Научная статья на тему 'Гидравлический расчет бесполостных дрен треугольного профиля, усиленных дренажной трубой'

Гидравлический расчет бесполостных дрен треугольного профиля, усиленных дренажной трубой Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
115
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПОЛОСТНОЙ ДРЕНАЖ / ТРУБЧАТЫЙ ДРЕНАЖ / ТРЕУГОЛЬНОЕ ПОПЕРЕЧНОЕ СЕЧЕНИЕ / ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ / ПЕРЕХОДНЫЙ РЕЖИМ ДВИЖЕНИЯ / NON-CAVITY DRAINING / PIPE DRAINING / TRIANGULAR CROSS-SECTION / HYDRAULIC CALCULATION / TRANSIENT MOVEMENT REGIME

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Штыков В. И., Пономарев А. Б.

Цель: Разработать метод расчета бесполостных дрен треугольного профиля, усиленных дренажной трубой, в случае двухстороннего впадения в коллектор. Методы: Бесполостные дрены по сравнению с трубчатыми обладают более высокой водозахватной способностью, но уступают трубчатым по отводящей способности. Водоотводящая способность бесполостных дрен может быть увеличена путем введения в них дренажной трубы. Практически на всей длине бесполостной части дрены имеет место переходный режим движения воды, а в трубчатой турбулентный. Приближенным методом решено дифференциальное уравнение фильтрации для бесполостной части дрены. Также решено дифференциальное уравнение движения жидкости для трубчатой части, имеющей уклон и впадающей в коллектор с двух сторон. Результаты: В результате совместного решения двух дифференциальных уравнений, описывающих движение воды в бесполостной и трубчатой частях дрены, получены расчетные зависимости, позволяющие определить параметры дрен. Приведен пример расчета. Практическая значимость: Данный метод расчета позволяет рассчитать предлагаемую конструкцию. Ранее методики для этого случая в литературе не приводились

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Штыков В. И., Пономарев А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hydraulic calculation of triangular-profile non-cavity drains reinforced by water drain pipe

Objective: Develop a method for calculation of triangular-profile non-cavity drains reinforced by water drain pipe in case of two-way discharging into a collector drain. Methods: Non-cavity drains, compared to drainage pipes, have higher water procuring capability but have lower diversion capacity. Water-diversion capacity of non-cavity drains can be increased by introducing a water drain pipe in them. Practically throughout the length of non-cavity section of the drain transient water movement occurs, and turbulent flow occurs in the pipe section. Differential equation for filtration in non-cavity section of the drain is solved by approximation method. Differential equation for fluid movement is also solved for the pipe section which is set at a slant and has two-way discharges to the collector drain. Results: As a result of coordinated solution of two differential equations describing water movement in non-cavity and pipe section of the drain, calculation dependencies allowing calculating drain parameters were obtained. An example of calculation is provided. Practical importance: This calculation method allows calculating the design proposed. Previously, the literature did not have a method for this case

Текст научной работы на тему «Гидравлический расчет бесполостных дрен треугольного профиля, усиленных дренажной трубой»

УДК 626.862.1

Гидравлический расчет бесполостных дрен треугольного профиля, усиленных дренажной трубой

В. И. Штыков, А. Б. Пономарев

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

Для цитирования: Штыков В. И., Пономарев А. Б. Гидравлический расчет бесполостных дрен треугольного профиля, усиленных дренажной трубой // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2020. - Т. 17. - Вып. 1. - С. 144-156. Б01: 10.20295/1815-588Х-2020-1-144-156

Аннотация

Цель: Разработать метод расчета бесполостных дрен треугольного профиля, усиленных дренажной трубой, в случае двухстороннего впадения в коллектор. Методы: Бесполостные дрены по сравнению с трубчатыми обладают более высокой водозахватной способностью, но уступают трубчатым по отводящей способности. Водоотводящая способность бесполостных дрен может быть увеличена путем введения в них дренажной трубы. Практически на всей длине бесполостной части дрены имеет место переходный режим движения воды, а в трубчатой - турбулентный. Приближенным методом решено дифференциальное уравнение фильтрации для бесполостной части дрены. Также решено дифференциальное уравнение движения жидкости для трубчатой части, имеющей уклон и впадающей в коллектор с двух сторон. Результаты: В результате совместного решения двух дифференциальных уравнений, описывающих движение воды в бесполостной и трубчатой частях дрены, получены расчетные зависимости, позволяющие определить параметры дрен. Приведен пример расчета. Практическая значимость: Данный метод расчета позволяет рассчитать предлагаемую конструкцию. Ранее методики для этого случая в литературе не приводились.

