Научная статья на тему 'Гидропедагогика основа гидрореабилитации'

Гидропедагогика основа гидрореабилитации Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
2101
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Мосунов Д. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гидропедагогика основа гидрореабилитации»

ки на момент игры.

Как показано в табл. 4, талантливые хоккеисты (защитники и нападающие) имеющие и относительно меньший, по сравнению со всеми, рост и вес, также добиваются высокой эффективности в игре.

ГИДРОПЕДАГОГИКА - ОСНОВА ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ

Д. Ф. Мосунов

1. Введение. «Гидропедагогика» образована от греческого гидро (и5юр)

- вода, пед (лац) - дитя, агог (аую) - веду, воспитываю.

Гидропедагогика имеет целью разработку образовательных систем с учетом выявленных закономерностей, свойств и явлений взаимоотношений человека и водной среды в процессе становления, самоформирования и самосовершенствования человека от исходного уровня к качественно новому более высокому состоянию двигательных, общественных и иных проявлений.

В основу гидропедагогики на настоящем этапе ее развития, положена идея частичного или полного преодоления отклонений от нормативных возможностей человека, возникших в результате полученных родовых травм, последствий заболеваний и поражений в быту и на работе, иной задержки в развитии и проявлении навыков и умений, а так же при развитии физических и общественных качеств, в том числе, в процессе многолетней подготовки спортсменов высшей квалификации.

Образовательные системы гидропедагогики базируются на современных знаниях закономерности, свойств и явлений взаимоотношений человека и водной среды, а именно: дидактических, гидродинамических, магнитогидродинамических, биологических, общественных.

Эти знания, являясь дидактической основой гидропедагогики, представляют интерес для теории и методики гидрореабилитации, адаптивной и лечебной физической культуры, физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной физической культуры, аква-фитнеса, физиотерапии, физиологии, биологии, биохимии, биофизики, психологии, экологии, отраслей наук и производств, связанных с взаимоотношением работников с водной или влажной средой, освоением морского шельфа, но, прежде всего, для лиц творчески и не стандартно думающих и умеющих использовать знания для разработки новых неизвестных ранее экологически чистых средств и методов развития и совершенствования человека, прежде всего, ребенка-инвалида.

Областью профессиональной деятельности гидропедагогики являются адаптивная физическая культура, физическая культура, спорт, дошкольная педагогика, специальная дошкольная педагогика, педагогика и методика дошкольного образования, включая лиц с тяжелыми и средними отклонениями в состоянии здоровья.

Профессиональная деятельность в области «гидропедагогики» направлена на становление, самоформирование и самосовершенствование духовных, физических, психических, интеллектуальных, функциональных и иных способностей человека, на достижение качественно нового более высокого от исходного уровня развития человека, на его приобщение к общечеловеческим ценностям.

2. Предпосылки. Гидропедагогика развивается нами с начала многолетнего (с 1966 года) периода работы по научному обеспечению подготовки пловцов-членов сборной команды СССР к Х1Х-ХХ Олимпийским играм в Мехико бригады Заслуженного тренера СССР Г.В. Яроцкого (серебряный призер В. Косинский), ХХ1-ХХ1У Олимпийским играм (бригады Заслуженных тренеров СССР и РСФСР: ИМ. Кошкина, М.В. Амировой, Ю.Ф. Красикова, В.Н. Юрдашева, Л.П. Креер, У. Воог-Индриксон, Л.Г. Фридланда).

Результаты позволяют тренеру улучшить техническую подготовку рекордсменов мира по плаванию В. Косинского, В. Сальникова, С. Коплякова, Ю. Богдановой, С. Варгановой, а также чемпионов, призеров чемпионатов мира, Европы, Олимпийских игр: А. Крылова, А. Богданова, Т. Шелофастовой, В. Кузнецова, Г. Утенкова, А. Мискарова, Р. Жулпы, С. Фетисовой, О. Клеваки-ной, К. Индриксон, Л. Горчаковой.

Разработанная автором концепция совершенствования двигательных действий с учетов, индуцированных пловцом собственных потоков воды, основные практические рекомендации с использованием запатентованных средств (15 патентов) внедренные в сборной команде страны находят свое отражение в докторской диссертации (1992). Частично опубликованы в монографии «Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания)» в издательстве ООИ Плавин (1996).

