особенностями ЦНС, но и от состояния здоровья, возрастных анатомо-физиоло-

гических особенностей, а также характера воспитания подростка.

Следует отметить, что обучение в учебном заведении всегда сопровождается процессом адаптации, при которой состояние здоровья имеет решающее значение. Дети-подростки и юноши с нормальным физическим и психическим развитием гораздо легче переносят адаптацию в школе и институте и вместе с тем адаптацию к экзаменам, успешно справляются с учебной нагрузкой.

Уместно заметить, что умственная работоспособность учащихся обусловливается работоспособностью корковых клеток головного мозга.

При стрессовом напряжении, сопровождающем процесс адаптации, имеет место нарушение оптимальной возбудимости нервных клеток коры мозга. Длительное стрессовое напряжение может приводить к повышению лабильности нервной системы и ее срыву с развитием неврозов.

На протяжении 1983/84 учебного года нами проводилось изучение состояния здоровья и некоторых вопросов гигиены обучения учащихся 5 общеобразовательных школ. Как показали полученные результаты, подавляющее большинство обследованных детей (57,1%—62,2%) имели хорошее состояние здоровья, однако у определенной части

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.