Ключевые слова: Бесполостной дренаж, трубчатый дренаж, треугольное поперечное сечение, гидравлический расчет, переходный режим движения.

Введение

Теоретические и лабораторные исследования движения воды в крупнозернистых материалах как в нашей стране, так и за рубежом проводятся с 70-х годов XX в. и продолжаются в настоящее время [1-4]. Также изучается фильтрация воды в крупнопористом бетоне [5-7]. Все эти работы нашли свое развитие при обосновании конструкций бесполостного дренажа. Большой интерес представляют конструкции бесполостного дренажа периодического профиля для осушения слабоводопроницаемых грунтов в сельском хозяйстве [8], а также для осушения участков с грунтово-напорным питанием [9].

В 2007 г. была поставлена задача повышения пропускной способности железных дорог, в том числе за счет повышения массы грузовых поездов. В связи с этим проводились исследования по поиску эффективных решений по увеличению несущей способности земляного полотна для обеспечения движения тяжеловесных составов [10-17].

По сравнению с трубчатым дренажом бесполостной дренаж обладает рядом преимуществ: - не разрушается под воздействием отрицательных температур;

- сохраняет работоспособность при просадках и пучении грунтов;

- характеризуется высокой водозахватной способностью;

- в весенний период вступает в действие раньше из-за значительных по сравнению с трубчатым дренажом размеров поперечного сечения;

- долговечен;

- имеет более высокую самоочищающую способность;

- отличается простотой конструкции, отсутствием стыков и сложных узлов сопряжения;

- простотой контроля качества выполняемых работ по устройству бесполостных дрен;

- возможностью совмещения функции бесполостной дрены с функцией подбетонки (использование беспесчаного фильтрующего бетона), например под линейные несущие конструкции.

Особенно перспективно применение бесполостного дренажа в слабоводопроницаемых грунтах при заложении в зону сезонного промерзания.

Однако у бесполостного дренажа есть недостатки. Из-за высокой материалоемкости бесполостных дрен важное значение имеет обоснование рациональных геометрических параметров и форм. Кроме того, при существенно более высокой по сравнению с трубчатым дренажом водозахватной способности его водоотводящая способность ниже. Исследованиями движения воды в трещинных и зернистых средах В. Н. Жиленковым (см. [18]) было показано, что разница водо-отводящей способности этих сред обусловлена различием их гидравлических сопротивлений.

По состоянию на сегодняшний день получены расчетные зависимости для гидравлического расчета бесполостных дрен трапецеидального, прямоугольного и треугольного сечений [18-20]. Водоотводящая способность бесполостной дрены может быть существенно увеличена путем введения в нее дренажной трубы.

Метод исследования

Цель статьи - получение на основе аналитического метода расчетных зависимостей для определения глубины воды в бесполостной части дрены, расстояния между коллекторами в случае бесполостных дрен треугольного профиля, закладываемых с уклоном, при двухстороннем впадении в коллектора и расходов воды, отводимых как бесполостной частью дрены, так и дренажной трубой.

Примем, что в бесполостной части дрены имеет место переходный режим движения воды [20], а в трубчатой - турбулентный, включающий в себя все три области гидравлического сопротивления. Расчетная схема (а) и поперечное сечение (б) бесполостной дрены с трубой представлены на рисунке.

К дренам идет непрерывный приток интенсивностью д, причем

где д1 - удельная приточность, приходящаяся на бесполостную часть дрены; д2 - удельная при-точность к дренажной трубе.

В бесполостной и трубчатой частях дрены движение воды плавно изменяющееся, и для всей длины трубчатой дрены свойственен напорный режим.

Запишем уравнение движения воды в дифференциальной форме для произвольного сечения 1-1 бесполостной части дрены с двухсторонним впадением в коллектора (рисунок) [19]:

q = q + q2,

dh ± q1 • S q2 • S2

i ""+ 2 2 '

ds K • ю Kt • ю

(1)

здесь 5* - расстояние от начала координат до рассматриваемого живого сечения; ю - площадь живого сечения бесполостной части дрены в рассматриваемом сечении

ю =

mh

2 nd2

а

б

! 1 1 1 1 \

Продольный разрез и поперечное сечение дрены с трубой в нижней части

Как и ранее, заменим треугольное живое сечение на эквивалентное по площади прямоугольное поперечное сечение с шириной Ь :

ю = b ■ h — nd— = b„

nd2

4b

(2)

Величина Ь вычисляется по формуле

be = m ■ ß ■ К

0'

где в учитывает изменение глубины фильтрационного потока вдоль дрены, принимаемое равным 0,68 [18]; к0 - искомая величина глубины воды в бесполостной части дрены в начале координат.

