Научная статья на тему 'Гидростатика для тримаранного корпуса плавучего дома'

Гидростатика для тримаранного корпуса плавучего дома Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
330
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВУЧИЙ ДОМ / ТРИМАРАН / ГИДРОСТАТИКА / ОСТОЙЧИВОСТЬ / HOUSE BOAT / TRIMARAN / HYDROSTATICS / STABILITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Житников Илья Вадимович, Новиков Валерий Васильевич

Рассмотрены вопросы плавучести и остойчивости для тримаранного корпуса плавучего до-ма. С использованием программного продукта FreeShip рассчитаны гидростатические табли-цы и выполнена предварительная оценка остойчивости судна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Житников Илья Вадимович, Новиков Валерий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hydrostatics of the tri-hull houseboat

The article is concerned with the issues of buoyancy and stability of a tri-hull houseboat. The soft-ware Free Ship being applied, hydrostatic tables have been calculated and a preliminary assessment of the vessel's stability has been made.

Текст научной работы на тему «Гидростатика для тримаранного корпуса плавучего дома»

КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ

УДК 629.12.539

И.В. Житников, В.В. Новиков

ЖИТНИКОВ ИЛЬЯ ВАДИМОВИЧ - магистрант Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток).

E-mail: [email protected]

НОВИКОВ ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат технических наук, доцент кафедры кораблестроения и океано-техники Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток).

E-mail: [email protected]

ГИДРОСТАТИКА ДЛЯ ТРИМАРАННОГО КОРПУСА ПЛАВУЧЕГО ДОМА

Рассмотрены вопросы плавучести и остойчивости для тримаранного корпуса плавучего дома. С использованием программного продукта FreeShip рассчитаны гидростатические таблицы и выполнена предварительная оценка остойчивости судна.

Ключевые слова: плавучий дом, тримаран, гидростатика, остойчивость.

Hydrostatics of the tri-hull houseboat. Ilya V. Zhitnikov, Valeriy V. Novikov - School of Engineering (Far Eastern Federal University, Vladivostok).

The article is concerned with the issues of buoyancy and stability of a tri-hull houseboat. The software Free Ship being applied, hydrostatic tables have been calculated and a preliminary assessment of the vessel’s stability has been made.

Key words: house boat, trimaran, hydrostatics, stability.

Плавучие дома, дачи, «хаусбоуты» (от английского «houseboat» - дом-лодка) - сравнительно новое направление в судостроении. Тем не менее эти объекты прочно завоевали устойчивые позиции в рейтингах продаж. Их используют в основном для отдыха в спокойных закрытых водоемах, на реках и в уютных морских заливах. Нередко плавучие дачи нужны для проведения гидротехнических, научных и других морских исследований и работ, так как они обладают достаточной прочностью, устойчивостью и удобны в эксплуатации.

Данный проект предполагает самостоятельное перемещение плавучего дома по акватории Амурского залива и продолжительные стоянки в бухтах.

© Житников И.В., Новиков В.В., 2012

В конструктивном отношении корпус плавучего дома представляет собой понтон, изготовленный из трех труб (они, в свою очередь, соединены между собой также тремя трубами) диаметром 1000 мм с конусообразными заострениями в носу и на корме (рис. 1).

15000

Рис. 1. Схема понтона меньшего диаметра. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками

При проектной осадке 0,5 м понтон имеет водоизмещение 18,56 т. Самая большая его длина 15 м, самая большая ширина - 6 м.

На палубу понтона устанавливается надстройка - готовый типовой блок-модуль в виде одноэтажного комплекса с жилыми и рабочими помещениями, оборудованными системами водо- и электроснабжения. Судно обеспечено якорным и швартовным устройствами, дизель-генератором и аппарелью для въезда автомобиля.

В качестве двигателей и винто-рулевого комплекса планируется установка подвесных моторов небольшой мощности, обеспечивающих скорость 3-5 узлов. Движение судна возможно при волнении до трех баллов.

На первом этапе следовало выполнить расчеты гидростатики, построить кривые элементов теоретического чертежа и провести предварительный расчет остойчивости для принятого понтона.

Так как понтон в отличие от традиционных судов имеет специфические конструкцию, форму и обводы для наглядности и облегчения построения теоретического чертежа и последующих расчетов выполнили в программном продукте FreeShip, позволяющем аналитически описать многокорпусное судно и без затруднений рассчитать его гидростатику. Вид расчетной ЗД-модели понтона приведен на рис. 2.

