Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ШКОЛЕ И ВУЗУ'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ШКОЛЕ И ВУЗУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ШКОЛЕ И ВУЗУ»

Результаты физиологических исследований бурильщиков

<М±т)

Время исследования

Показатель 70-е годы 80-е годы

в начале в конце в начале в конце

работы работы работы работы

ЧСС в минуту 64,3±1,2 78,2±1,4* 62,6± 1,4 70.8±1.1*

АД. мм рт. ст.

систолическое 124,4±1.6 137,8±1,4 • 118.0±1.6 130,4±1,4»

диастол ическое 74,7±1,5 79.5±1,8 72.4±1,3 76.6±1,5

Латентный период

зрительно-моторной

реакции, с 0,38±0.02 0,64±0,04* 0.32+0,04 0,48±0,3*

Мышечная сила.

мм рт. ст. 12.9±0.6 9,4±0,6* 14.2±0.5 12,8±0,4

Выносливость мышц.

с 51.6±3.2 30^3,6' 96.8±5.5 72,4±4,6*

Примечание. Звездочка — достоверность изменения по срансиию с началом работы (/><0,05).

возрастало в 9,8 %. Как видно из таблицы, если в 70-е годы в начале работы систолическое АД составляло 124,4±1,6 мм рт. ст., то в 80-е — 118,0± 1,6 мм рт. ст. Более заметная разница отмечалась в конце работы: систолическое давление в среднем составляло 137,8±1,7 и 130,4±1,4 мм рт. ст. соответственно. Уровень ЧСС и диастолического давления в 80-е годы был также ниже, чем в предыдущие годы.

Аналогичная положительная динамика была выявлена и при изучении функционального состояния ЦНС. Так, в 70-е годы в течение рабочего дня показатели латентного периода двигательных реакций как на световое, так и на звуковое раздражние у бурильщиков находились на более высоком уровне, чем в 80-е.

В трудовой деятельности нефтяников моря значительное место принадлежит динамическим и статическим нагрузкам.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что показатели состояния нервно-мышечного аппарата у бу-

рильщиков в 80-е годы находились на более высоком функциональном уровне, что, по-видимому, связано с механизацией отдельных трудоемких операций, выполняемых ранее вручную.

Таким образом, внедрение комплекса оздоровительных мероприятий, более широкое использование в процессе бурения нефтяных скважин средств механизации и автоматизации, рационализация внутрисменного режима труда и отдыха, режима питания способствовали повышению функциональной устойчивости организма, оказали благоприятное влияние на работоспособность и состояние здоровья морских нефтяников.

Литература

1. Алекперов И. И., Амиров Р. О., Пивоваров В. Д., Лосева И. Е. Гигиена труда при разработке морских нефтяных месторождений. — М., 1974.

2. Алиева Р. л.. Винокурова М. И. // Грузинский респ. НИИ гигиены труда и профзаболеваний: Науч. сессия: Материалы. — Тбилиси, 1972.— С. 93—95.

3. Замчалов А. И., Мелкумян А. Н. // Вопросы охраны труда и состояние здоровья работающих в отдельных отраслях промышленности Азербайджана. — Сумгаит, 1981, —С. 23—24.

4. Мелкумян А. Н., Замчалов А. И. // Труды Азербайджанского НИИ гигиены труда и профессиональных заболеваний.— 1971, —Вып. 6.—С. 75—77.

5. Мелкумян А. Н., Замчалов А. И., Шейдаев Т. #.. Цибу-левский Л. М. // Вопросы гигиены и физиологии труда нефтяников моря и суши.—Сумгаит, 1985. — С. 132— 136.

6. Сулейманов М. М., Вечхайзер Л. И., Газарян Г. С. и др. // Средства техники безопасности и охрана труда в нефтяной промышленности. — М., 1980. — С. 27—30.

7. Цибулевский Л. М. // Съезд гигиенистов и санитарных врачей Азербайджана, 4-й: Материалы. — Баку, 1981.— С. 279—280.