Введем обозначение У = следующем виде:

nd2

4be

и с учетом выражения (2) перепишем уравнение (1) в

dY , .

— = ±i — dS

q •S

+

q2 • S2

K • be • Y K2 • b2 • Y2

Таким образом, уравнение (1) преобразовали к тому виду, решение которого было получено ранее в [18]. Воспользуемся этим решением для случая / > 0, и тогда после некоторых преобразований получим зависимость для определения Нй

Ко = L1

(tk — i • t2 + U, • tk + Ut )(1—Ф1)

(tk — Kl)

(1—3Ф1)

• exp

M

n 2tk + K, — i --arctg —k—¡=1-

2 * Ж

где

tk = L; ф, = L

k2

3K,2 — 2K, • i + U

M = (1 — Ф1 )K + (1 — ЗФ1) UU2; K1 K1

N1 = 4(k2 + U )—(Kl + i )2;

K, =--2r • sh

13

1 A uP -Arsh—

r =,

Ul

3

/ . \2 i

P=—

i •U, Uf

+-'- + —

При расчете правой части дрены с обратным уклоном дна (/ < 0) в формулах, содержащих уклон дна, знак перед / меняется на противоположный.

Расчет дренажной трубы, заложенной внутри бесполостной дрены с уклоном при одностороннем впадении в коллектора, был проведен ранее в [20]. При этом было принято, что напорная линия для бесполостной части дрены и перфорированной трубчатой части практически совпадают, так как скорости перетекания из бесполостной части в трубчатую составляют менее 0,1 м/с и местными потерями напора на отверстиях трубы можно пренебречь.

Тогда дифференциальное уравнение неравномерного движения воды в дренажной трубе с двухсторонним впадением в коллектора, выраженное через глубину воды фильтрационного потока в бесполостной части дрены, будет иметь вид

dh ± 8 • Яср • д22 • S2

— = ±--—

ds п • d • g

^ = ±i--^-. (3)

Решая уравнение (3), получим

- для левой части трубчатой дрены

+ 8 • ^ ср • • Ь

- для правой части трубчатой дрены

ho = hk + ~ ' 'ср Z 1 - i• А'

3 • п • d • g

8 • Я • q2 • l2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

h0 = hk + р ,5-+ i ^ L2-

3 • п • d • g

Результаты исследований

Ход расчета рассмотрим на примере.

Дано: материал заполнителя бесполостной дрены - щебень фракции 5-20 мм: dll = 1,2 см; коэффициент неоднородности п = 1,9; пористость п = 0,48; коэффициент формы частиц у = 1,68; коэффициент Шези С0 = 18 см0,5/с; кинематический коэффициент вязкости V = 0,0131 см2/с; коэффициент откоса т = 1,0; удельный приток q = 0,15-Ю-4 м 2/с; диаметр трубы 0,05 м; Хср = 0,045. Определить Ь1, Нтах, Ь2, Н0, q1, q2.

Найдем расчетный диаметр фильтрационного хода [18]

И = 0,51.^—• ^ = 0,51^1,9 0,48 • -12 = 0,42см. и У 1 - п у 1-0,48 1,68

Вычисляем коэффициенты фильтрации при ламинарном и турбулентном режимах [19]: при ламинарном режиме:

= = 0,48 • О.0042^ = 0,803м/с,

1 8п2 • V 8• 3,142 • 0,0131^ 10-4

при турбулентном режиме

К = = 0,4842• 0,42 = 6,11 см/с, или 0,0611 м/с.

п 3,14/2

Принимаем в первом приближении Ь = 26 м, Н = 0,3 м и по формуле (3) находим q

42 =

3 • п2 • d5 • g (h0 - hk + i • L )

8 • Яср • l3

л

3^3'142 • 0'055 • 9,81(0,30-0,05 + 0,003^26) 4 „ v —--- = 0,62-10 м2/с.

