Научная статья на тему 'ГИДРОАВИАЦИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ'

ГИДРОАВИАЦИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гидроавиация / гидросамолет / логистика / перспективы развития / эксплуатация / hydroaviation / seaplane / logistics / development prospects / operation

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Соловьев В.В.

В работе описаны основополагающие причины распространения и актуальные проблемы эксплуатирования гидроавиационной техники. Исходя из проблем, приведены возможные векторы развития современной гидроавиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYDROAVIATION: CURRENT PROBLEMS AND POSSIBLE DEVELOPMENT VECTORS

The work describes the fundamental reasons for the spread and current problems of operating hydroaviation equipment. Based on the problems, possible vectors for the development of modern hydroaviation are given.

Текст научной работы на тему «ГИДРОАВИАЦИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 629.735.35

Соловьев В.В.

Казанский национальный исследовательский технический университет

им. А.Н. Туполева (г. Казань, Россия)

ГИДРОАВИАЦИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация: в работе описаны основополагающие причины распространения и актуальные проблемы эксплуатирования гидроавиационной техники. Исходя из проблем, приведены возможные векторы развития современной гидроавиации.

Ключевые слова: гидроавиация, гидросамолет, логистика, перспективы развития, эксплуатация.

Гидроавиация в России зарождается в начале 20-го века. Период с 1920-х по конец Великой Отечественной войны является наиболее показательным для гидроавиационной техники, использовавшейся как для гражданских, так и для военных целей. Поэтому советская гидроавиация имела высокое значение в различных аспектах жизни страны и включала широкий спектр самолетов различных классов - от разведывательных и бомбардировщиков до пассажирских и транспортных гидросамолетов. После данного периода стали различать следующие типы техники:

1) Летающая лодка, имеющая нижнюю часть фюзеляжа в форме лодки, которая оснащена реданами или подводными крыльями.

2) Поплавковый гидросамолет, имеющий поплавки обтекаемой формы, заменяющие шасси обычного самолета и обеспечивающие его плавучесть на воде.

3) Самолет-амфибия - лодочный или поплавковый гидросамолет с убирающимся колесным шасси для посадки на сушу.

Гидроавиация в настоящее время не имеет такого уровня распространения и развития как в прошлом. Количество все еще эксплуатируемых машин крайне мало. Наиболее известными являются самолеты-амфибии Бе-200, которые используются для тушения пожаров, охраны водных поверхностей, экологических миссий, перевозки пассажиров и грузов, а также в поисково-спасательных операциях. В стране их осталось шесть, достаточно ли этого для предотвращения распространения лесных пожаров или же проведения иных операций по всей стране остается вопросом.

В целом развитие техники осуществляется путем сопоставления предельных характеристик с характеристиками существующих машин, на основе этого определяются предпосылки для их дальнейшего улучшения.

Для рассмотрения векторов развития гидроавиационной техники обратим внимание на актуальные проблемы ее использования:

1) Конкуренция: гидроавиация не в состоянии конкурировать с наземными, воздушными и водными видами транспорта. Связано это с разнообразием специализированной техники в условиях дефицита гидроавиационной.

2) Операционные расходы: использование гидроавиационной техники крайне дорогостоящий аспект эксплуатации из-за специфических требований к оборудованию, обслуживанию и пилотированию. Должен определяться состав и уровень оснащенности средствами обслуживания и обеспечения полетов на берегу и на воде. Полеты на необорудованные акватории являются наиболее сложными, требующими высокоспециализированной подготовки экипажа, высокого технического состояния воздушного судна и возможности привлечения дополнительных сил и средств для обеспечения безопасности полета.

3) Инфраструктура: недостаток подходящих водных аэродромов, средств наземного обслуживания, гидроаэродинамических устройств. Необходимо соблюсти множество требований для водоемов, используемых для регулярных полетов. На оборудованных акваториях должны быть обозначены якорные

стоянки, указатели высоты волн, летные бассейны и гавани, защищенные от ветра. Летные бассейны не должны иметь препятствий на курсах взлета, при этом располагаться в непосредственной близости от транспортных магистралей, жилых районов, городов и поселков.

4) Экологические аспекты: гидроавиационная техника оказывает воздействие на водную среду. Водные экосистемы — это чувствительные и сложные системы, в которых представлен широкий спектр видов растений и животных. Хрупкий баланс экологических процессов и взаимодействий обеспечивает ее функциональность и жизнеспособность. Нарушение или изменение этих экосистем может иметь серьезные последствия не только для населяющих их организмов, но и для функционирования экосистемы в целом.

Другими словами, современная гидроавиация является узконаправленной, много требующей и во многих аспектах мало оптимизированной отраслью. Данные обстоятельства создают предпосылки для ее развития:

1) Распространение: расширение географии использования гидроавиации, увеличение числа маршрутов перевозок и, как следствие, актуализация техники для производства.

2) Специализация: обучение квалифицированных пилотов и технических специалистов, способных эффективно управлять самолетами и обеспечивать их надежную эксплуатацию.

3) Инновации: введение новых технологий, позволяющих улучшить эффективность и техническую безопасность судна. Разработка новых универсальных машин и оснащений, а также использование более экологичных и передовых материалов.

Преимущества гидроавиационной техники с точки зрения универсальности неоспоримы. Поэтому гидроавиация имеет огромный потенциал интегрирования в большинство современных отраслей. Однако с учетом непрерывно изменяющихся экономических и экологических условий следует уделять особое внимание адаптации и инновациям, что позволит

поддерживать актуальность и рентабельность данной техники.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акользин, А.В. Перспективы развития гидроавиации / А.В. Акользин, В.М. Грукало // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 7. - С. 66. - БЭК КиТЯБЬ;

2. Борисов, И.В. Теоретические аспекты развития конструктивно-компоновочных схем первых самолетов гидроавиации / И.В. Борисов // Известия ТРТУ. - 2004. - № 8(43). - С. 239-240. - БЭК 1ТГОБ7;

3. Бочинин, Д.А. Отечественная гидроавиация родом из Петербурга / Д.А. Бочинин, А.А. Васильев // Клио. - 2011. - № 2(53). - С. 119-120. - БЭК тЕХЮ;

4. Лысогор, М.К. История развития гидроавиации / М.К. Лысогор, Т.В. Демонова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 3. - С. 27-28. - БЭК ЬЭКУРК;

5. Михеев, В.О. Проблемы воздействия гидроавиации на водные экосистемы / В.О. Михеев // Вестник науки. - 2023. - Т. 2, № 6(63). - С. 803-816. - БЭК ГОУАБУ;

6. Стрешнев, Р.Н. IX Международная конференция по гидроавиации / Р.Н. Стрешнев // Вестник Российской академии наук. - 2013. - Т. 83, № 1. - С. 86. -БСТ 10.7868/Б086958731301012Х. - БЭК РШНОН;

7. Фортинов, Л.Г. Еще о будущем гидроавиации / Л. Г. Фортинов // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2008. - № 1(78). - С. 212-213. - БЭК КЖЮТ/

Soloviev V.V.

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev (Kazan, Russia)

HYDROAVIATION: CURRENT PROBLEMS AND POSSIBLE DEVELOPMENT VECTORS

Abstract: the work describes the fundamental reasons for the spread and current problems of operating hydroaviation equipment. Based on the problems, possible vectors for the development of modern hydroaviation are given.

Keywords: hydroaviation, seaplane, logistics, development prospects, operation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.