С 2003 года научные положения автора о совершенствовании двигательных действий спортсменов-пловцов и высокие технологии совершенствования включены в техническую подготовку пловцов сборной команды России - рекордсменов мира среди инвалидов, чемпионов, призеров чемпионатов мира, Европы, паралимпийских игр: А. Строкина, Д.Полина, И. Лукина, Д. Дорогае-ва, Н. Поповой, Т. Утекиной, тренирующихся в бригадах Заслуженных тренеров России: Ю. А. Назаренко, И. Л. Тверякова, С. А. Борисовской, В. Ю. Морозова, А.С. Франченко.

Результаты наших многолетних комплексных исследований в области спорта и гидрореабилитации детей-инвалидов позволяют вскрывать новые неизвестные ранее дидактические взаимоотношения человека с водной средой, рассмотреть эти взаимоотношения в движении, изменении и развитии, объяснить тенденции, раскрыть переходы из одного качественного состояния в другое, соответствующие изменения необходимых сторон и связей как единого целого, вывести принципы, обуславливающие их изменение, разработать технологии.

3. Концепция дидактических основ совершенствования двигательных действий спортсмена разработанная нами (1992) позволяет впервые вскрыть педагогическую сущность собственно процесса «совершенствования», выделить составляющие его уровни, дидактические единицы, обусловленные целенаправленным взаимоотношением тренера и спортсмена через предмет совершенствования.

Предмет совершенствования определяется несоответствием двигательного действия спортсмена двигательному опыту, зафиксированному в конкретных носителях информации. Дидактический подход позволяет изучить и объяснить качественное изменение предмета совершенствования на соответствующих уровнях педагогического процесса - восприятие, исследование, моде-

лирование, преподавание, учение, контроль.

Определяющим и проявляющим результат «совершенствования» является уровень «учение». Именно на этом уровне происходит передача и усвоение опыта от одного поколения другому, в частности, от тренера к ученику.

Практическая реализация концептуальных дидактических положений «совершенствования» в процессе изучения взаимосвязи и взаимозависимости пловца и воды на уровне педагогического процесса «учение» позволяет более пристально обратить внимание на одну общую сторону, связывающую все уровни педагогического процесса совершенствования и соответствующие изменения, происходящие в их содержании, а именно - взаимоотношение человека и воды.

Дальнейшим предметом наших исследований являются взаимоотношение человека, воды и ее соединений.

4. На настоящем уровне развития знаний, сами знания о воде, ее атомномолекулярном строении, ее свойствах, явлениях, закономерностях появились в результате тысячелетней деятельности человека и для человека.

Эти знания о взаимоотношении человека и воды выявлялись, изучались, фиксировались, сохранялись, передавались, усваивались соответствующими носителями информации, в том числе и, прежде всего, самим человеком.

Вода и ее соединения являются предметом изучения в области экологии, космологии, геологии, гидрологии, физики, химии, гидромеханики, магнитогидродинамики, биологии, биофизики, биохимии, физиологии, морфологии, гистологии, бионики, питания, медицины, физиотерапии, гидротерапии, гидрореабилитации, физической культуры, спорте и многих других наук.

Накопленные знания о воде являются дидактическим опытом, который сохраняется в глубоких фундаментальных знаниях разных наук, но реализуется и проявляется в одном и для всех Homo sapiens. Человека как единого целого, как неотъемлемой частицы вселенной, а потому, зарождающего, формирующего, проявляющего и уходящего по всеобщим законам мироздания. Ни откуда-нибудь снаружи реального мира, а внутри его, как его часть.

Ведущими факторами жизнеобеспечения человека являются:

• пожизненная неразделимость человека и воды, без воды остается сухой остаток;

• пребывание в среднем 60-75 процентной доли воды в составе водосодержащих систем и органов взрослого человека;

• невозможность для жизни длительного пребывания без поступления воды в организм;

• эволюционный факт внутриутробного развития плода в околоплодных водах;

• невозможность дышать сухим воздухом.

5. Широко известны три основных физических состояния воды: твердое (лед), жидкое (вода), газообразное (пар). Менее известно парообразное состояние, только специалистам известны некоторые из многочисленных состояний воды, а значит и свойства этих состояний, при изменении ее жидкокристаллической решетки атомно-молекулярных соединений.