Поступила 02.09.80

УДК 371.71:612.014.49

Б. О. Анджелян

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ШКОЛЕ И ВУЗУ

Армянский педагогический институт им. X. Абовяна

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы адаптации учащихся к условиям обучения в школе и вузе, что является актуальнейшей проблемой современной средней и высшей школы, которая привлекла внимание многих специалистов-психологов, педагогов, физиологов и гигиенистов.

Растущий н развивающийся организм постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой. Эта связь, согласно учению И. П. Павлова о нервизме, осуществляется через ЦНС. Гармоническое развитие подростков возможно лишь при правильной организации всего учебно-воспитательного процесса как в детском учреждении, так и в семье.

При адаптации наблюдается некоторое снижение физиологической реактивности организма, а стало быть, снижение силы сопротивляемости организма, в основе которого лежат физиологические механизмы, обеспечивающие защиту детей; снижение реактивности особенно заметно бывает в конце учебного года. Процесс адаптации зависит не только от индивидуальных особенностей организма, которые обусловлены индивидуальными особенностями ЦНС, но и от состояния здоровья, возрастных анатомо-физиоло-

гических особенностей, а также характера воспитания подростка.

Следует отметить, что обучение в учебном заведении всегда сопровождается процессом адаптации, при которой состояние здоровья имеет решающее значение. Дети-подростки и юноши с нормальным физическим и психическим развитием гораздо легче переносят адаптацию в школе и институте и вместе с тем адаптацию к экзаменам, успешно справляются с учебной нагрузкой.

Уместно заметить, что умственная работоспособность учащихся обусловливается работоспособностью корковых клеток головного мозга.

При стрессовом напряжении, сопровождающем процесс адаптации, имеет место нарушение оптимальной возбудимости нервных клеток коры мозга. Длительное стрессовое напряжение может приводить к повышению лабильности нервной системы и ее срыву с развитием неврозов.

На протяжении 1983/84 учебного года нами проводилось изучение состояния здоровья и некоторых вопросов гигиены обучения учащихся 5 общеобразовательных школ. Как показали полученные результаты, подавляющее большинство обследованных детей (57,1%—62,2%) имели хорошее состояние здоровья, однако у определенной части

детей отмечались различные функциональные расстройства.

При изучении состояния здоровья у части учащихся были выявлены болезни нервной системы, в том числе невротические проявления (6,6—9,5%). Невротические реакции у школьников проявлялись в виде раздражительности, утомляемости, головных болей, капризности, нарушений сна, а также патологических привычек (тикн, откусывание ногтей, сосание пальцев, облизывание губ, зажмуривание глаз, жестикуляция и т. п.).-

Помимо этого, у детей младшего школьного возраста отмечались случаи логоневроза, составившие 1,3—2,7 %, а также случаи энуреза — 1,3—2,7 %, которые имели функциональное происхождение и появились в результате функциональных расстройств ЦНС.

В последние годы особое внимание уделяется изучению вузовского стресса, который наблюдается в юношеском возрасте при поступлении в институт, что также является переломным моментом в жизни юноши-подростка. Пребывание в новом институтском здании, отличающемся от школьного, общение с новыми преподавателями и учащимися вуза — все это новые стрессовые факторы, ведущие к ломке старого стереотипа и к формированию нового. Возникает стрессовое состояние, при котором наблюдается напряжение психофизиологических функций ЦНС.

Результаты исследований свидетельствуют, что функциональные расстройства нервной системы у студентов на пер-

вом году обучения в вузе выявляются гораздо чаще, чем у учащихся выпускных классов школы, что, по всей вероятности, обусловлено чередованием стрессовых состояний, возникающих в период выпускных экзаменов школы, а потом в период конкурсных экзаменов при поступлении в вуз.

В целях профилактики или уменьшения стрессовых состояний как в школе, так и в вузе абсолютно необходимо осуществлять комплексные медико-педагогические мероприятия, способствующие успешной адаптации подростков и юношей к условиям обучения в средних и высших учебных заведениях.