8 • 0,045 • 263

Определяем величину q1

q1 = q - q2 = 0,75 10—'4 — 0,62 •10—44 = 0,13 10—44 м 2/с. Вычисляем следующие параметры: U,, Uk, K1, Ф1, М, N1 и tk:

tk = 005 = 0,0019, be = m • ß • h0 = 1 0,68 • 0,30 = 0,204 м, 26

U, =-«L_ = °'13 10—4 = 0,793 •ю—', 1 K, • be 0,803 • 0,204

(0,13 10—'4 )2

U

q1

t т^2 j 2

к; • be1 0,06172 • 0,2042

= 1,066 40—6,

r=

( ' 2 (0,793•10—4 i0,003]

V 3 [ 3, i 3 [ 3 J

= 0,504^10—2,

P=—

i • U, U,

+-- + —

6 2

0,003

+ Q.QQ3 • Q.793 •+1.066 ^ =0,572 •10-,

к = - — 2r • sh 13

- Arsh P 3 r3

0,003

— 2•0,504^10—2• sh

1 . , 0,572 •10— -Arsh-

(0,504 •10—2)

= —0,708 •10—22

K12

Ф1 =

1 3K2 — 2 K1 • i + U,

(—0,708 • 10—2 )2

0,182,

3 (— 0,708 • 10—2) + 2 • 0,708 • 10—2 • 0,003 + 0,793 • 10—

M=(1—Ф U+(1—3Ф) U=(1—+

+ (1 — 3 • 0,182)-

1,066 40

—6

0,05 • 10—2,

(—0,708 • 10—2)

N1 = 4 • (к2 + U ,)— (K1 + i)2 = 4 • (0,501 • 10—4 + 0,793 • 10—4 ) — (—0,708 •10—2 + 0,310—22 )2 = 5,01110—4,

Li = ho

fe - K )'

(1-ЗФ1)

Ц/3 - i • tk2 + и • tk+и )

(1-ф1 )

• exp

M

n , 2tk + K — i

--arctg:

2 yJNi

= 0,3

(0,0019 + -0,708 40—2 )(1—3^0,182)

[0,00 1 93 — 0,3 1 0—2 • 0,00192 - + 0,793 40—4 • 0,0019 +1,066 • 10—66 (1—0,182)

x exp

0,0540—2 3,14

■si 5,01110—4 2

arctg

2 • 0,0019 — 0,708 • 10—2 — 0,3 • 10—2

^/5,011 • 10—

x

= 26 м.

Принимаем Ь1 = 26 м.

Максимальная глубина воды к в бесполостной дрене будет в сечении, расположенном на расстоянии 5 от начала координат в левой части дрены. Величина 5 может быть вычислена

г шах ^ ^ шах

по следующей формуле [18]:

Smax h0

(tmax — K1 )

(1—ЗФ1)

\ (tmax i tmax + U

tmax + U )

i1—ф1)

• exp

M

n . 2t --arctg ^ax

+ K1 — i

в которой

hmax = ^ 2i

+ 4't

0,793 •Ю"

2•0,3-10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—2

1 + 4 • 0,3 •Ю

—2 1,066 40—6 (0,793 40—44 )2

= 0,036,

hmax tmax Smax ,

Smax h0

(tmax — K1 )

(1—3Ф1)

^ax — i • tinax + U • tmax + Ut )

(1—ф1 )

• exp

M

n +

— — arctg

2tmax + K1 — Ï

= 0,3

(0,036 + -0,708 40—2 )(1—30,182)

(3,63 40—6 — 0,310—22 • 0,0362 - + 0,793 40—4 0 , ч(1—0,182) • 3,6 40—2 +1,066 40—65 )

x

x exp

0,05 40—2 3,14

-y/5,011 • 10—4 2

2 • 0,036 — 0,708 40—2 — 0,003

arctg

^5,01110-

Smax = 8,74 M,

hmax = 0,036 • 8,74 = 0,32 м,

п • d 3,14 • 0,0025 ЛЛ1

a = —-— = —;———— = 0,01 м,

4 • 0,204

¿тах = 0,32 + 0,01 = 0,33 м.

Практически по всей длине бесполостной части дрены, за исключением начального участка, имеющего небольшие размеры, режим движения переходный. Вычислим, какова должна быть предельная величина уклона у бесполостной дрены, чтобы при заложенных выше в примере исходных данных переходный режим сменился турбулентным:

i = —2 • r • ch

1а ,Ai -Arch—f

u2

12 • U

где

r = -3 U

i V 2 l 144 U

A:

1

1728 •U

(U6 -540• U2 • U3 —5832U).

Подставляя в формулы величины Ц = 0,793-Ю-4 и Ц = 1,066-Ю"6, получим / = 0,026.