Твердая вода встречается в виде снега и льда в зимнее время, вечного снега и льда на горных вершинах, в Арктике и Антарктиде, айсбергов в океа-

не, замороженных продуктах питания, ледяных глыб космического пространства.

Жидкая вода - занимает большую часть поверхности Земли в виде океанов, морей, рек, крупных и мелких водоемах, родников, геотермальных вод, мелкодисперисионных форм атмосферы Земли, атмосферных осадков. Жидкая вода является жизнеобеспечивающим и жизнесоставляющим фактором всего животного и растительного мира, в том числе, человека.

Газообразная вода проявляется в составе атмосферы Земли, парообразном состоянии из чайника и всего кухонного набора для кипения, в виде тумана, облаков, испарения: с водной и твердой поверхности Земли, с поверхности представителей растительного и животного мира, в том числе, человека. Газообразная вода является жизнеобеспечивающим и жизнесоставляющим фактором, обеспечивающим газообмен «внешнего и внутреннего дыхания» всего животного и растительного мира, в том числе, человека.

Желеобразная вода проявляется в переходный период замерзания от жидкой воды к твердому состоянию, входит в состав ее соединений, в том числе биологических.

Каждое физическое состояние воды и ее соединений характеризуется собственными структурными амплитудно-частотными электромагнитными излучениями.

Таблица 1

Частоты собственных колебаний некоторых органов и структур организма человека

(Регистр лекарственных средств России РЛС-пациент, 2003, с. 39)

Органы и структуры организма человека Собственные частоты колебаний, Гц

Бронхи 32,5; 46,0; 76,5; 86,0; 92,0

Венечные (коронарные) сосуды сердца 43, 5; 44,0; 95,5

Вилочковая железа (тимус) 69,0; 79,0

Гипоталамус 7,5; 15,0; 100,0

Гипофис, задняя доля 92,5; 99,0

Гипофис, передняя доля 91,5; 98,0

Глаза 72,5; 64,0

Глотка 71,5

Гортань 13,5

Мышечная система 13,5

Диафрагма 91,0

Евстахиева труба 27,0

Желудок 49,0; 55,54 58,25; 59,75; 73,0

Желчный пузырь 63,5

Кожа 6,0; 26,5; 85,0

Костный мозг 9,0; 93,0

Легкие 72,0

Миндалины 20,5

Надпочечники 52,75; 53,0; 53,5

6. Каждый орган, структура, система человека является в большей своей части водосодержащей и имеет собственные колебания структурных амплитудно-частотных электромагнитных излучений (табл. 1).

В физиотерапии при проведении курса лечения токами определенной частоты широко используется явление резонанса. При котором специальное устройство или прибор настраивают на необходимую частоту, близкую к собственной частоте заболевшего объекта воздействия, вследствие подобного взаимодействия усиливается амплитуда вынужденных колебаний, способствует повышению эффективности процесса восстановления.

7. Жидкая вода и ее соединения, проявляясь у человека с момента зачатия, эмбрионального развития, рождения и до конца жизни занимают ведущее место в формировании и функционировании организма (табл. 2).

Таблица 2

Содержание воды в организме (% к массе тела)

(по Г.В. Бурлакову, 1994)

Возрастной период Общая вода Внеклеточная жидкость Внутриклеточная жидкость

Эмбрион 2 мес 95 - -

Плод 5 мес 87 - -

Новорожденный 80 40-50 30-40

Ребенок 6 мес 70 30-35 35-40

Ребенок 1 года 65 25 40

Ребенок 5 лет 62 22 40

Взрослые:

Мужчины

20-30 лет 55 25 30

40-59 лет 53 28 25

60-79 лет 50 28 22

80 и старше 51 32 19

Женщины

20-39 лет 46 24 22

40-59 лет 43 25 18

60-79 лет 42 26 16

80 и старше 44 32 12

Из таблицы видно, что содержание воды в организме зависит от возраста, массы тела, пола и окружающей внешней среды. Содержание воды с возрастом уменьшается. В старости несколько повышается объем внеклеточной жидкости, а содержание воды в клетках падает. Считается (Бурлаков Г.В., 1994), что нормальные колебания от средних значений массы общей воды тела не должны превышать 15%, а отклонения в сторону увеличения или уменьшения указывают на необходимость обращения к врачу и установления причин несоответствия.