Первостепенное значение для укрепления нервной системы имеют соблюдение режима дня, прежде всего режима сна, питания, отдыха, а также ежедневные занятия физкультурой, закаливание организма. Наряду с этим необходимо широко применять контрастные водные процедуры, способствующие повышению сопротивляемости и работоспособности организма (при этом разница температуры горячей и холодной воды должна быть в пределах 3— 10°С).

Целесообразно применение самоконтроля, аутотренинга, которые также ведут к снижению заболеваемости учащихся и одновременно способствуют повышению их академической успеваемости.

Поступила 04.11.86

УДК 612.126:577.118]-088.1:543.423

В. В. Насолодин

СОДЕРЖАНИЕ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ В БИОЛОГИЧЕСКИХ СУБСТРАТАХ ЧЕЛОВЕКА

Ярославский университет

В связи с высокой биологической активностью микроэлементов или биотиков и нх весьма сложными синерги-ческимн и антагонистическими взаимоотношениями в организме при различных физиологических и патологических состояниях важное значение при изучении обмена микроэлементов имеет количественное определение сразу нескольких металлов в биосредах организма. Для этой цели наиболее удобен метод эмиссионного спектрального анализа, который выгодно отличается от других своей точностью и высокой чувствительностью.

В данной работе проведено изучение содержания железа, меди и марганца в биосубстратах практически здоровых людей: мужчин (18—45 лет), женщин (18—26 лет) и юношей (13—16 лет).

Полученные результаты (см. таблицу) показали, что в плазме крови у женщин концентрация железа и марганца значительно ниже, а меди выше, чем у мужчин и юношей. Содержание железа в форменных элементах крови во всех

группах было примерно одинаковым. При определении концентрации микроэлементов в крови различных групп людей важно учитывать, что концентрация биотиков может изменяться в зависимости от времени суток, года и профессиональной деятельности. Установлено, что в осенне-зимний период уровень микроэлементов в крови существенно выше, чем весной и летом [2]. У людей, трудовая деятельность которых связана со значительным мышечным напряжением, концентрация металлов в клетках крови, как правило, выше, чем у лиц с небольшой двигательной активностью [3]. Существенно повышается содержание биотиков в форменных элементах крови при различных гипоксиче-ских состояниях [1].

Содержание железа и меди в 100 мл мочи у юношей было достоверно ниже по сравнению с таковым у мужчин (соответственно в 4 и 6 раз) и у женщин (в 6 и 3 раза). Содержание изученных микроэлементов в кале у женщин оказалось выше, чем у мужчин и юношей (р<0,05).

Содержание железа, меди и марганца (в мг %) в некоторых биосубстратах практически здоровых людей (М±т)

Микроэлемент

Обследованные

Бносубстоат

форменные элементы

Железо

Медь

Марганец

Мужчины

Женщины

Юноши

Мужчины

Женщины

Юноши

Мужчины

Женщины

Юноши

0,098±0,007 0,084 ±0,014 0, 106±0,008 0,067±0,003* 0,100±0,014 0.077±0,005 0,0073±0,0006* 0,0040 ±0,0002 0,0077 ±0,0013

215 48 200 215 48 200 215 48 200

43,91± 1,07 45,97± 1,437 44,04± 1,95 0,083±0.904 0,109±0,014 0,082±0,006 0,0356±0,0034* 0,0248±0,0027 0,0240 ±0.0027

215 48 200 215 48 200 215 48 200

0,021 ±0, 0,029±0, 0,005±0, 0,022±0, 0,011±0, 0,0034±0, 0,008±0, 0,005±0, 0,006±0,

003 003 0004" 001* 0008 0002' 0006

0007

0008

13,28±0 30,42± 1, 16,87±0, 1,01±0, 1,60±0, 1.44±0, 3,77±0, 6,56±0, 3,47±0

275* 086 832* 078* 097 113 337* 448 314

1,01 ±0,087* 0,298±0,019

0,014±0,001 0,0!3±0,002

0,045±0,004* 0,019±0,0003

Примечание. Звездочка — различия достоверны по сравнению с показателями у женщин (/><0,05); я — число анализов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.