Таким образом, при уклоне дна дрены более 0,026 режим движения в бесполостной части дрены (за исключением начального участка), как и в дренажной трубе, будет турбулентным. В рассматриваемом случае уклон / = 0,003 существенно меньше полученного предельного значения при изложенных выше исходных данных.

Теперь возможно уточнить величину коэффициента гидравлического трения Хср, которая в расчетах принималась равной 0,045.

Для участка, где заканчивается ламинарный режим в трубе и начинается область гидравлически гладких труб, X = 0,046.

Расчеты показали, что длина участка трубы с ламинарным режимом равна 2,1 м, средняя скорость в этом сечении - 0,06 м/с, а потери напора - 0,02 см.

Вычислим X для устьевого участка:

• средняя скорость в устье дренажной трубы равна

V=е=^==4-°,62-10-4;28 = 0,88м/с, ю ю п-d2 3,14-0,052

• число Рейнольдса в устьевом участке

V-d 0,88-0,05

Re

v

0,013110—

= 33 588.

Тогда на этом участке [15]

TT=—2 • lg

d

13,68" R + Re

= —2^ lg

0,06 20

13,68 • 1,25 33 588 /

откуда X = 0,044. Таким образом, Хср = 0,045, т. е. соответствует принятому в расчетах значению.

Для определения Ь2 поступаем так же, как и при нахождении Ь1, не забывая, что при расчете правой части дрены с обратным уклоном дна (/ < 0) в формулах, содержащих уклон дна, знак пе-

4

152 Общетехнические задачи и пути их решения

ред I меняется на противоположный. При этом величина Ье остается без изменения, а все остальные параметры пересчитываются заново, так как изменяются q1 и q . В результате расчета для правой части дрены получаем

q1 = 0,14-Ю-4 м2/с, q2 = 0,61-Ю-4 м2/с, Ь2 = 21,8 м.

Таким образом, расстояние между коллекторами равно Ь = Ь + Ь2 = 49,8 м.

Заключение

Бесполостные дрены по сравнению с трубчатыми обладают более высокой водозахватной способностью, что очень важно при осушении слабоводопроницаемых грунтов, но уступают трубчатым дренам по отводящей способности. Водоотводящая способность бесполостных дрен может быть существенно увеличена путем введения в них дренажной трубы.

Установлено, что за исключением небольшого начального участка в бесполостной части дрены имеет место переходный режим движения воды, а в трубчатой - турбулентный режим, включающий все три области гидравлического сопротивления. При этом напорные линии совпадают, так как скорости перетекания из бесполостной части дрены в трубчатую составляют менее 0,1 м/с и местными потерями напора на отверстиях трубы можно пренебречь.

В результате совместного решения двух дифференциальных уравнений, описывающих движение воды в бесполостной и трубчатой частях дрены, получены расчетные зависимости, позволяющие определить расстояние между коллекторами при двухстороннем впадении в них дрен, глубины воды в бесполостной дрене, а также удельные приточности к дренам. Порядок расчета рассмотрен на примере.

Библиографический список

1. Избаш С. В. Вопросы турбулентной фильтрации в наброске / С. В. Избаш, Н. М. Леляева // Гидротехническое строительство. - 1971. - № 5. - С. 39-41.

2. Antohe B. V. A general two-equation macroscopic turbulence model for incompressible flow in porous media / B. V. Antohe, J. L. Lage // International Journal of Heat and Mass Transfer. - 1997. - N 40 (13). - P. 30133024.

3. Kuwahara F. Numerical modeling of turbulent flow in porous media using a spatially periodic array / F. Kuwahara, Y. Kameyama, S. Yamashita, A. Na-kayama // Journal of Porous Media. - 1998. - Vol. 1 (1). -Р. 47-55. DOI: 10.1615/JPorMedia.v1.i1.40

4. Pauthenet M. Inertial sensitivity of porous microstructures / M. Pauthenet, Y. Davit, M. Quintard, A. Bot-taro // Transport in Porous Media. - 2018. - Vol. 125 (2). - Р. 211-238.

5. Yao-hui C. H. Research of durability of filtering concrete-filled steel tube with formwork / C. H. Yao-hui // Journal of Jiamusi University (Natural Science Edition). -2009. - Vol. 6. - Р. 21.

6. Bonicelli A. Experimental study on the effects fine sand addition on differentially compacted pervious concrete / A. Bonicelli, F. Giustozzi, M. Crispino // Construction and Building Materials. - 2015. - Vol. 91. -Р. 102-110.