8. К 1933 году появляются три теории структуры воды: одна - полиме-ризационная (Рамана Рао, 1933), две пространственно-геометрического харак-

тера.

В соответствии с гидрольной теорией воды Рамана Рао (1933) вода состоит из трех типов молекул: моно-, ди-, тригидролей с соответствующим спектром интенсивности частоты волны ~ 3196 см-1, ~ 3321 см-1, ~ 3655 см-1 (табл. 3).

Таблица 3

Состав полимеризационной структуры воды в зависимости от температуры

(Рамана Рао,1933, цит. по Фрицман Э.Х.,1935)

% (Н2О) Лед Вода (градус) Частота (см-1)

0 4 38 98

% (Н2О) моногидроль 0 19 20 29 36 3196

% (Н2О)2 дигидроль 41 58 59 50 51 3321

% (Н2О)3 тригидроль 59 23 21 21 13 3655

Теория индийского ученого Рамана Рао и экспериментальные результаты его исследований показывают, что вода не только всегда содержит три типа молекул, но и изменяет их соотношение в зависимости от температуры.

Отметим, что, согласно теории Рамана, в доступном для жизни человека пределе температурного режима от 35 до 40 градусов состав воды включает три типа молекул. Причем большинство занимают дигидрольные соединения, (Н2О)2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Э.Х. Фрицман (1935) отмечает, что процесс взаимодействия между водой и растворенным веществом сопровождается разрушением кристаллической решетки, разъединением структуры воды, как растворителя, притом в различных направлениях, в зависимости от природы аниона и от температуры. Деполимеризованная в различной степени вода обладает и различными свойствами, и определяется различной частотой собственных колебаний. В присутствие хлоридов вода становится более однородной смесью полимеров, т.е. общая степень ассоциации воды падает.

Вода, обладающая высокой диэлектрической постоянной, вызывает соответствующее ослабление электрохимических полей, в которые она проникает. Это соответствует расшатыванию и повышенному движению частей тонкой структуры при нагревании того же вещества. Э.Х. Фрицман считает, что это свойство играет важную роль в живой плазме, которая под влиянием воды приобретает необходимую значительную лабильность и топологически тонкое расщепление.

Специалистами создаются новые представления о форме основной молекулы (гидроля), т. е. о геометрическом распределении последних в комплексных молекулах.

В настоящее время известно (Классен В.И., 1973), что вода содержит три различных изотопа водорода и три кислорода, поэтому существует девять устойчивых видов воды с общей формулой Н2О. Изотопный состав воды зави-

сит от ее происхождения, возраста и т.п. В воде всегда самопроизвольно образуются ионы гидроксила (ОН-) и гидроксония (Н3О+). Молекулы воды объединяются друг с другом водородными связями, они слабее химических связей, легче разрушаются и быстрее восстанавливаются, что делает структуру воды исключительно изменчивой.

9. Специалистами-гидромеханиками по изучению магнитогидродинамических течений жидкости и явлений пондеромоторных сил, их практическому применению накоплен обширный теоретический и экспериментальный материал. Течения проводящей жидкости в магнитном поле называют магнитогидродинамическими течениями, вследствие электромагнитной индукции в жидкости возникнет ток. В результате взаимодействия этих токов с приложенным магнитным полем в потоке жидкости возникают новые объемные силы электромагнитной природы. Действие поднеромоторных сил позволяет прямо, или непосредственно, преобразовывать механическую энергию жидкости в электрическую и, наоборот, подводимую электрическую энергию - в механическую энергию потока жидкости. Известны устройства, в которых течет жидкость - магнитогидродинамические генераторы, в которых осуществляются преобразования механической энергии жидкости в электрическую, а также электромагнитные насосы, в которых подводимая электрическая энергия преобразуется в механическую энергию потока жидкости. Основной частью подобных устройств являются каналы (Патрашев А.Н. и др.,1970).