Расчет кривых элементов теоретического чертежа корпуса понтона выполнен для всего диапазона изменения осадок - от нулевой до соответствующей высоте борта ^=0 .. .1,0 м).

Поперечная остойчивость была предварительно сделана для расчетной проектной осадки d=0,5 м с условно заданным центром тяжести, аппликата которого составляет 1,4 м. После постройки судна и его кренования все расчеты предполагается уточнить.

Некоторые результаты вычислений показателей судна для проектной осадки d=0,5 м приведены в табл. 1, кривые элементов теоретического чертежа по данным расчета гидростатики показаны на рис. 3.

29

Таблица 1

Результаты расчета гидростатики

Длина между перпендикулярами, м 15,0

Ширина на миделе, м 6,0

Объемное водоизмещение, м3 18,107

Коэффициент общей полноты 0,4

Коэффициент полноты миделя 0,96

Коэффициент полноты ВЛ 0,58

Абсцисса центра величины, м 7,5

Аппликата центра величины, м 0,305

Метацентрический поперечный радиус, м 4,817

Продольный метацентрический радиус, м 107,05

Рисунок 3 показывает, что гидростатические кривые несколько отличаются от традиционных, особенно при осадках 0,1 м и больших 0,5 м. Это обусловлено специфическими обводами трубчатой конструкции тримарана. Судно проектируется для осадки 0,5 м. Для нее величины элементов теоретического чертежа приведены в табл. 1. Запас плавучести судна обеспечивается надводным непроницаемым объемом понтона.

В табл. 2 приведены результаты проверки поперечной остойчивости. Для рассматриваемого судна действует ограниченный район плавания, поэтому проверка по критерию погоды не проводится, при расчете плеч формы можно учитывать помещения первого яруса рубки. В расчете сделана полная проверка по всем критериям, а для кренящих моментов он выполнялся с учетом парусности одноэтажной надстройки трехкорпусного понтона. Диаграммы остойчивости приведены на рис. 4.

Рис. 2. Теоретический чертеж 3Д-модели понтона в программе FreeShip

Для заданного центра тяжести аппликата Zg =1,4 м, требования по критериям остойчивости были удовлетворены, кроме угла максимума диаграммы статической остойчивости, который должен был составлять не менее 30°. Однако следует иметь в виду, что плавучий дом будет эксплуатироваться в прибрежных районах, и при наличии непроницаемой над-

стройки в дальнейших расчетах критерий окажется выполненным, возможно без укладки твердого балласта (табл. 2).

Следует иметь в виду, что для установления характеристик судна порожнем после постройки его необходимо откреновать.

Рис. 3. Кривые элементов теоретического чертежа. D - водоизмещение, ^ - коэффициент общей полноты, Am - площадь миделя, Aw - площадь ватерлинии, S - смоченная площадь поверхности, KMt - аппликата поперечного метацентра, КМі - аппликата продольного метацентра, VCB - аппликата ЦВ, измерено от наинизшей точки корпуса

Таблица 2

Расчетное водоизмещение D, т 18,50

Аппликата ЦТ судна Zg, м 1,4

Площадь боковой парусности, м2 60,0

Возвышение ЦТ площади парусности над КВЛ, м 2,0

Плечо парусности, м 2,25

Угол крена от постоянного ветра, град. 1,10

Амплитуда угла крена при качке, град. 16,0

Начальная поперечная метацентрическая высота, м 9,795

Максимальное плечо восстанавливающего момента, м 1,36 (0.25)

Угол максимума плеча ДСО 10,0 град (30°)

Угол заката диаграммы, град 61,7 (60°)

Площадь под кривой ДСО до угла крена 30° 0,555м*рад (0,055)

Площадь под кривой ДСО до угла крена 40° 0,701м*рад (0,090)

Площадь под кривой ДСО от 30° до 40° 0,146м*рад (0,030)

Критерий погоды 1,7 (1,0 )

Примечание: в скобках указаны минимальные значения требуемых параметров.

ДСО и ДДО

о 1 (Teta) d (Teta)

—♦— l для Zg=1.400m

d для Zg=1.400m

Рис. 4. Диаграммы статической (ДСО) и динамической (ДДО) остойчивости

В качестве движителя рекомендуется использовать подвесные моторы как самый дешевый и доступный вариант. Их монтаж является наиболее простым, не требующим обеспечения водонепроницаемости дейдвудной трубы для линии вала. В случае необходимости двигатель максимально доступен для ремонта.

Таким образом, предварительные расчеты плавучести и остойчивости показали, что проектируемое судно может обладать необходимыми качествами для эксплуатации в прибрежных районах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.