7. Арын Б. А. Обоснование применения пористого бетона в качестве основания и дренажа сооружений / Б. А. Арын // Изв. ВНИИГ им Б. Е. Веденеева. - 2016. -Т. 281. - С. 101-108.

8. Штыков В. И. Бесполостной дренаж периодического профиля / В. И. Штыков, Ю. Г. Янко // Мелиорация и водное хозяйство. - 2009. - № 4. - С. 3537.

9. Штыков В. И. Гидравлический расчет бесполостного дренажа при грунтовом напорном пита-

нии / В. И. Штыков, А. В. Козлова // Изв. ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева. - 2007. - Т. 247. - С. 84-90.

10. Соколовский И. К. Укрепления балластного слоя геоматериалами на участках с тяжеловесным движением поездов / И. К. Соколовский // Вестн. современных исследований. - 2019. - № 2.18 (29). -С. 69-71.

11. Скутин А. И. Повышение устойчивости земляного полотна с помощью армирования геосинтетическими материалами / А. И. Скутин, Д. А. Скутин, О. Л. Скутина, А. И. Табынщиков // Проектирование развития региональной сети железных дорог. - 2016. -№ 4. - С. 351-354.

12. Brown S. F. Identifying the key parameters that influence geogrid reinforcement of railway ballast / S. F. Brown, J. Kwan, N. H. Thoma // Geotextiles and Geomembranes. - 2007. - Vol. 25 (6). - P. 326-352.

13. Ibrahim S. F. Reinforcement effect of geogrid in ballast and sub-ballast of the railway track / S. F. Ibrahim, A. J. Kadhim, H. B. Khalaf // International Journal of Geomate. - 2018. -Vol. 15 (48). - P. 22-27.

14. Блажко Л. С. Технико-экономическая оценка воздейстия вагонов с повышенной осевой нагрузкой на железнодорожный путь / Л. С. Блажко, Е. В. Черняев, В. Б. Захаров, А. В. Романов, В. В. Соловьев // Конструкция и техническое обслуживание железнодорожного пути при организации тяжеловесного движения поездов : сб. трудов науч.-практич. семинара. - СПб. : ПГУПС, 2017. - С. 3-9.

15. Захаров В. Б. К вопросу о выборе оптимальной конструкции железнодорожного пути для реализации скорости 400 км/ч в России / В. Б. Захаров, Е. В. Черняев // Вестн. Ин-та проблем естественных монополий. Техника железных дорог. - 2017. - № 3 (39). - С. 24-30.

16. Бушуев Н. С. Особенности проектирования трассы железной дороги в условиях вечной мерзлоты / Н. С. Бушуев, С. В. Шкурников, В. А. Герасимов,

B. А. Голубцов, О. С. Морозова // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - Иркутск : ИрГУПС, 2019. - Т. 63. - № 3. - С. 135-142.

17. Русанова Е. В. Геоэкозащитные строительные конструкции / Е. В. Русанова, М. С. Абу-Хасан // Августин Бетанкур : от традиций к будущему инженерного образования : материалы Междунар. науч.-практич. конференции. - СПб. : ПГУПС, 2018. - С. 167-170.

18. Штыков В. И. Гидравлический расчет бесполостных дрен трапецеидального поперечного сечения, закладываемых с уклоном / В. И. Штыков // Изв. ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева. - 2014. - Т. 274. -

C. 14-22.

19. Штыков В. И. Гидравлический расчет бесполостных дрен треугольного поперечного сечения при переходном режиме / В. И. Штыков, А. Б. Пономарев // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2019. - Т. 16. - Вып. 3. - С. 523-532. Б01: 10.20295/1815-588Х-2019-3-523-532

20. Штыков В. И. Гидравлический расчет бесполостной дрены, усиленной дренажной трубой, заложенной с уклоном / В. И. Штыков, Е. В. Булга-нин, Б. А. Арын // Научная жизнь. - 2017. - № 11. -С. 26-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата поступления: 17.01.2020 Решение о публикации: 07.02.2020

Контактная информация:

ШТЫКОВ Валерий Иванович - д-р техн. наук, профессор; shtykov41@mail.ru ПОНОМАРЕВ Андрей Борисович - канд. техн. наук, доцент; pol1nom@yandex.ru

Hydraulic calculation of triangular-profile non-cavity drains reinforced by water drain pipe