Построение технологий использования в гидропедагогике знаний полученных нами на магнитогидродинамических моделях изучения движения водосодержащих сред систем и органов человека, позволяет разработать новые пути повышения его активности, особенно, лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

Изучение под дидактическим углом зрения возможностей использования знаний о пондеромоторных силах для гидрореабилитации человека выявляет много общих знаний о влиянии пондеромоторных сил на воду и растворы, с одной стороны, и на системы и органы человека - с другой, и их взаимоотношение между собой. При этом нам следует учесть аномальные свойства воды.

Так, результаты исследований Классена В.И. (1973) предупреждают, даже чистая вода состоит из различных компонентов и содержит три различных изотопа водорода и три кислорода, поэтому существует девять устойчивых видов воды с общей формулой Н2О. Вода обладает способность к диссоциации и в ней всегда самопроизвольно образуются ионы гидроксила (ОН ) и гидроксония (Н3+). Этим объясняется наличие у воды электропроводимости. Объединение молекул с образованием структуры воды происходит через водородные связи. Эти связи слабее химических связей, легче разрушаются и быстрее восстанавливаются. Это обстоятельство делает структуру воды непостоянной, изменчивой с неустойчивой решеткой. Благодаря этим связям в отдельных микрообъемах воды непрерывно возникают какие-либо структурные элементы, которые постепенно размываются движением и вновь возникают.

10. Превалирующая в организме масса водосодержащих систем и органов человека в соответствии своему физико-химическому составу, морфологическому строению и анатомическому положению имеют собственные структурные амплитудно-частотные электромагнитные излучения, а также местное

и общее представительство излучений на коже. Излучения фиксируются аппаратурными методиками: ЭКГ, ЭЭГ, фонограммы, миографии, регистрации в инфракрасном спектре, «эффекта Кирлиан» и другие. За последнее десятилетие ученые Масару Эмото (Япония), супруги Едена и Леонид Извековы (Россия) с использованием методик выращивания кристаллов льда в криогенной камере, объективно доказали изменение формы кристаллов твердой воды в ее ответной реакции на проявление в сторону воды человеком результатов техногенного воздействия, агрессии, раздражения, невнимания, обиды направленной на опытный образец. А также оскорблений, выраженных напрямую или представленных в виде материальных носителей, например, выполненной надписи, отражающей злобу или доброту.

11. Излучения человека выходят в атмосферу Земли и постепенно размываются, если он не изолирован скафандром или иной защитной системой. Другое явление происходит при погружении человека в воду.

Нами (2001) впервые теоретически выявлен и экспериментально подтвержден «эффект тройного отражения-поглощения» собственных электромагнитных излучений человека при погружении в воду (плавание, купание, гидрореабилитация, гидротерапия), а также при умывании, физиотерапевтических процедурах, с использованием жидкой среды или геля, крема и т.п.

Принцип действия «тройного отражения-поглощения» аналогичен использованию в технических устройствах эффекта Доплера. В нашем случае роль излучателя и приемника структурных электромагнитных колебаний играют водосодержащие системы и органы человека.

При погружении человека в воду действие «эффекта тройного отражения поглощения» собственных структурных амплитудно-частотных электромагнитных излучений водосодержащих систем и органов человека запускается:

• во-первых, первой частью собственных электромагнитных колебаний частично отраженных от неподвижного внутреннего слоя прилипшей воды зеркально внутрь организма, т.е. с обратной полярностью;

• во-вторых, второй частью этих электромагнитных колебаний частично отраженных зеркально от неподвижного наружного слоя прилипшей воды, так же внутрь организма и с обратной полярностью;

• в-третьих, третьей оставшейся частью собственных электромагнитных колебаний, которые частично выходят в потоки окружающей тело воды. Собственные структурные электромагнитные колебания водосодержащих систем и органов человека вступают в резонансный режим взаимодействия со свободным течением окружающей тело потоков воды, усиливаются и с аналогичной полярностью, возвращаются частично обратно внутрь организма, а частично рассеиваются в воде;

• в-четвертых, воздействие на системы и органы, отраженных с прямой и обратной полярностью собственных структурных электромагнитных излучений приводит:

о к структурной неустойчивости ранее сформированных электромагнитных связей;

о к структурной неустойчивости ранее по какой-либо причине не сформированных электромагнитных связей (при отклонении в состоянии развития);

о к структурной неустойчивости ранее по какой-либо причине прерванных местных электромагнитных связей в пограничной области нарушенных морфологических путей, сформированных рефлексов (парез, травма, сбой программы развития);

о все выше указанные неустойчивости приводят к самоформированию организмом (в зависимости от морфофункциональных особенностей) определенного типа «новой неустойчивости связей», прежде всего на уровне водосодержащих систем и органов.

• в пятых, используя теорию хаоса лауреата Нобелевской премии (1977г.) за работы по химической термодинамике И. Пригожина, считаем, что сильное и продолжительное влияние условий «тройного отражения-поглощения» на погруженный в воду организм приводит к генерации «новых связей», «новых путей», ранее по какой-либо причине прерванных или не сформированных, но морфологически и структурно обусловленных, обеспечивая тем самым, в конечном итоге, становление качественно нового более высокого от исходного уровня активности человека.

Теоретические и экспериментальные (наши, и совместно с коллегами, учениками) результаты исследований по использованию «эффекта тройного отражения-поглощения» неоднократно докладывались на международных конференциях и симпозиумах, в том числе, за рубежом. Впервые доложены и опубликованы нами в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация» в Санкт-Петербурге (21-22.05.2001) и озвучены автором на 1-ом международном конгрессе «Новые медицинские технологии» организованным РАМН в Санкт-Петербурге (8-12.07.2001).

12. Технология резонансного принципа использования взаимоотношений спортсмена с геомагнитными силами Земли для повышения работоспособности.

Технология резонансного принципа использования взаимоотношений спортсмена с геомагнитными силами Земли для повышения работоспособности

реализуется в условиях воздушно-водной атмосферы Земли, путем расположения тела спортсмена в положении сидя с северной ориентацией относительно геомагнитных линий. Вокруг шеи на кожу установлен незамкнутый контур. В результате проявления местных электромагнитных излучений организма, образующихся в результате их представительства в область прилегания к шее незамкнутого контура в нем индуцируется электромагнитное поле определенной направленности.

Экспериментально выявлено, что в результате использования резонансного режима взаимоотношения вызванных структурных амплитудночастотных электромагнитных сил с геомагнитными силами Земли происходит усиление деятельности вегетативной нервной системы.

Основные технологии практического использования резонансного взаимоотношения спортсмена с геомагнитными силами Земли защищены, в соавторстве с Прохоровой И.В., Кибакиной Т.В., патентом на изобретение (1801018), результаты педагогических и медицинских исследований изложены нами в учебно-методическом пособии «Возможности повышения работоспо-

собности спортсмена» (издательство ООИ Плавин, 1998).

13. Технология гидромеханического принципа формирования «чувства воды» у пловцов высокой квалификации.

Технология гидромеханического принципа формирования «чувства воды» реализуется в том, что увеличение скорости пловца пропорционально эффективности использования потоков воды, образующихся собственными движениями спортсмена вблизи поверхности его тела, и обусловлено:

• развитием ощущений и восприятий взаимодействия с противоположной по направлению частью потока воды, с целью создания дополнительной гидродинамической силы тяги;

• развитием ощущений и восприятий взаимодействия с одноименной по направлению другой частью потока воды, с целью снижения местного гидродинамического сопротивления движению при выполнении подготовительных фаз двигательных действий.

Основное содержание технологии практического использования гидромеханического принципа формирования «чувства воды» впервые:

• доложены автором на первом всесоюзном симпозиуме по технике плавания в г. Горьком (1973),

• подробно изложены в кандидатской диссертации «Исследование и совершенствование техники плавания брассом» (1975),

• наглядно иллюстрированы траекториями кисти в различных способах плавания, траекториями вызванных движением кисти вихревых потоков воды в неподвижной системе отсчета в боковой, горизонтальной и фронтальной плоскостях (Взаимосвязь темпа, шага и скорости пловца, СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1994).

14. Технология гидродинамического принципа формирования «чувства воды» у пловцов высокой квалификации.

Технологии гидродинамического принципа формирования «чувства воды» у пловцов высокой квалификации, реализуется в процессе самоформиро-вания удобообтекаемой позы тела и «схемы тела» при свободном скольжении пловца после предварительного протаскивания его в толще воды с помощью тренажерного комплекса «Катапульта» с искусственно созданной силой тяги.