V. I. Shtykov, A. B. Ponomarev

Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation

For citation: Shtykov V. I., Ponomarev A. B. Hydraulic calculation of triangular-profile non-cavity drains reinforced by water drain pipe. Proceedings of Petersburg Transport University, 2020, vol. 17, iss. 1, pp. 144-156. (In Russian) DOI: 10.20295/1815-588X-2020-1-144-156

Summary

Objective: Develop a method for calculation of triangular-profile non-cavity drains reinforced by water drain pipe in case of two-way discharging into a collector drain. Methods: Non-cavity drains, compared to drainage pipes, have higher water procuring capability but have lower diversion capacity. Water-diversion capacity of non-cavity drains can be increased by introducing a water drain pipe in them. Practically throughout the length of non-cavity section of the drain transient water movement occurs, and turbulent flow occurs in the pipe section. Differential equation for filtration in non-cavity section of the drain is solved by approximation method. Differential equation for fluid movement is also solved for the pipe section which is set at a slant and has two-way discharges to the collector drain. Results: As a result of coordinated solution of two differential equations describing water movement in non-cavity and pipe section of the drain, calculation dependencies allowing calculating drain parameters were obtained. An example of calculation is provided. Practical importance: This calculation method allows calculating the design proposed. Previously, the literature did not have a method for this case.

Keywords: Non-cavity draining, pipe draining, triangular cross-section, hydraulic calculation, transient movement regime.

References

1. Izbash S. V. & Lelyaeva N. M. Voprosy turbulent-noi fil'tratsii v nabroske [The problems of turbulent filtration in draft]. Gidrotekhnicheskoe stroitel'stvo [Hyd-rotechnical construction], 1971, no. 5, pp. 39-41. (In Russian)

2. Antohe B. V. & Lage J. L. A general two-equation macroscopic turbulence model for incompressible flow in porous media. International Journal of Heat and Mass Transfer, 1997, no. 40 (13), pp. 3013-3024.

3. Kuwahara F., Kameyama Y., Yamashita S. & Na-kayama A. Numerical modeling of turbulent flow in porous media using a spatially periodic array. Journal of Porous Media, 1998, vol. 1 (1), pp. 47-55. DOI: 10.1615/JPorMedia.v1.i1.40

4. Pauthenet M., Davit Y., Quintard M. & Bot-taro A. Inertial sensitivity of porous microstructures. Transport in Porous Media, 2018, vol. 125 (2), pp. 211238.

5. Yao-hui C. H. Research of durability of filtering concrete-filled steel tube with formwork. Journal of Jiamusi University (Natural Science Edition), 2009, vol. 6, p. 21.

6. Bonicelli A., Giustozzi F. & Crispino M. Experimental study on the effects fine sand addition on differentially compacted pervious concrete. Construction and Building Materials, 2015, vol. 91, pp. 102-110.

7. Aryn B. A. Obosnovanie primeneniia poristogo betona v kachestve osnovaniia i drenazha sooruzhenii [Justification for using porous concrete as foundation and drainage of structures]. Izvestiia VNIIG im. B.E. Ve-

deneeva [Proceedings of the Vedeneev VNIIG], 2016. vol. 281, pp. 101-108. (In Russian)

8. Shtykov V. I. & Ianko Iu. G. Bespolostnyi drenazh periodicheskogo profilia [Non-cavity deformed-bar draining]. Melioratsiia i vodnoe khoziaistvo [Irrigation engineering and water management], 2009, no. 4, pp. 35-37. (In Russian)

9. Shtykov V. I. & Kozlova A. V. Gidravlicheskii ras-chet bespolostnogo drenazha pri gruntovom napornom pitanii [Hydraulic calculation of non-cavity drainage in case of ground-water pressure feed]. Izvestiia VNIIG im. B. E. Vedeneeva [Proceedings of the Vedeneev VNIIG]. 2007, vol. 247, pp. 84-90. (In Russian)

10. Sokolovskii I. K. Ukrepleniia ballastnogo sloia geomaterialami na uchastkakh s tiazhelovesnym dvizhe-niem poezdov [Strengthening of ballast layer by geoma-terial at sections with heavy train movement]. Vestnik sovremennykh issledovanii [Modern research herald], 2019, no. 2.18 (29), pp. 69-71. (In Russian)

11. Skutin A. I., Skutin D. A., Skutina O. L. & Tabyn-shchikov A. I. Povyshenie ustoichivosti zemlianogo po-lotna s pomoshch'iu armirovaniia geosinteticheskimi materialami [Increasing stability of earth work by reinforcing with geosynthetic materials]. Proektirovanie razvitiia regional'noi seti zheleznykh dorog [Designing development of regional railway network], 2016, no. 4, pp. 351-354. (In Russian)

12. Brown S. F., Kwan J. & Thoma N. H. Identifying the key parameters that influence geogrid reinforcement of railway ballast. Geotextiles and Geomembranes, 2007, vol. 25 (6), pp. 326-352.