Тренажерный комплекс «Катапульта» разработан нами на основе усовершенствования, с целью удобства для использования тренерским составом и простоты изготовления «Устройства для тренировки пловцов в воде» (Мосу-нов Д.Ф., Железнов Ю.Ф., Федчин В.М., патент 1321431).

Комплекс используется для усвоения удобообтекаемого положения тела и формирования «чувства воды» у пловцов высокой квалификации.

15. Технология электропотенциального принципа формирования «чувства воды» у пловцов высокой квалификации.

Технология электропотенциального принципа формирования «чувства воды» у пловцов высокой квалификации, путем изменения местного гидродинамического сопротивления движению разработан с учетом результатов экспериментальных комплексных исследований полученных с использованием авторского «Устройства для определения сопротивления перемещению поверхностей скольжения» (патент 1309375, приоритет 19 июня 1985).

Нами (1992) установлено неизвестное ранее явление изменения местного

гидродинамического сопротивления движению спортсмена, заключающееся в том, что после предварительного воздействия специфического раздражителя на кожу спортсмена возникает увеличение сопротивления движению на электроотрицательной зоне распределения электрического потенциала на поверхности тела пловца и, наоборот, уменьшение его на электроположительной зоне, обусловленное повышением электрической активности и увеличением чувствительности поверхности кожи.

Практическая реализация электропотенциального принципа формирования «чувства воды» у пловцов высокой квалификации вскрывает эффективные возможности увеличения спортивного результата.

16. Технологии разработки теории и методики гидропедагогики

Технологии разработки теории и методики гидропедагогики формируются и развиваются в процессе более 40 летней авторской с учениками и коллегами внедренческой деятельности в СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, в настоящее время по кафедре гидрореабилитации и технологий физкультурноспортивной деятельности на факультете адаптивной физической культуры.

Образовательные процесс с использованием высоких дидактических технологий в области гидропедагогики отличается от обычного аудиторного занятия прежде всего высоким уровнем напряжения духовных, физических, морально-волевых качеств, любви к больному ребенку, долготерпенья, знаний тонких и точных взаимоотношений педагога - ученика-ребенка - студента, что позволяет нашим ученикам-практикам, ученым педагогам добиваться положительных результатов в области гидрореабилитации детей с разными характерами отклонений от нормативных проявлений, в том числе при таких диагнозах заболеваний: детский церебральный паралич, эпилепсия, аутизм, гемофилия, гидроцефалия, микроцефалия, Даун-синдром, поражение опорнодвигательного аппарата, задержка психического и умственного развития.

Через руки, душу и сердце профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов СПбГУФК имени Петра Францевича Лесгафта прошли за последний 20 летний период курс педагогической гидрореабилитации с положительным результатом более 2500 детей-инвалидов. Теоретические знания и практические умения и навыки гидрореабилитации ребенка-инвалида получили более 400 студентов кафедр гидрореабилитации и ТФСД, плавания, адаптивной физической культуры.

Материалы, отражающие основное содержание гидропедагогики и ее непосредственное внедрение в педагогический процесс гидрореабилитации за двадцатилетний период докладывались на 47 научных конгрессах, конференциях, симпозиумах в России и за рубежом. Преподавателями, аспирантами и студентами опубликовано более 400 научных и учебно-методических работ.

Сотрудники и студенты СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта принимают активное участие в работе с детьми-инвалидами в Санкт-Петербургском общественном объединении инвалидов «Плавин». В 2000 году в Мадриде представители европейского содружества на традиционном пятом кворуме по определению лучших компаний за выдающиеся организационные успехи и отличное качество предлагаемых ими товаров и услуг, в том числе, в области организации оказания помощи детям-инвалидам признают лидером Санкт-Петербургское общественное объединение инвалидов «Плавин». Эксклюзив-

ный журнал “АСТиАЬГОАБ ” в Испании, учрежденный представителями европейских стран, отмечает ООИ «Плавин" наградой «Приз лидера услуг и качества - Европа 2000 и Серебряной медалью за профессиональные заслуги».

Принципиальной новизной в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры характеризуются фундаментальные десятилетние исследования М.Д. Мосуновой по гидрореабилитации и обучения плаванию более 300 детей с эпилепсией. Накопленный опыт по гидрореабилитации подобных учеников впервые свидетельствует, что в результате систематических занятий в водной среде прекращаются эпилептические приступы с утратой сознания ученика. Улучшение самочувствия, повышение физического развития, улучшение психического состояния, повышение общественной активности ребенка с эпилепсией при выполнении тренером необходимых условий предупреждения и предотвращения эпилептических приступов, позволяет выразить уверенность на приобщение к занятиям физической культурой и спортом этого контингента детей и подростков, через которые расширяются возможности включения их в нормальную жизнь общества.

Отличную награду получает педагогическая деятельность тренеров за гидрореабилитацию и обучение плаванию более 300 детей с эпилепсией. Так, ученик 10 класса прошедший трехлетний курс гидрореабилитации и обучения плавать спасает от утопления двух тонущих детей и получает грамоту за спасение утопающих.

В 2001 году подготовлена образовательная программа гидрореабилитации для специализации. Материалы частично включены в программу «гидрореабилитация» по дисциплине «технологии физкультурно-спортивной деятельности», раздела - «гидрореабилитация лиц, имеющих ограниченные возможности», цикла основных дисциплин специальности ДС.09, выполненной в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 022500 -Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) и 0323 - Адаптивная физическая культура.

Выполнены фундаментальные диссертационные исследования на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: Сазыкин В.И Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида (2000); Шпак С.Л. Индивидуальное обучение плаванию детей с последствиями церебрального паралича (2002); Мосунова М.Д. Обучение плаванию в условиях совместного пребывания в воде тренера и ребенка-инвалида (на примере эпилепсии) (2005).

Развивая современные подходы в области гидропедагогики в 2004 году, Санкт-Петербургский государственный научно-исследовательский институт, при участии автора в качестве соруководителя, выполняет конкурсную тему Федерального агентства РФ по физической культуре, спорту: «Гидрореабилитация высококвалифицированных спортсменов при подготовке к Олимпийским играм и гидрореабилитация высококвалифицированных спортсменов-инвалидов при подготовке к Паралимпийским играм».

Заключение. Сорокалетний авторский опыт научной работы и педагогической деятельности в области исследования взаимоотношений человека и во-

ды в процесс обучения плаванию, спортивной тренировки, соревновательной деятельности, гидрореабилитации детей и взрослых инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, а также непосредственного изучения пожизненно необходимой единой неразрывной целостной системы «человек-вода и ее соединения» свидетельствует о гораздо больших возможностях повышения уровня состояния здоровья, двигательной и общественной активности, чем имеем в настоящее время.

Знания о воде и ее соединениях, знания о взаимоотношений воды с человеком хранятся в многочисленных источниках информации, казалось бы в совершенно разрозненном состоянии, но объединенные единой основой - педагогической (как средство сохранения и передачи информации, как средство усвоения информации). Педагогический подход к проблеме «человек-вода» позволяет объединить знания разных наук, изучить их с позиции качественного изменения всех необходимых сторон и связей исследуемого целого - человека, как объекта и субъекта деятельности.

Подобный подход требует создания нового научно-педагогического направления и новой образовательной дисциплины - гидропедагогика.

В настоящее время данный подход находит свое развитие в гидрореабилитации детей-инвалидов, иначе в обучении и воспитании ребенка-инвалида в условиях водной среды и средствами водной среды, с целью становления и формирования качественно нового более высокого от исходного уровня его двигательной и общественной активности.

КОНЦЕПЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ И ПЕРВЫЙ ОПЫТ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

В.Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В.А. Чистяков

В соответствии с Приказом Минобразования № 2715 от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»

1. Считать приоритетными направлениями совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях...

- создание в образовательных учреждениях, в детских и молодежных общественных объединениях условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников и обучающихся средствами физической культуры и спорта;

- обеспечение взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей обучающихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;

- формирование физической культуры личности обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;

- совершенствование врачебно - педагогического контроля за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях;

- объективизацию методов оценки и совершенствования физического и моторного развития воспитанников и обучающихся на основе учета возрастных психофизиологических характеристик;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.