13. Ibrahim S. F., Kadhim A. J. & Khalaf H. B. Reinforcement effect of geogrid in ballast and sub-ballast of the railway track. International Journal of Geomate, 2018, vol. 15 (48), pp. 22-27.

14. Blazhko L. S., Cherniaev E. V., Zakharov V. B., Romanov A. V. & Solov'ev V. V. Tekhniko-ekonomi-cheskaia otsenka vozdeistviia vagonov s povyshennoi osevoi nagruzkoi na zheleznodorozhnyi put' [Technical and economic assessment of impact of wagons with increased axial loading on railway track]. Konstruktsiia i tekhnicheskoe obsluzhivanie zheleznodorozhnogo puti pri organizatsii tiazhelovesnogo dvizheniiapoezdov. Sbornik trudov nauchno-prakticheskogo seminara [Design and technical maintenance of railway track in organization of heavy train movement. Coll. papers of scientific and

practical seminar]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2017, pp. 3-9. (In Russian)

15. Zakharov V. B. & Cherniaev E. V. K voprosu o vybore optimal'noi konstruktsii zheleznodorozhnogo puti dlia realizatsii skorosti 400 km/ch v Rossii [On selecting the optimum design for railway track to implement the 400 km/h speed in Russia]. Vestnik instituta problem estestvennykh monopolii. Tekhnika zheleznykh dorog [Herald of the Institute of Natural Monopolies' Problems. Railway equipment], 2017, no. 3, pp. 24-30. (In Russian)

16. Bushuev N. S., Shkurnikov S. V., Gerasimov V.A., Golubtsov V. A. & Morozova O. S. Osobennosti proek-tirovaniia trassy zheleznoi dorogi v usloviiakh vechnoi merzloty [Specific features of designing railway track under permafrost conditions]. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie [Modern technologies. System analysis. Modelling]. Irkutsk, IrGUPS [Irkutsk State Transport University] Publ., 2019, vol. 63, no. 3, pp. 135-142. (In Russian)

17. Rusanova E. V. & Abu-Khasan M. S. Geoeko-zashchitnye stroitel'nye konstruktsii [Geoecoprotective engineering structures]. Avgustin Betankur: ot traditsii k budushchemu inzhenernogo obrazovaniia. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Agustin de Betancourt: from traditions to the future of engineering education. Proceedings of International scientific and practical conference]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2018, pp. 167-170. (In Russian)

18. Shtykov V. I. Gidravlicheskii raschet bespolos-tnykh dren trapetseidal'nogo poperechnogo secheniia, zakladyvaemykh s uklonom [Hydraulic calculation of non-cavity trapezoid cross-section drains set at a slant]. Izvestiia VNIIG im. B. E. Vedeneeva [Proceedings of the Vedeneev VNIIG], 2014, vol. 274, pp. 14-22. (In Russian)

19. Shtykov V. I. & Ponomarev A. B. Gidravlicheskii raschet bespolostnykh dren treugol'nogo poperechnogo secheniia pri perekhodnom rezhime [Hydraulic calculation of non-cavity triangular cross-section drains in transient regime]. IzvestiiaPetersburgskogo universiteta putei soobshcheniia [Proceedings of Petersburg Transport University]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2019, vol. 16, iss. 3,

pp. 523-532. DOI: 10.20295/1815-588X-2019-3-523-532 (In Russian)

20. Shtykov V. I., Bulganin E. V. & Aryn B.A. Gidrav-licheskii raschet bespolostnoi dreny, usilennoi drenazh-noi truboi [Hydraulic calculation of a non-cavity drain reinforced by drain pipe set at a slant]. Nauchnaia zhizn' [Scientific life], 2017, no. 11, pp. 26-40. (In Russian)

Received: January 17, 2020 Accepted: February 07, 2020

Author's information:

Valerii I. SHTYKOV - D. Sci. in Engineering, Professor; shtykov41@mail.ru Andrei B. PONOMAREV - PhD in Engineering, Associate Professor; pol1nom@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.